Должен ли турагент уплачивать налог на услуги?

Татьяна Осипова, экономист

Проблема возникает в связи с разъяснениями налоговых органов о необходимости уплаты турагентами налога на услуги от суммы комиссионного вознаграждения. На наш взгляд, не все так однозначно. Попытаемся это обосновать.

Объектом обложения налогом на услуги являются в т.ч. и туристические услуги. Такая норма содержится в ст. 267 Налогового кодекса РБ (далее – НК).
Субъектами туристической деятельности считаются туроператоры и турагенты (Закон РБ от 25.11.1999 № 326-З "О туризме").
Туроператорская деятельность – предпринимательская деятельность юридических лиц (туроператоров) по формированию и реализации туров, в т.ч. сформированных другими туроператорами, включая нерезидентов РБ, а также по оказанию консультационно-информационных услуг, связанных с организацией путешествия.

Турагентская деятельность – это предпринимательская деятельность юридических лицили индивидуальных предпринимателей (турагентов) по реализации туров, сформированных туроператорами – резидентами РБ, участникам туристической деятельности, а также по оказанию консультационно-информационных услуг, связанных с организацией путешествия.

Тур – это путешествие в соответствии с программой тура с одновременным предоставлением комплекса туристических услуг (не менее 2), сформированного туроператором.

Туристическими услугами являются услуги, оказываемые туристу во время осуществления тура или в связи с ним в соответствии с договором оказания туристических услуг.

Из приведенных норм видно, что турагент оказывает туроператору услуги по реализациитуров, а туруслугу туристу оказывает туроператор.

Реализацию тура турагенты осуществляют на основании договора комиссии (или иных договоров, не запрещенных законодательством), заключенного с туроператором.

По договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента (п. 1 ст. 880 Гражданского кодекса РБ). Комитент обязан уплатить комиссионеру вознаграждение. То есть доходом турагента является комиссионное вознаграждение.

Исходя из указанных положений законодательства, поскольку туруслугу оказывает туроператор, а не турагент, именно туроператор должен уплачивать налог на услуги. Однако из разъяснений налоговых органов следует, что налог на услуги должен платить как туроператор, так и турагент.

Рассмотрим данную ситуацию на примере.

Пример

Стоимость тура, сформированного туроператором-резидентом, составляет 5 410 850 руб. В нее включены услуги сторонних организаций в размере 4 355 600 руб. и собственные услуги по формированию тура в сумме 1 005 000 руб., а также налог на услуги по действующему в 2010 г. законодательству, который составляет 50 250 руб. (5 % от стоимости собственных услуг – 1 005 000 × 5 %).

В местный бюджет туроператор-резидент уплатит налог на услуги в сумме 50 250 руб. Данный тур турагентом реализуется по договору комиссии. Стоимость, по которой турагент реализует тур, составляет 5 410 850 руб. За реализацию тура турагент получает комиссионное вознаграждение в размере 541 085 руб. Данное комиссионное вознаграждение установлено договором между комитентом и комиссионером.

Турагент уплатит в местный бюджет сумму налога на услуги 25 766 руб. (541 085 × 5 % / 105 %).

Таким образом, при реализации тура, сформированного туроператором-резидентом, через турагента-резидента налог на услуги уплатит как туроператор, так и турагент.

Общая сумма налога на услуги равна 81 016 руб.(55 250 + 25 766), что в процентном отношении к стоимости собственных услуг туроператора составит не 5 %, установленных законодательством, а 8,6 % (81 016 / 1 005 000 × 100). Этот процент выше, потому что сумма комиссионного вознаграждения устанавливается от всей стоимости тура и налог на услуги исчисляется от суммы комиссионного вознаграждения, которая исчисляется от стоимости всего тура.

В таблице сравним финансовые результаты и налоговую нагрузку у турагента при уплате налога на услуги и в случае исключения выручки турагента из налоговой базы налога на услуги.
 
 
Из приведенных данных следует, что разница в сумме налогов, уплачиваемых из выручки у турагента, уплачивающего налог на услуги и не уплачивающего налог на услуги, составляет 21 472 руб., или 3,97 % к выручке (21 472 / 541 085 × 100). Данная сумма уменьшает налогооблагаемую базу для налога на прибыль и сбора на развитие территорий. В общей сложности налоговая нагрузка у турагента, уплачивающего налог на услуги, выше на 2,93 %, а финансовый результат соответственно на данную величину ниже.

Было бы логично учесть все вышесказанное и не платить турагенту налог на услуги со стоимости услуг, оказываемых туроператору.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 31 август 2010
Содержание

колонка главного редактора

3

НОВОСТИ

6

ДЕЖУРНАЯ ЧАСТЬ

8

ВОПРОС НЕДЕЛИ

9

С какой даты отменены ограничения по списанию расходов на затраты по специальным легковым автомобилям?

9

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

10

Бухгалтерский учет

10

О внесении дополнения и изменений в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30 апреля 2004 г. № 75

12

Комментарий (Порядок учета лизинговых операций: очередные изменения)

12

Государственное регулирование

15

Об установлении ставок акцизов на отдельные подакцизные товары

15

О внесении дополнений и изменений в Инструкцию о порядке учета плательщиков налогов, сборов (пошлин) (иных обязанных лиц) в налоговых органах Республики Беларусь

16

О некоторых вопросах в области обращения с отходами

19

Комментарий (Меняется законодательство об отходах: разрешения на хранение и захоронение отходов следует получать по новым правилам)

27

Расчеты и кредиты

32

О внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 29 июня 2000 г. № 359

32

Комментарий (Очередные из­менения порядка осуществления платежей)

33

Труд и социальная защита

35

О минимальных потребительских бюджетах для разных социально-демогра­фичес­ких групп населения

35

Комментарии

36

О возможности формирования уставного фонда хозяйственного общества за счет имущественных прав

36

С 6 июля 2010 года вместо таможенных режимов применяются таможенные процедуры

39

Превышение по налогам остается в распоряжении промышленных предприятий

44

МНС РБ разъясняет

48

Об актуальных вопросах исчисления местных налогов

48

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

51

документальная ретроспектива

53

О перечне видов заработка и (или) иного дохода, из которых производится удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей

53

перечень документов, посвященных одному вопросу

57

Труд молодых специалистов стимулируется законодательно

57

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

60

В период переезда расходы на аренду по двум офисам относятся на затраты

60

ВОПРОС – ОТВЕТ

62

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

73

Хозяйственные операции в корреспонденции счетов

73

Имущество, сдаваемое в аренду, необходимо учитывать как доходные вложения в материальные ценности

73

РЕКЛАМА АУДИТОРСКИХ УСЛУГ

76

мнения специалистов

78

Оплата производится в валюте: рассчитаем себестоимость реализованных услуг

78

У ВАС ПРОВЕРКА

81

Свои права и обязанности надо изучить до проверки

81

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

86

Как получить банковскую га­рантию

86

СТАВИМ ПРОБЛЕМУ

90

Должен ли турагент уплачивать налог на услуги?

90

книжная лавка

92

к сведению читателей

93

ПРИГЛАШАЕМ НА РАБОТУ

94

события. подробности

94

Подтверждение безопасности продукции таможенного союза

94

РЕКЛАМА

95

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

96

Курсы валют за период с 31 июля по 6 авгу­ста 2010 года

96