НК-2024: изменение налогообложения для физлиц (в том числе ИП)


МНС прокомментировало положения Закона Республики Беларусь от 27.12.2023 № 327-З, регулирующие вопросы налогообложения физических лиц, в т.ч. индивидуальных предпринимателей.

Отдельные комментарии посвящены:

·       подоходному налогу с физических лиц;

·       налогообложению доходов от предпринимательской деятельности;

·       налогообложению доходов физических лиц;

·       земельному налогу и налогу на недвижимость, уплачиваемым физическими лицами;

·       проведению камеральной проверки соответствия расходов доходам физического лица.

 

Комментарий к Закону Республики Беларусь от 27 декабря 2023 г. № 327-З

«Об изменении законов по вопросам налогообложения»

(подоходный налог с физических лиц)

Наиболее существенными изменениями и дополнениями в части налогообложения подоходным налогом с физических лиц (далее – подоходный налог) являются следующие.

Проиндексированы (увеличены) размеры доходов, не признаваемых объектом налогообложения подоходным налогом или освобождаемых от подоходного налога:

·     доходы в размере стоимости товаров (работ, услуг), розданных (выполненных, оказанных) в рамках проведения рекламных мероприятий, если по условиям проведения этих мероприятий известны сведения о получателях таких товаров (работ, услуг), – со 186 руб. до 208 руб. по каждой выплате такого дохода (подп. 2.19 п. 2 ст. 196 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее – Налоговый кодекс);

·     доходы, полученные от физических лиц по договорам, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, в результате дарения, в виде недвижимого имущества по договору ренты бесплатно, – с 9 338 руб. до 10 431 руб. в сумме от всех источников в течение 2024 г. (п. 22 ст. 208 Налогового кодекса);

·     доходы, не являющиеся вознаграждениями за исполнение трудовых или иных обязанностей, полученные от:

§ организаций, индивидуальных предпринимателей, нотариусов, являющихся местом основной работы (службы, учебы), – с 2 821 руб. до 3 151 руб. от каждого источника в течение 2024 г.;

§ организаций, индивидуальных предпринимателей, нотариусов, не являющихся местом основной работы (службы, учебы), – со 186 руб. до 208 руб. от каждого источника в течение 2024 г. (п. 23 ст. 208 Налогового кодекса);

·     доходы в виде оплаты нанимателем за работника, а также профсоюзной организацией за члена своей организации страховых услуг страховых организаций Республики Беларусь, в том числе по договорам добровольного страхования жизни, дополнительной пенсии, медицинских расходов, – с 4 830 руб. до 5 395 руб. от каждого источника в течение 2024 г. (п. 24 ст. 208 Налогового кодекса);

·     доходы, получаемые инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в виде безвозмездной (спонсорской) помощи, пожертвований, поступивших на благотворительный счет, открытый в банке Республики Беларусь, – с 18 660 руб. до 20 843 руб. в сумме от всех источников в течение 2024 г. (п. 29 ст. 208 Налогового кодекса);

·     доходы, не являющиеся вознаграждениями за исполнение трудовых или иных обязанностей, полученные от профсоюзных организаций, объединений профсоюзов членами таких организаций в денежной и натуральной формах, – с 1 200 руб. до 1 340 руб. в сумме от каждого источника в течение 2024 г. (п. 38 ст. 208 Налогового кодекса).

 

Проиндексированы (увеличены) размеры стандартных налоговых вычетов по подоходному налогу:

·     стандартный налоговый вычет физическому лицу в месяц увеличен со 156 руб. до 174 руб. при получении дохода, подлежащего налогообложению, в сумме, не превышающей 1 054 руб. в месяц (подп. 1.1 п. 1 ст. 209 Налогового кодекса);

·     стандартный налоговый вычет:

§  на ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца увеличен с 46 руб. до 51 руб. в месяц;

§  для родителей, имеющих двух и более детей в возрасте до 18 лет или детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, увеличен с 87 руб. до 97 руб. в месяц на каждого ребенка;

§  для вдов (вдовцов), одиноких родителей, приемных родителей, опекунов или попечителей увеличен с 87 руб. до 97 руб. в месяц на каждого ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца (подп. 1.2 п. 1 ст. 209 Налогового кодекса);

·     стандартный налоговый вычет, предоставляемый отдельным категориям физических лиц, увеличен с 220 руб. до 246 руб. в месяц (подп. 1.3 п. 1 ст. 209 Налогового кодекса).

 

С 1 января 2024 г. введен дополнительный стандартный налоговый вычет для молодых специалистов, молодых рабочих (служащих)

В целях стимулирования привлечения и закрепления молодых специалистов у нанимателей в статью 209 Налогового кодекса включены нормы, в соответствии с которыми с 1 января 2024 г. молодые специалисты, молодые рабочие (служащие), получившие высшее, научно-ориентированное, среднее специальное или профессионально-техническое образование, имеют право на получение дополнительного стандартного налогового вычета по подоходному налогу в размере 620 руб. в месяц.

Такой налоговый вычет предоставляется молодым специалистам, молодым рабочим (служащим), получившим:

·     высшее, научно-ориентированное, среднее специальное или профессионально-техническое образование и трудоустроенным в соответствии со свидетельством о направлении на работу;

·     высшее, научно-ориентированное, среднее специальное или профессионально-техническое образование по специальностям для воинских формирований и военизированных организаций.

Дополнительный стандартный налоговый вычет предоставляется:

·     в течение срока обязательной работы у нанимателя по распределению (перераспределению), трудоустройству в счет брони, направлению (перенаправлению) на работу и срока продолжения с ним трудовых отношений, но не более 7 лет с даты трудоустройства у такого нанимателя в соответствии со свидетельством о направлении на работу;

·     в течение срока обязательной военной службы – молодым специалистам, молодым рабочим (служащим), получившим высшее, научно-ориентированное, среднее специальное или профессионально-техническое образование по специальностям для воинских формирований и военизированных организаций.

Перечень документов, на основании которых в 2024 г. предоставляется стандартный налоговый вычет для молодых специалистов, молодых рабочих (служащих), содержится в пункте 4-1 статьи 209 Налогового кодекса.

Обращаем внимание, что вышеуказанный стандартный налоговый вычет предоставляется с 1 января 2024 г. в отношении любых лиц, соответствующих вышеперечисленным условиям (как вновь прибывших на работу и трудоустроенных в соответствии со свидетельством о направлении на работу или получивших соответствующее образование по специальностям для воинских формирований и военизированных организаций, так и работающих, проходящих службу, на вышеуказанных условиях).

 

Имущественный налоговый вычет

С 1 января 2024 г. подпункт 1.1 пункта 1 статьи 211 Налогового кодекса дополнен нормой, в соответствии с которой из состава расходов, учитываемых при применении имущественного налогового вычета, исключены расходы на приобретение оборудования, инструментов, машин, механизмов и приспособлений, используемых физическими лицами при строительстве одноквартирного жилого дома или квартиры без привлечения застройщика или подрядчика.

Данная норма распространяется на вышеуказанные расходы, фактически понесенные физическим лицом с 1 января 2024 г.

Таким образом, в отношении расходов, понесенных до 1 января 2024 г. на приобретение оборудования, инструментов, машин, механизмов и приспособлений, используемых физическими лицами при строительстве одноквартирного жилого дома или квартиры без привлечения застройщика или подрядчика, имущественный налоговый вычет предоставляется в том числе в отношении доходов 2024 г. (неиспользованная сумма расходов переносится на последующие календарные годы до полного ее использования в виде имущественного налогового вычета).

 

Ставки подоходного налога

С 1 января 2024 г. установлена ставка подоходного налога в размере 25 %, которая применяется в отношении совокупности доходов, подлежащих налогообложению по ставке подоходного налога, установленной пунктом 1 статьи 214 Налогового кодекса (13 %), и полученных физическими лицами от источников в Республике Беларусь в виде дивидендов, по трудовым договорам, а также по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, в размере, превысившем за 2024 г. 200 000 руб.

Вышеперечисленные доходы, в отношении которых применяются ставки подоходного налога, установленные иными пунктами статьи 214 Налогового кодекса и (или) иными законодательными актами, не участвуют в определении совокупного дохода, в отношении которого применяется ставка подоходного налога в размере 25 %.

Так, не подлежат налогообложению по ставке в размере 25 % следующие доходы:

1. дивиденды и приравненные к ним доходы, полученные от:

§  юридических лиц, подоходный налог по которым исчислен по ставке в размерах 0 % или 6 % (пп. 5 и 6 ст. 214 Налогового кодекса);

§  юридических лиц, подоходный налог по которым исчислен по ставкам, установленным международными договорами;

§  резидента Парка высоких технологий участником (акционером) такого резидента, подоходный налог по которым исчислен по ставке в размере 9 % (п. 31 Положения о Парке высоких технологий, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2005 г. № 12);

§  резидента Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», подоходный налог по которым исчислен по ставке в размере 0 % (п. 51 Положения о специальном правовом режиме Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 12 мая 2017 г. № 166);

2. доходы по трудовым договорам, заключенным физическими лицами с:

§  резидентами Парка высоких технологий, облагаемые подоходным налогом по ставке в размере 13 % в соответствии с подпунктом 11.3 пункта 11 статьи 5 Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2022 г. № 230-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения» (не в соответствии с п. 1 ст. 214 Налогового кодекса);

§  резидентами Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», субъектами инновационной деятельности индустриального парка, совместной компанией, облагаемые подоходным налогом по ставке в размере 9 %;

§  организациями и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными с 1 июля 2015 г. по 31 декабря 2025 г. на территории юго-восточного региона Могилевской области, облагаемые подоходным налогом по ставке в размере 10 %;

3. доходы в виде дивидендов, по трудовым договорам, а также гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, начисленные за периоды до 1 января 2024 г.

Внимание! Установление ставки подоходного налога в размере 25 % не вносит никаких изменений в порядок исчисления, удержания и перечисления в бюджет подоходного налога налоговыми агентами, т.е., несмотря на превышение в течение 2024 г. начисленного дохода размера в 200 000 руб., налоговый агент не производит исчисление подоходного налога по ставке в размере 25 %.

Исчисление подоходного налога по ставке в размере 25 % производится только налоговым органом на основании представляемой физическим лицом налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу с физических лиц за 2024 г.

Срок представления налоговой декларации при получении доходов, облагаемых по ставке в размере 25 %, – не позднее 31 марта 2025 г. Срок доплаты налога по ставке в размере 25 % – не позднее 1 июня 2025 г.

Таким образом, налоговые обязательства по уплате подоходного налога по ставке в размере 25 % возникнут у физических лиц по итогам 2024 г. в 2025 г.

Определение суммы подоходного налога, подлежащей доплате по ставке в размере 25 %, будет производиться налоговым органом с зачетом ранее удержанного налоговым агентом подоходного налога по ставке в размере 13 % с доходов, начисленных за календарные месяцы календарного года, в которых имелось вышеуказанное превышение.

При этом налоговые льготы, предусмотренные статьями 208–212 Налогового кодекса, в том числе предоставленные налоговым агентом в течение 2024 г., к сумме доходов, превышающей 200 000 руб., не применяются.

 

Налоговые агенты

С 1 января 2024 г. в пункте 1 статьи 216 Налогового кодекса закреплено право представительств и органов международных организаций и межгосударственных образований, находящихся на территории Республики Беларусь (далее – международная организация), исполнять обязанности налоговых агентов в порядке, установленном налоговым законодательством (исчислять, удерживать и перечислять в бюджет Республики Беларусь подоходный налог с выплачиваемых физическим лицам доходов, представлять налоговые декларации (расчеты) налогового агента по подоходному налогу с физических лиц, сведения о доходах физических лиц и др.).

При этом физические лица, получившие в течение календарного года доходы от таких налоговых агентов, освобождаются от обязанности представлять в отношении этих доходов в налоговый орган налоговую декларацию (расчет) по подоходному налогу с физических лиц в порядке, установленном статьей 222 Налогового кодекса.

Вышеуказанные нормы распространяют свое действие на отношения, возникшие до 1 января 2024 г., т.е. на предыдущие календарные годы.

Таким образом, если международная организация выполняла обязанности налогового агента в 2023 г. (исчисляла, удерживала и перечисляла в бюджет подоходный налог с доходов сотрудников), то такие сотрудники освобождаются от представления налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу с физических за 2023 г. в части доходов, полученных от такой организации.

 

Расширен перечень доходов, при получении которых в течение календарного года физические лица обязаны представить в налоговый орган налоговую декларацию (расчет)

С 1 января 2024 г. установленный пунктом 1 статьи 219 Налогового кодекса перечень доходов, при получении которых в течение календарного года физические лица обязаны представить в налоговый орган налоговую декларацию (расчет) в порядке, установленном статьей 222 Налогового кодекса, дополнен следующими доходами:

·     доходы, в отношении которых физическим лицом неправомерно применялись особые режимы налогообложения, установленные Налоговым кодексом;

·     доходы, подлежащие налогообложению по ставке подоходного налога, установленной пунктом 1 статьи 214 Налогового кодекса (13 %), и полученные от источников в Республике Беларусь в виде дивидендов, по трудовым договорам, а также по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, если такие доходы за календарный год превысили в совокупности 200 000 руб.

 

Представление налоговыми агентами сведений о доходах физических лиц

В соответствии с дополнениями, внесенными в часть вторую пункта 6 статьи 85 НК, перечень доходов физических лиц, в отношении которых сведения налоговыми агентами не представляются в порядке и сроки, установленные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 апреля 2021 г. № 201 «О представлении сведений о доходах физических лиц», дополнен следующими доходами:

·     доходы, выплачиваемые членам избирательных комиссий, комиссий по референдуму, комиссий по проведению голосования об отзыве депутата;

·     доходы, выдаваемые в натуральной форме и освобождаемые от подоходного налога в соответствии с абзацем третьим части первой пункта 23 статьи 208 Налогового кодекса (например, в пределах 186 руб. в течение 2023 г.);

·     доходы в виде призов и (или) подарков, полученных в натуральной форме победителями, призерами, участниками районных, областных, республиканских соревнований, смотров, конкурсов, фестивалей-ярмарок, проектов и других аналогичных мероприятий, освобождаемые от подоходного налога в соответствии с пунктом 28-1 статьи 208 Налогового кодекса.

При этом дополнения, внесенные в часть вторую пункта 6 статьи 85 Налогового кодекса, распространяют свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2023 г. В связи с этим сведения о вышеперечисленных доходах, начисленных физическим лицам за 2023 г., налоговыми агентами в налоговый орган по сроку не позднее 1 апреля 2024 г. не представляются.

 

Комментарий к Закону Республики Беларусь от 27 декабря 2023 г. № 327-З

«Об изменении законов по вопросам налогообложения»

(в части налогообложения доходов от предпринимательской деятельности)

НДС

С 1 января 2024 г. индивидуальные предприниматели исключаются из числа плательщиков налога на добавленную стоимость по оборотам по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.

 

Подоходный налог

С 1 января 2024 г. индивидуальные предприниматели при определении налоговой базы подоходного налога с физических лиц (далее – подоходный налог) доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав учитывают только по принципу оплаты. В связи с этим статья 205 Налогового кодекса Республики Беларусь изложена в новой редакции.

С учетом возникающих на практике вопросов определены и систематизированы документы, подтверждающие расходы индивидуальных предпринимателей.

Отменено разделение доходов на доходы от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и внереализационные доходы, а также исключено понятие внереализационных расходов, что упростит порядок ведения учета доходов и расходов. Предусмотрено, что не участвуют в определении налоговой базы подоходного налога разницы, возникающие при переоценке иностранной валюты на счетах.

Индивидуальным предпринимателям – плательщикам подоходного налога предоставлено право применения социального и имущественного налоговых вычетов в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, независимо от наличия у них места основной работы (службы, учебы).

Закреплена возможность осуществления предпринимательской деятельности в статусе индивидуального предпринимателя, только если выручка за год не превышает 500,0 тыс. руб. Так, если доход индивидуального предпринимателя в течение 2024 г. превысит 500 тыс. руб., то со следующего календарного года такой гражданин вправе продолжить осуществление предпринимательской деятельности только в статусе коммерческой организации. Дальнейшее осуществление предпринимательской деятельности в статусе индивидуального предпринимателя запрещается.

Одновременно предусмотрено повышенное налогообложение подоходным налогом по ставке в размере 30 % всех доходов, полученных индивидуальным предпринимателем с начала 2024 г., если размер таких доходов превысил 500,0 тыс. руб.

 

Единый налог с индивидуальных предпринимателей

Сокращена сфера применения индивидуальными предпринимателями единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (далее – единый налог) – из групп товаров, при розничной торговле которыми индивидуальные предприниматели вправе применять единый налог, исключены нетабачные никотиносодержащие изделия, электронные системы курения и жидкости для электронных систем курения.

Увеличен размер ставок единого налога, установленный в приложении 24 к Налоговому кодексу Республики Беларусь.

Новые ставки единого налога применяются при исчислении суммы единого налога, срок уплаты которого наступает после 30 января 2024 г. Исчисление единого налога за январь 2024 г. производится по старым ставкам единого налога, предусмотренным приложением 24 к Налоговому кодексу Республики Беларусь в редакции, действовавшей по 31 декабря 2023 г.

 

Комментарий к Закону Республики Беларусь от 27 декабря 2023 г. № 327-З

«Об изменении законов по вопросам налогообложения»

(в части налогообложения доходов физических лиц)

Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц

С 1 января 2024 г. расширена сфера применения физическими лицами единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (далее – единый налог) – в перечень видов деятельности, которые вправе осуществлять физические лица, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, с уплатой единого налога, включена уборка территории от снега и льда.

Увеличен размер ставок единого налога, установленный в приложении 24 к Налоговому кодексу Республики Беларусь.

Новые ставки единого налога применяются при исчислении суммы единого налога, срок уплаты которого наступает после 30 января 2024 г. Исчисление единого налога за январь 2024 г. производится по старым ставкам единого налога, предусмотренным приложением 24 к Налоговому кодексу Республики Беларусь в редакции, действовавшей по 31 декабря 2023 г.

 

Сбор за осуществление ремесленной деятельности, сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма

С 1 января 2024 г. ставка сбора за осуществление ремесленной деятельности за месяц составляет 6,5 бел. руб.

Новая ставка применяется при уплате сбора за осуществление ремесленной деятельности, срок уплаты которого наступает после 31 января 2024 г.

Уплата сбора за осуществление ремесленной деятельности за январь 2024 г. по сроку 3 января 2024 г. производится по старой ставке в размере 6 бел. руб.

С 1 января 2024 г. ставка сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма за каждую агроусадьбу за месяц составляет 40 бел. руб.

Новая ставка применяется при уплате сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, срок уплаты которого наступает после 31 января 2024 г.

Уплата сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма за январь 2024 г. по сроку 3 января 2024 г. производится за каждую агроусадьбу по старой ставке в размере 37 бел. руб.

 

Налог на профессиональный доход

С 1 января 2024 г. не признаются объектом налогообложения налогом на профессиональный доход доходы, полученные физическим лицом от юридического лица – бывшего нанимателя, в течение трех лет после увольнения.

 

Транспортный налог

Проиндексированы ставки транспортного налога.

Вводится исчисление транспортного налога по транспортным средствам повышенной комфортности не старше трех лет, по ставкам, увеличенным в 10 раз. Перечень таких транспортных средств будет определяться Советом Министров Республики Беларусь. Данные изменения будут применяться в 2025 г. при исчислении и уплате транспортного налога за 2024 г.

 

Комментарий к Закону Республики Беларусь от 27 декабря 2023 г. № 327-З

«Об изменении законов по вопросам налогообложения»

(земельный налог и налог на недвижимость, уплачиваемые физическими лицами)

1. Изменен способ уплаты имущественных налогов.

С 01.01.2024 земельный налог, налог на недвижимость и транспортный налог подлежат уплате единым имущественным платежом. Данное нововведение в сфере уплаты имущественных налогов направлено на упрощение порядка их уплаты, а также создание комфортных условий для плательщиков – физических лиц.

Единый имущественный платеж не является новым налогом, а всего лишь представляет собой новый и удобный способ уплаты трех налогов: земельного налога, налога на недвижимость и транспортного налога.

Если ранее имущественные налоги уплачивались отдельными платежами на разные бюджетные счета в отношении недвижимого имущества и транспортных средств, то теперь все платежи по земельному налогу, налогу на недвижимость и транспортному налогу производятся на один республиканский счет по месту регистрации (прописки) физического лица (п. 2 ст. 13, п. 5 ст. 233, п. 8 ст. 244, п. 2 ст. 307-8 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее – Налоговый кодекс).

Как и раньше, для уплаты имущественных налогов налоговый орган будет направлять гражданам извещение на уплату таких налогов, но в котором теперь будет указан один счет для уплаты таких платежей.

Уплату имущественных налогов можно будет производить единоразово или по частям в зависимости от того, насколько такие варианты уплаты удобны плательщикам. Единственное, что надо соблюдать, – это срок уплаты таких налогов в бюджет, а именно ежегодно не позднее 15 ноября.

В связи с введением с 1 января 2024 г. единого имущественного платежа исключается возможность уплаты физическими лицами налога на недвижимость и земельного налога путем внесения сумм таких налогов председателям гаражных кооперативов и кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок, садоводческих товариществ, дачных кооперативов.

Более подробно ознакомиться с единым имущественным платежом можно на сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по ссылке: https://nalog.gov.by/actual/Unified-property-payment-2024/21308/

 

2. Изменен срок вручения извещений на уплату имущественных налогов.

Изменена окончательная дата вручения физическим лицам извещений на уплату земельного налога, налога на недвижимость и транспортного налога. В 2024 г. извещения должны быть вручены не позднее 1 октября 2024 г. (п. 4 ст. 233, п. 7 ст. 244, п. 1 ст. 307-8 Налогового кодекса).

Данное изменение вызвано значительным увеличением количества плательщиков имущественных налогов после введения транспортного налога и пересмотра налоговых льгот в отношении квартир, в связи с чем увеличилось время, необходимое для формирования извещений, их распечатки и направления почтовой корреспонденции.

 

3. Уточнены понятие «не завершенное строительством капитальное строение, его часть», а также порядок предоставления льгот физическим лицам по данным объектам налогообложения налогом на недвижимость.

С 2024 г. для целей исчисления налога на недвижимость к не завершенным строительством капитальным строениям, его частям относятся:

·     капитальное строение (здание, сооружение), его часть, имеющие фундамент, стены, крышу (если согласно проектной документации на возведение, реконструкцию объекта и (или) согласно назначению капитального строения (здания, сооружения) их возведение предполагается), строительство которых не завершено или строительство которых завершено, но такие объекты не зарегистрированы в установленном законодательством порядке;

·     незавершенное законсервированное капитальное строение, его часть, зарегистрированные в установленном законодательством порядке (абз. 4–6 подп. 5.3 п. 5 ст. 227 Налогового кодекса).

В связи с этим пункт 4 статьи 228 Налогового кодекса дополнен положениями, определяющими порядок предоставления физическим лицам льгот по уплате налога на недвижимость в отношении такой недвижимости.

Так, с 2024 г. от налога на недвижимость освобождается одно не завершенное строительством капитальное строение, его часть, принадлежащие:

·     лицу, достигшему общеустановленного пенсионного возраста, или лицу, имеющему право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста;

·     инвалиду I и II группы;

·     несовершеннолетнему ребенку;

·     лицу, признанному недееспособным;

·     военнослужащему срочной военной службы;

·     физическому лицу, проходящему альтернативную службу;

·     участнику Великой Отечественной войны и иному лицу, имеющему право на льготное налогообложение в соответствии с Законом Республики Беларусь «О ветеранах».

При наличии у вышеуказанных категорий физических лиц двух и более не завершенных строительством капитальных строений, их частей налоговая льгота предоставляется в отношении одного такого объекта налогообложения, стоимость которого больше, чем стоимость иных таких объектов налогообложения, принадлежащих плательщику.

При наличии двух и более не завершенных строительством капитальных строений, их частей, стоимость которых равна между собой, налоговая льгота предоставляется в отношении одного такого объекта налогообложения, приобретенного (полученного) плательщиком ранее других.

Обращаем внимание, что такие изменения будут действовать в 2025 г. при исчислении налога на недвижимость за 2024 г.

Исчисление налога на недвижимость в 2024 г. за 2023 г. будет производиться в прежнем порядке.

 

4. Изменен размер расчетной стоимости одного квадратного метра (одного метра) типового капитального строения (здания, сооружения) для зданий, сооружений, помещений, не относящихся к жилым домам, квартирам, садовым и дачным домикам, гаражам, машино-местам (далее – иные здания, сооружения).

С 2024 г. размер расчетной стоимости одного квадратного метра (одного метра) типового капитального строения (здания, сооружения) для иных зданий, сооружений дифференцирован в зависимости от площади такой недвижимости (часть третья п. 3 ст. 229 Налогового кодекса).

Размер расчетной стоимости одного квадратного метра (одного метра) для иных зданий, сооружений разделен на три группы в зависимости от площади такой недвижимости:

·     до 200 кв. метров (метров);

·     свыше 200 кв. метров (метров), но не более 400 кв. метров (метров);

·     свыше 400 кв. метров (метров).

Обращаем внимание, что определение налоговой базы для исчисления налога на недвижимость исходя из дифференцированной расчетной стоимости иных зданий, сооружений, которая зависит от площади такой недвижимости, будет использоваться налоговыми органами только в 2025 г. при исчислении налога на недвижимость за 2024 г.

Исчисление налога на недвижимость в 2024 г. за 2023 г. будет производиться в прежнем порядке.

В отношении жилых домов, квартир, садовых и дачных домиков, гаражей, машино-мест порядок определения расчетной стоимости не изменился.

 

5. Уточнен порядок применения в качестве налоговой базы налога на недвижимость заключения о независимой оценке рыночной стоимости капитальных строений (зданий, сооружений).

С 2024 г. представленное физическим лицом заключение о независимой оценке рыночной стоимости капитальных строений (зданий, сооружений) может быть использовано налоговым органом при определении налоговой базы налога на недвижимость в течение пяти лет начиная с года, за который определена такая оценка, с последующей ежегодной индексацией на сложившийся индекс роста потребительских цен за соответствующий год (часть четвертая п. 3 ст. 229 Налогового кодекса).

 

6. Уточнен порядок исчисления налога на недвижимость в отношении объектов недвижимости, являющихся совместной собственностью супругов.

Супруги имеют равные права владения, пользования и распоряжения принадлежащим им имуществом, в связи с чем государственная регистрация возникновения права на объекты недвижимости, являющиеся совместной собственностью, может производиться в отношении каждого из супругов без выделения долей.

В случае осуществления государственной регистрации права собственности указанным образом у каждого из супругов возникает объект налогообложения налогом на недвижимость.

В целях исключения двойного налогообложения одного и того же объекта с 1 января 2024 г. налог на недвижимость будет исчисляться только одному из супругов, определяемому такими лицами самостоятельно (п. 16 ст. 232 Налогового кодекса).

Информация о том, кто будет уплачивать налог на недвижимость в отношении объекта совместной собственности, должна быть представлена супругами в налоговый орган в виде уведомления. В случае непредставления такого уведомления налог на недвижимость исчисляется каждому участнику совместной собственности.

Аналогичный порядок предусмотрен и в отношении земельных участков, принадлежащих физическим лицам на праве совместной собственности (п. 17 ст. 243 Налогового кодекса).

 

Комментарий к Закону Республики Беларусь от 27 декабря 2023 г. № 327-З

«Об изменении законов по вопросам налогообложения»

(в части проведения камеральной проверки соответствия расходов доходам физического лица)

Наиболее существенными изменениями и дополнениями в части порядка проведения в 2024 г. камеральной проверки соответствия расходов доходам физического лица (далее – проверка) являются следующие.

Увеличен с 1 000 до 1 500 базовых величин размер превышения расходов над доходами физического лица, который является критерием для проведения последующего этапа проверки.

 

Справочно. Данный критерий не распространяется на проверки, проводимые на основании:

письменного запроса органов государственного контроля, органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов прокуратуры и Следственного комитета (в связи с ведением административного процесса, а также по уголовным делам и находящимся в производстве материалам по заявлениям и сообщениям о преступлениях);

поручения Министра по налогам и сборам, его заместителей, руководителей инспекций Министерства по налогам и сборам по областям и городу Минску, их заместителей.

 

С 01.01.2024 уточнены способы уведомления налоговым органом проверяемого физического лица о направлении ему требования о представлении пояснений об источниках доходов и иных предусмотренных законодательством документов. Так, такое уведомление осуществляется в первую очередь одним из следующих способов: посредством направления уведомления в личный кабинет плательщика, СМС-сообщения на абонентский номер оператора сотовой связи, телефонограммы. Только при отсутствии возможности уведомления физического лица вышеперечисленными способами уведомление производится при помощи иных средств связи: телеграмма, сообщение электронной почты или др.

С 01.01.2024 закрепляется право проверяемого лица, фактически не получившего требование о представлении пояснений об источниках доходов, получить такое требование даже по истечении 30-дневного срока для представления пояснений об источниках доходов.

Такое право возникает при одновременном соблюдении следующих условий:

– при наличии в налоговом органе информации о фактическом неполучении проверяемым лицом требования о представлении пояснений об источниках доходов и расчетов расходов и доходов;

– представлении проверяемым лицом заявления о неполучении им вышеуказанных документов.

Внимание! Право представить заявление и получить новое требование о представлении пояснений об источниках доходов распространяется только на проводимые по состоянию на 01.01.2024 камеральные проверки соответствия доходов и расходов, а также проверки, проведение которых начато после 01.01.2024, за исключением дополнительных проверок по отношению к проверкам, назначенным до 01.01.2024.

При выполнении таких условий налоговый орган вручает проверяемому лицу лично или заказным письмом с уведомлением о получении требование о представлении пояснений об источниках доходов. Такое требование считается полученным со дня его фактического получения. Срок представления пояснений об источниках доходов составляет 30 дней с момента фактического получения проверяемым лицом направленного на основании его заявления требования о представлении пояснений об источниках доходов.

Однако в таком случае налоговыми органами не учитываются в качестве доходов денежные средства, переданные на хранение и (или) полученные в виде займов, указанные в пояснениях об источниках доходов, представленных по такому требованию. Исключения составляют денежные средства, переданные на хранение и (или) полученные в виде займов, полученные в безналичном порядке либо по сделкам, документально подтвержденным государственным органом и (или) иной организацией, индивидуальным предпринимателем, нотариусом (такие средства учитываются в качестве источников денежных средств при составлении расчета расходов и доходов).

В целях создания комфортных условий взаимодействия между плательщиками и налоговыми органами посредством электронных сервисов с 01.01.2024 предусматривается возможность направления копии требования о представлении пояснений об источниках доходов вместе с копией расчета по запросу физического лица в личный кабинет плательщика.

С 01.01.2024 расширен перечень документов, представление которых по истечении 30-дневного срока для представления пояснений об источниках доходов является основанием для принятия подтверждаемых такими документами доходов в качестве источников и внесения изменений в расчет расходов и доходов проверяемого лица. Так, такими документами являются документы государственных органов и (или) иных организаций, индивидуальных предпринимателей, нотариусов, подтверждающие не только полученные проверяемым лицом доходы, но и совершенные таким лицом сделки, в ходе которых получены доходы.

Внесены корректировки в порядок определения расходов на строительство недвижимости, осуществляемое физическим лицом без привлечения застройщика или подрядчика, при отсутствии акта ввода такой недвижимости в эксплуатацию и непредставлении физическим лицом заключения о независимой оценке. Так, с 01.01.2024 размер таких расходов определяется физическим лицом самостоятельно, но их размер должен быть не менее 100 % стоимости, определенной налоговым органом для целей исчисления налога на недвижимость.

С 2024 г. проверяемое лицо в случае несогласия с размером расходов на строительство недвижимости может представить заключение об оценке такой недвижимости, составленное с использованием рыночных методов оценки зданий и сооружений на любую дату календарного года, в котором оцениваемый объект принят в эксплуатацию.

Кроме того, в целях установления единообразного подхода учета расходов, связанных со строительством объектов недвижимости, с привлечением и без привлечения застройщика или подрядчика, вводятся единые правила определения таких расходов, когда сведения о расходах, направленных на строительство, невозможно получить от застройщика или подрядчика в связи с его ликвидацией либо отсутствием у него таких сведений.

Также внесены дополнения в порядок проведения дополнительной проверки, оформление результатов такой проверки.

 

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup