Подоходный налог-2019: изменения в определении налоговой базы, в ставках и порядке возврата налога

15 ноября 2018

О чем пойдет речь в статье:

 

Планируемые изменения в Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – НК) по подоходному налогу коснутся:

– налоговой базы и льгот;

– ставок налога;

– зачета (возврата) налога.

Рассмотрим, что может измениться с 2019 г.

Налоговая база подоходного налога

1. Для установления единообразного подхода к обложению подоходным налогом доходов в виде процентов по банковским вкладам (депозитам) и по сберегательным сертификатам предусмотрено установить единый порядок определения налоговой базы в отношении таких доходов.

2. В целях закрепления в НК сложившейся практики налогообложения предлагается при определении налоговой базы подоходного налога не учитывать доходы плательщиков, полученные в виде страхового возмещения и (или) обеспечения в связи с наступлением соответствующих страховых случаев по договорам страхования, по которым взносы уплачивались за счет средств организаций, признаваемых налоговыми агентами.

3. Предусмотрены упрощение и совершенствование порядка определения налоговой базы подоходного налога по операциям с ценными бумагами и с финансовыми инструментами срочных сделок по договорам, заключенным с белорусскими организациями и индивидуальными предпринимателями, и договорам, заключенным с иностранными организациями и индивидуальными предпринимателями.

Для повышения привлекательности налогового вычета, применяемого вместо фактически произведенных и документально подтвержденных расходов на приобретение, реализацию, погашение и хранение ценных бумаг, предусматривается увеличить его размер с 10 до 20 %.

Освобождение от подоходного налога

1. Предлагается НК дополнить нормой, освобождающей средства семейного капитала от подоходного налога.

 

Справочно: данная новация призвана привести нормы НК в соответствие с Положением о единовременном предоставлении семьям безналичных денежных средств при рождении, усыновлении (удочерении) третьего или последующих детей, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 09.12.2014 № 572.

 

2. Для установления единого порядка налогообложения предусматривается по аналогии с расходами на служебные командировки освободить от подоходного налога такие же выплаты (суточные в пределах норм, фактически произведенные и документально подтвержденные расходы по проезду к месту назначения и обратно, по найму жилого помещения, иные расходы, произведенные с разрешения или ведома организации, оплачиваемые или возмещаемые в соответствии с законодательством), производимые плательщикам не по месту основной работы (службы, учебы), в т.ч. при выполнении ими работ (оказании услуг) по гражданско-правовым договорам, если такие выплаты предусмотрены указанными договорами.

3. Для урегулирования вопроса по освобождению от налогообложения доходов, получаемых военнослужащими в виде надбавок за особые условия службы, а также денежного вознаграждения за боевое дежурство, дежурство в суточном наряде, карауле, прыжки с парашютом, летные испытания авиационной техники, разминирование местности и обезвреживание взрывоопасных предметов, водолазные работы, химические, дозиметрические и другие аварийно-спасательные работы, работы в изолирующих противогазах, предлагается дополнить НК соответствующей нормой.

4. В целях привлечения большего количества добровольцев, принимающих участие в клинических испытаниях, и соответственно развития производства и рынка сбыта лекарственных средств отечественного производства предложено освободить от обложения подоходным налогом вознаграждения, выплачиваемые пациентам за участие в клинических испытаниях таких средств.

5. Материальная помощь может оказываться нанимателями в связи со смертью бывших работников, не достигших пенсионного возраста (например, гражданин проработал в организации определенное количество лет, ушел с работы в связи с тяжелым заболеванием, получив I группу инвалидности, и впоследствии умер, не дожив до пенсионного возраста).

В целях урегулирования вопросов, связанных с налогообложением материальной помощи, выплачиваемой в подобных ситуациях, предлагается откорректировать соответствующую норму НК, что позволит в случае принятия нанимателем решения о выплате близкому родственнику материальной помощи в связи со смертью бывшего работника освободить ее от налогообложения независимо от возраста умершего бывшего работника.

6. Предлагается освободить от подоходного налога денежные премии и призы, получаемые участниками конкурса «Семья года» (аналогично освобождению от подоходного налога победителей ежегодных соревнований тружеников села «Дажынкi», семейного сельскохозяйственного проекта «Властелин села», призов, полученных спортсменами за участие в международных и республиканских соревнованиях).

7. Предусматривается установить единые подходы к налогообложению доходов, полученных от реализации (погашения) облигаций, независимо от того, кем эмитированы такие ценные бумаги. Для исключения злоупотреблений в части необоснованного получения налоговой льготы предусмотрены ограничения в отношении случаев реализации облигаций, эмитируемых юридическими лицами Республики Беларусь, выше их текущей стоимости, а также при осуществлении операций по реализации (погашению) таких облигаций между взаимозависимыми лицами.

8. Действующие нормы НК не предусматривают освобождение от подоходного налога доходов, полученных плательщиками от возмездного отчуждения незавершенных законсервированных капитальных строений, так как эти строения не являются жилыми домами и не относятся к иному имуществу для целей применения льготы по подоходному налогу.

В целях урегулирования вопросов, связанных с применением льготы в отношении доходов, полученных плательщиками от возмездного отчуждения в течение 5 лет одного незавершенного законсервированного капитального строения, расположенного на земельном участке, предоставленном им для строительства и обслуживания жилого дома, садоводства, дачного строительства, в виде служебного надела, предлагается внести необходимые корректировки в НК.

9. Для дальнейшего развития внебиржевого рынка Forex и стимулирования экономического роста в данном сегменте финансового рынка, а также стимулирования предоставления и привлечения микрозаймов микрофинансовыми организациями, предлагается освободить:

– до 1 марта 2022 г. доходы, полученные в Республике Беларусь на внебиржевом рынке Forex;

– по 31 декабря 2020 г. доходы в виде процентов по договорам займа, в т.ч. микрозайма, заключенным физическими лицами с потребительскими кооперативами финансовой взаимопомощи, членами которых они являются, при фактическом сроке таких договоров не менее 1 года.

10. Намечено привести главу «Подоходный налог с физических лиц» в соответствие с Указом Президента Республики Беларусь от 20.07.2018 № 286 в части освобождения от подоходного налога физических лиц, не признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь, от выполнения работ (оказания услуг), связанных с эмиссией, размещением, обращением, погашением государственных долгосрочных облигаций, с учетом прав на такие облигации, а также с представлением интересов Республики Беларусь в рамках досудебного урегулирования споров, в международных арбитражах и иностранных судебных органах по спорам между иностранными инвесторами Республикой Беларусь.

Ставки налога

1. Предлагается установить 2 пониженные ставки подоходного налога в отношении доходов в виде дивидендов (6 % и 0 %) при соблюдении определенных условий.

Так, если собственниками организации в течение 3 предшествующих лет принималось решение о том, что полученная прибыль полностью идет на развитие организации, а не на выплату дивидендов, то дивиденды, полученные в текущем году, облагаются по пониженной ставке 6 %. Если дивиденды не выплачивались в течение 5 предыдущих лет, то будет применяться ставка в размере 0 %.

2. Намечено установить конкретные ставки подоходного налога в отношении доходов от сдачи физическим лицам в аренду, наем жилых и нежилых помещений, машино-мест, а областным (Минскому городскому) Советам депутатов предоставляется право уменьшать (не более чем в 2 раза) размер этих ставок в зависимости от категории населенного пункта, в котором находятся жилое и (или) нежилое помещения, машино-место, а также места нахождения этих помещений, машино-мест в пределах населенного пункта.

Зачет (возврат) подоходного налога

1. Для упорядочения особенностей исчисления, порядка и сроков уплаты подоходного налога налоговыми агентами предлагается увеличить срок, за который налоговый агент вправе удержать у плательщика неудержанную или неполностью удержанную у него сумму подоходного налога, – с 3 до 5 лет.

Данное изменение направлено на приведение главы «Подоходный налог с физических лиц» НК в соответствие с изменениями, вносимыми в Общую часть НК, согласно которым плательщики имеют право на возврат излишне уплаченного (удержанного) подоходного налога за 5 лет вместо 3 лет. 

В целях оперативного реагирования налоговым органом на сообщение налогового агента о невозможности удержания у плательщика подоходного налога и принятия мер к взысканию налога, предлагается сократить с 30 календарных до 5 рабочих дней срок, в течение которого налоговый орган обязан вручить плательщику извещение на уплату налога, а также сообщить налоговому агенту, направившему такое сообщение, о факте уплаты плательщиком налога.

2. Предусмотрено:

– увеличить срок, за который плательщик имеет право на зачет (возврат) подоходного налога, – с 3 до 5 лет;

– сократить срок, в течение которого налоговый орган истребует у налогового агента документы, подтверждающие факт излишнего удержания и перечисления в бюджет подоходного налога с доходов плательщика, – с 5 календарных дней до 3 рабочих дней;

– сократить срок, в течение которого налоговый орган возвращает плательщику излишне удержанный налог, – с 1 месяца до 20 рабочих дней со дня подачи заявления плательщиком на возврат налога.

Николай Савельев, эксперт в области налогообложения

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup