Плательщик вправе не выполнять неправомерное решение налогового органа: как реализовать эту норму на практике? (Комментарий к подп. 1.8-1 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса РБ)


Плательщик вправе не  выполнять неправомерные решения налоговых органов и требования их должностных лиц, не соответствующие положениям Налогового кодекса РБ (далее – НК) (подп. 1.8-1 п. 1 ст. 21 НК).

Такие права плательщика корреспондируют с обязанностью налогового органа и его должностных лиц  действовать в строгом соответствии с законодательством (ст. 82 НК).

Неправомерными являются решения и требования налоговых органов и их должностных лиц, не основанные на нормах НК.

Например, неправомерными решениями могут быть решения:

  • по акту проверки, о приостановлении операций по счетам в банке, об аресте имущества, о взыскании налога;
  • о досрочной уплате налогов;
  • о передаче налоговому органу или должностному лицу какого-либо имущества, принадлежащего плательщику;
  • об обеспечении транспортом, о предоставлении средств связи;
  • о представлении налоговой отчетности по формам, не соответствующим требованиям законодательства;
  • о представлении документов, не предусмотренных НК;
  • о включении в налоговую декларацию (расчет) сведений, не указанных в п. 7 ст. 63 НК.

Каким же образом может быть реализована предусмотренная норма?

На практике невыполнение плательщиком неправомерных решений налогового органа и требований их должностных лиц влечет привлечение к ответственности плательщика, поскольку критерии неправомерности решения или требования у плательщиков и налоговых органов различны. В силу презумпции законности решений налоговых органов (требований их должностных лиц) до их признания незаконными по установленной процедуре они будут считаться законными, соответствующие решения (требования) должны исполняться. Законодательство не устанавливает каких-либо правовых последствий, если плательщик только сочтет решение налогового органа (требование его должностных лиц) незаконным.  Однако плательщик  может инициировать в уполномоченных органах процедуры по признанию их таковыми. Смысл нормативного положения подп. 1.8-1 п. 1 ст. 21 НК, как представляется, заключен в том, что плательщик не может нести отрицательных последствий неисполнения им решений налоговых органов (требований  их должностных лиц), если впоследствии в надлежащем порядке будет установлена незаконность данного решения (требования).

Наиболее эффективным в большинстве случаев является инициативный способ защиты прав путем обращения плательщика к уполномоченному органу. Так,  например, если налоговый орган в нарушение ст. 75 НК при проведении проверки будет требовать представления документов и (или) информации, не имеющих отношения к деятельности и (или) имуществу проверяемого плательщика (например, статистических отчетов), либо  представления документов и (или) информации применительно к плательщику, в отношении которого не проводится проверка, для плательщика, не представившего эти документы и (или) информацию, имеет смысл активно защищать свои права через обращение к вышестоящему налоговому органу: например, требовать признания незаконным требования о представлении документов и (или) информации.

Марина Лазарь, юрист

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться:
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.