Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Налоговую декларацию (расчет) по налогу на прибыль и сбору на развитие территорий за 2010 год необходимо сдать до 20 января 2011 года по "старой" форме

Илья Петров, экономист
Налоговую декларацию (расчет) по налогу на прибыль за 2010 г. надо заполнять по "старой" форме
Обычно налоговая декларация по налогу на прибыль за истекший год представлялась в налоговые инспекции не позднее 20 января следующего года. Но с определением срока представления в налоговые инспекции налоговой декларации по налогу на прибыль за 2010 г. возникли некоторые проблемы.
За объяснениями обратимся к п. 2 ст. 143 Налогового кодекса РБ (с учетом изменений и дополнений, внесенных с 1 января 2011 г., далее – НК). В нем сказано, что налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль по итогам истекшего налогового периода представляется организациями в налоговые органы не позднее 20 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, независимо от наличия либо отсутствия объектов налогообложения, если иное не установлено частью третьей п. 2, частью второй п. 9 и частью второй п. 12 ст. 143 НК. Иное определено для бюджетных, общественных и религиозных организаций (объединений), республиканских государственно-общественных объединений, иных некоммерческих организаций при отсутствии по итогам истекшего налогового периода валовой прибыли (убытка), государственного объединения "Белорусская железная дорога", а также для представления декларации по налогу на прибыль с дивидендов.
Таким образом, исходя из норм НК налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль за 2010 г. должна быть представлена в налоговые инспекции не позднее 20 марта 2011 г., т.е. на 2 месяца позже ранее действовавших сроков (согласно НК).
По имеющейся информации подготовлен проект указа Президента РБ, согласно которому налоговые декларации (расчеты) по налогу на прибыль и сбору на развитие территорий за 2010 г. должны быть представлены в налоговые органы в "старые" сроки, т.е. не позднее 20 января 2011 г., а налог на прибыль должен быть уплачен за декабрь (IV квартал) 2010 г. не позднее 22 января 2011 г.
От редакции:
Такая информация содержится, в частности, в приложении к письму МНС РБ от 11.01.2011 № 2-2-25/10003 (см. "ГБ", 2011, № 3, с. 53–58).
Кроме того, утверждено постановление МНС РБ № 82*. Пунктом 3 этого постановления предусмотрено следующее. Налоговые декларации (расчеты) по налогам, сборам, которые в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу Закона РБ от 15.10.2010 № 174-З, подлежат представлению за налоговый либо последний отчетный период 2010 г., а также расчет об исчисленных суммах отчислений в инновационный фонд, который подлежит представлению за последний отчетный период 2010 г., представляются по формам и в соответствии с порядком их заполнения, установленным до вступления в силу постановления № 82.
__________________________
* Постановление МНС РБ от 15.12.2010 № 82 "Об установлении форм налоговых деклараций (расчетов), книги покупок, утверждении Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, Инструкции о порядке представления подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации" (далее – постановление № 82).
Таким образом, за 2010 г. налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль должна представляться по "старой" форме, утвержденной постановлением МНС РБ от 31.12.2009 № 87.
Расчет по сбору на развитие территорий за 2010 г. должен быть составлен к 20 января 2011 г.
В 2010 г. местные Советы депутатов имели право устанавливать на своей территории сбор на развитие территорий (в соответствии с гл. 31 НК).
Налоговым периодом сбора на развитие территорий признавался календарный год.
Отчетным периодом сбора на развитие территорий был календарный квартал.
Плательщики ежеквартально представляли в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) по сбору не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Уплата сбора на развитие территорий производилась ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
С 1 января 2011 г. на территории Республики Беларусь сбор на развитие территорий не взымается. Однако организации должны представить в налоговые инспекции расчет суммы сбора на развитие территорий за 2010 г. по форме, утвержденной постановлением МНС РБ от 31.12.2009 № 87, и уплатить его за IV квартал 2010 г. в ранее действовавшие сроки. Это значит, что расчет сбора на развитие территорий за 2010 г. должен быть представлен в налоговые инспекции не позднее 20 января 2011 г., а сумма сбора за IV квартал 2010 г. должна быть уплачена не позднее 24 января 2011 г. (так как 22 января 2011 г. – суббота, то срок уплаты налогов и сборов переносится на первый рабочий день после 22 января 2011 г.).
Порядок заполнения налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль и сбору на развитие территорий за 2010 г. рассмотрим на конкретной ситуации.
Ситуация
Организация расположена и осуществляет хозяйственную деятельность в г. Минске. У нее за 2010 г. выручка от реализации продукции (работ, услуг) составила 150,0 млн. руб., выручка от реализации приобретенных товаров – 51,0 млн. руб. Доходы от сдачи имущества в аренду равны 21,0 млн. руб.
Затраты по производству и реализации продукции (работ, услуг) составили 70,0 млн. руб., затраты на приобретение и по реализации товаров – 30,0 млн. руб., расходы по содержанию имущества, сдаваемого в аренду, – 10,0 млн. руб.
В 2010 г. организация направила на финансирование капитальных вложений 40,0 млн. руб., перечислила бюджетным организациям образования, здравоохранения, культуры и социального обеспечения 5,0 млн. руб.
Прибыль организации от реализации произведенной ею продукции растениеводства (за исключением цветоводства, выращивания декоративных растений), пчеловодства, животноводства (за исключением производства пушнины) и рыбоводства составила 20,0 млн. руб.
 
В первой строке разд. I части I налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль и сбору на развитие территорий указываем сумму выручки от реализации продукции (работ, услуг) (150,0 млн. руб.) и выручки от реализации приобретенных товаров (51,0 млн. руб.). Обращаем внимание, что в торговле под выручкой от реализации приобретенных товаров понимается товарооборот, а не валовой доход.
В стр. 1 разд. I части I декларации доходы от предоставления имущества в аренду не отражаются независимо от того, является эта деятельность основной деятельностью организации или нет, так как указанные доходы в налоговом учете относятся к внереализационным доходам.
В стр. 2 разд. I части I декларации отражается сумма затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) (70,0 млн. руб.) и покупной стоимости приобретенных товаров и затрат на их реализацию (издержки обращения).
В стр. 2 разд. I части I декларации не указываются расходы по содержанию имущества, сдаваемого в аренду, так как в налоговом учете они относятся к внереализационным расходам.
В стр. 3 разд. I части I декларации отражается НДС, исчисленный с выручки от реализации продукции (работ, услуг), в размере 25,0 млн. руб. (150,0 млн. руб. × 20 / 120) и с выручки (товарооборота) от реализации приобретенных товаров 8,5 млн. руб. (51,0 млн. руб. × 20 / 120). В стр. 3 разд. Iчасти I декларации не указывается НДС, исчисленный с доходов от предоставления имущества в аренду.
В стр. 4.1 разд. I части I декларации показываются доходы от предоставления имущества в аренду вместе с НДС (21,0 млн. руб.).
В стр. 4.2 разд. I части I декларации отражаются расходы по содержанию имущества, предоставленного в аренду (10,0 млн. руб.), а также НДС, исчисленный с доходов от предоставления имущества в аренду в размере 3,5 млн. руб. (21,0 млн. руб. × 20 / 120).
В стр. 4 разд. I части I декларации указывается положительное сальдо внереализационных доходов и расходов в сумме 7,5 млн. руб. (21,0 млн. руб. – 13,5 млн. руб.).
В стр. 8 разд. I части I декларации указывается общая сумма прибыли. Она получена организацией от реализации продукции (работ, услуг) в размере 55,0 млн. руб. (150,0 млн. руб. – 25,0 млн. руб. – 70,0 млн. руб.), от реализации приобретенных товаров в размере 12,5 млн. руб. (51,0 млн. руб. – 8,5 млн. руб. – 30,0 млн. руб.), а также в нее включается положительное сальдо внереализационных доходов и расходов в размере 7,5 млн. руб. Всего прибыль организации, отражаемая в стр. 8 разд. I части I декларации, составит 75,0 млн. руб.
Показатели стр. 8 переносятся в стр. 10 разд. I части I декларации.
В стр. 11 разд. I части I декларации указывается прибыль, полученная организацией от реализации произведенной ею продукции растениеводства (за исключением цветоводства, выращивания декоративных растений), пчеловодства, животноводства (за исключением производства пушнины) и рыбоводства в размере 20,0 млн. руб. В этой строке не отражается прибыль, направленная на финансирование капитальных вложений, и прибыль, перечисленная бюджетным организациям.
Прибыль, направленная организацией на финансирование капитальных вложений, показывается в стр. 12 разд. I части I декларации. На вышеуказанные цели организацией было направлено 40,0 млн. руб.
В стр. 12 разд. I части I декларации также отражается прибыль, направленная организацией бюджетным организациям образования, здравоохранения, культуры и социального обеспечения, но не более 5 % валовой прибыли. Так как прибыль, направленная этим организациям, превышает 5 % валовой прибыли, то в стр. 12 указывается не вся прибыль, направленная на эти цели в размере 5,0 млн. руб., а только 3,75 млн. руб. (75,0 млн. руб. × 5 %).
Всего в стр. 12 разд. I части I декларации указывается льготируемая прибыль в размере 43,75 млн. руб. (40,0 млн. руб. + 3,75 млн. руб.).
Всего льготируемая прибыль по всем льготам, использованным организацией, составляет 63,75 млн. руб. (20,0 млн. руб. + 40,0 млн. руб. + 3,75 млн. руб.). Отражается эта сумма в стр. 13 разд. I части I декларации.
В стр. 14 разд. I части I декларации отражается прибыль к налогообложению в размере 11,25 млн. руб. (75,0 млн. руб. – 63,75 млн. руб.).
Организация исчисляет налог на прибыль по основной ставке в размере 24 %.
Исчисленная сумма налога в размере 2,7 млн. руб. (11 250,0 × 24 %) отражается в стр. 15 разд. I части I декларации.
Так как организация не пользуется льготами, уменьшающими сумму налога на прибыль, подлежащую уплате в бюджет, и не уплачивала налог на прибыль в бюджет иностранного государства, то показатели стр. 15 переносятся в стр. 20 "Налог на прибыль, исчисленный для уплаты в Республике Беларусь".
Предположим, что за 9 месяцев 2010 г. сумма исчисленного налога на прибыль составила 2,0 млн. руб. (отражается в стр. 21 разд. I части I декларации). В этом случае по итогам года ей останется доплатить 0,7 млн. руб. налога на прибыль, которые указываются в стр. 22 "Налог на прибыль к уплате (возврату)" разд. I части I декларации.
Заполнение Справки о размере и составе использованных льгот по налогу на прибыль
При заполнении Справки о размере и составе использованных льгот по налогу на прибыль (далее – Справка) следует учитывать, что налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные НК и иными актами налогового законодательства, а также международными договорами Республики Беларусь преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере (п. 1 ст. 43 НК).
Налоговые льготы устанавливаются в виде:
– освобождения от налога, сбора (пошлины);
– дополнительных по отношению к учитываемым при определении (исчислении) налоговой базы для всех плательщиков налоговых вычетов и (или) скидок, уменьшающих налоговую базу либо сумму налога, сбора (пошлины);
– пониженных по сравнению с обычными налоговых ставок;
– возмещения суммы уплаченного налога, сбора (пошлины);
– в ином виде, установленном Президентом РБ.
В Справке указываются фактически использованные льготы по налогу на прибыль. Например, в рассматриваемой ситуации организация перечислила бюджетным организациям образования, здравоохранения, культуры и социального обеспечения 5 млн. руб., но прольготировать смогла только 3,75 млн. руб. (не более 5 % валовой прибыли). Поэтому в Справке необходимо указывать в гр. 4 "Размер льготируемой налоговой базы" не 5 млн. руб., а 3,75 млн. руб.
Графа 5 Справки "Сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с использованием льготы" определяется путем умножения данных из гр. 4 Справки на ставку налога на прибыль, применяемую плательщиком. В нашей ситуации организация уплачивает налог на прибыль по ставке 24 %. Поэтому в гр. 5 Справки необходимо указать в первом пункте 9,6 млн. руб. (40,0 млн. руб. × 24 %), во втором – 0,9 млн. руб. (3,75 млн. руб. × 24 %) и в третьем – 4,8 млн. руб. (20,0 млн. руб. × 24 %). Общий итог по гр. 4 и 5 Справки подводить не нужно.
Порядок заполнения Расчета суммы сбора на развитие территорий
В г. Минске на 2010 г. был установлен местный сбор на развитие территорий (см.: решение Мингорсовета от 16.12.2009 № 257 "О бюджете города Минска на 2010 год"). Решением № 257 утверждена Инструкция о сборе на развитие территорий (далее – Инструкция).
По нормам Инструкции организации являются плательщиками в бюджет г. Минска сбора на развитие территорий.
Объектом обложения сбором является осуществление предпринимательской деятельности на территории г. Минска.
Налоговая база сбора для плательщиков-организаций определяется как сумма валовой прибыли, исчисленная в соответствии с гл. 14 НК и остающаяся в распоряжении организации после налогообложения. В нашей ситуации валовая прибыль организации за 2010 г. составляет 75,0 млн. руб., налог на прибыль – 2,7 млн. руб. Таким образом, налоговая база по сбору на развитие территорий за 2010 г. равна 72,3 млн. руб. (75,0 млн. руб. – 2,7 млн. руб.).
Ставка сбора на 2010 г. установлена в размере 3 % налоговой базы.
От сбора освобождается прибыль, остающаяся в распоряжении организаций в связи с льготным налогообложением, введенным в установленном порядке (п. 8 Инструкции).
В рассматриваемой ситуации в 2010 г. организация пользуется 3 льготами по налогу на прибыль. Общая сумма полученных льгот по налогу на прибыль (льготируемая прибыль) составила 63 750,0 млн. руб. Таким образом, налоговая база по сбору на развитие территорий подлежит уменьшению на 63 750,0 млн. руб. прибыли, остающейся в распоряжении организации в связи с льготным налогообложением, введенным в установленном порядке.
Сумма сбора на развитие территорий, подлежащая уплате организацией в бюджет за 2010 г., равна 256,5 тыс. руб. ((72,3 млн. руб. – 63,75 млн. руб.) × 3 %).
Предположим, что за 9 месяцев 2010 г. организация исчислила сбор на развитие территорий в размере 200,0 тыс. руб. В таком случае сумма сбора, подлежащая уплате в бюджет за IV квартал 2010 г., составляет 56,5 тыс. руб.
 
Налоговая декларация заполняется в следующем порядке.
 
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.