С 2014 года изменился порядок взаимодействия плательщиков с налоговыми и таможенными органами (Комментарий к ст. 22, 23, 52, 53, 641 Общей части НК в ред. Закона РБ от 31.12.2013 № 96-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения»)

14 января 2014

Ряд новаций, внесенных Законом РБ от 31.12.2013 № 96-З в Налоговый кодекс РБ (далее – НК), касается взаимодействия налоговых и таможенных органов и плательщиков. Рассмотрим их.

С 2014 г. плательщики не будут, как ранее, платить пени за то, что они воспользовались неправильными разъяснениями районных налоговых инспекций

До 2014 г. гарантия административной и судебной защиты прав и законных интересов плательщиков, предусмотренная п. 3 ст. 21 НК, распространялась только на случаи исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин), произведенных плательщиками на основании письменных разъяснений по вопросам применения актов налогового законодательства, полученных от МНС.

С 2014 г. такая гарантия распространяется и на письменные разъяснения территориальных налоговых органов.

Соответствующие изменения внесены и в ст. 52 НК. Они исключили начисление пеней на суммы налогов, сборов (пошлин) в случае их неуплаты или неполной уплаты на основании письменных разъяснений районных налоговых органов.

В новой редакции НК более четко изложены положения, касающиеся обязанности плательщиков представлять те или иные документы в налоговые органы

1. С 2014 г. в подп. 1.4 п. 1 ст. 22 НК закреплена обязанность плательщиков не позднее 31 марта года, следующего за отчетным, представлять в налоговый орган годовую индивидуальную бухгалтерскую и (или) финансовую отчетность, составленную в соответствии с законодательством РБ.

Важно! Представлять отчетность, составленную в соответствии с МСФО, а также консолидированную или промежуточную отчетность (в случае ее составления) в налоговые органы не требуется.

2. С 2014 г. сведения о дебиторской задолженности (т.е. перечень дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности и копии документов, подтверждающих факт наличия дебиторской задолженности) надо представлять не только в налоговый орган по месту постановки на учет (как ранее), но и в таможенный орган, осуществляющий взыскание таможенных платежей (новая редакция подп. 1.5 п. 1 ст. 22 НК).

Срок представления таких сведений – не позднее 10 рабочих дней со дня получения плательщиком (его представителем) решения таможенного органа о взыскании налогов, сборов (пошлин), пеней. Отметим, что сроки представления сведений налоговому органу не изменились – их по-прежнему надо представлять не позднее 5 рабочих дней со дня возникновения задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней.

3. В ст. 58 НК закреплено право таможенных органов обращать взыскание неуплаченных налоговых платежей и пеней на дебиторскую задолженность.

Важно! Ответственность за достоверность сведений о дебиторах и суммах дебиторской задолженности несет плательщик (п. 3 ст. 58 НК). То есть в случае необоснованного взыскания денежных средств с дебитора последний вправе требовать возмещения причиненных убытков не с таможенного органа, осуществившего взыскание, а с плательщика, представившего недостоверные сведения.

С 2014 г. расширен перечень оснований для приостановления операций плательщика по его счетам в банке

Как известно, с начала 2013 г. налоговые органы ведут реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (далее – реестр). Основания для включения в этот реестр определены Указом Президента РБ от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств».

С 2014 г. налоговый орган на основании дополнений, внесенных в ст. 53 НК, вправе приостановить операции по счетам также в случае:

• включения плательщика в реестр;

• если сумма денежных средств, поступившая на счета коммерческой организации в банках за месяц, превысила 5 000 базовых величин и при этом руководитель этой коммерческой организации или иное уполномоченное в установленном порядке действовать от имени коммерческой организации лицо не располагают сведениями о фактических обстоятельствах осуществления предпринимательской деятельности, в результате которой поступили указанные средства.

Из НК исключены все положения, касающиеся хозяйственных групп

Данные новации приняты в соответствии с Указом Президента РБ от 22.08.2013 № 368 «О признании утратившими силу некоторых указов и отдельных положений указов Президента Республики Беларусь и прекращении создания и деятельности хозяйственных групп».

Этим указом было предписано участникам всех ранее созданных хозяйственных групп принять до 31 декабря 2013 г. в установленном порядке меры по прекращению деятельности данных хозяйственных групп.

 


Подробнее читайте в журнале «Главный Бухгалтер», 2014 № 2, c. 58
 

Максим Коршекевич, юрист

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup