Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Офисная деятельность: актуальные вопросы, возникающие при разработке Инструкции по обращению с отходами производства

Глеб Ростоцкий, юрист

Практически у всех субъектов хозяйствования в процессе деятельности образуются отходы производства. Законодательство, регулирующее обращение с отходами, обязывает такие субъекты организовать сбор отходов, их учет, хранение, захоронение и т.д. Причем штрафные санкции за его неисполнение весьма значительны.
В связи с этим у многих специалистов возникают вопросы: как правильно организовать обращение с отходами в организации? какие документы следует оформить или получить, в т.ч. при арендных отношениях? что делать с отходами, которые образовались при использовании в производстве импортного сырья?
Ответы на эти вопросы вы найдете в статье, предлагаемой вашему вниманию:

Какие отходы могут образоваться при осуществлении деятельности в офисных помещениях?

  1. Какие документы при обращении с отходами производства должна иметь организация при осуществлении деятельности в офисных помещениях?
  2. Каковы сроки и алгоритм действий организации по созданию Инструкции по обращению с отходами производства?
  3. Надо ли ей разрабатывать отдельную Инструкцию для склада?
  4. Можно ли новую Инструкцию сделать по шаблону Инструкции, разработанной до вступления в силу Инструкции № 45?
  5. Какова структура Инструкции в настоящее время?
  6. В каких случаях возникает необходимость разработки и согласования новой Инструкции?
  7. Надо ли в Инструкции указывать все административные процедуры, совершаемые организацией по обращению с отходами, и бланки документов (сопроводительный паспорт перевозки отходов производства, книги учета отходов, акты инвентаризации отходов производства и др.)?
  8. Есть ли утвержденный шаблон Инструкции?
  9. Надо ли ей разрабатывать отдельную Инструкцию о порядке сбора, хранения и учета ртути и ртутьсодержащих отходов?
  10. Надо ли в разделе Инструкции "Образование отходов производства" описывать порядок разработки паспорта опасности отходов?
  11. В каком разделе Инструкции необходимо указать показатель "одна транспортная единица"?
 
Какие отходы могут образоваться при осуществлении деятельности в офисных помещениях?
Примерный перечень отходов, которые могут образоваться при осуществлении офисной деятельности, следующий (см. табл. 1).
 
Табл. 1
 
–––––––––––––––––––––––––––––––
* Наименования, коды, степень и класс опасности отходов указаны в соответствии с Классификатором отходов, образующихся в Республике Беларусь, утвержденным постановлением Минприроды РБ от 08.11.2007 № 85.
** Коды физического состояния отходов указаны согласно приложению 1 к Указаниям, утвержденным постановлением Белстата:
– от 31.08.2010 № 170 (действовало до 21 октября 2011 г.);
– от 29.09.2011 № 277 (вступило в силу с 21 октября 2011 г.).
 Постановлением № 277 утверждены форма государственной статистической отчетности 1-отходы (Минприроды) "Отчет об обращении с отходами производства" и указания по ее заполнению (форма годовой периодичности, срок ее представления – 20 января 2011 г.).
 
Какие документы при обращении с отходами производства должна иметь организация при осуществлении деятельности в офисных помещениях?
Организация должна иметь:
– Инструкцию по обращению с отходами производства;
– разрешение на хранение и захоронение отходов производства;
– нормативы образования отходов производства;
– акты инвентаризации отходов производства;
– книги учета отходов по форме ПОД-9 и ПОД-10.
За отсутствие Инструкции, книг учета отходов, вывоза отходов на захоронение без разрешения организации могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа до 1 000 БВ, а их должностные лица – от 5 до 50 БВ (ст. 15.63 КоАП РБ).
Если организация арендует здание (помещение), то арендодатель вправе разработать Инструкцию, включающую порядок обращения с отходами арендатора. Такие вопросы лучше всего предусмотреть в договоре аренды. В этом случае организации-арендатору вообще не надо будет разрабатывать для себя отдельную Инструкцию.
 
Справочно:
1. Правила разработки, согласования Инструкции по обращению с отходами производства установлены:
– Инструкцией о порядке разработки и утверждения Инструкции по обращению с отходами производства, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 22.10.2010 № 45 (далее – Инструкция № 45 и постановление № 45, вступили в силу 4 февраля 2011 г.);
– Положением о порядке согласования инструкций по обращению с отходами производства, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 23.07.2010 № 1104 "О некоторых вопросах в области обращения с отходами" (далее – постановление № 1104).
2. Формы и порядок ведения книг учета отходов ПОД-9 и ПОД-10 определены постановлением Минприроды РБ от 02.06.2009 № 33.
3. Разрешение на хранение и захоронение отходов производства получают в соответствии с Положением о порядке выдачи и аннулирования разрешений на хранение и захоронение отходов производства, а также приостановления их действия, утвержденным постановлением № 1104.
4. Формы актов инвентаризации отходов производства установлены в Инструкции о порядке инвентаризации отходов производства, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 29.02.2008 № 17.
Каковы сроки и алгоритм действий организации по созданию Инструкции по обращению с отходами производства?
Организация должна в течение 60 дней со дня ее государственной регистрации:
– разработать Инструкцию по обращению с отходами производства;
– пронумеровать, прошнуровать ее;
– утвердить ее решением (приказом) руководителя организации;
– представить на основании письменного заявления произвольной формы на согласование территориальному органу Минприроды по месту выдачи разрешения на хранение и захоронение отходов производства.
 
Важно! На согласование надо представить утвержденную Инструкцию, а не проект, как это было ранее. Инструкция должна быть заверена подписью руководителя организации. Процедура согласования происходит в течение 30 дней бесплатно.
 
Организация имеет склад, в работе которого образуются упаковочные отходы пластмасс, картона и др.
Надо ли ей разрабатывать отдельную Инструкцию для склада?
Нет, не надо.
При наличии у организации обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс и осуществляющих обращение с отходами, она может разработать:
– либо одну Инструкцию для всего юридического лица в целом;
– либо несколько инструкций – для офиса организации и каждого обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс и осуществляющего обращение с отходами.
Если же организация имеет склад, который не является обособленным подразделением, имеющим отдельный баланс и осуществляющим обращение с отходами, то отдельную инструкцию для склада разрабатывать не надо.
На практике такая ситуация актуальна, если склад и офис находятся на территории одного территориального органа Минприроды.
Однако, если деятельность склада будет подлежать контролю другим территориальным органом Минприроды (например, Дзержинской районной инспекцией природных ресурсов и охраны окружающей среды), нежели деятельность офисного помещения (например, находится под контролем Минской районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды), то рекомендуем разработать 2 инструкции и согласовывать их в 2 разных территориальных органах Минприроды.
 
Можно ли новую Инструкцию сделать по шаблону Инструкции, разработанной до вступления в силу Инструкции № 45?
Нельзя, так как новая Инструкция отличается от ранее действовавшей и по структуре, и по содержанию.
Однако, как и ранее, в Инструкции в целом должен быть описан весь порядок обращения с отходами в организации с учетом требований законодательства. Наполнение Инструкции зависит от вида деятельности, который осуществляет организация. Естественно, что Инструкция крупного производственного предприятия будет отличаться от Инструкции организации, которая осуществляет только офисную деятельность.
 
Какова структура Инструкции в настоящее время?
С 4 февраля 2011 г. Инструкция в обязательном порядке должна содержать разделы и приложения, перечень которых определен п. 8 Инструкции № 45 (см. табл. 2).
 
Табл. 2
 
 
Важно! Указанный перечень не является ограничительным. При необходимости организация может включить дополнительные разделы и приложения (например, содержание Инструкции, перечень терминов, применяемых в ней, перечень нормативных документов, используемых при ее разработке, формы используемых в организации документов и т.д.).
 
В каких случаях возникает необходимость разработки и согласования новой Инструкции?
Новую Инструкцию должны иметь, в первую очередь, вновь зарегистрированные организации. Кроме них, новую Инструкцию по обращению с отходами организации должны разработать в месячный срок и представить в соответствующий территориальный орган Минприроды для ее согласования, если изменятся:
 – наименование организации, ее местонахождение, место осуществления деятельности, связанной с обращением с отходами производства; произойдет реорганизация;
– требования законодательства РБ, регулирующего порядок обращения с отходами;
– допустимое количество накопления отходов производства, необходимого для перевозки, периодичности вывоза отходов производства;
– условия и места хранения отходов производства;
– перечень образующихся видов отходов производства и (или) изменение порядка обращения с ними в случае строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, модернизации, изменения профиля производства;
– перечень отходов производства, направляемых на хранение, использование, обезвреживание и (или) захоронение (п. 21 Инструкции № 45).
 
Важно! Не надо разрабатывать новую Инструкцию при изменении степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства, если эти изменения не повлекли изменение порядка обращения с такими отходами производства, который определен в Инструкции по обращению с отходами. Новые сведения о степени опасности отходов производства и классе опасности опасных отходов производства следует учесть при разработке новой Инструкции по обращению с отходами в связи с наступлением вышеуказанных случаев и при истечении срока действия Инструкции по обращению с отходами.
 
Надо ли в Инструкции указывать все административные процедуры, совершаемые организацией по обращению с отходами, и бланки документов (сопроводительный паспорт перевозки отходов производства, книги учета отходов, акты инвентаризации отходов производства и др.)?
В Инструкции № 45 и постановлении № 1104 такой обязанности нет.
Однако на практике территориальные органы Минприроды требуют, чтобы организации указывали все административные процедуры по обращению с отходами (например, порядок согласования нормативов образования отходов производства, получения разрешения на хранение и захоронение отходов производства и т.д.) и формы бланков сопроводительного паспорта перевозки отходов производства, книг учета отходов по форме ПОД-9 и ПОД-10 и др.
 
Справочно: форма сопроводительного паспорта перевозки отходов производства установлена постановлением Минприроды РБ от 09.12.2008 № 112 "Об утверждении формы сопроводительного паспорта перевозки отходов производства и Инструкции о порядке его оформления". Указанным постановлением также определены форма журнала регистрации сопроводительных паспортов перевозки отходов производства и требование по его ведению в организации, порядок регистрации и учета паспортов в организации и т.д.
Перечень административных процедур, осуществляемых Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальными органами в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержден постановлением Совета Министров РБ от 22.10.2007 № 1379 (далее – Перечень). Он включает такие процедуры, как:
 – выдачу разрешений Минприроды на ввоз и (или) вывоз опасных отходов, ограниченных к перемещению через границу Республики Беларусь по основаниям не экономического характера (п. 32 Перечня);
 – выдачу лицензий Минприроды на ввоз и (или) вывоз опасных отходов, ограниченных к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при ввозе и (или) вывозе (п. 32-1 Перечня);
– выдачу разрешений на хранение и захоронение отходов производства (п. 35 Перечня);
– регистрацию сделок о передаче опасных отходов на определенный срок (кроме договора перевозки), а также об отчуждении опасных отходов другому юридическому или физическому лицу, в т.ч. индивидуальному предпринимателю, осуществляющему обращение с отходами (п. 36 Перечня);
– согласование нормативов образования отходов производства (п. 37 Перечня);
– согласование Инструкции по обращению с отходами производства (п. 37-1 Перечня);
– согласование схем обращения с отходами, образующимися в гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах, а также на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения (п. 38 Перечня);
– регистрацию введенного в эксплуатацию объекта по использованию отходов (п. 39 Перечня);
– регистрацию введенного в эксплуатацию объекта хранения, захоронения и обезвреживания отходов (п. 40 Перечня).
 
Есть ли утвержденный шаблон Инструкции?
Как мы уже упоминали ранее, Инструкция в обязательном порядке должна содержать разделы и приложения, перечень которых определен п. 8 Инструкции № 45. Заполняют эти разделы и приложения в произвольной форме с учетом требований, изложенных в постановлении № 1104, Инструкции № 45 и постановлении № 45, а также сложившейся практики (см. выше).
 
Организация использует в своей деятельности ртутные лампы и люминесцентные трубки.
Надо ли ей разрабатывать отдельную Инструкцию о порядке сбора, хранения и учета ртути и ртутьсодержащих отходов?
Разработка отдельной Инструкции по ртутьсодержащим отходам не является обязательной, если требования по обращению с ртутьсодержащими отходами (их учет, сбор, инвентаризация, хранение, передача на обезвреживание и др.) будут отражены в Инструкции по обращению с отходами производства.
 
Надо ли в разделе Инструкции "Образование отходов производства" описывать порядок разработки паспорта опасности отходов?
Нет, не надо.
Данная обязанность (паспортизация отходов) отменена постановлением Госстандарта и Минприроды РБ от 31.01.2008 № 5/8.
В то же время, если в организации образуются отходы, для которых степень и класс опасности не определены в классификаторе отходов, образующихся в Республике Беларусь, в Инструкции:
– должны быть указаны опасные свойства, необходимые для установления степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства;
– следует описать процедуру по установлению степени опасности и класса опасности отходов в соответствии с Инструкцией о порядке установления степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства, утвержденной постановлением Минприроды, Минздрава и МЧС РБ от 17.01.2008 № 3/13/2.
 
В каком разделе Инструкции необходимо указать показатель "одна транспортная единица"?
Одна транспортная единица – это количество отходов, накапливаемое до вывоза на специальные объекты (захоронения, обезвреживания, использования). Ее необходимо указать в приложении "Расчет-обоснование количества отходов производства для временного хранения".
Наличие такой записи в Инструкции позволяет организациям при накоплении отходов до одной транспортной единицы не платить экологический налог за хранение отходов (абз. 11 п. 2 ст. 205 Налогового кодекса РБ).
 

Уважаемый коллега!

Данный нормативный документ
доступен подписчикам комплекта
"Эталон Главный Бухгалтер"
на сайте etalonline.by

У меня уже есть подписка!

Подпишитесь на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"
и получите доступ
ко всем материалам GB.BY
и etalonline.by

Подписаться на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"

Уважаемый коллега!

Полноценное использование
нормативно-правовой базы
"Эталон Онлайн"
доступно подписчикам комплекта
"Эталон Главный Бухгалтер"

У меня уже есть подписка!

Подпишитесь на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"
и получите доступ
ко всем материалам GB.BY
и etalonline.by

Подписаться на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.