Почему для ведения учета и расчета налогов бухгалтер должен изучать технические документы?

В работе бухгалтеров зачастую при рассмотрении одного вопроса возникает необходимость руководствоваться целым пакетом документов различного статуса: постановлениями, письмами-разъяснениями, ТКП, СТБ и др. Они  утверждены (или подписаны), как правило, различными министерствами и ведомствами, имеют различные сферы применения. Так, например, при рассмотрении вопроса о правомерности применения ставки НДС в размере 10 % при реализации негазированных безалкогольных напитков следует руководствоваться Налоговым кодексом и применять требования и определения государственного стандарта СТБ 1826-2008 "Консервы. Соки, нектары и сокосодержащие напитки. Термины и определения".
Еще один пример: уже привычные бухгалтерам Правила эксплуатации автомобильных шин, утвержденные постановлением Минтранса РБ от 21.12.2000 № 52, с июня 2011 г. утратили силу, но с 1 июля 2011 г. вступил в силу СТБ 1175-2011 "Обслуживание транспортных средств организациями автосервиса".
В связи с этим у бухгалтеров возникает вопрос:

 

Почему для ведения учета и расчета налогов бухгалтер должен изучать технические документы?

 


Специалист ИМНС:


– Для этого и существует требование о наличии у главного бухгалтера высшего экономического образования. Налоговый кодекс – это свод норм и правил по расчету налогов, но его, конечно, не достаточно, чтобы быть специалистом налогового учета, и существование "параллельных" (в т.ч. и технических) документов неизбежно.

Специалист Минфина:

– Не надо утрировать и драматизировать ситуацию. Я не знаю таких случаев, когда бухгалтера наказывали за неверное применение либо трактовку технического документа. То, что в какой-то степени документы пересекаются и дополняют, разъясняют друг друга, – это нормально.

Татьяна Петровна, аудитор:

– Печально, но факт остается фактом: многие моменты, касающиеся чисто бухгалтерских аспектов работы, переносятся в технические нормативные акты, которые бухгалтер вынужден изучать, не имея соответствующей профессиональной компетенции. А в последнее время такие моменты встречаются все чаще. Хотелось бы, чтобы разработчики больше думали о практичности внедрения своих документов и о круге их пользователей.

Ольга Алексеевна, бухгалтер:

– Голова кругом: Налоговый кодекс, указы, постановления, СТБ, ТКП… И так практически каждый день. Пусть бы один раз написали и вносили изменения по мере необходимости. Так нет, важные нормы переносят из постановлений в указы, из инструкций в ТКП и т.д. Чтобы применить одну норму, нужно прочитать нормативку, письма, комментарии – и все равно нет уверенности в том, что ничего не пропустила.

А если и не пропустила, то совсем не уверена, что применила их верно, имея экономическое образование. Скоро бухгалтер, изучив медицинскую литературу, начнет лечить людей...
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 42 ноябрь 2011
Содержание

Колонка главного редактора

3

НОВОСТИ

6

ДЕЖУРНАЯ ЧАСТЬ

8

ВОПРОС НЕДЕЛИ

9

Почему для ведения учета и расчета налогов бухгалтер должен изучать технические документы?

9

ТЕМА НОМЕРА

10

Отходы: практика применения законодательства

10

Офисная деятельность: актуальные вопросы, возникающие при разработке Инструкции по обращению с отходами производства

10

Инструкция по обращению с отходами производства: рекомендации и оформление обязательных разделов

14

Приложения к инструкции по обращению с отходами: рекомендации по их оформлению

26

Ответственность за захоронение (хранение) отходов при нарушении требований законодательства

33

Контрольные мероприятия, осуществляемые органами Минприроды

38

Отходы: таможенные правила

43

Вопросы – ответы

48

СПЕЦИАЛЬНАЯ РУБРИКА ЖУРНАЛА "ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР"

50

Налоговый кодекс: считаем налоги правильно

50

Налог при УСН: правильно уменьшите налоговую базу

50

Экологический налог: налоговая практика

52

Производство товаров из давальческого сырья: особенности исчисления НДС

58

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

71

Комментарии

71

Можно ли сдать отчет по форме 4-страхование (Белгосстрах) почтой?

71

Определение сметной стоимости и составление сметной документации по новым правилам

74

С 22 января 2012 года будет действовать новый порядок обращения граждан и юридических лиц

77

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА    

83

ВОПРОС – ОТВЕТ

85

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

91

Кредит в валюте на приобретение основных средств: как отразить курсовые разницы по нему

91

ПРЯМАЯ ЛИНИЯ

93

Амортизация-2011: порядок ее начисления (Окончание)

93

мнения специалистов

96

Договор аренды: ошибка, которая может дорого обойтись

96

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

98

Выявлены излишки и недостача при инвентаризации активов: исчисляем налоги

98

СТАВИМ ПРОБЛЕМУ

105

Справедливая экспроприация или экспроприация справедливости?

105

статистическая информация

108

Об утверждении бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам в ценах сентября 2011 г. в расчете на один месяц

108

события. подробности

109

Налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство: что изменится в порядке его исчисления в 2012 году?

109

приглашаем на работу

110

события. подробности

110

Регистрация сделки по внешнеторговым договорам оптимизирована

110

РЕКЛАМА   

111

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

112

Курсы валют за период с 5 по 11 ноября 2011 го­да

112