Налог на прибыль: основные льготы в 2011 году

Сергей Кольцов, экономист

В материале, предлагаемом вниманию читателей, указаны документы, регулирующие порядок применения основных льгот по налогу на прибыль.
Напомним, что льготы по налогу на прибыль плательщики могут использовать при наличии оснований и в порядке, установленных Налоговым кодексом РБ и иными актами налогового законодательства. Для подтверждения права на использование налоговых льгот плательщик может вести раздельный учет объектов налогообложения, по которым есть основания для применения налоговых льгот.
С отдельными видами льгот по налогу на прибыль можно дополнительно ознакомиться в "ГБ", 2011, № 8, с. 44–48.

 

Перечень льгот по налогу на прибыль определен ст. 140 Налогового кодекса РБ

Особенная часть Налогового кодекса РБ от 29.12.2009 № 71-З, с учетом изменений от 15.10.2010 № 174-З ("ГБ", 2010, № 41, с. 8–48) и от 10.01.2011 № 241-З

Исчисление и уплату налога на прибыль регулирует гл. 14 "Налог на прибыль" Налогового кодекса РБ (далее – НК).
В частности, в ст. 140 этой главы определены основные льготы по налогу на прибыль.
Например, от обложения налогом на прибыль освобождают валовую прибыль организаций в порядке и на условиях, установленных пп. 2–4 ст. 140 НК, в размере финансирования капитальных вложений производственного назначения и жилищного строительства и (или) погашения полученных и использованных на эти цели кредитов банков, займов нерезидентов РБ, оформленных в порядке, установленном законодательством РБ, но не более 50 % валовой прибыли (подп. 1.1 п. 1 ст. 140 НК).
Отметим, что с 1 января 2011 г. существенно упрощен порядок применения льготы по налогу на прибыль, направленной на финансирование капитальных вложений производственного назначения и жилищного строительства. Это произошло за счет отказа от 2 условий  – наличие на 1-е число отчетного периода чистой прибыли и положительного остатка амортизационного фонда и их использование на финансирование капитальных вложений.
Действие указанной льготы по налогу на прибыль также распространено на займы, получаемые белорусскими предприятиями от нерезидентов РБ в установленном законодательством порядке (на основании уведомления Нацбанка РБ или получения его разрешения).
Чтобы не допустить значительных потерь бюджета в связи с отменой указанных ограничений, возможность применения льготы по налогу на прибыль ограничена 50 % валовой прибыли.

Правила отражения льгот в налоговых декларациях за 2010 г. и 2011 г.

Постановление МНС РБ от 31.12.2009 № 87 "Об утверждении форм налоговых деклараций (расчетов), расчета об исчисленных суммах отчислений в инновационный фонд, книги покупок, Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), расчета об исчисленных суммах отчислений в инновационный фонд, книги покупок и о признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и их отдельных положений", с учетом изменений от 08.04.2010 № 29 и от 20.07.2010 № 59

Организации должны представить за 2010 г. в налоговые инспекции налоговую декларацию (расчет) по налогу на прибыль и сбору на развитие территорий по форме, утвержденной постановлением № 87 (приложение 2 к постановлению). Порядок ее заполнения определен гл. 3 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), расчета об исчисленных суммах отчислений в инновационный фонд, книги покупок.

Прибыль, предоставление льгот по которой зависит от характера реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и (или) характера внереализационных доходов (в частности, если льготированию подлежит прибыль, полученная от реализации определенных товаров (работ, услуг), имущественных прав и (или) от осуществления определенной деятельности), отражают по стр. 11 декларации.

Льготируемая прибыль, которая не зависит от характера реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и (или) характера внереализационных доходов, а относится к деятельности организации в целом и (или) ее прибыли в целом (в частности, прибыль, предоставление льгот по которой в соответствии с законодательством производят без указания реализации (внереализационных доходов) и (или) деятельности, от которых она получена), отражается по стр. 12 декларации. К прибыли, включаемой в стр. 12, относят в т.ч. прибыль, освобождаемую от налогообложения согласно подп. 1.1 п. 1 ст. 140 НК.

Прибыль резидентов СЭЗ, полученную от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, освобождают от налога на прибыль в течение 5 лет с даты объявления ими прибыли (п. 3 ст. 327 НК).

Для целей применения данной льготы резиденты СЭЗ должны заполнить стр. 11 декларации с учетом следующих условий:

– прибыль, освобождаемую от налога на прибыль согласно указанной льготе, нужно отразить в графе, соответствующей ставке налога на прибыль в размере 12 %;

– не надо включать в стр. 11 декларации прибыль (убыток) от реализации товаров (работ, услуг), если дата этой реализации не приходится на 5-летний период, в течение которого резидент СЭЗ имеет право на применение указанной льготы.

В разд. II налоговой декларации (расчета) приведена форма справки о размере и составе использованных льгот.

Постановление МНС РБ от 15.11.2010 № 82 "Об установлении форм налоговых деклараций (расчетов), книги покупок, утверждении Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, Инструкции о порядке представления подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации"

Постановлением утверждены форма налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль и отчислениям в инновационный фонд (приложение 3 к постановлению) и Инструкция о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок.

Следует учитывать, что льготируемую прибыль, которая не зависит от характера реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и (или) характера внереализационных доходов, а относится к деятельности организации в целом и (или) ее прибыли в целом (в частности, прибыль, предоставление льгот по которой в соответствии с законодательными актами производят без указания реализации (внереализационных доходов) и (или) деятельности, от которых она получена), отражают по стр. 12 разд. 1 формы налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль и отчислениям в инновационный фонд (подп. 29.8 п. 29 Инструкции).

Например, к прибыли, отражаемой постр. 12 разд. I декларации, относят в т.ч. прибыль, освобождаемую от налогообложения согласно подп. 1.1 п. 1 ст. 140 НК. Порядок отражения льготы по резидентам СЭЗ не изменился.

По этой форме организации должны представлять в налоговые инспекции налоговые декларации (расчеты) по налогу на прибыль за 2011 г.

В приложении к форме налоговой декларации приведена справка о размере и составе использованных льгот по налогу на прибыль.

Льготы по налогу на прибыль также определены указами и декретами Президента РБ

Декрет Президента РБ от 20.12.2007 № 9 "О некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности в сельской местности", с учетом последних изменений от 13.09.2010 № 7

В целях стимулирования экономического развития сельских населенных пунктов организации филиалы, представительства, иные обособленные подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный) либо иной банковский счет (далее – организации), и индивидуальные предприниматели, находящиеся (проживающие) в сельской местности, при осуществлении в сельской местности деятельности по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг) вправе применять порядок налогообложения, уплаты обязательных платежей в бюджет, выдачи специальных разрешений (лицензий), внесения в них изменений и(или) дополнений в соответствии с Декретом № 9 (далее – особый порядок).

Организации, имеющие право на применение особого порядка, с 1 января 2008 г. по 31 декабря 2012 г. освобождены от уплаты налога на прибыль в отношении прибыли, полученной от реализации товаров (работ, услуг), произведенных (выполненных, оказанных) ими в сельской местности (за исключением прибыли, полученной от торговой посреднической деятельности).

Декрет Президента РБ от 28.01.2008 № 1 "О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)", с учетом последних изменений от 13.09.2010 № 7

Коммерческие организации, созданные с 1 апреля 2008 г., с местом нахождения и при осуществлении деятельности на территории Республики Беларусь, за исключением населенных пунктов с численностью населения свыше 50 тыс. человек в соответствии с перечнем, утверждаемым Советом Министров РБ по согласованию с Президентом РБ, вправе не исчислять и не уплачивать в течение 7 лет со дня их создания налог на прибыль в части реализации товаров (работ, услуг) собственного производства при наличии их раздельного учета.

Реализация товаров (работ, услуг) собственного производства – это реализация коммерческой организацией товаров (работ, услуг) собственного производства в период действия сертификата продукции собственного производства (сертификата работ и услуг собственного производства), выданного в установленном порядке.
 
Справочно: перечень населенных пунктов с численностью населения свыше 50 тыс. человек утвержден постановлением Совета Министров РБ от 05.10.2008 № 1451 "О некоторых мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 1".

В этот перечень вошли 22 города, в т.ч.:

– в Минской области – города Борисов, Жодино, Молодечно, Слуцк и Солигорск;

– Витебской области – города Витебск, Новополоцк, Орша и Полоцк;

– Гомельской области – города Гомель, Жлобин, Мозырь, Речица и Светлогорск;

– Гродненской области – города Гродно и Лида;

– Брестской области – города Барановичи, Брест и Пинск;

– Могилевской области – города Бобруйск и Могилев;

– г. Минск.
 
Указ Президента РБ от 22.10.2003 № 460 "О международной технической помощи, предоставляемой Республике Беларусь", с учетом последних изменений от 05.03.2010 № 134

Международная техническая помощь – это один из видов помощи, безвозмездно предоставляемой Республике Беларусь донорами международной технической помощи для оказания поддержки в социальных и экономических преобразованиях, охране окружающей среды, ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, развитии инфраструктуры путем проведения исследований, обучения, обмена специалистами, аспирантами и студентами, передачи опыта и технологий, денежных средств, поставки оборудования и других товаров (имущества) по одобренным проектам (программам) международной технической помощи, а также в форме организации и (или) проведения семинаров, конференций, иных общественных обсуждений.

Не признают объектами обложения налогам на прибыль получаемые в рамках международной технической помощи денежные средства, в т.ч. в иностранной валюте, иное имущество (включая относимое к основным фондам, товарно-материальным ценностям и нематериальным активам), полученные в качестве международной технической помощи (подп. 1.3 п. 1 Указа).

При нецелевом использовании международной технической помощи указанную льготу не распространяют на получаемые (выполняемые, оказываемые) в рамках этой помощи денежные средства, в т.ч. в иностранной валюте, товары (работы, услуги), а также на иное имущество. В данном случае налог на прибыль уплачивают (взыскивают) с начислением пени, штрафов в соответствии с законодательством.

Указ Президента РБ от 03.05.2001 № 234 "О государственной поддержке разработки и экспорта информационных технологий"

Белорусскому государственному университету поручено выступить инициатором создания в установленном порядке научно-технологической ассоциации. Главной целью этой ассоциации будет развитие разработки и экспорта информационных технологий.

Указ освобождает членов ассоциации от налогов, сборов и иных обязательных платежей в республиканский бюджет и государственные внебюджетные фонды в части выручки от реализации информационных технологий и услуг по их разработке, кроме налога на прибыль, который следует уплачивать в части указанной выручки по ставке 5 %, а также отчислений в Фонд социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты РБ (подп. 2.2 п. 2 Указа).

Указ Президента РБ от 03.01.2007 № 1 "Об утверждении Положения о порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры и внесении изменения и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 30 сентября 2002 г. № 495", с учетом последних изменений от 21.01.2011 № 29

В состав внереализационных доходов венчурных организаций, Белорусского инновационного фонда (далее – Белинфонд), учитываемых при налогообложении, не включают и не облагают налогом на прибыль суммы полученных от инновационных организаций доходов в виде процентов за предоставление в пользование денежных средств на финансирование венчурных проектов.

Дивиденды и приравненные к ним доходы, признаваемые таковыми в соответствии с п. 1 ст. 35 НК, начисленные инновационными организациями венчурным организациям, Белинфонду, не подлежат обложению налогом на прибыль.
 
Справочно: дивиденд – это любой доход, начисленный унитарным предприятием собственнику его имущества, иной организацией (кроме простого товарищества) участнику (акционеру) по принадлежащим данному участнику (акционеру) долям (паям, акциям) в порядке распределения прибыли, остающейся после налогообложения.

К дивидендам приравнивают доходы, получаемые по соглашениям (долговым обязательствам), предусматривающим участие в прибылях.
 
Указанные налоговые льготы применяют венчурные организации, Белинфонд в случае, если доля выручки инновационной организации от реализации высокотехнологичных товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, исчисляемой нарастающим итогом с начала года по отчетный период включительно, составляет не менее 50 % в общем объеме выручки такой инновационной организации. При невыполнении указанного условия налог на прибыль подлежит внесению в бюджет с уплатой пени в размере, определенном законодательством, за период необоснованного применения льготы по день уплаты налога.

Также установлено, что научно-технологические парки, центры трансфера технологий и резиденты научно-технологических парков уплачивают налог на прибыль по ставке 10 % (за исключением налога на прибыль, исчисляемого, удерживаемого и перечисляемого при исполнении обязанностей налогового агента) при условии, если деятельность:

– научно-технологических парков соответствует требованиям п. 9 Положения о порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры, утвержденного Указом;

– центров трансфера технологий соответствует требованиям п. 12 этого Положения;

– резидентов научно-технологических парков является инновационной.

Подтверждение о соблюдении вышеперечисленных условий Государственный комитет по науке и технологиям представляет в инспекцию МНС РБ по месту постановки на учет научно-технологических парков, центров трансфера технологий и резидентов научно-технологических парков.

Указ Президента РБ от 04.12.2008 № 662 "О налогообложении высокотехнологичных организаций"

Перечень высокотехнологичных организаций, включенных в Реестр высокотехнологичных производств и предприятий, прибыль которых, полученную от реализации высокотехнологичных товаров (работ, услуг) собственного производства (кроме торговой и торгово-закупочной деятельности), облагают налогом на прибыль по ставке, уменьшенной на 50 %, утвержден Указом.

Для целей Указа к высокотехнологичным товарам (работам, услугам) следует отнести продукцию, произведенную с использованием высокотехнологичных производств, прошедших в установленном законодательством порядке государственную научно-техническую экспертизу.

Средства, высвобождаемые в результате предоставления указанной льготы, организации, определенные в перечне, направляют на финансирование технического переоснащения данных организаций. В случае нецелевого использования этих средств их налогообложение нужно производить в порядке, установленном законодательством.

При исключении организаций, определенных в перечне, из Реестра высокотехнологичных производств и предприятий они утрачивают право на применение льготы по налогу на прибыль с даты их исключения из названного Реестра.

Государственному комитету по науке и технологиям поручено давать заключения об отнесении товаров (работ, услуг) к высокотехнологичным.

Разъяснение МНС РБ о применении льготпо налогу на прибыль в 2011 г.

Письмо МНС РБ от 11.01.2011 № 2-2-25/10003 "Об актуальных вопросах исчисления налога на прибыль" ("ГБ", 2011, № 3, с. 53)

В письме, в частности, рассмотрен вопрос о порядке учета льгот по налогу на прибыль (например, в части прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений) при уплате текущих платежей.

Так, сумму налога на прибыль по итогам года исчисляют нарастающим итогом с начала года как произведение налоговой базы, уменьшенной на сумму льгот, и налоговой ставки (часть первая п. 2 ст. 143 НК).

В случае если плательщик исчисляет текущие платежи в соответствии с подп. 3.1 п. 3 ст. 143 НК, суммы налога на прибыль, подлежащие уплате текущими платежами, следует исчислять исходя из суммы налога на прибыль, определенной в соответствии с частью первой п. 2 ст. 143 НК по итогам налогового периода, непосредственно предшествовавшего текущему налоговому периоду.

Льготы по налогу на прибыль, примененные в текущем году при данном методе исчисления текущих платежей, можно учитывать при расчете текущих платежей следующего года. Например, льготы, примененные в 2010 г., уменьшают размер текущих платежей, которые организация должна уплатить в 2011 г.

Текущие платежи можно также исчислять исходя из суммы налога на прибыль, предполагаемой по итогам текущего года, которая должна составлять не менее 80 % фактической суммы налога на прибыль по итогам текущего года, определенной в соответствии с частью первой п. 2 ст. 143 НК (подп. 3.2 п. 3 ст. 143 НК).
Таким образом, предполагаемая сумма налога на прибыль также может учитывать те льготы, которые организация планирует использовать в текущем году.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 11 март 2011
Содержание

колонка главного редактора

3

НОВОСТИ

6

ДЕЖУРНАЯ ЧАСТЬ

8

ВОПРОС НЕДЕЛИ

9

Налог на прибыль 2011 года: где искать элемент упрощения налогообложения и снижения налоговой нагрузки?

9

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

10

Бухгалтерский учет

10

О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь от 16 июля 2010 го­да "О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и их отдельных положений по вопросам приватизации государственного имущества

10

Комментарии

28

Представительство иностранной организации: правила и особенности представления декларации по налогу на прибыль

28

До 1 апреля следует представить форму ПУ-6 (сведения по профессиональному пенсионному страхованию)

35

Обязательные страховые взносы в ФСЗН не начисляют при выплате отдельных видов материальной помощи

38

Внимание! С 2 марта изменились расчеты по импорту

41

С 7 марта изменены сроки проведения расчетов за выполнение подрядных и (или) строительно-монтажных работ (услуг) на территории иностранных государств

44

Таможенное законодательство: малозначительность правонарушения и освобождение от административной ответственности

45

Проводится единовременное государственное статистическое наблюдение по форме 1-п (номенклатура) "Анкета о производстве продукции за 2010 год"

47

Минстройархитектуры РБ разъясняет

49

Об утверждении Методических рекомендаций о порядке премирования организаций за своевременный ввод объектов в эксплуатацию

49

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА  

52

перечень документов, посвященных одному вопросу

53

Налог на прибыль: основные льготы в 2011 году

53

ВОПРОС – ОТВЕТ

58

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

68

Налог на доходы за авиаперевозку за границу не следует уплачивать, если, приобретая билет, оплату производит сам работник организации

68

РЕКЛАМА АУДИТОРСКИХ УСЛУГ

69

мнения специалистов

72

Из стоимости здания выделяем стоимость изолированного помещения

72

Подоходный налог: последствия невыполнения требований к порядку уплаты налога

73

типичные нарушения

76

Отдельные ошибки, допускаемые при исчислении налога на доходы и прибыль

76

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

80

Порядок применения амортизационной ликвидационной стоимости: ак­туальные вопросы

80

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

84

Прежде чем потребовать от операциониста банка проставления отметки на платежных инструкциях, прочитайте договор на обслуживание

84

СОВЕТЫ ЮРИСТА

87

Прежде чем обращаться в суд, следует предъявить претензию должнику

87

СТАВИМ ПРОБЛЕМУ

89

Зачем законодательством установлено столько разных дат отгрузки товаров?

89

события. подробности

90

Банковский сектор: стратегия развития

90

книжная лавка

91

события. подробности

93

Для белорусских организаций перевозка товаров по территории России будет возможна только при наличии заполненной статистической формы

93

ПРИГЛАШАЕМ НА РАБОТУ

94

РЕКЛАМА

95

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

96

Курсы валют за период с 5 по 12 марта 2011 года

96