Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Ответственность за захоронение (хранение) отходов при нарушении требований законодательства

Александр Гнедов, эколог

До 1 января 2011 г. при исчислении экологического налога за захоронение (хранение) отходов производства плательщики применяли 15-й коэффициент к ставкам налога при захоронении (хранении) отходов сверх (без) установленных лимитов захоронения (хранения) отходов.
Указанный коэффициент являлся повышенной ставкой налога, хотя многие ошибочно считали его штрафной санкцией. С 1 января 2011 г. данная норма исключена из ст. 207 Налогового кодекса РБ.
В то же время с указанной даты введена ответственность за захоронение (хранение) отходов при нарушении требований законодательства в виде уплаты вреда, причиненного окружающей среде. В настоящей статье рассмотрены правовые основы, порядок расчета и другие вопросы, касающиеся вреда, причиненного окружающей среде при размещении отходов производства вне санкционированных мест.

 

Организация, причинившая вред окружающей среде, должна его возместить

Понятие вреда, причиненного окружающей среде, и правовые основы установления факта причинения вреда окружающей среде, порядка расчета, возмещения вреда, причиненного окружающей среде, установлены в Законе РБ от 26.11.1992 № 1982-XII "Об охране окружающей среды" (далее – Закон № 1982-XII).
Под вредом, причиненным окружающей среде, понимают денежную оценку отрицательных изменений окружающей среды. Эти изменения должны возникнуть при нарушении природопользователем требований в области охраны окружающей среды или ином нарушении законодательства РБ.
Вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению юридическим (физическим) лицом, его причинившим (часть первая ст. 101 Закона № 1982-XII).
Размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде, определяют в соответствии с таксами, установленными Указом Президента РБ от 24.06.2008 № 348 "О таксах для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде" (далее – Указ № 348).
С 1 января 2011 г. вступили в силу изменения и дополнения в Указ № 348, внесенные Указом от 03.12.2010 № 618. В приложении 7 к Указу № 348 установлены таксы для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде в результате размещения отходов вне санкционированных мест, не приводящих к деградации земель (почв). Ранее таких такс не было.
Применение такс, указанных в приложении 7 к Указу № 348, следует из определений, приведенных в ст. 1 Закона РБ от 20.07.2007 № 271-З "Об обращении с отходами" (далее – Закон):
– размещение отходов – хранение или захоронение отходов;
– хранение отходов – содержание отходов в местах временного хранения отходов, на объектах хранения отходов до их перевозки на объекты захоронения, обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов;
– захоронение отходов – изоляция отходов на объектах захоронения отходов в целях предотвращения вредного воздействия отходов, продуктов их взаимодействия и (или) разложения на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, находящееся в собственности государства, имущество юридических и физических лиц (далее – имущество), не предусматривающая возможности их дальнейшего использования;
санкционированные места захоронения отходов – объекты захоронения отходов, определенные собственнику отходов для их захоронения в соответствии с Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами;
санкционированные места хранения отходов – объекты хранения отходов или места временного хранения отходов, определенные собственнику отходов для их хранения в соответствии с Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами.
Из вышеизложенного следует, что вред по таксам согласно приложению 7 к Указу № 348 необходимо исчислять, когда собственник отходов осуществляет:
хранение отходов на объектах хранения отходов или в местах временного хранения отходов, которые не определены ему (собственнику) в соответствии с законодательством;
захоронение отходов на объектах захоронения отходов, которые не определены ему в соответствии с законодательством.
При этом хранение, захоронение не должно приводить к деградации земель (почв).
Для того чтобы установить ситуации, когда исчисляется вред, причиненный окружающей среде, необходимо уяснить требования законодательства об обращении с отходами в части санкционированного хранения и захоронения отходов производства.
 
Для санкционированного храненияи захоронения отходов надо получить разрешение
Общее правило организации хранения отходов следующее: хранение отходов допускается только в санкционированных их местах хранения (п. 1 ст. 25 Закона). Его обязано выполнять лицо, которое организовало хранение отходов (подп. 1.4 п. 1 ст. 17 Закона). Таким лицом будет собственник отходов, который в силу содержания права собственности на отходы осуществляет владение отходами.
Санкционированные места хранения отходов производства определяют в разрешениях на хранение и захоронение отходов производства, а при временном хранении отходов производства в целях накопления количества отходов, необходимого для перевозки, указывают в инструкциях по обращению с отходами производства (п. 2 ст. 25 Закона).
 
Справочно: форма разрешения на хранение и захоронение отходов производства определена в приложении 3 к постановлению Минприроды РБ от 22.10.2010 № 44 "О некоторых мерах по реализации постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 июля 2010 г. № 1104" (далее – постановление № 44).
 
Обратим внимание на следующее.
Специальный документ "разрешение на хранение и захоронение отходов производства"* узаконивает собственнику отходов или захоронение, или (и) хранение отходов производства.
Территориальные органы Минприроды заполняют одно или 2 приложения к разрешению:
– перечень и количество отходов производства, разрешенных к хранению на объектах хранения отходов;
– перечень и количество отходов производства, разрешенных к захоронению на объектах захоронения отходов.
 
__________________
* До 5 августа 2010 г. были предусмотрены 2 документа – разрешение на захоронение отходов производства, разрешение на хранение отходов производства.
 
Поэтому фраза "собственник имеет разрешение на хранение отходов" означает, что собственник отходов имеет документ "разрешение на хранение и захоронение отходов производства", которым санкционировано хранение отходов. Аналогично и в отношении захоронения отходов. Как правило, только крупные природопользователи имеют разрешение, которым санкционировано одновременно захоронение и хранение отходов.
 
Итак, чтобы санкционировать хранение отходов, собственнику нужно или получить специальный документ "разрешение на хранение и захоронение отходов производства", или иметь Инструкцию по обращению с отходами производства.
 
Наличие одного или двух документов зависит от того, какие отходы подлежат хранению.
 
Если у собственника отходов образуются отходы, которые он фактически передает на захоронение или на обезвреживание, на использование (переработку), то их хранение будет называться временным хранением. В этом случае нужна будет только Инструкция по обращению с отходами производства. А если образуются отходы, которые не могут быть переданы собственником ни на обезвреживание, ни на захоронение, ни на использование, то они подлежат так называемому "долговременному хранению" и для его санкционирования в обязательном порядке необходимо получить документ "разрешение на хранение и захоронение отходов производства".
 
Справочно: использование отходов – применение отходов для производства продукции, энергии, выполнения работ, оказания услуг (ст. 1 Закона).
 
Пример 1
1. В организации образуются и подлежат дальнейшей передаче следующие отходы* (см. табл. 1):
___________________
* Наименование и коды отходов даны согласно Классификатору отходов, образующихся в Республике Беларусь, утвержденному постановлением Минприроды РБ от 08.11.2007 № 85 (далее – Классификатор отходов).
 
Для того чтобы передать на использование отходы с кодами 1870605, 5750201, нужно заключить договор с организацией, которая покупает такие отходы или оказывает услуги по их передаче на использование. Передача на обезвреживание отходов с кодом 3532604 потребует заключить договор обезвреживания отходов с организацией, имеющей право обезвреживать эти отходы. Передача на захоронение отходов с кодом 9120400 потребует заключить договор с организацией, осуществляющей захоронение отходов, и получить в органах Минприроды разрешение на их захоронение.
Прежде чем фактически передать эти отходы на указанные цели, организация должна осуществлять хранение отходов, которое будет называться временным хранением. Для санкционирования такого хранения ей нужно иметь только Инструкцию по обращению с отходами производства.
2. В организации образуются отходы "масла трансформаторные и теплонесущие, содержащие полихлорированные дифенилы и терфенилы, отработанные" (код 5410210). Они не могут быть переданы организацией ни на одно из разрешенных действий: использование, обезвреживание, захоронение. После образования отходы подлежат только так называемому долговременному хранению. Для их санкционированного хранения организация обязана получить специальный документ "разрешение на хранение и захоронение отходов производства".
 
Примеры несанкционированного хранения отходов производства
 
Пример 2
В организации образовались отходы "изношенные шины с металлокордом" (код 5750201), которые отправлены на склад для их накопления с целью последующей передачи на использование (для переработки). Организация не имеет согласованной с органами Минприроды Инструкции по обращению с отходами производства. Нахождение отходов на складе является их хранением. Так как у организации нет Инструкции по обращению с отходами производства, то склад не санкционирован для хранения отходов. Следовательно, хранение отходов "изношенные шины с металлокордом" (код 5750201) организация осуществляет вне санкционированного места.
 
Пример 3
Организация имеет Инструкцию по обращению с отходами производства. В ней установлено, что отходы "изношенные шины с металлокордом" (код 5750201) должны храниться на складе № 1. При проверке территориальными органами Минприроды установлено, что отходы с кодом 5750201 хранятся на складе № 2. Склад № 2 не санкционирован для хранения отходов с кодом 5750201.
 
Поэтому хранение отходов "изношенные шины с металлокордом" (код 5750201) организация осуществляет вне санкционированного места.
 
Пример 4
Организация имеет Инструкцию по обращению с отходами производства. В результате изменения технологического процесса в организации стали образовываться отходы "А", порядок обращения с которыми не отражен в действующей Инструкции. Отходы "А" направляются организацией на захоронение. До момента перевозки отходы "А" подлежат хранению на контейнерной площадке № 1. Так как контейнерная площадка не санкционирована для хранения отходов "А", то их хранение организация осуществляет вне санкционированного места.
 
Отметим, что в примерах 2, 3 нарушения возникнут в том случае, если организация хранит отходы в указанных местах более 1 месяца. Это следует из п. 21 Инструкции о порядке разработки и утверждения Инструкции по обращению с отходами производства, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 22.10.2010 № 45 (далее – Инструкция № 45). Так, организация имеет право при изменении места и условий хранения отходов, выявления новых отходов разработать новую Инструкцию по обращению с отходами производства в течение 1 месяца.
 
В разрешении на захоронение отходов должны быть указаны объекты захоронения
 
Захоронение отходов производства допускают только в санкционированных местах захоронения отходов, которые определяют в разрешениях на хранение и захоронение отходов производства (ст. 25 Закона). Поэтому вывоз отходов производства на объекты захоронения отходов без указанного разрешения не допускается.
Когда собственник отходов получит разрешение на хранение и захоронение отходов производства, в приложении к нему "Перечень и количество отходов производства, разрешенных к захоронению на объектах захоронения отходов" каждому отходу будет указан соответствующий объект захоронения (см. табл. 2).
 
 
–––––––––––––––––––––––––
* Заполняется в случае получения разрешения лицом, уполномоченным собственником отходов производства на получение такого разрешения.
** Наименование и код отхода указывают согласно Классификатору отходов.
 
Как правило, объекты захоронения отходов эксплуатируют специализированные коммунальные предприятия. Они заключают договоры на захоронение отходов только при наличии у собственника отходов разрешения на их хранение и захоронение.
 
Примеры несанкционированного захоронения отходов производства
 
Пример 5
Организация имеет полученное в органах Минприроды разрешение на хранение и захоронение отходов производства. Согласно разрешению допускается вывозить на захоронение 20 т в год отходов "отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения" (код 9120400). В результате деятельности организации образовались отходы "пластмассовые отходы в виде тары из-под ЛКМ" (код 5712711), которые были перемешаны с отходами с кодом 9120400. Полученная смесь вывезена на захоронение. Отходы с кодом 5712711 поступили на объект захоронения без соответствующего разрешения.
В данном случае захоронение отходов с кодом 5712711 произведено на объекте, который для организации не санкционирован. То есть захоронение отходов с кодом 5712711 осуществлено организацией вне санкционированного места.
 
Пример 6
Организация имеет полученное в органах Минприроды разрешение на хранение и захоронение отходов производства. По разрешению допускается вывозить на захоронение 20 т в год "отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения" (код 9120400) на полигон № 1. Проверкой установлено, что организация вывезла 5 т отходов с кодом 9120400 на полигон № 2.
В данном случае захоронение отходов с кодом 9120400 произведено на объекте, который для организации не санкционирован. Следовательно, захоронение отходов с кодом 9120400 осуществлено организацией вне санкционированного места.
 
Пример 7
Организация имеет разрешение на хранение и захоронение отходов производства, срок действия которого истекает 1 декабря 2011 г. Отходы перевозит и захоранивает специализированное коммунальное предприятие. До окончания срока действия разрешения организация не получила новое разрешение и не уведомила коммунальное предприятие. После 1 декабря 2011 г. отходы были вывезены на захоронение. Так как нет нового разрешения, захоронение отходов произведено вне санкционированного места.
 
Порядок разработки, согласования Инструкции по обращению с отходами производства
 
Порядок разработки и утверждения Инструкции по обращению с отходами производства установлен Инструкцией № 45. Организация разрабатывает Инструкцию самостоятельно и согласовывает ее с территориальными органами Минприроды в порядке, предусмотренном Положением о порядке согласования инструкций по обращению с отходами производства, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 23.07.2010 № 1104 (далее – Положение № 1104).
Порядок хранения отходов организация должна установить в разделе Инструкции "Сбор и хранение отходов производства". В нем она определяет места временного хранения отходов, объекты и условия их хранения. Места временного хранения отходов (объекты хранения отходов) должны быть указаны в обязательном приложении к Инструкции "Карта-схема хранения отходов производства" (см.: Г. Ростоцкий "Офисная деятельность: актуальные вопросы, возникающие при разработке Инструкции по обращению с отходами производства" (с. 10–14); А. Федоренчик, А.
 
Гнедов "Инструкция по обращению с отходами производства: рекомендации и оформление обязательных разделов" (с. 14–26)).
 
Порядок получения разрешения на хранение и захоронение отходов производства
 
Порядок выдачи и аннулирования разрешений, а также приостановления их действия установлен Положением № 1104.
Заявитель – это лицо, которое получает разрешение. Разрешения получают собственники отходов производства либо уполномоченные ими юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с отходами (ст. 25 Закона). Разрешения выдают территориальные органы Минприроды.
Для получения разрешений заявитель должен представить в орган выдачи разрешений документы, предусмотренные в п. 35 постановления Совета Министров РБ от 22.10.2007 № 1379.
Формы заявок на захоронение и хранение отходов производства установлены постановлением № 44.
 

Уважаемый коллега!

Данный нормативный документ
доступен подписчикам комплекта
"Эталон Главный Бухгалтер"
на сайте etalonline.by

У меня уже есть подписка!

Подпишитесь на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"
и получите доступ
ко всем материалам GB.BY
и etalonline.by

Подписаться на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"

Уважаемый коллега!

Полноценное использование
нормативно-правовой базы
"Эталон Онлайн"
доступно подписчикам комплекта
"Эталон Главный Бухгалтер"

У меня уже есть подписка!

Подпишитесь на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"
и получите доступ
ко всем материалам GB.BY
и etalonline.by

Подписаться на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.