Изменения в порядке налогообложения в 2024 году для физических лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей)

Важное в статье:


 

Законом № 327-З внесены изменения и дополнения в НК.

Рассмотрим наиболее существенные изменения и дополнения, которые ожидают физических лиц, индивидуальных предпринимателей, ремесленников и лиц, осуществляющих деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, в 2024 г.

 

Документы:

Закон Республики Беларусь от 27.12.2023 № 327-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения» (далее – Закон № 327-З);

Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – НК).

 

ИЗМЕНЕНИЯ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

С 2023 г. индивидуальные предприниматели применяют только два режима налогообложения:

·      общий порядок налогообложения (предусматривает уплату подоходного налога);

·      систему уплаты единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц в порядке и на условиях, определенных в гл. 33 НК.

Для всех индивидуальных предпринимателей с 01.07.2024 закреплена обязанность представлять налоговые декларации (расчеты) по установленным форматам в виде электронного документа (абз. 3 части первой п. 4 ст. 40 НК).

 

Обратите внимание!

Индивидуальные предприниматели, совокупный размер доходов и (или) валовой выручки которых от осуществления предпринимательской деятельности нарастающим итогом в течение 2024 г. превысит 500 000 руб., не смогут заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица начиная с 01.01.2025.

 

Подоходный налог

1. В новой редакции изложена ст. 205 НК, регулирующая определение налоговой базы подоходного налога с доходов от предпринимательской, нотариальной деятельности.

Исключены понятия внереализационных доходов и внереализационных расходов. При этом такие доходы и расходы (за некоторыми исключениями) перенесены соответственно в общий перечень облагаемых доходов в п. 3 ст. 205 НК и в перечень учитываемых расходов, определенный в п. 22 ст. 205 НК.

Отменена возможность отражения в учете доходов по принципу начисления: с 2024 г. все они станут отражаться по мере получения оплаты.

 

Обратите внимание!

Для индивидуальных предпринимателей, которые в 2023 г. учитывали доходы по начислению и в 2024 г. получат оплату товаров (работ, услуг), отгруженных (выполненных, оказанных) в 2023 г., введена специальная переходная норма, согласно которой такие суммы оплаты в 2024 г. облагаться не будут.

 

Скорректирован перечень расходов, учитываемых при обложении подоходным налогом.

 

Обратите внимание!

С 2024 г. разницы, возникающие при переоценке иностранной валюты на счетах, в кассах, не будут участвовать при определении налоговой базы подоходного налога ни в доходах, ни в расходах.

 

2. Установлено, что льгота, предусмотренная п. 42 ст. 208 НК, не распространяется на доходы, полученные индивидуальными предпринимателями от сдачи организациям или индивидуальным предпринимателям вторичного сырья по перечню, установленному Советом Министров Республики Беларусь.

3. Увеличен предельный размер доходов, при котором индивидуальный предприниматель, не имеющий места основной работы (службы, учебы), вправе применить стандартный налоговый вычет, – до 3 167 руб. (в 2023 г. он был установлен п. 2 ст. 209 НК и равнялся 2 835 руб.). Если размер доходов, подлежащих налогообложению и уменьшенных на сумму расходов, предусмотренных ст. 205 НК, не превысит в календарном квартале указанной суммы, индивидуальный предприниматель сможет применить за каждый месяц этого периода стандартный налоговый вычет в размере 174 руб. (в 2023 г. – 156 руб.).

4. До 2024 г. индивидуальные предприниматели, имеющие основное место работы, не были вправе применять социальный и имущественный налоговые вычеты в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности.

В целях создания равных условий при применении этих налоговых вычетов физическими лицами, в т.ч. зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, а также для упрощения администрирования подоходного налога с 2024 г. Законом № 327-З индивидуальным предпринимателям предоставлено право применения таких налоговых вычетов независимо от наличия у них места основной работы (службы, учебы). При этом вычеты могут быть применены при исчислении подоходного налога только при подаче налоговой декларации по подоходному налогу с доходов от предпринимательской, нотариальной деятельности за налоговый период, т.е. за календарный год (п. 2 ст. 210, подп. 1.1 п. 1 ст. 211 НК).

5. Ставка подоходного налога сохранена на уровне 20 %. Одновременно установлена повышенная ставка подоходного налога в размере 30 % для индивидуальных предпринимателей, у которых в 2024 г. доходы от предпринимательской деятельности превысят 500 000 руб. Данная ставка будет применяться ко всем доходам, полученным с начала года.

6. С 2024 г. индивидуальные предприниматели исключены из состава плательщиков НДС при реализации ими товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь (ст. 112, 113 НК).

 

Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц

1. Сокращен список видов деятельности, по которым индивидуальные предприниматели могут применять единый налог. Так, из сферы единого налога исключается уборка территории от снега и льда (абз. 9 подп. 2.7 п. 2 ст. 336, подп. 3.1.8 п. 3 ст. 337 НК).

 

Справочно: данный вид деятельности, исключаемый из сферы единого налога для индивидуальных предпринимателей, могут осуществлять физические лица без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей с уплатой единого налога.

 

Кроме того, с 2024 г. под единый налог не подпадает розничная торговля жидкостями для электронных систем курения, нетабачными никотиносодержащими изделиями, электронными системами курения, системами для потребления табака (подп. 1.2.6 п. 1 ст. 337 НК).

 

Обратите внимание!

С 01.01.2024 в отношении данного вида деятельности индивидуальные предприниматели должны применять общий порядок налогообложения с уплатой подоходного налога.

 

2. Для индивидуальных предпринимателей – плательщиков единого налога увеличены действующие ставки единого налога.

Например, ставка налога, установленная приложением 24 к НК для индивидуальных предпринимателей, продающих в г. Минске иные продовольственные товары (за исключением пива, пивного коктейля, напитков, изготавливаемых на основе пива (пивных напитков), алкогольных напитков), составит 1 178 руб. в месяц (в 2023 г. – 1 096 руб.).

Новые ставки применяются при исчислении единого налога, срок уплаты которого наступает после 30.01.2024, т.е. с февраля 2024 г. Единый налог за январь 2024 г. исчисляется по ставкам, действующим на 31.12.2023.

В Законе № 327-З отсутствует указание о сроке подачи уточненной декларации по единому налогу за I квартал 2024 г. в связи с увеличением налоговых ставок. По мнению автора, это необходимо сделать не позднее 31.01.2024.

3. Индивидуальные предприниматели – плательщики единого налога ведут учет валовой выручки для целей расчета размера превышения 40-кратной суммы единого налога. При этом они применяют принцип учета по начислению.

Отсылка на п. 3 ст. 213 НК из главы 18 «Подоходный налог с физических лиц» исключена из п. 16 ст. 342 НК, поскольку индивидуальные предприниматели плательщики подоходного налога с 2024 г. могут применять только принцип учета доходов по оплате. НК дополнен новой ст. 342-1, которая регулирует порядок определения даты получения валовой выручки в соответствии с принципом по начислению.

4. С 2024 г. для целей налогообложения (также как, и индивидуальных предпринимателей плательщиков подоходного налога) исключено понятие внереализационных доходов. Вместо него при определении валовой выручки будет использоваться термин «иные доходы». При этом в новой редакции п. 24 ст. 342 НК указано, какие доходы относятся к иным. Установлено, что при определении даты получения этих доходов следует применять положения ст. 342-1 НК.

 

ИЗМЕНЕНИЯ ДЛЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Подоходный налог

1. Введена новая ставка подоходного налога в размере 25 %, применяемая в отношении совокупности доходов, подлежащих налогообложению по ставке подоходного налога с физических лиц, установленной п. 1 ст. 214 НК (13 %), и полученных плательщиками от источников в Республике Беларусь в виде дивидендов, по трудовым договорам, а также по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, в размере, превысившем за налоговый период 200 000 руб. (п. 8 ст. 214 НК).

Соответственно, если размер таких доходов по совокупности за налоговый период составит свыше 200 000 руб., то сумма превышения подлежит налогообложению подоходным налогом в повышенном размере.

 

Обратите внимание!

Если какие-либо доходы подлежат обложению по иной ставке (например, 9 %, 6 %, 0 %), то вышеуказанный порядок на них не распространяется. Например, если в отношении начисленных в 2024 г. дивидендов будет применена ставка 6 %, то эти дивиденды для расчета суммы дохода с целью применения ставки 25 % учитываться не будут.

 

Исчисление подоходного налога по ставке 25 % будет производиться налоговым органом на основании налоговой декларации (расчета), которую физическое лицо обязано будет представить в порядке, установленном ст. 219 и 222 НК. Срок представления такой декларации – не позднее 31 марта года, следующего за отчетным. Так, крайний срок представления декларации за 2024 г. – не позднее 31.03.2025.

 

Обратите внимание!

Налоговые агенты, выплачивающие в течение календарного года вышеуказанные доходы, исчисляют и удерживают подоходный налог с этих доходов в общеустановленном порядке, как и ранее.

 

Налоговые льготы, предусмотренные ст. 208–212 НК, к сумме таких доходов, превышающей 200 000 руб., не применяются. Вместе с тем подоходный налог по ставке, равной 13 %, удержанный и перечисленный в бюджет налоговым агентом (или уплаченный физическим лицом) с доходов, начисленных за календарные месяцы, в которых имеет место указанное превышение, подлежит зачету налоговым органом в счет налога, исчисленного по ставке 25 %.

 

Обратите внимание!

Исчисление подоходного налога по ставке в размере 25 % производится в отношении доходов, полученных с 01.01.2024.

 

2. Повышаются ставки подоходного налога в отношении доходов от сдачи в аренду и наем жилых и (или) нежилых помещений, машино-мест (приложение 2 к НК).

 

Налог на профессиональный доход

С 01.01.2023 введен новый налог на профессиональный доход. В главу 40 НК вносятся следующие корректировки.

1. Не будут являться объектом обложения налогом на профессиональный доход доходы, полученные:

·      гражданами Республики Беларусь и иными плательщиками налога на профессиональный доход от сдачи в субаренду имущества, расположенного на территории Республики Беларусь;

·      физическими лицами от выполнения ими работ (оказания услуг) по гражданско-правовым договорам, в которых заказчиками работ (услуг) являются наниматели указанных физических лиц или лица, бывшие их нанимателями менее 3 лет назад.

2. Предусмотрено новое основание для прекращения применения налога на профессиональный доход по инициативе налогового органа – наличие фактов, свидетельствующих, что доступ к информационному обмену при применении плательщиком особого режима налогообложения имеют неуполномоченные лица.

3. С 01.01.2024 налоговый орган прекращает предоставлять льготу, установленную для пенсионеров, с 1-го числа месяца, в котором наступили обстоятельства, влекущие прекращение выплаты пенсии.

4. С 2024 г. ст. 219 НК дополнена нормами, согласно которым, если физическое лицо – плательщик налога на профессиональный доход получит доход, в отношении которого он необоснованно применил такой режим налогообложения, он будет обязан в отношении этого дохода представить в налоговые органы декларацию по подоходному налогу. На ее основании налоговый орган будет производить расчет сумм подоходного налога и предъявлять их к уплате физическому лицу.

 

Налог на недвижимость

Для физических лиц в Налоговый кодекс внесены изменения, связанные с применением освобождения от налогообложения согласно п. 4 ст. 228 НК, определением налоговой базы и т.д.

Основные изменения по налогу на недвижимость для физических лиц:

1. Скорректированы льготы, представляемые согласно п. 4 ст. 228 НК, в частности:

·      в подп. 4.3, 4.5, 4.6 и 4.7 ст. 228 НК изменен перечень объектов, принадлежащих многодетным семьям и освобождаемых от налога на недвижимость с учетом корректировки определения незавершенного строительством капитального строения в абз. 4 подп. 5.3 п. 5 ст. 227 НК;

·        из правила предоставления льготы исключены условия о том, что перечисленные в подп. 4.3 п. 4 ст. 228 НК незавершенные строительством объекты недвижимости располагаются на земельных участках, предоставленных для строительства и обслуживания жилых домов, садоводства, дачного строительства, строительства (установки) временных индивидуальных гаражей, в виде служебного земельного надела;

·      в целях поддержки социально-незащищенной категории граждан и сохранения за ними права на льготу в отношении незавершенных строительством объектов недвижимости п. 4 ст. 228 НК дополнен подп. 4.6-1.

·      для сохранения льгот по квартирам и жилым домам, находящимся в лизинге, и в отношении которых право собственности перейдет к физическому лицу – плательщику только после выкупа предмета лизинга, п. 4 ст. 228 НК дополнен новой частью.

2. Внесены изменения в порядок определения налоговой базы (п. 3 ст. 229 НК).

В целях снижения затрат плательщиков-физических лиц на проведение оценки капитального строения увеличен срок действия заключения о независимой оценке рыночной стоимости капитального строения с 1 года до 5 лет, при этом со второго года предусмотрена индексация стоимости капитального строения с применением прогнозных индексов роста потребительских цен на соответствующий год (часть четвертая п. 3 ст. 229 НК).

В связи с расширением перечня объектов недвижимости, признаваемых объектами налогообложения, а также для реализации положений НК о предоставлении льгот социально-незащищенной группе населения (пенсионеры, инвалиды, несовершеннолетние и др.) при наличии у них более одного жилого дома, квартиры часть пятая п. 3 ст. 229 НК изложена в новой редакции. Теперь в ней установлено, что налоговая база налога на недвижимость плательщикам – физическим лицам в отношении объектов налогообложения, по которым уполномоченными органами и организациями в налоговые органы не представлены данные об общей площади или общей площади жилого помещения либо протяженности, определяется как количество таких объектов в налоговом периоде. При этом для целей налогообложения стоимость таких объектов признается равной нулю (для выбора объекта, в отношении которого предоставляется льгота).

3. С 2024 г. если физическому лицу не был исчислен налог на недвижимость, налоговые органы могут его посчитать не более чем за 4 (вместо 3) календарных года, предшествующих году расчета налога (п. 17 ст. 232 НК).

4. Осуществлена корректировка срока направления налоговым органом извещения об уплате налога. Его будут вручать физлицу ежегодно не позднее 1 октября (вместо 1 сентября) года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 233 НК).

5. Исключена возможность уплаты физическими лицами налога на недвижимость через гаражные кооперативы и кооперативы, которые эксплуатируют автостоянки, садоводческие товарищества, дачные кооперативы (п. 6 ст. 233 НК).

 

Транспортный налог

1. Увеличены ставки транспортного налога, например, для физических лиц за легковой автомобиль массой не более 1,5 т – до 66 руб. за год (в 2023 г. – 61 руб.) (приложение 27 к НК).

2. Как и ранее, физические лица будут уплачивать транспортный налог на основании извещения налогового органа.

Вместе с тем предельный срок вручения физическим лицам извещений, в которых указана сумма транспортного налога, подлежащая уплате, перенесен с 1 сентября на 1 октября (п. 1 ст. 307-8 НК).

Предельный срок уплаты налога физическими лицами не изменен, но уплата транспортного налога плательщиками – физическими лицами будет производиться единым имущественным платежом ежегодно не позднее 15 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2 ст. 307-8 НК).

 

Ремесленный сбор

1. С 6 до 6,5 руб. в месяц увеличен размер ремесленного сбора. Новая ставка применяется при уплате ремесленного сбора, срок уплаты которого наступает после 31.01.2024, т.е. за февраль 2024 г. (п. 2 ст. 371 НК).

2. Плательщиками ремесленного сбора признаются только те физические лица, осуществляющие ремесленную деятельность в порядке, определенном Президентом, в отношении которых местные органы власти приняли решения о применении налогообложения с уплатой ремесленного сбора (ст. 369, подп. 1.1 п. 1 ст. 380 НК).

 

Справочно: данная норма действует уже с 01.07.2023. В случае отсутствия такого решения ремесленник обязан уплачивать налог на профессиональный доход.

 

3. С 01.01.2024 физическое лицо не обязано представлять в налоговый орган уведомления о начале и прекращении ремесленной деятельности (часть третья п. 1 ст. 370 НК).

 

Обратите внимание!

С 2024 г. местный орган власти в течение 5 рабочих дней со дня принятия в отношении физического лица решения о применении им налогообложения с уплатой ремесленного сбора направляет копию такого решения с указанием окончания срока его действия:

·      в налоговый орган по месту постановки на учет физического лица;

·      физическому лицу, в отношении которого принято такое решение.

 

Физическое лицо обязано применять налогообложение с уплатой ремесленного сбора до прекращения действия принятого в отношении этого физлица решения местного органа власти (часть четвертая п. 1 ст. 370 НК).

4. Установлено, что действие принятого в отношении физического лица решения местного органа власти о применении налогообложения с уплатой ремесленного сбора прекращается:

·      по окончании срока его действия;

·      по решению местного органа власти;

·      при прекращении ремесленной деятельности в порядке, определенном Президентом Республики Беларусь (часть первая п. 2 ст. 370 НК).

 

Обратите внимание!

Местный орган власти в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о прекращении применения налогообложения с уплатой ремесленного сбора направляет копию решения в налоговый орган по месту постановки на учет физического лица, а также физическому лицу, в отношении которого принято такое решение.

 

5. С 2024 г. уточнен порядок уплаты ремесленного сбора. Так, уплата ремесленного сбора производится за каждый календарный месяц не позднее 1-го числа каждого календарного месяца начиная с месяца, следующего за месяцем принятия местным органом власти решения о применении налогообложения с уплатой ремесленного сбора (часть первая п. 2 ст. 372 НК).

При возобновлении ремесленной деятельности, приостановленной в установленном законодательством порядке, уплата сбора за месяц, в котором деятельность возобновлена, производится не позднее даты возобновления (часть вторая п. 2 ст. 372 НК).

Уплата сбора прекращается с месяца, следующего за месяцем, в котором:

·      ремесленная деятельность приостановлена в порядке, установленном законодательством;

·      прекращено действие решения местного органа власти о применении налогообложения с уплатой ремесленного сбора (часть третья п. 2 ст. 372 НК).

6. С 2024 г. внесены уточнения в порядок возврата (зачета) ремесленного сбора. Так, не подлежит возврату (зачету) уплаченный ремесленный сбор за календарный месяц, в котором прекращено действие решения местного органа власти о применении налогообложения с уплатой ремесленного сбора или ремесленная деятельность не осуществлялась в период действия такого решения (часть четвертая п. 2 ст. 372 НК).

 

Справочно: ранее уплаченный ремесленный сбор не подлежал возврату (зачету) в случае прекращения ремесленной деятельности до истечения календарного месяца или неосуществления ее в течение календарного месяца.

 

Сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма

1. С 01.01.2024 ставка сбора за каждую агроусадьбу за месяц составляет 40 руб. (ст. 375 НК).

 

Обратите внимание!

Новая ставка применяется при уплате сбора, срок уплаты которого наступает после 31.01.2024, т.е. уплата сбора за январь 2024 г. по сроку 3 января 2024 г. производится за каждую агроусадьбу по старой ставке в размере 37 руб.

 

2. Плательщиками сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма признаются физические лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма в порядке, определенном Президентом Республики Беларусь, в отношении которых приняты решения местных исполнительных и распорядительных органов о применении уплаты сбора (в отношении принадлежащих таким физическим лицам одной или нескольких агроэкоусадеб) (ст. 373 НК).

3. Уплата сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма производится в случае осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма на территории одной или двух агроэкоусадеб в отношении соответственно одной или двух агроэкоусадеб за каждый календарный месяц не позднее 1-го числа каждого календарного месяца начиная с месяца, следующего за месяцем принятия местным исполнительным и распорядительным органом решения о применении уплаты сбора.

При возобновлении деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, приостановленной в установленном законодательством порядке, уплата сбора за месяц, в котором возобновлена деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, производится не позднее даты ее возобновления (п. 1 ст. 377 НК).

Уплата сбора прекращается с месяца, следующего за месяцем, в котором:

·      деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма прекращена в порядке, определенном Президентом Республики Беларусь;

·      прекращено действие решения местного исполнительного и распорядительного органа о применении уплаты сбора;

·      деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма приостановлена в порядке, установленном законодательством (п. 1 ст. 377 НК).

 

Елена Горошко, налоговый консультант

Поделиться статьей:
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup