Нормы расхода топлива-2020

Важное в статье:

  • Порядок учета затрат на топливо.
  • Первичные учетные документы для учета топлива.
  • Порядок установления норм расхода.

 

Затраты на оплату стоимости топлива для механических транспортных средств, в т.ч. автомобилей, израсходованного в пределах норм, установленных руководителем организации самостоятельно или путем обращения в аккредитованную испытательную лабораторию, организации вправе учесть при налогообложении прибыли (часть первая п. 6 Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2019 № 503 «О налогообложении»; далее – Указ № 503).

Указанные затраты определяются на основании документов бухгалтерского учета (с проведением расчетных корректировок в случае необходимости). Затраты на топливо должны быть непосредственно связаны с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 1 ст. 169, подп. 1.22 п. 1 ст. 173 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее – НК).

Как и все хозяйственные операции, в бухгалтерском учете топливо списывается на затраты на основании первичного учетного документа (п. 1 ст. 10 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»; далее – Закон № 57-З). Однако законодательством не установлена форма такого документа (Перечень первичных учетных документов, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2011 № 360; далее – Перечень № 360). Поэтому организация самостоятельно с учетом предъявляемых законодательством требований разрабатывает форму первичного учетного документа на списание топлива и закрепляет ее в своей учетной политике (п. 2 ст. 10, абз. 4 п. 4 ст. 9 Закона № 57-З).

Напомним, что действующим законодательством в области бухгалтерского учета определено, что топливо списывается на затраты производства на основании накопительных ведомостей данных путевых листов о фактическом расходе горюче-смазочных материалов или карточек учета расхода топлива (часть вторая п. 83 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133; далее – Инструкция № 133). В связи с этим разработанный организацией для таких целей первичный учетный документ может быть назван либо накопительной ведомостью, либо карточкой учета расхода топлива.

Не стоит забывать о том, что для верного составления первичного учетного документа на списание топлива организация должна документально подтвердить работу автомобиля. В качестве такого документа может быть использован путевой лист (в случае его использования) или другой документ, установленный организацией.

С 1 января 2020 г. нормы расхода топлива на автомобили для целей расчета налога на прибыль устанавливает руководитель (часть первая п. 6 Указа № 503). Такие нормы не ограниваются сроком их применения, как это было ранее (в течение 6 месяцев и до утверждения норм Минтрансом).

Руководитель устанавливает норму самостоятельно или путем обращения в аккредитованную испытательную лабораторию.

Согласно подп. 1.3 п. 1 постановления № 470 также определен порядок установления норм для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования начиная с 12.07.2015 и до вступления в силу данного постановления. За указанный период при расчете налога на прибыль организации также имеют право учитывать затраты на топливо, нормы расхода которого установлены руководителем самостоятельно либо путем обращения в аккредитованную лабораторию.

 

Важно! Как правило, за разработкой нормы расхода топлива обращаются в БелНИИТ «Транстехника». По ссылке разработка норм расхода топлива можно ознакомиться с порядком обращения и скачать форму заявки

 

При самостоятельном установлении руководителем нормы расхода топлива законодательством не установлен порядок определения ее размера. Поэтому при установлении нормы руководитель может взять за основу норму, установленную Минтрансом для соответствующей марки, модели автомобиля (при ее наличии) либо иным уполномоченным государственным органом или организацией, подчиненной Правительству. Также при установлении нормы руководитель может ориентироваться на размер нормы, установленной заводом-изготовителем.

Обратите внимание, что при исчислении налога на прибыль организации не обязаны соблюдать порядок определения норм, установленный Инструкцией о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденной постановлением Минтранса Республики Беларусь от 31.12.2008 № 141. Это касается, в частности, использования повышений и (или) понижений норм, а также установления дополнительного расхода топлива. Но учитывая различные условия эксплуатации автомобилей, руководитель имеет право устанавливать повышение или понижение, дополнительный расход топлива к уже установленной им норме. Также руководитель имеет право установить разные нормы расхода топлива для конкретных условий эксплуатации каждого отдельного автомобиля.

Нормы расхода топлива, их повышения (понижения), дополнительный расход топлива, которые будут применяться организацией при расчете налога на прибыль, должны быть закреплены в приказе. При этом не имеет значения, установил руководитель норму самостоятельно или обратился в аккредитованную организацию.

Важно помнить, что самостоятельное установление норм расхода топлива, используемых при расчете налога на прибыль, не должно использоваться для бесконтрольного расхода топлива. В таком случае при проведении проверок контролирующими органами организации рискуют тем, что с затрат будет снята стоимость израсходованного топлива, а налоговая база по налогу на прибыль будет пересчитана, что приведет к доплате соответствующего налога и уплате пени (п. 4 ст. 33 НК).

 

Читайте свежие материалы по этой теме:

С расходами на топливо проблема решена… с 2015 года 

Поделиться статьей:
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.