AA

Когда организация может уплатить пени по таможенным платежам, уменьшенным в 2 раза?

Плательщики таможенных платежей, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, утилизационного сбора, взимаемого таможенными органами, производят уплату пеней, начисленных на такие суммы, в размере, уменьшенном в 2 раза. Такое право предоставлено Декретом № 7  |*|.

* Комментарий к подп. 5.3 п. 5 Декрета № 7 в части уплаты пеней по таможенным платежам 

Это возможно при соблюдении определенных условий.

Каких? Читайте предлагаемый материал.

Ситуация 1

Применение норм Декрета № 7 [1] «задним» числом не предусмотрено

Белорусская организация приобрела товар в Польше. С целью ввоза данных товаров на территорию Республики Беларусь они были помещены под таможенную процедуру таможенного транзита.

В срок, установленный для доставки товара в таможенный орган назначения, товар не прибыл. То есть таможенный орган не располагает сведениями о местонахождении этих товаров.

По причине незавершения действия таможенной процедуры таможенного режима у декларанта наступил срок уплаты таможенных пошлин, налогов по основаниям ст. 153 ТК ЕАЭС [2].

Организация-декларант исполнила обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов до истечения 10 рабочих дней со дня вручения ей решения таможенного органа о взыскании таможенных платежей, процентов, пеней.

Может ли организация претендовать на уменьшение размера пеней в 2 раза на основании подп. 5.3 п. 5 Декрета № 7, если таможенные пошлины, налоги были уплачены организацией до вступления Декрета № 7 в силу?

Не может.

Организация не может претендовать на уменьшение размера пеней в 2 раза, так как положения подп. 5.3 п. 5 Декрета № 7  не распространяют свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу.

Обоснуем наш ответ.

При уплате плательщиком сумм таможенных платежей, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, утилизационного сбора, взимаемого таможенными органами, пени, начисленные на такие суммы, уплачиваются в размере, рассчитанном в соответствии с п. 4 ст. 55 НК [3], уменьшенном в 2 раза, при условии, что уплата плательщиком производится:

– до принятия таможенными органами решения о взыскании сумм таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, утилизационного сбора или решения по акту таможенной проверки;

– до истечения 10 рабочих дней со дня получения плательщиком указанных решений (подп. 5.3 п. 5 Декрета № 7).

Справочно: до применения мер по взысканию таможенных платежей таможенный орган направляет (вручает) плательщику, иному обязанному лицу решение о взыскании таможенных платежей, процентов, пеней или решение по акту таможенной проверки. Меры по взысканию таможенных платежей применяются по истечении 10 рабочих дней со дня получения плательщиком решения о взыскании таможенных платежей, процентов, пеней или решения по акту таможенной проверки (пп. 2 и 3 ст. 119 Закона № 129-З [4]).

На день вступления в силу Декрета № 7 действовал Закон № 361-З [5].

Из него следует, что нормативный правовой акт (далее – НПА) не имеет обратной силы, т.е. не распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу. Исключением являются случаи, когда:

1) НПА смягчает или отменяет ответственность граждан, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц;

2) в самом НПА или в акте о введении его в действие прямо предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу (часть первая ст. 67 Закона № 361-З).

В Декрете № 7  не предусмотрено, что его положения распространяют свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу.

Справочно: согласно положениям НК (как в действующей редакции, так и в редакции, действовавшей на день вступления в силу Декрета № 7) пени являются способом обеспечения исполнения налогового обязательства и не относятся к мерам ответственности. Пени уплачиваются (взыскиваются) дополнительно к сумме неисполненного налогового обязательства одновременно с уплатой (взысканием) сумм налога, сбора (пошлины) или после их уплаты (взыскания) в полном объеме независимо от применения других способов обеспечения исполнения налогового обязательства, а также мер ответственности за нарушение налогового законодательства |*|.

 

Ситуация 2

Пени в уменьшенном размере не применяются по истечении 10 рабочих дней со дня получения плательщиком решения таможенного органа

Организация получила от таможенного органа решение о взыскании таможенных платежей, процентов, пеней.

Таможенные платежи уплачены организацией до истечения 10 рабочих дней со дня получения решения. Пени не уплачены.

Вправе ли организация уплатить в данном случае пени, уменьшенные в 2 раза на основании подп. 5.3 п. 5 Декрета № 7?

Не вправе.

Из содержания подп. 5.3 п. 5 Декрета № 7 и примечания 29 к указанному Декрету следует, что уплата пеней производится в размере, рассчитанном в соответствии с НК, уменьшенном в 2 раза, если до истечения 10 рабочих дней со дня получения решения о взыскании таможенных платежей, процентов, пеней уплачены и таможенные платежи, и пени, начисленные на такие платежи.

Если уплата пеней производится после истечения 10 рабочих дней со дня получения плательщиком решения о взыскании таможенных платежей, процентов, пеней, то положения подп. 5.3 п. 5 Декрета № 7 не применяются.

 

Ситуация 3

Ограничения по освобождению от уплаты пеней

Организация уплатила пени в размере, уменьшенном в 2 раза по основаниям подп. 5.3 п. 5 Декрета № 7.

Может ли организация получить освобождение от уплаты пеней в порядке, определенном Указом № 340 [6]?

Не может.

Организации вправе получить освобождение от административных взысканий и уплаты пеней в порядке, определенном Положением, утвержденным Указом № 340.

Для этого ей необходимо представить на рассмотрение Межведомственной комиссии по освобождению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий и уплаты:

– ходатайство, которое должно содержать просьбу о полном или частичном освобождении заявителя от административного взыскания и (или) уплаты пеней;

– перечень необходимых документов (пп. 1 и 2 Положения).

Положением  также определены случаи, когда заявитель не имеет права подать ходатайство.

Их перечень содержится в п. 3 Положения. Один из них предусматривает, что заявитель не имеет права подать ходатайство в отношении уплаченных (взысканных) пеней (их части).

Нормы подп. 5.3 п. 5 Декрета № 7, касающиеся уменьшения рассчитанного размера пени в 2 раза, подлежат применению непосредственно при уплате таких пеней.

Следовательно, при уплате пеней, в т.ч. с учетом положений подп. 5.3 п. 5 Декрета № 7, плательщик утрачивает право подать ходатайство в отношении таких пеней |*|.

* Правила освобождения от административного штрафа и пени за неуплату «ввозного» НДС и иных таможенных платежей 

Документы к статье

[1] Декрет Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет № 7)

[2] Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС)

[3] Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – НК)

[4] Закон Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее – Закон № 129-З)

[5] Закон Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (далее – Закон № 361-З)

[6] Положение о порядке освобождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий и уплаты пеней, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 23.07.2015 № 340 (далее – Указ № 340 и Положение)

Сохранить закладку
Мои закладки

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup