81

Нормируются ли затраты на топливо для целей налогообложения?

Юрий Веремейко, юрист

В предлагаемой публикации автор еще раз затрагивает злободневный для бухгалтера вопрос: нормируются ли затраты на топливо для целей налогообложения? В нашем журнале высказывалось мнение, что такое нормирование необходимо (см. "ГБ", 2010, № 37, с. 63–70), поднимали этот вопрос и в "горячей" рубрике "Вопрос недели". Автор данного материала отстаивает точку зрения о том, что в целях налогового учета нормирование топлива законодательством не установлено. Предлагаем вам изучить его аргументы.


Такой вопрос в последнее время задают себе многие бухгалтеры. Связано это с тем, что, с одной стороны, законодательство по-прежнему содержит положения о порядке расчета норм расхода топлива, а с другой – в законодательстве о налогообложении прибыли они никак не упоминаются.
В стране происходит либерализация отношений в сфере ведения бизнеса, но отношение к изменениям очень осторожное. Все это и приводит к тому, что многие нововведения, направленные на либерализацию налоговых правоотношений, так и остаются на бумаге. Неоднозначно складывается судьба и у вопроса об учете затрат на топливо при налогообложении прибыли. Мнения по этому вопросу оказались диаметрально противоположными.

В налоговом законодательстве отсутствует положение о нормировании затрат на топливо

Для того чтобы ответить на этот вопрос четко и однозначно, необходимо обратиться к положениям ст. 130 Налогового кодекса РБ (далее – НК).
Затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете. Такая норма содержится в п. 1 ст. 130 НК.
Никто не будет спорить с тем, что использованное коммерческой организацией в процессе осуществления деятельности топливо полностью соответствует указанным в п. 1 ст. 130 НК критериям.
В ст. 131 НК прямо определены затраты, неучитываемые при налогообложении. Ни одна из норм этой статьи не позволяет прийти к выводу о том, что топливо, израсходованное сверх установленных норм, не может быть учтено в качестве затрат, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.
Обратимся к подп. 1.7 п. 1 ст. 131 НК. В нем указано, что при налогообложении не учитываются затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных сверх лимитов, доводимых до организаций в установленном порядке. Отметим, что лимиты и нормы являются совершенно разными понятиями и данная норма в рассматриваемом нами случае неприменима.

Например, норма расхода ТЭР – это мера потребления топлива, тепловой, электрической энергии, измеряемая в условных единицах, на производство единицы продукции (работ, услуг) определенного качества в планируемом периоде (квартал, год) (см. Положение о нормировании расхода топлива, тепловой и электрической энергии в народном хозяйстве Республики Беларусь, утвержденное постановлением Комитета по энергоэффективности при Совете Министров РБ от 19.11.2002 № 9). Норма расхода топлива автомобилем или механизмом представляет собой меру его потребления в определенный период времени (например, в час) или в зависимости от пробега (например, на 100 км пробега).

Лимит же представляет собой предельное ограничение, т.е. максимально допустимое потребление какого-либо ресурса в установленном периоде, которое непосредственно не зависит от времени работы конкретных механизмов, оборудования, пробега автомобиля и т.д. Лимит призван ограничить потребление ресурса как такового.

В иных актах законодательства предусмотрена разработка норм расхода топлива

Действительно, на территории Республики Беларусь продолжают применяться акты законодательства, предусматривающие нормирование расхода топлива для автомобилей.

Таким документом, в первую очередь, является Инструкция о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденная постановлением Минтранса РБ от 31.12.2008 № 141 (далее – Инструкция). Нормы расхода топлива, рассчитанные на основании Инструкции, предназначены для использования при учете и контроле расходования топлива механическими транспортными средствами, машинами, механизмами и оборудованием, эксплуатируемыми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными на территории Республики Беларусь. Такая норма приведена в п. 2 Инструкции.

Нормы расхода топлива на новые модели (модификации) механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования утверждаются Минтрансом РБ в качестве рекомендуемых и в течение года проходят эксплуатационную проверку в организациях, использующих соответствующие механические транспортные средства, машины, механизмы и оборудование. По истечении указанного срока нормы расхода топлива при необходимости корректируются с учетом результатов эксплуатационной проверки и утверждаются Минтрансом РБ в качестве обязательных для применения. Это положение содержится в п. 6 Инструкции.

Нормы Инструкции не связаны с вопросами налогообложения

Ошибка многих специалистов заключается в том, что ими не учитывается следующее: определенные требования одних отраслей законодательства не могут применяться к правоотношениям, регулируемым актами законодательства других отраслей. Иными словами, между нормированием расхода топлива и нормированием затрат, учитываемых при налогообложении, нельзя поставить знак равенства.

Внимательное изучение положений и целей Инструкции приводит к выводу: они никак не связаны с вопросами налогообложения. Повторим: в п. 2 Инструкции сказано, что нормы расхода топлива, рассчитанные в соответствии с ее требованиями, предназначены для использования при учете и контроле расходования топлива  механическими транспортными средствами, машинами, механизмами и оборудованием. При этом в Инструкции ничего не сказано о том, что сверхнормативное использование топлива не позволяет относить соответствующие расходы к затратам, учитываемым при налогообложении прибыли. Впрочем, подобного рода норма и не может быть предусмотрена Инструкцией. Поясним этот вывод.

Включение положений, регулирующих вопросы налогообложения, в другие акты законодательства запрещается

Напомним норму п. 1 ст. 3 НК, в которой сказано, какие акты относятся к актам налогового законодательства, т.е. могут регулировать налоговые отношения и устанавливать права и обязанности плательщиков. Налоговое законодательство РБ представляет собой систему принятых на основании и в соответствии с Конституцией РБ нормативных правовых актов, которая включает:

– НК и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения;

– декреты, указы и распоряжения Президента РБ, содержащие вопросы налогообложения;

– постановления Правительства РБ, регулирующие вопросы налогообложения и принимаемые на основании и во исполнение НК, принятых в соответствии с ним законов, регулирующих вопросы налогообложения, и актов Президента РБ;

– нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения и издаваемые в случаях и в пределах, предусмотренных НК, а также принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента РБ и постановлениями Правительства РБ.

НК прямо предусмотрено, что включение положений, регулирующих вопросы налогообложения, в другие акты законодательства запрещается, если иное не установлено НК или Президентом РБ.

Как видим, в соответствии с НК нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления могут быть отнесены к актам налогового законодательства только в том случае, если они одновременно удовлетворяют 2 критериям:

– регулируют вопросы налогообложения;

– издаются в случаях и в пределах, предусмотренных НК, а также принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента РБ и постановлениями Правительства РБ.

Ни одному из названных критериев ни Инструкция, ни другие акты законодательства о нормировании расхода топлива не отвечают.

На сегодняшний день в законодательстве вообще невозможно найти норму, которая бы прямо устанавливала обязанность плательщика учитывать при налогообложении затраты на топливо исключительно в пределах каких-либо норм. И это не удивительно, так как такой нормы попросту нет. Но многие не обратили на это внимания и продолжают нормировать затраты, хотя правовых оснований для этого законодательство не предусматривает.

По мнению автора, в настоящее время нет никаких причин для запрета плательщику учитывать при налогообложении затраты на приобретение топлива, израсходованного сверх норм. Именно к таким и никаким другим выводам приводят нас положения НК. Попытка расширить систему актов налогового законодательства, включая в них акты законодательства, подобные Инструкции, нарушает и прямые нормы НК, и основные принципы налогового законодательства.

С принятием НК были заложены основы системы налогового законодательства РБ, которые должны быть незыблемы, так как в противном случае вся проделанная работа по систематизации законодательства будет бессмысленной.

В налоговом законодательстве наметился планомерный отказ от нормирования

Многие стали говорить о том, что отсутствие норм породит хаос в затратах и станет причиной злоупотреблений, когда плательщики станут списывать на затраты вымышленные суммы. По мнению автора, это совершенно надуманный вывод. В первую очередь, нет никаких оснований заранее предполагать, что все плательщики – нарушители. Более того, нормирование само по себе не исключает злоупотреблений, скорее даже наоборот, просто маскирует их и порождает ложную уверенность в соблюдении плательщиками законодательства. Функция контролирующих органов в таком случае формализована: они проверяют не правильность формирования затрат, а соблюдение норм при их формировании. А ведь такие затраты могут существенно отличаться от реальных затрат плательщика.

Такие же опасения вызывала и отмена четко определенного перечня затрат, учитываемых при налогообложении, который многие годы по мнению некоторых был панацеей от злоупотреблений со стороны плательщиков, но его отмена вряд ли привела к их росту.

Налоговые системы многих государств, как и действующее законодательство РБ, не предусматривают нормирования такого рода затрат в целях налогообложения. Заметим, что в налоговом законодательстве РБ наметился планомерный отказ от нормирования и других затрат, учитываемых при налогообложении прибыли: на сегодняшний день не нормируются затраты на рекламу, информационные и маркетинговые услуги, представительские цели и т.д.

По мнению автора, новые подходы в большей степени отвечают свободной рыночной экономике и должны способствовать повышению правосознания и личной ответственности плательщика за принимаемые им решения.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Назад
Содержание: № 3 январь 2011
Содержание

колонка главного редактора

3

НОВОСТИ

6

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

9

Комментарии

9

Статотчетность о деятельности мик­ро- и малой организации за 2010 год необходимо сдать 26 января и 11 февраля

9

Оплата за проезд в выходные дни к месту командировки или месту основной работы компенсируется только с учетом задания на командировку

15

Налоговая декларация (расчет) по НДС в 2011 году не претерпела существенных изменений

20

Налоговую декларацию (расчет) по налогу на прибыль и сбору на развитие территорий за 2010 год необходимо сдать до 20 января 2011 года по "старой" форме

25

В 2011 году необходимо представлять отчет в налоговые органы по начисленным белорусским организациям ди­видендам

32

В 2011 году уплата налога на недвижимость производится по месту постановки на учет в налоговых органах организации вне зависимости от места расположения объекта налогообложения

34

20 января 2011 года – последний срок пред­ставления декларации по налогу на недвижимость, причем по новой форме

39

Запрещены авансовые платежи по импортным внешнеторговым договорам

45

Выплаты на оздоровление: когда нужно производить отчисления в ФСЗН

46

Новеллы законодательства об административной ответственности субъектов хозяйствования в сфере банковской и внешнеэкономической деятельности

48

МНС РБ разъясняет

51

О представлении в 2011 г. документов, под­тверждающих нулевую ставку НДС (освобождение от акцизов)

51

Об актуальных вопросах исчисления налога на прибыль

53

О применении ставки НДС по сахару

58

Минстройархитектуры РБ разъясняет

60

Письмо Минстройархитектуры РБ от 04.10.2010 № 04-2-04/3195

60

события. подробности

61

Обзор повестки дня Совета МСФО: проекты новых стандартов

61

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

62

перечень документов, посвященных одному вопросу

63

Прибыль между участниками можно распределить не всегда

63

ВОПРОС – ОТВЕТ

67

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

73

Исправить ошибки лучше до составления годовой отчетности

73

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

78

Никакие налоги исчислять не следует при грамотном документальном оформлении использованных продуктов на проведение совещаний

78

мнения специалистов

81

Нормируются ли затраты на топливо для целей налогообложения?

81

советы юриста

84

Ответственность организации, оказывающей бухгалтерские услуги

84

типичные нарушения

88

Нарушения дисциплины цен, выявленные у организаций розничной тор­говли Минска

88

статистическая информация

91

Коэффициенты изменения стоимости видов (групп) основных средств по состоянию на 1 января 2011 года

91

Об индексе потребительских цен за декабрь 2010 года

93

Комментарий о порядке индексации доходов населения за декабрь 2010 года

93

приглашаем на работу     

94

РЕКЛАМА 

94

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

96

Курсы валют за период с 7 по 14 января 2011 года

96