Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Правильно применяйте льготы по налогу на прибыль

Николай Савельев, экономист

Заканчивается налоговый период, и у плательщиков возникает обязанность по исчислению налога на прибыль по его итогам. В связи с этим актуальными являются вопросы о правильном применении и отражении в налоговой декларации (расчете) по налогу на прибыль и отчислениям в инновационный фонд (далее – налоговая декларация) льгот по данному налогу. Разобраться с этими вопросами поможет приведенная ниже статья.

Основные правила применения льгот
Прежде всего разберемся, что представляют собой налоговые льготы.
Напомним, что налоговыми льготами признают предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные актами налогового законодательства, а также международными договорами РБ преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере (п. 1 ст. 43 Налогового кодекса РБ (далее – НК)).
Налоговые льготы по налогу на прибыль устанавливаются в виде:
– освобождения от налога;
– пониженных по сравнению с обычными налоговых ставок;
– в ином виде, определенном Президентом.
 
Важно! С 1 января 2012 г. исключена обязанность плательщиков представлять в налоговый орган по месту постановки на учет документы, подтверждающие право на льготы, вместе с налоговой декларацией (расчетом) по соответствующему налогу, сбору (пошлине).
 
В то же время при проведении проверок налоговый орган вправе истребовать документы, подтверждающие право плательщика на налоговые льготы, дополнительные сведения, а также получать пояснения по исчислению и уплате налогов, сборов (пошлин) (п. 3 ст. 70 НК).
Отметим, что с 2013 г. обязанность плательщиков по представлению документов, подтверждающих право на налоговые льготы, по требованию налоговых органов закреплена Законом РБ от 26.10.2012 № 431-З "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь" (далее – Закон № 431-З) в ст. 22 НК.
Если при проведении проверки плательщиком не представлены по требованию налогового органа документы, подтверждающие право на налоговые льготы, или если согласно представленным документам не подтверждено право на налоговую льготу, налоговый орган исчисляет подлежащие уплате суммы налогов, сборов (пошлин) без учета налоговых льгот, право на которые не подтверждено в установленном порядке.
В отдельных случаях в целях сокращения документооборота считаем возможным представление плательщиком в налоговый орган по месту постановки на учет в качестве документов, подтверждающих право на льготу, реестр таких документов, подписанный руководителем организации и главным бухгалтером.
Плательщикам следует помнить, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль они должны обеспечить учет выручки и затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг) по операциям, прибыль от которых освобождается от налога на прибыль (в т.ч. с использованием высвобождаемых сумм налога на прибыль по целевому назначению) или подлежит обложению налогом на прибыль по пониженным налоговым ставкам, а также по операциям, по которым предусмотрен отличный от общеустановленного порядок учета прибыли (убытков) (п. 2 ст. 141 НК).
Целью данной статьи является разъяснение наиболее важных моментов, которые необходимо учитывать при применении льгот по налогу на прибыль, установленных в ст. 140 НК, а также определение основных документов, которые служат подтверждением их применения.
От обложения налогом на прибыль освобождают…
…прибыль организаций (в размере не более 10 % валовой прибыли), переданную зарегистрированным на территории Республики Беларусь (подп. 1.2 п. 1):
– бюджетным организациям здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры, физкультуры и спорта;
– религиозным организациям;
– общественным объединениям "Белорусское общество инвалидов", "Белорусское общество глухих" и "Белорусское товарищество инвалидов по зрению", унитарным предприятиям, собственниками имущества которых являются эти объединения*.
 
__________________________
 
* С 2013 г. в соответствии с Законом № 431-З данная льгота дополнена следующими получателями спонсорской помощи: Республиканской ассоциацией инвалидов-колясочников; Белорусской ассоциацией помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам; Белорусским общественным объединением ветеранов; Белорусским общественным объединением стомированных.
Эту льготу применяют также в случае использования прибыли организации на оплату счетов за приобретенные и переданные указанным организациям товары (работы, услуги), имущественные права.
 
Справочно: отнесение организаций здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры, физкультуры и спорта к бюджетным организациям производится в соответствии с п. 1 ст. 16 НК:
– они должны быть созданы (образованы) Президентом, государственными органами, в т.ч. местным Советом депутатов, местным исполнительным и распорядительным органом, или иной уполномоченной на то Президентом государственной организацией;
– основная цель их создания (образования) – осуществление управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера;
– финансирование таких организаций осуществляется из соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы;
– бухгалтерский учет они ведут в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным в установленном порядке для бюджетных организаций;
– они имеют текущий (расчетный) счет в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации.
 
Важно! К бюджетным организациям не относят организации, получающие субсидию за счет средств бюджета на покрытие убытков от предпринимательской деятельности и содержание основных фондов, а также получающие из бюджета средства для осуществления предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 16 НК).
Как подтвердить льготу?
Организации, оказывающие спонсорскую помощь бюджетным организациям здравоохранения, образования, социального обеспечения, физкультуры и спорта, чтобы подтвердить право на применение льготы по налогу на прибыль, должны истребовать от таких организаций информационное письмо, в котором бы подтверждалось их отнесение к бюджетным организациям.
 
Что касается организаций физкультуры и спорта, то льготу, установленную подп. 1.2 п. 1 ст. 140 НК, применяют в случаях оказания спонсорской помощи, не подпадающих под действие Указа Президента РБ от 03.11.2011 № 497 "Об оказании поддержки организациям физической культуры и спорта" (далее – Указ № 497).
В этом Указе определено, что суммы денежных средств, переданные организациям физической культуры и спорта по перечню согласно приложению 1 к Указу № 497, в т.ч. направленные на оплату товаров (работ, услуг) для таких организаций по договорам о переводе долга, расходы, связанные с безвозмездным оказанием услуг (выполнением работ) и (или) безвозмездной передачей имущества, в т.ч. имущественных прав, включаются у спонсоров в состав внереализационных расходов для целей налогообложения (подп. 1.1 п. 1).
 
Справочно: в приложении 1 к Указу № 497 поименованы Национальный олимпийский комитет РБ; Общественное объединение "Паралимпийский комитет Республики Беларусь"; республиканские федерации (союзы, ассоциации) по видам спорта, включенным в программу Олимпийских игр; Торгово-производственное частное унитарное предприятие "Белорусский клуб биатлона"; клубы по игровым видам спорта – клубы по виду (видам) спорта и иные организации физической культуры и спорта, команды которых участвуют в чемпионате РБ и (или) чемпионатах, розыгрышах кубков других государств по баскетболу, бейсболу, волейболу, водному поло, гандболу, мини-футболу, мотоболу, пляжному волейболу, пляжному футболу, хоккею с мячом, хоккею на траве, хоккею с шайбой, футболу.
 
Внимание! Таким образом, нормы Указа № 497 "переместили" льготу по налогу на прибыль в части оказания спонсорской помощи организациям физкультуры и спорта в разряд расходов, уменьшающих у спонсоров налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. При этом если льготу применяют в размере не более 10 % валовой прибыли, то в состав внереализационных расходов включают все расходы на оказание спонсорской помощи.
 
В отношении оказания спонсорской помощи организациям культуры отметим, что нормы Указа Президента РБ от 14.04.2011 № 145 "О некоторых вопросах налогообложения в сферах культуры и информации" предоставляют возможность применить льготу по налогу на прибыль в отношении прибыли в размере не более 10 % валовой прибыли, безвозмездно переданной в установленном законодательством порядке зарегистрированным на территории Республики Беларусь организациям культуры, независимо от того, являются такие организации бюджетными или нет.
Как подтвердить льготу?
Для подтверждения права на применение льготы по налогу на прибыль при оказании спонсорской помощи организациям культуры следует истребовать от таких организаций информационное письмо, в котором подтверждалось бы их отнесение к организациям культуры.
Основным документом, подтверждающим право на льготу, установленную подп. 1.2 п. 1 ст. 140 НК, является договор на оказание спонсорской помощи. Перечень иных представляемых документов зависит от того, как осуществляется спонсорская помощь:
а) при переводе денежных средств на счета получателей помощи – платежное поручение, подтверждающее перевод денег на счет получателя помощи;
б) при перечислении денежных средств на счета сторонних организаций в порядке оплаты за полученные от них получателями помощи товары (работы, услуги):
– договоры, согласно которым обязательства по оплате товаров (работ, услуг) переходят к спонсору (договор перевода долга, договор в пользу третьего лица);
– платежное поручение, подтверждающее перечисление денег на счет сторонней организации;
в) при передаче получателям помощи приобретенных для них у сторонних организаций товаров (имущества) либо продукции собственного производства:
– товарно-транспортные или товарные накладные, акты о приеме-передаче объектов основных средств;
г) при выполнении (оказании) для получателей помощи работ (услуг) непосредственно самой организацией:
– акт выполненных работ (оказанных услуг).
 
…прибыль организаций, использующих труд инвалидов, если численность инвалидов в них составляет не менее 50 % от списочной численности работников в среднем за налоговый период (подп. 1.5 п. 1)
Указанная льгота не применяется в части прибыли, полученной от торговой, торгово-закупочной и посреднической деятельности.
При расчете списочной численности в среднем за период:
– учитывается средняя численность работающих по совместительству с местом основной работы у других нанимателей, а также средняя численность лиц, выполнявших работу по гражданско-правовым договорам (в т.ч. договорам подряда);
– не учитываются работники, находящиеся в отпусках по беременности и родам, в связи с усыновлением (удочерением) ребенка в возрасте до 3 месяцев, по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.
Для целей применения льготы используют показатель списочной численности работников в среднем за период, определяемый в порядке, предусмотренном п. 9 Указаний по заполнению в формах государственных статистических наблюдений статистических показателей по труду, утвержденных постановлением Минстата РБ от 29.07.2008 № 92 (далее – Указания № 92).
 
Справочно: списочную численность работников в среднем за отчетный месяц (среднемесячная численность) исчисляют путем суммирования численности работников списочного состава за каждый календарный день отчетного месяца, т.е. с 1-го по 30-е или 31-е число (для февраля – по 28-е или 29-е число), включая государственные праздники, праздничные (нерабочие) и выходные дни, и деления полученной суммы на число календарных дней отчетного месяца.
Списочную численность работников в среднем за год определяют путем суммирования среднемесячной численности работников за все месяцы отчетного года и деления полученной суммы на 12.
 
Внимание! Исходя из отсутствия в НК конкретных указаний о порядке учета внешних совместителей в списочной численности работников организации в среднем за период, организации вправе учитывать внешних совместителей в порядке, установленном для определения списочной численности п. 9 Указаний № 92, как целые единицы либо в порядке, предусмотренном подп. 10.4 п. 10 Указаний № 92, т.е. пропорционально отработанному времени (письмо МНС РБ от 09.03.2011 № 2-2-14/10108 "О налогообложении").
Граждане, выполнявшие работу по гражданско-правовым договорам, учитываются в списочной численности работников организации за каждый календарный день как целые единицы в течение всего срока действия договора.
 
Как подтвердить льготу?
Плательщику нужно представить расчет списочной численности организации с указанием количества инвалидов. Он производится с использованием первичных документов по учету труда и его оплаты: табелей учета рабочего времени, приказов о приеме, переводе работников на другую работу, предоставлении отпуска по беременности и родам, в связи с усыновлением (удочерением) ребенка в возрасте до 3 месяцев, по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет и прекращении трудовых договоров, гражданско-правовых договоров.
При проведении выездных проверок работники налоговых органов могут также проверить наличие документов, подтверждающих инвалидность конкретных работников. Следовательно, у плательщика, применяющего рассматриваемую льготу, должны быть индивидуальные программы реабилитации инвалидов (ИПРИ), выдаваемые медико-реабилитационной экспертной комиссией.
 
Важно! Представление инвалидами ИПРИ при заключении трудового договора является обязательным (п. 5 ст. 26 Трудового кодекса РБ).
 
Наличие у плательщиков копий удостоверений инвалидов для применения льготы по налогу на прибыль считаем необязательным, так как указанное удостоверение прежде всего служит документом, на основании которого осуществляется реализация права инвалида на государственные социальные льготы и гарантии.
 
От редакции:
С дополнительной информацией по применению указанной льготы можно ознакомиться в "ГБ", 2012, № 26, с. 60–64.
 
…прибыль организаций, полученная от производства продуктов детского питания (подп. 1.7 п. 1)
При применении указанной льготы следует учитывать, что воспользоваться ею могут только те организации, которые производят продукты детского питания, в т.ч. с привлечением сторонних организаций.
Внимание! Те организации, которые выполняют работы по переработке сырья (материалов) и производству из него продуктов детского питания с последующей передачей таких продуктов в собственность заказчика, не вправе воспользоваться данной льготой.
 
Сказанное вытекает из норм гражданского законодательства. Договор на переработку давальческого сырья является разновидностью договора подряда. Такой договор заключается на изготовление или переработку (обработку) вещи либо на выполнение другой работы с передачей ее результата заказчику. По договору подряда, заключенному на изготовление вещи, подрядчик передает права на нее заказчику (ст. 657 Гражданского кодекса РБ (далее – ГК)).
Как подтвердить льготу?
Документально подтвердить данную льготу плательщики в полной мере могут только в период проведения выездной проверки, представив ревизорам первичные документы, сопровождающие процесс производства продуктов детского питания.
 
…прибыль от реализации имущества, находящегося в государственной собственности, при реализации которого полученные средства распределяются в порядке, установленном законодательством (подп. 1.8 п. 1)*
 
____________________________
 
* С 2013 г. данная льгота отменена на основании Закона № 431-З и переведена в разряд "не объектов" налогообложения.
Вначале разберемся, что является государственной собственностью. Она выступает в виде республиканской собственности (собственность Республики Беларусь) и коммунальной собственности (собственность административно-территориальных единиц).
Республиканская собственность состоит из казны Республики Беларусь и имущества, закрепленного за республиканскими юридическими лицами в соответствии с актами законодательства.
Средства республиканского бюджета, золотовалютные резервы, другие объекты, находящиеся только в собственности государства,и иное государственное имущество, не закрепленные за республиканскими юридическими лицами, составляют казну Республики Беларусь.
 
Справочно: перечень объектов, находящихся в собственности государства, установлен Законом РБ от 15.07.2010 № 169-З "Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства".
 
Коммунальная собственность состоит из казны административно-территориальной единицы и имущества, закрепленного за коммунальными юридическими лицами в соответствии с актами законодательства. Средства местного бюджета и иное коммунальное имущество, не закрепленное за коммунальными юридическими лицами, составляют казну соответствующей административно-территориальной единицы (пп. 1–3 ст. 215 ГК).
Основным документом, регламентирующим вопросы отчуждения государственного имущества, является Указ Президента РБ от  04.07.2012 № 294 "О порядке распоряжения государственным имуществом" (далее – Указ № 294).
 
Внимание! Если в результате приватизации государственных унитарных предприятий образуются хозяйственные общества (независимо от доли государства в этих обществах), которые впоследствии продают принадлежащее им имущество, то такие хозяйственные обществами не могут применить льготу по налогу на прибыль, предусмотренную подп. 1.8 п. 1 ст. 140 НК, поскольку в момент продажи указанное имущество в соответствии с ГК уже не находилось в государственной собственности.
Как подтвердить льготу?
Документами, подтверждающими право на льготу, могут быть:
– договоры купли-продажи имущества;
– акты о приемке-передаче имущества;
– товарные накладные;
– документы, подтверждающие распределение средств, полученных от продажи имущества, в соответствии с Указом № 294.
 
…прибыль организаций, приходящаяся на дни республиканских субботников, проводимых в соответствии с законодательством, направленная на цели проведения таких субботников (подп. 1.10 п. 1)*
 
_______________________________
 
* С 2013 г. данная льгота отменена на основании Закона № 431-З.
Обращаем внимание, что указанную льготу не применяют в части прибыли, полученной в день проведения субботника на добровольной основе, т.е. не носящего характер республиканского.
Примером такого субботника может служить субботник, проводимый 17 сентября 2011 г. в соответствии с постановлением Совета Министров РБ от 13.05.2011 № 604 "О подготовке к работе в осенне-зимний период 2011/2012 года".
В 2012 г. республиканский субботник проводился 21 апреля 2012 г. на основании постановления Совета Министров РБ от 02.04.2012 № 295 "О проведении республиканского субботника в 2012 году".
 
…прибыль организаций от оказываемых гостиницами услуг, от оказываемых физкультурно-оздоровительными, туристическими, туристско-гостиничными и горнолыжными комплексами, домами охотников и (или) рыболовов, мотелями, кемпингами услуг по размещению туристов – в течение 3 лет с начала осуществления этой деятельности на туристических объектах, введенных в эксплуатацию начиная с 2006 г., по перечню таких объектов, утвержденному Президентом (подп. 1.11 п. 1)
Данную льготу применяют при условии направления указанными организациями средств, высвобождаемых в результате освобождения от обложения налогом на прибыль, на финансирование строительства, реконструкции туристических объектов, благоустройства прилегающих территорий, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели.
При неиспользовании этих средств по назначению в течение 3 лет с начала осуществления указанной деятельности либо нецелевом их использовании льгота подлежит восстановлению.
 
Справочно: перечень туристических объектов, при осуществлении деятельности на которых прибыль организаций, полученная от оказываемых гостиницами услуг, от оказываемых физкультурнооздоровительными, туристическими, туристско-гостиничными и горнолыжными комплексами, домами охотников и (или) рыболовов, мотелями, кемпингами услуг по размещению туристов, освобождается от обложения налогом на прибыль в течение 3 лет с начала осуществления этой деятельности (далее – Перечень туристических объектов), установлен Указом Президента РБ от 02.06.2006 № 371 "О некоторых мерах государственной поддержки развития туризма в Республике Беларусь".
 
Внимание! Туристические объекты, включенные в 2012 г. в Перечень туристических объектов Указом Президента РБ от 11.07.2012 № 312 "О некоторых вопросах налогообложения и взимания арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности", смогут воспользоваться льготой по налогу на прибыль по результатам за весь 2012 г. на основании п. 5 данного Указа.
 
В налоговом законодательстве отсутствуют нормы, разъясняющие понятие "начало осуществления деятельности" для целей налогообложения.
Вместе с тем считаем, что для применения указанной льготы 3-летний период следует отсчитывать начиная с месяца, в котором организация впервые отразила выручку от реализации услуг гостиниц либо от размещения туристов, независимо от начала получения прибыли от оказания таких услуг.
Как подтвердить льготу?
Основными документами, подтверждающими право на льготу, являются регистрационные документы на туристические объекты (например, свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации прав собственности).
 
…прибыль, полученная от реализации товаров (работ, услуг) на объектах придорожного сервиса, – в течение 5 лет с даты ввода в эксплуатацию таких объектов (подп. 1.12 п. 1)
Для целей применения льготы по налогу на прибыль под объектами придорожного сервиса понимают капитальные строения (здания, сооружения), расположенные на придорожной полосе (в контролируемой зоне) республиканских автомобильных дорог, а также расположенные на земельном участке, часть которого находится на придорожной полосе (в контролируемой зоне), а другая часть непосредственно прилегает к придорожной полосе (контролируемой зоне) республиканских автомобильных дорог, и предназначенные для обслуживания участников дорожного движения в пути следования
Конкретно к таким объектам относят мотели, хостелы, гостиницы, кемпинги, станции технического обслуживания, объекты торговли и общественного питания, мойки, охраняемые стоянки, стоянки для автофургонов и автоприцепов для жилья, за исключением объектов, расположенных на земельных участках, предоставленных для строительства и (или) обслуживания автозаправочных станций.
 
Справочно: придорожные полосы (контролируемые зоны) – земельные участки, прилегающие с обеих сторон к полосе отвода и имеющие особые условия использования. Придорожные полосы (контролируемые зоны) включают в себя земельные участки шириной до 100 м в обе стороны от оси автомобильной дороги, в населенных пунктах – земельные участки до границы существующей застройки.
К республиканским автомобильным дорогам относят автомобильные дороги, включенные в сеть международных автомобильных дорог, а также автомобильные дороги, обеспечивающие транспортные связи:
– столицы Республики Беларусь – г. Минска с административными центрами областей, Национальным аэропортом "Минск";
– административных центров областей между собой;
– административных центров областей с аэропортами, находящимися вне их городской черты, и административными центрами районов;
– административных центров районов между собой по одному из направлений;
– городов областного подчинения с административным центром области, на территории которой эти города расположены;
– железнодорожных станций (внеклассных и I класса), расположенных вне городов, пунктов пропуска через Государственную границу РБ, а также иных объектов, имеющих государственное значение, с республиканскими автомобильными дорогами (ст. 1, 13, 24 Закона РБ от 02.12.1994 № 3434-XII "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности").
 
Пятилетний период при применении рассматриваемой льготы следует отсчитывать от даты ввода в эксплуатацию объектов придорожного сервиса. По впервые вводимым в эксплуатацию объектам для определения даты их ввода необходимо руководствоваться Положением о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 06.06.2011 № 716.
Так, датой приемки в эксплуатацию объекта считают дату утверждения акта приемки объекта в эксплуатацию приемочной комиссией. По приобретенным объектам датой их ввода в эксплуатацию является дата подписания акта о приеме-передаче основных средств.
Как подтвердить льготу?
Вышеуказанные акты служат документами, подтверждающими право на льготу. Кроме того, организация может представить информационное письмо, подтверждающее, что здания и сооружения расположены на придорожной полосе (контролируемой зоне), в т.ч. и на земельном участке, непосредственно прилегающем к указанной полосе (зоне).
 
…прибыль от реализации произведенных легковых автомобилей и автокомпонентов собственного производства – в течение 3 лет с 1-го числа месяца, следующего за месяцем вступления в силу соглашения об условиях производства легковых автомобилей, заключенного в установленном порядке с Минпромом (далее – соглашение) (подп. 1.13 п. 1)
Легковые автомобили, при реализации которых применяют льготу, должны быть классифицированы в товарной позиции 8703 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее – ТН ВЭД ТС).
Под автокомпонентами понимают необходимые для производства легковых автомобилей товары (детали, узлы, комплектующие изделия, химическая и лакокрасочная продукция и др.), классифицируемые в группах 32, 39, 40, 70, 72, 73, 76, 83–85, 87, 90, 91, 94, 96 ТН ВЭД ТС*.
 
___________________________
 
* Указ Президента РБ от 04.04.2009 № 175 "О мерах по развитию производства легковых автомобилей".
Как подтвердить льготу?
Условиями применения льготы являются:
– наличие на последний день налогового периода (года) соответствующего сертификата продукции собственного производства, выданного в определенном порядке.
Сертификаты продукции собственного производства выдаются в порядке, установленном постановлением Совета Министров РБ от 20.10.2010 № 1520 "Об утверждении Положения о порядке выдачи сертификатов продукции (работ, услуг) собственного производства и Положения о порядке выдачи сертификатов услуг собственного производства банкам, небанковским кредитно-финансовым и страховым организациям";
– наличие действующего соглашения: льгота прекращается со дня прекращения действия указанного соглашения.
Форма и порядок заключения соглашения утверждены постановлением Совета Министров РБ от 24.06.2009 № 825 "О мерах по реализации Указа Президента РБ от 4 апреля 2009 г. № 175" (далее – постановление № 825).
Отметим, что Минпром информирует МНС:
– не позднее 5 рабочих дней после заключения (продления срока действия) соглашения об организациях, заключивших соглашения, и сроках их действия с направлением копий соглашений;
– не позднее дня прекращения действия соглашения, не связанного с окончанием срока его действия, об организациях, действие соглашений с которыми прекращено, а также об основаниях и датах прекращения действия таких соглашений (п. 6 Положения об организации производства легковых автомобилей с государственной поддержкой, утвержденного постановлением № 825).
 
Внимание! Установленный порядок представления информации Минпромом не освобождает плательщиков, применяющих рассматриваемую льготу, от обязанности представлять указанные соглашения и информацию по требованию налоговых органов.
 
…прибыль организаций, полученная от реализации товаров собственного производства, которые являются инновационными в соответствии с перечнем, определенным Советом Министров* (далее – перечень инновационных товаров) (подп. 1.13-2 п. 1)
 
_______________________________
 
* В настоящее время такой перечень отсутствует, что лишает организации фактического применения льготы. Однако постановлением Совета Министров РБ от 31.10.2012 № 995 "О порядке формирования перечня инновационных товаров" (вступает в силу 27 января 2013 г.) утвержден порядок формирования данного перечня.
 
Для целей применения льготы к товарам собственного производства, которые являются инновационными в соответствии с перечнем инновационных товаров, относятся товары, произведенные в период действия сертификата продукции собственного производства, выданного в установленном порядке, дата реализации которых приходится на период, в течение которого такие товары содержатся в перечне инновационных товаров.
Организации, применяющие льготу, обязаны вести раздельный учет объемов товаров собственного производства, произведенных в период действия сертификата продукции собственного производства.
Как подтвердить льготу?
Документами, подтверждающими право на применение льготы, являются:
– товарно-транспортные или товарные накладные, подтверждающие реализацию инновационных товаров в периоде, в течение которого такие товары содержатся в перечне инновационных товаров;
– сертификат продукции собственного производства, выданного в установленном порядке (порядок выдачи указанного сертификата рассмотрен выше).
 
Внимание! Если в 2012 г. документы, подтверждающие право на применение налоговых льгот, представляются только по требованию налоговых органов, то в отношении копии сертификата продукции собственного производства по инновационным товарам установлена обязанность плательщиков, применяющих рассматриваемую льготу, представлять данную копию в налоговый орган по месту постановки на учет. В противном случае льгота организации предоставлена не будет.
 
…прибыль организаций, полученная от реализации товаров собственного производства, которые являются высокотехнологичными в соответствии с перечнем, определяемым Советом Министров по согласованию с Президентом (далее – Перечень ВТ), в случае если доля выручки, полученная от реализации таких товаров, составляет более 50 % общей суммы выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, включая доходы от предоставления в аренду (финансовую аренду (лизинг)) имущества (подп. 1.13-3 п. 1)
При применении указанной льготы к товарам собственного производства, которые являются высокотехнологичными в соответствии с Перечнем ВТ, следует относить товары, произведенные в период действия сертификата продукции собственного производства, выданного в установленном порядке, дата реализации которых приходится на период, в течение которого такие товары содержатся в Перечне ВТ.
Как и по инновационным товарам, организации, применяющие льготу при реализации высокотехнологичных товаров, должны вести раздельный учет объемов товаров собственного производства, произведенных в период действия сертификата продукции собственного производства.
 
Справочно: Перечень ВТ утвержден постановлением Совета Министров РБ от 23.06.2012 № 574.
 
Перечень ВТ ежегодно при необходимости до 1 февраля и 1 августа может быть изменен на основании предложений, вносимых в Совет Министров Государственным комитетом по науке и технологиям.
 
Внимание! Несмотря на то что указанное постановление вступило в силу с 1 июля 2012 г., свое действие оно распространяет на отношения, возникшие с 1 января 2012 г. Следовательно, при реализации в течение всего 2012 г. высокотехнологичных товаров, включенных в указанный перечень и произведенных в период действия сертификата продукции собственного производства, прибыль от реализации таких товаров может быть прольготирована.
 
В Перечне ВТ в 2012 г. включены 43 позиции. При его построении использовали коды товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС. В отношении отдельных высокотехнологичных товаров применяются одновременно содержащиеся в Перечне ВТ код товара по ТН ВЭД ТСи приведенное наименование. То есть вотношении таких товаров льгота применяется, если одновременно они соответствуют как коду, так и наименованию, указанным в Перечне ВТ.
Как подтвердить льготу?
Документами, подтверждающими право на применение льготы, являются:
– сертификат продукции собственного производства, выданного в установленном порядке (порядок выдачи указанных сертификатов рассмотрен выше), копию которого в обязательном порядке представляют в налоговый орган по месту постановки на учет, т.е. независимо от требования налоговых органов;
– товарно-транспортные или товарные накладные, подтверждающие реализацию высокотехнологичных товаров в периоде, в течение которого такие товары содержатся в перечне высокотехнологичных товаров;
– расчет доли выручки, полученной от реализации высокотехнологичных товаров, в общей сумме выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, включая доходы от предоставления в аренду (финансовую аренду (лизинг)) имущества.
В заключение отметим, что льготы, установленные подп. 1.5, 1.7, 1.8, 1.11–1.13 п. 1 ст. 140 НК, отражают по стр. 11, а льготы, предусмотренные подп. 1.2, 1.10 п. 1 ст. 140 НК, – по стр. 12 разд. I части I налоговой декларации. При этом в обязательном порядке представляется приложение к форме налоговой декларации "Справка о размере и составе использованных льгот по налогу на прибыль".
Форма налоговой декларации представлена в приложении 3 к постановлению МНС РБ от 15.11.2010 № 82.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.