ПРИ НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОТХОДАХ ТАКСЫ ПРИМЕНЯЮТ ТОЛЬКО В ОТНОШЕНИИ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО ХРАНЕНИЯ И ЗАХОРОНЕНИЯ ОТХОДОВ
Процедура возмещения вреда, причиненного окружающей среде, начинается с установления факта причинения такого вреда. Факт причинения вреда окружающей среде – это совокупность условий, установленных в законодательстве, при наличии которых вред считается причиненным окружающей среде. Факты причинения вреда окружающей среде установлены по каждому компоненту природной среды (вода, атмосферный воздух, земля, растительный мир и др.).
Для каждого факта причинения вреда окружающей среде должна быть установлена такса для определения размера возмещения вреда.
В части обращения с отходами в перечень фактов причинения вреда окружающей среде включено (п. 3 Положения о порядке исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и составления акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 17.07.2008 № 1042 (далее – Положение № 1042)):
– превышение объемов хранения и (или) захоронения отходов, установленных в разрешении на хранение и захоронение отходов;
– хранение отходов вне санкционированных мест хранения отходов и (или) захоронение вне санкционированных мест захоронения отходов, не повлекшие деградацию земель (включая почвы).
В настоящий момент таксы установлены только в отношении несанкционированного хранения и захоронения отходов (приложение 7 к Указу Президента РБ от 24.06.2008 № 348 (далее – Указ № 348)).
Напомним, что несанкционированное захоронение и хранение отходов производства является административным правонарушением в соответствии со ст. 15.63 КоАПи влечет ответственность для юридических лиц до 1 000 БВ, для их должностных лиц – от 5 до 50 БВ.
Итак, если собственник отходов производства осуществляет хранение отходов вне санкционированных мест хранения отходов, захоронение вне санкционированных мест захоронения отходов, не повлекшие деградацию земель (включая почвы), то такие действия рассматривают как вред, причиненный окружающей среде, который подлежит возмещению.
Важно! Природопользователей не освобождает от возмещения вреда, причиненного окружающей среде:
– внесение платежей по экологическому налогу за захоронение и хранение отходов производства (ст. 83 Закона РБ от 26.11.1992 № 1982-XII "Об охране окружающей среды" (далее – Закон));
– привлечение к ответственности за нарушение законодательства РБ об охране окружающей среды, включая обращение с отходами.
КОНТРОЛЬ ЗА ОБРАЩЕНИЕМ С ОТХОДАМИ ОСУЩЕСТВЛЯЮТ МИНПРИРОДЫ И ДРУГИЕ ГОСОРГАНЫ
Контроль за обращением с отходами является составной частью государственного контроля в области охраны окружающей среды (часть первая ст. 87 Закона). Факты причинения вреда окружающей среде устанавливают:
1) Минприроды и его территориальные органы (областные и Минский городской комитеты, районные и городские инспекции):
– при проведении проверок соблюдения природопользователями требований законодательства об обращении с отходами (п. 4 Положения № 1042);
– на основании сообщений государственных органов, иных юридических лиц и граждан.
Например, владельцы объектов захоронения отходов могут передать территориальным органам Минприроды сведения о захоронении отходов производства их собственниками без действующего у них разрешения на хранение и захоронение отходов производства. После получения такой информации территориальные органы Минприроды начинают соответствующие процессуальные действия.
Важно! Установленный факт причинения вреда окружающей среде не подлежит доказыванию. Однако организации имеют право представить доказательства в его опровержение (часть пятая ст. 101 Закона).
Право осуществлять контрольную деятельность Минприроды и его территориальным органам предоставлено Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" (п. 17 утвержденного им Перечня контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности (далее – Указ № 510)), а также иными законодательными актами, регулирующими порядок обращения с отходами.
Справочно: Минприроды предоставлено право в пределах компетенции проводить внеплановые тематические оперативные проверки (п. 10 Указа № 510). Порядок проведения таких проверок определен Положением о порядке организации и проведения проверок, утвержденным Указом № 510 (далее – Положение);
2) иные государственные органы в предусмотренном законодательстве порядке (например, органы дознания, предварительного следствия, прокуратуры) (часть седьмая ст. 101 Закона).
От редакции:
Если нормы постановлений Минприроды или Совета Министров, касающиеся процедуры проведения проверок, противоречат нормам, изложенным в Положении, утвержденном Указом № 510, то проверяющие Минприроды и их проверяемые субъекты при проверке должны применять нормы указанного Положения. Это следует:
– из п. 1 Указа № 510.
Указ № 510 создан в целях совершенствования контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь, определения единого порядка ее проведения, создания дополнительных условий для развития эффективных форм хозяйствования. Проверки организаций вправе проводить только государственные органы (их структурные подразделения, территориальные органы, подчиненные организации) и иные организации, уполномоченные законодательными актами на осуществление контроля (надзора) за деятельностью проверяемых субъектов и включенные в Перечень контролирующих (надзорных) органов с указанием сфер контрольной (надзорной) деятельности, утвержденный Указом № 510;
– из ст. 10 Закона РБ от 10.01.2000 № 361-З "О нормативных правовых актах Республики Беларусь".
В случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.
Законы, декреты, указы имеют, в частности, бóльшую юридическую силу по отношению к постановлениям Совета Министров и иным нормативным правовым актам.
Факт причинения вреда окружающей среде обязательно должен быть оформлен актом проверки
Проверяющие Минприроды при установлении факта причинения вреда окружающей среде должны:
1) составить акт об установлении факта причинения вреда окружающей среде по форме и правилам, установленным Положением № 1042 (форма акта размещена в приложении 2, далее – акт);
2) зарегистрировать это нарушение в территориальном органе Минприроды по месту причинения вреда в специальном журнале* в день оформления соответствующего акта.
________________
*В этом журнале также делаются все необходимые отметки о возмещении вреда, причиненного окружающей среде.
Данные нормы определены пп. 3, 6 Инструкции о порядке регистрации и учета факта причинения вреда окружающей среде, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 12.12.2008 № 114.
В акте проверки в обязательном порядке должны быть указаны:
– сведения о государственном органе (должностном лице), установившем факт причинения вреда окружающей среде (наименование и место нахождения государственного органа, должность, фамилия, имя, отчество должностного лица);
– время, место, обстоятельства причинения вреда окружающей среде со ссылкой на нормативные правовые акты, в т.ч. технические нормативные правовые акты, нормы которых нарушены;
– результаты измерений в области охраны окружающей среды (если они выполнялись), подтверждающих факт причинения вреда окружающей среде;
– размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде.
К акту должны быть приложены документы, подтверждающие факт причинения вреда окружающей среде.
Например, при выявлении захоронения отходов производства их собственником вне санкционированного места нужно приложить копию акта оказанных услуг по захоронению отходов (этот акт подписывает собственник отходов и владелец объекта захоронения отходов). В нем должно быть указано, в каком периоде произведено захоронение отходов, количество отходов, принятых на захоронение, объекты захоронения отходов. Если нет акта оказанных услуг, то можно использовать документы владельца объекта захоронения, которые подтверждают прием на захоронение отходов от их собственника (книги учета отходов, счета за оплату услуг и др.).
Для исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, природопользователь обязан представить заказным письмом (или нарочным) органу, составляющему акт, полную и достоверную информацию об обстоятельствах причинения вреда окружающей среде, включая данные, необходимые для расчета размера возмещения вреда (п. 12 Положения № 1042). Эту информацию представляют в течение 3 рабочих дней со дня поступления от органа, составляющего акт, запроса.
Акт составляется в 2 экземплярах, один из которых прилагают к претензии о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, направляемой природопользователю.
После получения акта руководитель юридического лица (представитель юридического лица) обязан его подписать. Отказ природопользователя в подписании акта не является препятствием для его вручения*.
__________________
*В акте делается соответствующая запись, и он направляется лицу, причинившему вред окружающей среде (вручается его представителю). При этом лицо, отказавшееся от подписания акта, имеет право письменно изложить мотивы отказа от его подписания (п. 14 Положения № 1042).
– не позднее 5 рабочих дней со дня подписания акта представить возражения в письменном виде в орган, составивший акт (целесообразно возражения направлять заказным письмом).
Обоснованность доводов, изложенных в возражениях, проверяет орган, составивший акт. Он же составляет письменное заключение, с которым должен быть ознакомлен природопользователь.
Важно! По истечении 5 рабочих дней возражения не будут приняты к рассмотрению (п. 15 Положения № 1042). В Положении № 1042 не указан порядок рассмотрения возражений природопользователя, если он не сделал в акте запись, но в течение 5 рабочих дней направил свои возражения в орган, составивший акт.
От редакции:
Общие правила оформления результатов проверки содержит гл. 8 Положения, утвержденного Указом № 510.
Например, в акте проверки должны быть соблюдены ясность и точность изложения выявленных фактов. Не допускается включение в акт проверки различного рода не подтвержденных документально фактов и данных о деятельности проверяемого субъекта (п. 59 Положения).
Этой главой также определены порядок и сроки оформления возражений. Так, при наличии возражений по акту (справке) проверки проверяемый субъект или его представитель делает об этом запись перед своей подписью и не позднее 15 рабочих дней со дня подписания акта (справки) представляет в письменном виде возражения по его (ее) содержанию в контролирующий (надзорный) орган.
Обоснованность доводов, изложенных в возражениях, изучает проверяющий (руководитель проверки). По ним в течение 15 рабочих дней составляют письменное заключение и направляют проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручают проверяемому субъекту или его представителю под роспись. При необходимости в целях подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях, не позднее 10 рабочих дней со дня поступления возражений может быть назначена дополнительная проверка в отношении проверяемого субъекта. Ее проводит тот контролирующий (надзорный) орган, который первоначально проводил проверку. В этом случае письменное заключение по возражениям направляют проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручают проверяемому субъекту или его представителю под роспись не позднее 10 рабочих дней со дня завершения дополнительной проверки (п. 71 Положения).
Особенности составления акта по результатам внеплановой тематической оперативной проверки, в ходе которой установлены нарушения законодательства, предусмотрены гл. 9 Положения, утвержденного Указом № 510.
По результатам внеплановой тематической оперативной проверки, в ходе которой установлены нарушения законодательства, проверяющие обязаны составить акт проверки (в 2 экземплярах), а в случае неустановления таких нарушений – справку проверки. В акте проверки указывают:
– дату и номер предписания на ее проведение, должности, фамилии и инициалы лиц, проводивших проверку;
– дату начала и окончания проверки, а также место составления акта проверки;
– должности, фамилии и инициалы представителей проверяемого субъекта, а также иных лиц, привлекаемых к проверке;
– наименование (фамилию, имя, отчество) проверяемого субъекта (при отсутствии наименования у проверяемого обособленного подразделения – адрес его местонахождения), местонахождение (место жительства) и подчиненность (при наличии), учетный номер плательщика;
– наличие книги учета проверок (журнала производства работ – в случае, предусмотренном в части четвертой п. 33 Положения), а также информацию о произведенной в ней записи о данной проверке;
– факты нарушений законодательства, место и время (если они установлены) их совершения, акты законодательства, требования которых нарушены, и (или) предусмотренную законодательными актами ответственность за такие нарушения;
– должности, фамилии и инициалы лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушения законодательства;
– иные сведения, необходимые для рассмотрения материалов о совершенном правонарушении и принятия решения.
Акт (справку) внеплановой тематической оперативной проверки подписывают проверяющий и проверяемый субъект (его представитель). После этого первый экземпляр остается у проверяющих, второй передают проверяемому субъекту (его представителю).
Главой 9 также предусмотрены случаи, когда акт внеплановой тематической оперативной проверки можно не составлять.
ПОРЯДОК РАСЧЕТА РАЗМЕРА ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ
Когда установлен факт хранения (захоронения) отходов производства вне санкционированных мест, территориальные органы Минприроды производят расчет размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде.
Размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде (С, руб.) при хранении и захоронении отходов вне санкционированных мест, исчисляют по следующей формуле (п. 7 Положения № 1042):
C = T × Pi × B,
где T – таксы согласно приложению 7 к Указу № 348, руб. за 1 т;
Pi – масса отходов, поступившая на хранение и захоронение вне санкционированных мест, т;
B – значение базовой величины, установленное на дату составления акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде, руб.
Таксы, предусмотренные в приложении 7 к Указу № 348, зависят только от степени и класса опасности отходов, поступивших на хранение и захоронение. Размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде, не зависит от вида действия с отходами (хранение или захоронение).
Пример
Минский городской комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды установил, что организация "А" вывезла на захоронение отходов 4-го класса опасности в количестве 11 т. Этот факт подтверждают необходимые документы. Акт об установлении факта причинения вреда окружающей среде составлен 4 мая 2011 г.
Минский городской комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды установил, что организация "А" вывезла на захоронение отходов 4-го класса опасности в количестве 11 т. Этот факт подтверждают необходимые документы. Акт об установлении факта причинения вреда окружающей среде составлен 4 мая 2011 г.
Размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде, организацией "А" равен 20 058 500 руб.:
С = 52,1 × 11 × 35 000.
Если размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде, меньше 3 базовых величин (105 000 руб.), то природопользователи его не возмещают (часть восьмая ст. 101 Закона). Соответственно территориальные органы Минприроды не предъявляют требование о возмещении вреда, причиненного окружающей среде.
Например, хранение (захоронение) неопасных отходов вне санкционированных мест в количестве 0,72 т и менее не повлечет требование о возмещении вреда, причиненного окружающей среде.
Лицо, причинившее вред, может быть освобождено от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине
Природопользователи, осуществляющие экологически опасную деятельность, обязаны возместить вред, причиненный окружающей среде в результате указанной деятельности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы (п. 2 ст. 933 Гражданского кодекса; ст. 101-2 Закона). Критерии отнесения хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает вредное воздействие на окружающую среду, к экологически опасной установлены в Указе Президента РБ от 24.06.2008 № 349.
Законом предусмотрено 2 способа возмещения вреда, причиненного окружающей среде, лицом, его причинившим:
– добровольный (в претензионном порядке);
– по решению суда (исковое производство).
Право Минприроды и его территориальным органам предъявлять претензии природопользователям, причинившим вред окружающей среде, и иски в суд о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, определено в части второй ст. 10 Закона.
Претензии о возмещении вреда, причиненного окружающей среде
При добровольном порядке природопользователь возмещает вред, причиненный окружающей среде, на основании претензии о возмещении вреда, причиненного окружающей среде (далее – претензия). Это право он может реализовать до предъявления территориальным органами Минприроды иска о возмещении вреда, причиненного окружающей среде. Претензионный порядок возмещения вреда, причиненного окружающей среде, позволяет без издержек (со стороны государства и природопользователя) и в кратчайшие сроки возместить вред. Существенное условие применения данной процедуры – согласие лица, причинившего вред окружающей среде, на его возмещение в соответствии с претензией.
Претензию составляет и направляет территориальный орган Минприроды после установления факта причинения вреда окружающей среде, его фиксации и сбора всех необходимых доказательств.
Претензия – это письменный документ, в котором указывают (часть вторая ст. 101-3 Закона):
– сведения о государственном органе, предъявляющем претензию (наименование и место нахождения государственного органа);
– сведения о лице, причинившем вред (наименование и место нахождения юридического лица);
– обстоятельства, на которых государственный орган, предъявляющий претензию, основывает свои требования, со ссылкой на нормативные правовые акты, в т.ч. технические нормативные правовые акты, нормы которых нарушены;
– расчет размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, способы и срок его возмещения;
– реквизиты банковского счета, на который следует перечислять средства для возмещения вреда, причиненного окружающей среде.
К претензии должен быть приложен акт об установлении факта причинения вреда окружающей среде (часть четвертая ст. 101-3 Закона).
В отличие от акта форма претензии законодательством не регламентирована. Она оформляется на бланке территориального органа Минприроды. При ее составлении территориальные органы Минприроды должны в обязательном порядке раскрыть позиции, установленные законом.
При рассмотрении природопользователями претензии особое внимание стоит уделить части, касающейся обстоятельств, в соответствии с которыми территориальные органы Минприроды предъявляют требование о возмещении вреда, причиненного окружающей среде.
Когда вред возник вследствие захоронения (хранения) отходов производства вне санкционированных мест, в претензии должны быть показаны действия собственника отходов производства, приведшие к такому захоронению (хранению). В обязательном порядке в претензии необходима ссылка на нормативные акты, которые устанавливают требование о санкционированном захоронении (хранении) отходов и которые нарушены природопользователем (в частности, на пп. 1 и 2 ст. 25 Закона РБ от 20.07.2007 № 271-З "Об обращении с отходами").
На уплату вреда, причиненного окружающей среде, в соответствии с претензией природопользователю определен срок в 2 месяца (не более) со дня предъявления претензии.
Иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде
Если природопользователь, причинивший окружающей среде вред, отказывается удовлетворить претензию полностью либо удовлетворяет ее частично (перечисляет только часть суммы вреда), то территориальные органы Минприроды обязаны предъявить иск о возмещении вреда, причиненного окружающей среде (далее – иск). Иск также вправе предъявить прокурор (часть первая ст. 101-4 Закона).
Важно! Исковая давность на требования о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, не распространяется (ст. 101-4 Закона). Однако требования, предъявленные по истечении 3 лет со дня установления факта причинения вреда, удовлетворяются не более чем за 3 года, предшествовавшие предъявлению иска о возмещении вреда, причиненного окружающей среде.
Иски подают в порядке, установленном хозяйственно-процессуальным законодательством.
В случае если исковое требование территориальных органом Минприроды суд удовлетворяет, то ответчик (природопользователь, который причинил окружающей среде вред) помимо вреда уплачивает государственную пошлину, уплаченную территориальными органами Минприроды (истцом) при подаче иска.