Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Комментарий (31 июля 2012 г. утверждены размеры платы за сбор, обезвреживание и (или) использование отходов товаров и тары и форма договора с оператором)

Александр Гнедов, эколог
Справочная информация
1 августа 2012 г. вступил в силу Указ Президента РБ от 11.07.2012 № 313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления"* (далее – Указ № 313). Он установил для определенных производителей и поставщиков в Республику Беларусь товаров и тары из пластмассы, бумаги, картона, стекла обязанность обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств (далее – обязанные лица) (подп. 1.2 п. 1 Указа № 313).
__________________________
* Гл. бухгалтер. – 2012. – № 29. – С. 15–29 (документ и 2 комментария).
Указанные лица вправе обеспечить сбор, обезвреживание, использование отходов товаров и тары одним из нижеизложенных способов:
1) самостоятельно.
При применении данного способа организация должна соблюсти условия, определенные подп. 1.4.1 п. 1 Указа № 313;
2) через специальную организацию, работающую в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами (далее – оператор).
В случае применения данного способа организация должна заключить с оператором договор и внести на его счет плату, рассчитанную исходя из объемов, указанных в подп. 1.4.2 п. 1 Указа № 313.
Как следует из данного подпункта документа, внесение платы оператору полностью освобождает производителей и поставщиков от обязанностей по сбору и обезвреживанию, использованию отходов товаров и тары.
Пример 1
Организация осуществляет поставку для розничной реализации в Беларуси холодильников из Германии. Холодильники упакованы в картонные коробки.
Организация попадает под действие Указа № 313 и является обязанным лицом:
– за ввоз холодильников (этот товар включен в приложение 1 к Указу № 313);
– ввоз картонных коробок, использованных для упаковки холодильников, т.е. за ввоз тары, использованной для упаковки потребительских товаров.
Организация заключила договор с оператором на сбор отходов потребления, образующихся в результате хозяйственной деятельности организации. Таким образом, организация стала плательщиком платы.
 
31 июля т.г. постановление Совета Министров РБ от 31.07.2012 № 708 (далее – постановление) в целях реализации норм Указа № 313 утвердило:
1) размеры платы для товаров и для тары;
2) форму договора об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары (далее – договор на сбор отходов);
3) Положение о координации деятельности в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами.
Размер платы для товаров и для тары установлен по-разному
Для товаров (кроме товаров, являющихся тарой и посудой столовой и кухонной из пластмасс) размер платы установлен в виде процента от стоимости товара без учета НДС. Так, размер платы для масел смазочных равен 3 % от стоимости масел (без учета НДС), шин, покрышек, элементов питания, термометров, ламп – 1,5 % (без учета НДС), а остальных товаров (бытовая техника, цифровая техника и др.) – 0,3 % (без учета НДС).
Для тары (пластмассовой, картонной, бумажной, стеклянной) размер платы установлен в денежной сумме за количество товара. Так, размер платы установлен:
– для пластмассовой тары, посуды столовой и кухонной из пластмасс – 500 000 руб. за 1 т;
– тары из бумаги, картона – 70 000 руб. за 1 т или 20 000 руб. за 1 тыс. м2;
– тары из стекла – 250 000 руб. за 1 т или 200 руб. за 1 условный литр.
Размеры платы для тары, установленные постановлением, применяются для расчета платежей в случаях:
– производства и поставки тары как товара;
– использования тары в качестве упаковки потребительских товаров.
Подход к установлению размеров платы аналогичен подходу, применяемому ранее при установлении ставок экологического налога за производство, импорт тары (2009–2010 гг.).
 
Справочно: ставки экологического налога за производство и (или) импорт пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона и иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования, а также за импорт товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару и тару на основе бумаги и картона, содержались в приложении 9 к Налоговому кодексу РБ. Данное приложение исключено Законом РБ от 15.10.2010 № 174-З.
 
Однако есть одно существенное отличие. Ранее для расчета сумм налога важно было знать количество тары, которое использовано для упаковки товаров, поставляемых в Беларусь. Если импортер товаров, упакованных в тару, не имел в договоре на поставку товаров или в товаросопроводительных документах сведений о массе тары, то он обязан был использовать специальную ставку налога, выраженную в процентах от стоимости ввезенного товара без учета НДС. Применение указанной ставки было крайне невыгодным при ввозе дорогих товаров (например, бытовой техники), для упаковки которых использовалось небольшое количество тары. Именно эта ставка использовалась, если проверяющие органы доказывали, что плательщик неправомерно определил количество тары, использованной для упаковки товаров.
В комментируемом постановлении нет размера платы за тару, выраженной в виде процента от стоимости поставляемого товара.
Получается, что в случае расчетов за тару поставщики товаров должны всегда иметь сведения о количестве использованной тары. Пока неясно, как исчислять плату, если у поставщика потребительских товаров нет документов о виде и количестве тары, использованной для упаковки товаров.
В связи с этим автор рекомендует поставщикам потребительских товаров указывать сведения о видах и количестве тары, использованной для упаковки товаров в товаро-сопроводительных документах или договорах на поставку товаров.
Из постановления видно, что размеры платы за тару на основе картона и бумаги, за тару из стекла установлены исходя из массы тары, из площади картонной (бумажной) тары и условных литров стеклянной тары.
С учетом того что Указ № 313 и постановление не содержат условия или ограничения по выбору размера платы за тару, плательщики могут выбрать наиболее приемлемый для них вариант (либо за тонну, либо за метраж).
Производители и поставщики самостоятельно исчисляют размер платы
Производители и поставщики самостоятельно исчисляют размер платы, вносят ее на текущий (расчетный) счет оператора и представляют ему информацию о размере платы по форме согласно приложению 3 к Указу № 313 (подп. 1.5 п. 1 Указа № 313). Плательщик вправе самостоятельно выбирать размер платы по таре в зависимости от ее применения (ввоз, производство тары картонной, бумажной, стеклянной), т.е. исходя из того, какие у него есть данные по количеству ввезенной (произведенной) тары согласно документам. И может получиться, что фактическая плата по разным ставкам приведет к разным итоговым суммам.
Исходя из установленных постановлением размеров платы выводится база платы.
Базой платы является:
цена товаров (исключение – тара, являющаяся товаром, названным в приложении 1 к Указу № 313);
количество тары, в т.ч. когда тара является товаром, названным в приложении 1 к Указу № 313.
Пример 2
Организация поставила из Германии в отчетном квартале холодильников на сумму 200 млн. руб. (без учета НДС), упакованных в картонные коробки общей массой 200 кг.
Базой платы будет:
– за ввоз холодильников – 200 млн. руб.;
– за ввоз картонных коробок, использованных для упаковки холодильников, – 200 кг.
 
Плательщик рассчитывает плату исходя из количества товаров и тары, произведенных и поставленных в отчетном периоде – квартале. Порядок определения даты фактического ввоза товаров и тары установлен в части четвертой подп. 1.5 п. 1 Указа № 313.
Сумму платы можно получить путем умножения базы, рассчитанной за квартал, на соответствующий размер платы.
Пример 3
За основу возьмем исходные данные примера 2. Так, фактическая база платы за ввоз холодильников в отчетном квартале равна 200 млн. руб. (без учета НДС). Размер платы по товару "холодильник" согласно постановлению равен 0,3 %. Соответственно плата за отчетный квартал по ввезенным холодильникам будет равна 600 000 руб. (200 000 000 × 0,3 %).
Фактическая база платы за ввоз картонных коробок, использованных для упаковки мобильных телефонов, равна 200 кг. Размер платы по таре картонной согласно постановлению равен 70 000 руб. за 1 т картонной тары. Соответственно плата за отчетный квартал равна 14 000 руб. (0,2 × 70 000).
 
Важно! Те производители и поставщики, которые будут применять собственную систему сбора отходов, могут не выполнить объемы, указанные в подп. 1.4.1 п. 1 Указа № 313. В этом случае они должны внести плату оператору. При расчете платы следует учитывать количество собранных отходов потребления.
Изменение условий договора возможно только в случаях, предусмотренных формой договора
Плательщиками платы, как мы уже ранее упоминали, будут юридические лица (индивидуальные предприниматели), являющиеся обязанными лицами согласно Указу № 313 и заключившие договор с оператором.
Форма договора утверждена комментируемым постановлением. Стороны – оператор (исполнитель) и обязанное лицо (заказчик) – должны руководствоваться этой формой договора.
 
Важно! Постановлением утверждена не примерная форма договора (в тексте постановления нет слова "примерный"), а по сути типовой договор (хотя также не упоминается в тексте слово "типовой"). Изменение его условий не допускается, кроме случаев, предусмотренных формой договора.
 
Предметом договора является организация сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары. Оператор обязуется организовать сбор отходов, а обязанное лицо (заказчик) – вносить плату в размерах, установленных законодательством. Предмет договора не может быть изменен сторонами.
Договор устанавливает права и обязанности сторон. Обязанности оператора согласно форме договора соответствуют его обязанностям, установленным в п. 3 Положения о координации деятельности в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами, утвержденного постановлением.
Обязанности оператора обусловлены его специфической функцией – осуществлять координацию деятельности в области обращения со вторичными материальными ресурсами. Фактически оператор обязуется перед своими заказчиками (обязанными лицами) законно распоряжаться средствами, полученными от них, т.е. в соответствии с целями, установленными в подп. 1.6 п. 1 Указа № 313.
Обязанности заказчика следующие: своевременно вносить плату и предоставлять оператору необходимые сведения для расчета платы. Эти обязанности продублированы из Указа № 313. Однако в форме договора предусматривается еще одна обязанность, которой нет в Указе № 313. Согласно подп. 3.1.4 п. 3 формы договора заказчик (плательщики платы) за несвоевременное внесение платы уплачивает оператору пеню в размере 0,1 % от суммы задолженности за каждый день просрочки.
По окончании какого срока будет контролироваться выполнение обязанности?
Обязанные лица должны понимать, что согласно Указу № 313 обязанность считается выполненной, если или обеспечен сбор отходов, или перечислена плата на счет оператора. Закономерно возникает вопрос: по окончании какого срока будет контролироваться выполнение обязанности?
В тексте Указа № 313 нет прямого указания на срок выполнения обязанности. Из норм данного документа сложно определить этот срок. Ведь, с одной стороны, согласно части третьей подп. 1.5 п. 1 Указа № 313 "производители и поставщики один раз в полугодие не позднее 22 января и 22 июля представляют оператору информацию по форме согласно приложению 2 о выполнении ими в предшествующем полугодии обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары". То есть отчетным периодом может быть полугодие. С другой стороны, согласно части четвертой подп. 1.5 п. 1 Указа № 313 плата рассчитывается за квартал. То есть можно говорить, что квартал является отчетным периодом для обязанного лица (еще раз напомним, что платить или собирать отходы – равнозначные способы выполнения обязанности).
В данном случае рекомендуем субъектам отказываться от совместного применения названных обязанностей.
Так, например, если обязанным лицом заключен договор с оператором и параллельно он самостоятельно осуществляет сбор отходов, чтобы не быть привлеченным к административной ответственности (за невыполнение обязанности), необходимо по окончании квартала "закрывать" выполнение обязанности. То есть если не собрал отходы в определенных Указом № 313 объемах, то нужно уплатить оператору без каких-либо просрочек.
Любая обязанность корреспондируется с ответственностью. В этой части формой договора предусмотрено лишь следующее: "стороны несут материальную ответственность за несоблюдение принятых обязательств по настоящему договору в соответствии с его условиями и действующим законодательством". Другая ответственность заказчика при несвоевременном перечислении средств уже рассматривалась в журнале "Главный Бухгалтер", 2012, № 29.
Особенности расторжения договора и прекращения его действия также урегулированы комментируемой формой договора.
Договор заключается на 1 год и далее лонгируется. Заказчик может инициировать расторжение договора (не запрещается), но оператор вправе требовать возмещение убытков, вызванных прекращением договора по инициативе заказчика, если оператор не нарушает условия договора (подп. 2.2.3 п. 2 формы договора).
 
Важно! В Указе № 313 и комментируемом постановлении не сказано, что следует понимать под убытками оператора. Учитывая, что оператору нетрудно обеспечить выполнение обязанностей по договору, заказчику будет сложно расторгнуть договор без согласия оператора, например, в случае если заказчик решит самостоятельно осуществлять сбор отходов.
 
Оператор вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке по 2 основаниям:
– если заказчик не перечисляет плату в течение 3 месяцев.
Три месяца исчисляется с 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом;
– если заказчик не выполняет свои договорные обязательства.
Прекращается действие договора либо по соглашению сторон, либо по обстоятельствам, предусмотренным законодательством (любым, не только Указом № 313 и постановлением).
Согласно п. 17 формы договора стороны вправе в фактическом договоре установить дополнительные условия. Но эти условия не могут изменить условия, уже установленные Правительством в форме договора, или содержать такие условия, которые противоречат условиям, установленным формой договора.
Но при этом заказчик не лишен права предложить свои условия, поскольку условия договора определяются по усмотрению сторон в порядке и в пределах, предусмотренных законодательством (ч. 1 п. 3 ст. 391 Гражданского кодекса РБ).
 
Справочно: в системе Минжилкомхоза создано ГУ "Оператор вторичных материальных ресурсов". Адрес и телефон этого учреждения можно будет узнать на сайте министерства www.mjkx.gov.by.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.