Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Отходы: таможенные правила

Андрей Аброскин, экономист, специалист таможенного дела

Белорусские организации нередко для обеспечения своей деятельности ввозят из-за рубежа по договорам купли-продажи или договорам подряда иностранные сырье и материалы. В результате осуществления производственных операций с ввезенными товарами, как правило, образуются отходы, которые при последующем перемещении через границу таможенное законодательство относит к товарам. Напомним, что товар – это любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу (ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС)).
В настоящей статье рассмотрены вопросы соблюдения указанными хозяйствующими субъектами установленных таможенным законодательством предписаний в отношении данной категории товаров.

 

Поставка сырья, материалов из-за пределов Таможенного союза по договорам купли-продажи, поставки в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления

Основное правило: при поставке сырья, материалов из-за пределов Таможенного союза по договорам купли-продажи заявляют таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Таможенное законодательство Таможенного союза не возлагает на декларанта указанной процедуры каких-либо обязательств по совершению определенных действий с образующимися в процессе использования указанных товаров отходами. Исключение – случаи их возврата за пределы Таможенного союза.
Дело в том, что процедура выпуска для внутреннего потребления, как правило, предполагает снятие с таможенного контроля ввезенных товаров после их помещения под такую процедуру (ст. 96 ТК ТС). Фактически это означает, что как с образовавшейся в процессе переработки ввезенных товаров готовой продукцией, так и с остатками и отходами совершать какие-либо действия в рамках установленных таможенных предписаний не требуется, если эти товары остаются на территории республики.
 
Справочно: выпуск для внутреннего потребления – это таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению, если иное не установлено ТК ТС (ст. 209 ТК ТС).
 
Пример 1
Белорусское швейное предприятие по договору купли-продажи поставило из Италии в Беларусь ткань, которую выпустило для внутреннего потребления. Эта ткань использована для пошива детской одежды, в процессе чего образовались остатки и отходы. Все полученные товары остаются на территории республики (одежда будет отправлена в реализацию, остатки – использованы для изготовления иной продукции, отходы – утилизированы). Совершать какие-либо действия по декларированию образовавшихся отходов в рамках определенной процедуры не требуется. Это применимо также, если готовая продукция будет вывозиться из республики, но отходы останутся на ее территории.
 
Имеют место ситуации, когда выпуск товаров для внутреннего потребления имеет так называемый условный характер (условный выпуск), т.е. ввезенные товары остаются под таможенным контролем (ст. 200 ТК ТС). Это происходит, в частности, когда ввозимые иностранные товары помещают под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с использованием льгот по уплате таможенных платежей, если такие льготы сопряжены с обязательствами импортера о последующем целевом использовании ввезенных товаров.
 
Пример 2
Налоговое законодательство предусматривает освобождение от "ввозного" НДС сырья и материалов для изготовления лекарственных (ветеринарных) средств, изделий медицинского (ветеринарного) назначения, протезно-ортопедических изделий, медицинской техники и т.п. (ст. 96 Налогового кодекса РБ; далее – НК РБ). Ввозимые с такой льготой товары должны быть использованы для указанных целей. В связи с этим их признают условно выпущенными.
 
Однако, как правило, ограничения целевого использования применяют именно к ввозимым товарам, а не к образующимся в процессе их переработки готовой продукции и отходам.
 
Соответственно в таком случае как с образовавшейся в процессе переработки ввезенных товаров готовой продукцией, так и с отходами совершать какие-либо действия в рамках установленных таможенных предписаний не нужно, если такие товары остаются на территории республики.
В свою очередь, в некоторых случаях может возникнуть необходимость вывоза за пределы республики отходов, образовавшихся при переработке товаров, ранее ввезенных в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления. Причем этот вывоз возможен безвозвратно (по договору купли-продажи) либо временно (с целью переработки по договору купли-продажи).
 
Пример 3
Белорусское предприятие по договору купли-продажи поставляет в Беларусь из Германии профиль ПВХ, который использует для изготовления пластиковых окон и дверей. Образующиеся отходы целесообразно отправить для переработки в качестве вторичного сырья обратно производителю профиля ПВХ.
 
Для такого "безвозвратного" вывоза возможно использовать таможенную процедуру экспорта.
 
Справочно: экспорт – это таможенная процедура, при которой товары Таможенного союза вывозятся за пределы таможенной территории Таможенного союза и предназначаются для постоянного нахождения за его пределами (ст. 212 ТК ТС).
 
Как правило, для помещения товаров под такую процедуру необходимо выполнить следующие требования (ст. 213 ТК ТС):
1) уплатить вывозные таможенные пошлины.
При вывозе отходов не надо уплачивать вывозную таможенную пошлину.
 
Справочно: на сегодня ставки вывозных таможенных пошлин установлены Указами Президента РБ от 26.10.2009 № 525 "Об установлении ставки вывозной таможенной пошлины на калийные удобрения", от 21.05.2010 № 272 "Об установлении ставки вывозной таможенной пошлины на семена рапса", от 09.10.2010 № 522 "Об установлении ставок вывозных таможенных пошлин на лесоматериалы", от 31.12.2010 № 716 "О ставках вывозных таможенных пошлин", от 01.02.2011 № 40 "Об установлении ставок вывозных таможенных пошлин на кожевенное сырье", постановлением Совета Министров РБ от 31.12.2010 № 1932 "Об установлении ставок вывозных таможенных пошлин в отношении нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь";
 
2) соблюсти запреты и ограничения, установленные в отношении вывозимых товаров.
Товары, в отношении которых применяют такие запреты и ограничения, определяются Единым перечнем товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – участниками Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами (далее – Единый перечень). Он содержит раздел "Опасные отходы, ограниченные к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при ввозе и (или) вывозе".
Товары, подпадающие под указанный раздел, вывозят за пределы Таможенного союза с учетомтребований Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза, вывоза с таможенной территории Таможенного союза и транзита по таможенной территории Таможенного союза опасных отходов (далее – Положение). В частности, их вывоз осуществляется на основании лицензий, выдаваемых уполномоченным государственным органом государства – члена Таможенного союза. В Республике Беларусь таким уполномоченным органом является Минприроды.
 
Справочно: Единый Перечень и Положение утверждены решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 19 "О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации", а Минприроды уполномочено на выдачу указанных лицензий постановлением Совета Министров РБ от 31.12.2009 № 1739 "О некоторых вопросах лицензирования в сфере внешней торговли";
 
3) представить сертификат о происхождении товара.
В отношении вывозимых отходов такое условие не применяется.
Как видим, при помещении отходов под таможенную процедуру экспорта следует применять только одно из 3 установленных условий: соблюдение запретов и ограничений, и то только в отношении товаров, включенных в Единый перечень.
 
Пример 4
Белорусское предприятие отправляет образовавшиеся отходы (обрезки профиля ПФХ) производителю безвозвратно (по договору купли-продажи) в соответствии с таможенной процедурой экспорта. Для помещении таких товаров под указанную процедуру необходимо обратиться к разделу "Опасные отходы, ограниченные к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при ввозе и (или) вывозе" Единого перечня. В данной ситуации вывозимые товары под установленные ограничения не подпадают.
 
Справочно: как правило, при помещении товаров под заявляемую таможенную процедуру уплачивают таможенные сборы за совершение таможенных операций. Однако Указом Президента РБ от 13.07.2006 № 443 "О таможенных сборах" (далее – Указ № 443) товары, вывозимые в соответствии с процедурой экспорта, освобождены от таких сборов.
 
Наряду с вышеизложенным в случае временного вывоза отходов (с целью переработки) возможно использовать таможенную процедуру переработки вне таможенной территории.
 
Справочно: переработка вне таможенной территории – это таможенная процедура, при которой товары Таможенного союза вывозятся с таможенной территории Таможенного союза с целью совершения операций по переработке вне таможенной территории Таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения мер нетарифного регулирования с последующим ввозом продуктов переработки на таможенную территорию Таможенного союза (ст. 252 ТК ТС).
 
Отметим, что для помещения товаров под такую процедуру необходимо (ст. 253 ТК ТС):
– получить в таможенных органах документ об условиях переработки;
– обеспечить возможность идентификации вывозимых товаров в продуктах их переработки. Это обеспечивается, в частности, сопоставлением предварительно отобранных проб, образцов вывозимых товаров и продуктов их переработки и пр. (ст. 255 ТК ТС).
Порядок получения документа об условиях переработки регулируют:
– ст. 257 ТК ТС;
– ст. 180 и 181 Таможенного кодекса РБ (далее – ТК РБ);
– постановление Совета Министров РБ от 21.08.2007 № 1065 "О некоторых вопросах выдачи заключения об условиях переработки товаров на таможенной территории и заключения об условиях переработки товаров вне таможенной территории";
– постановления ГТК РБ:
от 26.02.2008 № 27 "О формах документов, используемых при выдаче заключения об условиях переработки товаров на таможенной территории и заключения об условиях переработки товаров вне таможенной территории, и о порядке их заполнения";
от 15.01.2009 № 3 "О формах документов, необходимых для согласования таможенными органами условий использования товаров в таможенном режиме переработки на таможенной территории и в таможенном режиме переработки вне таможенной территории, и о порядке их заполнения".
 
Важно! С 29 декабря 2011 г. данные вопросы будет регулировать постановление Совета Министров РБ от 13.10.2011 № 1373 "О некоторых вопросах помещения товаров под таможенные процедуры переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, переработки вне таможенной территории и признании утратившими силу некоторых постановлений и структурных элементов постановлений Совета Министров Республики Беларусь".
 
Кроме того, в отличие от процедуры экспорта при помещении товаров под таможенную процедуру переработки придется уплатить таможенные сборы за совершение таможенных операций. Их взимают за каждый факт выпуска товаров в соответствии с заявленной процедурой в следующих размерах: группы 1–24, 50–70, 72–83 по ТН ВЭД ТС – 20 евро; группы 25–49, 84–85, 90–97по ТН ВЭД ТС – 35 евро; группы 71, 86–89 по ТН ВЭД ТС – 50 евро. При исчислении данных сборов применяют наибольшую ставку из установленных в отношении нескольких товаров, указанных в декларации (ст. 249 ТК РБ; Указ № 443).
Последующий ввоз продуктов переработки в данном случае осуществляется в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления (ст. 260, 293 ТК ТС) с уплатой следующих таможенных платежей:
– таможенных сборов за совершение таможенных операций (см. выше; Указ № 443).
– ввозной таможенной пошлины и налогов.
Для расчета последних предусмотрены следующие особенности (ст. 262 ТК ТС; см. таблицу).
 
 
Справочно: ставки вышеуказанных платежей установлены:
– ввозных таможенных пошлин – Единым таможенным тарифом Таможенного союза, утвержденным Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 № 18 "О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации";
– НДС – ст. 102 НК РБ в размере 20 %. Отметим, что предусматривается также ставка 10 %. Однако она применяется на продовольственные товары и товары для детей;
– акцизов – приложением 1 к НК РБ.
 
Пример 5
Белорусское предприятие отправляет образовавшиеся отходы (обрезки профиля ПФХ) производителю по договору подряда с целью переработки. Продуктом переработки будет являться тот же профиль ПВХ (товарная позиция – 3916 ТН ВЭД ТС). При стоимости операций переработки, предположим, 5 000 000 бел. руб. при последующем ввозе продуктов переработки предприятию придется уплатить:
– таможенные сборы за совершение таможенных операций (ставка – 35 евро) в размере 420 000 бел. руб. (35 евро × 12 000 бел. руб. за 1 евро);
– ввозную таможенную пошлину (ставка 10 %) в размере 500 000 бел. руб. (5 000 000 бел. руб. × 10 % / 100 %);
– НДС (ставка 20 %) в размере 1 000 000 бел. руб. (5 000 000 бел. руб. × 20 % / 100 %).
 
Если стоимость операций по переработке установить не представляется возможным, ее определяют как разность таможенной стоимости продуктов переработки и таможенной стоимости товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории (ст. 262 ТК ТС).
 
Поставка сырья, материалов из-за пределов Таможенного союза по договорам подряда в соответствии с таможенной процедурой переработки на таможенной территории
Основное правило: при поставке сырья, материалов из-за пределов Таможенного союза по договору подряда в соответствии с таможенной процедурой переработки на таможенной территории таможенное законодательство Таможенного союза возлагает на декларанта указанной процедуры обязанность совершить определенные действия по ее завершению.
 
Образовавшиеся отходы подлежат, как правило, помещению под иную таможенную процедуру.
 
Справочно: переработка на таможенной территории – это таможенная процедура, при которой иностранные товары используются для совершения операций по переработке на таможенной территории Таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим вывозом продуктов переработки за пределы таможенной территории Таможенного союза (ст. 239 ТК ТС).
 
Для таможенных целей отходы рассматривают как товары, ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза в этом состоянии (ст. 246 ТК ТС). Заинтересованное лицо в зависимости от обстоятельств вправе выбрать одну из следующих наиболее применяемых таможенных процедур (ст. 249 ТК ТС):
– при вывозе за пределы Таможенного союза – реэкспорт (таможенная процедура, при которой продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, вывозят с таможенной территории Таможенного союза без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования (ст. 296 ТК ТС)).
При применении данной процедуры таможенные сборы также не надо уплачивать;
– при размещении на территории Таможенного союза и намерении дальнейшего их использования – выпуск для внутреннего потребления (ст. 209 ТК ТС)).
В этом случае необходимо уплатить таможенные сборы за совершение таможенных операций (см. ранее: Указ № 443), а также в полном объеме ввозные таможенные пошлины и налоги;
– при намерении уничтожения на территории Таможенного союза – уничтожение (таможенная процедура, при которой иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования (ст. 307 ТК ТС)).
При процедуре уничтожения следует уплатить только таможенные сборы за совершение таможенных операций (см. ранее; Указ № 443).
В последнем случае необходимо заранее получить заключение уполномоченного органа о возможности уничтожения, в котором указывают способ и место уничтожения.
В Республике Беларусь органом, уполномоченным на выдачу заключений о возможности уничтожения товаров в рамках таможенной процедуры уничтожения, является Минприроды.
Для получения необходимого заключения заинтересованное лицо должно обратиться в зависимости от места осуществления деятельности в областной (Минский городской) комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды (ст. 307–309 ТК ТС, постановление Совета Министров РБ от 21.05.2007 № 651 "Об определении государственного органа, уполномоченного на выдачу заключения о возможности уничтожения товаров на таможенной территории Республики Беларусь, и внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. № 962" и постановление Минприроды РБ от 21.12.2007 № 102 "Об утверждении Инструкции о порядке выдачи Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь заключений о возможности уничтожения на таможенной территории Республики Беларусь товаров, предназначенных для помещения под таможенный режим уничтожения").
В заключение отметим, что если образовавшиеся в результате переработки иностранных товаров отходы переработаны в состояние, не пригодное для их дальнейшего коммерческого использования, то на них вышеуказанные правила не распространяются (ст. 246 ТК ТС).
 
Справочно: возможность дальнейшего коммерческого использования отходов указывают в документе об условиях переработки.
 
Пример 6
Белорусское предприятие поставляет в Беларусь из Польши свежие овощи, которые использует для изготовления детского питания. Ввозимые товары помещаются под таможенную процедуру переработки на таможенной территории. В процессе производства образуются отходы. В случае если отходы не пригодны для дальнейшего коммерческого использования, помещать образовавшиеся отходы под какую-либо иную процедуру не нужно. Предприятие должно указать на это при получении документа об условиях переработки.
 

Уважаемый коллега!

Данный нормативный документ
доступен подписчикам комплекта
"Эталон Главный Бухгалтер"
на сайте etalonline.by

У меня уже есть подписка!

Подпишитесь на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"
и получите доступ
ко всем материалам GB.BY
и etalonline.by

Подписаться на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"

Уважаемый коллега!

Полноценное использование
нормативно-правовой базы
"Эталон Онлайн"
доступно подписчикам комплекта
"Эталон Главный Бухгалтер"

У меня уже есть подписка!

Подпишитесь на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"
и получите доступ
ко всем материалам GB.BY
и etalonline.by

Подписаться на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.