Новации в процедуре проведения проверок (Комментарий к Указу Президента РБ от 26.07.2012 № 332 «О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»)

С 1 октября 2012 г. контролирующие (надзорные) органы начали применять многочисленные изменения и дополнения, внесенные Указом Президента РБ от 26.07.2012 № 332 «О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 332) в Указ Президента РБ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 510).

Ряд изменений коснулся процедуры проведения проверок, прав и обязанностей контролирующих (надзорных) органов и проверяемых субъектов. Так, например:

1) непредставление имеющихся документов бухгалтерского и налогового учета может повлечь исчисление налогов и сборов расчетным методом.

Налоговые органы и органы КГК получили право определять в порядке, установленном постановлением Совета Министров РБ от 24.03.2010 № 426, размер причитающихся к уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин) на основании сведений о движении денежных средств по счетам в банке и (или) сведений о проверяемом субъекте, полученных от других государственных органов, юридических и физических лиц, либо расчетным методом на основании сведений о плательщиках, осуществляющих аналогичные виды деятельности, не только в случае отсутствия у проверяемого субъекта документов бухгалтерского, налогового учета и (или) других документов, связанных с налогообложением (как ранее), но и при непредставлении в указанные органы имеющихся документов. Соответствующие корректировки внесены в п. 17 Указа № 510;

2) Указ № 332 упорядочил нормы Указа № 510, касающиеся использования контрольного списка вопросов (чек-листа) (далее – чек-лист).

Чек-лист применяется в двух целях:

– во-первых, его применение возможно при планировании проверок.

Указом № 332 впервые установлено, что информация по контрольному списку вопросов (чек-листу) должна быть представлена проверяемым субъектом контролирующему (надзорному) органу не позднее 10 рабочих дней со дня получения указанного списка (чек-листа). За неисполнение в установленный срок этой обязанности либо представление чек-листа, содержащего заведомо недостоверные сведения, на виновных должностных лиц организации может быть наложен штраф по ст. 23.16 «Непредставление документов, отчетов и иных материалов» Кодекса РБ об административных правонарушениях в размере от 4 до 20 базовых величин;

– во-вторых, чек-лист может использоваться как форма отражения информации в процессе проведения проверки.

В этом случае чек-лист или его часть заполняется самим проверяющим (руководителем проверки) по вопросам, подлежащим проверке, и является неотъемлемой частью акта (справки) проверки. Такое использование чек-листа обязательно при проведении плановой проверки, если Советом Министров для соответствующего контролирующего (надзорного) органа и (или) сферы контроля (надзора) предусмотрено использование чек-листа. При проведении внеплановой проверки вопрос об использовании чек-листа решается по усмотрению проверяющих;

3) при проверке организаций, осуществляющих деятельность в сфере игорного бизнеса, игровые автоматы могут быть изъяты для направления на освидетельствование.

Налоговые органы получили право в случаях и порядке, установленных законодательством, при проведении проверки на срок, не превышающий срок ее проведения, направлять с изъятием или без изъятия игровые автоматы на техническое освидетельствование.

Соответствующие случаи и порядок определены Положением о порядке направления игровых автоматов на техническое освидетельствование, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 27.04.2012 № 389;

4) право приостанавливать и продлевать проверки получили заместители министров;

5) на проверки, проводимые по поручениям органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителей (их заместителей) органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам), не будут распространяться не только общеустановленные сроки проведения проверки, указанные в п. 26 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом № 510 (в частности, срок в 30 рабочих дней), но и сроки ее возможного приостановления и продления, предусмотренные в пп. 27 и 28 названного Положения.

Это значит, что продлить или приостановить такие проверки можно будет без каких-либо ограничений.

Подробнее читайте в журнале «Главный Бухгалтер»,
39,
Глеб Ростоцкий, юрист
Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Читайте также

Рубрики
Наверх
http://www.gb.by/aktual/gosudarstvennoe-regulirovanie/novatsii-v-protsedure-provedeniya-prover_cg000-0000999-1

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.