91

Результаты инвентаризации необходимо правильно отразить в бухучете

Нина Анищенко, экономист

Инвентаризацию активов и обязательств организация проводит в соответствии с утвержденными планами-графиками ее проведения. Особое внимание следует обратить на инвентаризацию, предшествующую составлению годового отчета.
В нижепубликуемом материале рассмотрен порядок отражения в учете результатов инвентаризации согласно новому типовому плану счетов.

 


Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию активов и обязательств (ст. 12 Закона РБ от 18.10.1994 № 3321-ХII "О бухгалтерском учете и отчетности", далее – Закон № 3321-ХII). В ходе проведения инвентаризации они проверяют и документально подтверждают наличие, состояние и оценку активов и обязательств.

 
Порядок проведения инвентаризации определен Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.11.2007 № 180 (далее – Инструкция № 180). Информацию о фактическом наличии имущества и реально учтенных финансовых обязательствах следует внести в инвентаризационные описи или акты инвентаризации. По окончании проведения инвентаризации эти документы должны быть переданы в бухгалтерию. Данные инвентаризационных описей (актов) необходимо сопоставить с данными бухгалтерского учета, а результаты расхождений отразить в сличительных ведомостях.
 
Рассмотрим в таблице порядок отражения в бухгалтерском учете результатов инвентаризации.
 
__________________________   
* Инструкция по бухгалтерскому учету запасов, утвержденная постановлением Минфина РБ от 12.11.2010 № 133 (далее – Инструкция № 133).
 
** Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденная постановлением Минфина РБ от 30.09.2011 № 102 (далее – Инструкция № 102).
 
*** В данном случае руководствуемся нормами Инструкции об отражении в бухгалтерском учете хозяйственных операций с основными средствами, утвержденной постановлением Минфина РБ от 20.12.2001 № 127 (далее – Инструкция № 127).
 
Напоминаем, что с 1 января 2013 г. вступает в силу Инструкция по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденная постановлением Минфина РБ от 30.04.2012 № 26 (далее – Инструкция № 26), в п. 11 которой также прописано, что первоначальную стоимость основных средств, выявленных в результате инвентаризации как излишки, нужно отражать по дебету счета 01 "Основные средства" и кредиту счета 91.
 
**** Инструкция по бухгалтерскому учету нематериальных активов, утвержденная постановлением Минфина РБ от20.12.2001 № 128 (далее – Инструкция № 128). С 1 января 2013 г. вступает в силу Инструкция по бухгалтерскому учету нематериальных активов, утвержденная постановлением Минфина РБ от 30.04.2012 № 25 (далее – Инструкция № 25). В п. 13 названной инструкции указано, что первоначальная стоимость нематериальных активов, выявленных в результате инвентаризации как излишки, определяется на дату проведения инвентаризации на основании документов, подтверждающих стоимость аналогичных активов (прейскурантов, каталогов и др.), или заключений об их оценке, проведенной лицами, осуществляющими оценочную деятельность.
 
***** Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная постановлением Минфина РБ от 29.06.2011 № 50 (далее – Инструкция № 50).
 
****** Инструкция о порядке определения размера причиненного государственному имуществу вреда в связи с утратой, повреждением (порчей), недостачей при проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности государственных юридических лиц, утвержденная постановлением Минфина РБ от 24.03.2003 № 39/69, с учетом изменений от 30.12.2011 № 146/211 (далее – Инструкция № 39/69).

Важно! Если размер материального ущерба не превышает среднемесячного заработка работника, возмещение ущерба, нанесенного нанимателю, производите в порядке, установленном ст. 408 Трудового кодекса РБ от 26.07.1999 № 296-З (далее – ТК), с применением условий, установленных ст. 107 и 108 ТК.
 
Возмещение ущерба работниками в размере, не превышающем среднего месячного заработка, следует производить по распоряжению нанимателя путем удержания из заработной платы работника. Распоряжение нанимателя должно быть сделано не позднее 2 недель со дня обнаружения причиненного работником ущерба и обращено к исполнению не ранее 10 дней со дня сообщения об этом работнику. До издания распоряжения нанимателя об удержании из заработной платы от работника должно быть затребовано письменное объяснение.
 
Если работник не согласен с вычетом или его размером, трудовой спор по его заявлению рассматривают в порядке, предусмотренном законодательством. В том случае, если ущерб превышает среднемесячный заработок работника, возмещение его нужно производить в судебном порядке (ст. 408 ТК).
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Назад
Содержание: № 44 ноябрь 2012
Содержание

колонка главного редактора

3

НОВОСТИ

6

ДЕЖУРНАЯ ЧАСТЬ

8

ВОПРОС НЕДЕЛИ

9

Что следует подразумевать под оформлением документа в целях налогового учета до 20-го числа месяца, следующего за отчетным?

9

прямая линия

10

Особенности выплаты пособий из Фонда социальной защиты

10

ГЛАВНОЕ НА БУХГАЛТЕРСКОМ ПОРТАЛЕ GB.BY

14

статистическая информация

14

О размере удержания с нанимателей средств для обеспечения своевременной выплаты заработной платы

14

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

15

Налоги

15

О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь[Срочно и важно]

15

Комментарий (Изменения в применении упрощенной системы налогообложения в 2013 г.)

37

Комментарий (Применение упрощенной системы налогообложения в 2013 г.: изменения в Налоговом кодексе РБ)

40

Комментарий (Исчисление единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции в 2013 г.: изменения в Налоговом кодексе РБ)

41

Комментарий (Исчисление и уплата налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в 2013 г.: изменения в Налоговом кодексе РБ)

43

Комментарии

44

Есть изменения в Общей части Налогового кодекса РБ

44

Исчисление и уплата экологического налога в 2013 году

46

СПЕЦИАЛЬНАЯ РУБРИКА ЖУРНАЛА "ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР"

50

Бухучет-2012: ведем по-новому

50

Бухгалтерский и налоговый учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам, другим платежам, включаемым в затраты по производству и реализации продукции, товаров, работ, услуг

50

Документальное оформление и бухгалтерский учет товаров в розничной торговле через интернет-магазин

53

Бухгалтерский учет резерва по выводу основных средств из эксплуатации и аналогичным обязательствам

62

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

66

Комментарии

66

Изменения в исчислении налога на недвижимость в 2013 году

66

Налог на недвижимость в 2013 году уплачиваем по-новому

67

Переоценку основных средств на 1 января 2013 года нужно отражать по старым правилам

71

МНС РБ разъясняет

74

Об актуальных вопросах по налогу на добавленную стоимость в 2012 году[Срочно и важно]

74

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА    

82

ВОПРОС – ОТВЕТ

83

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

91

Результаты инвентаризации необходимо правильно отразить в бухучете

91

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

97

Бухгалтерский и налоговый учет операций по реализации товаров на экспорт

97

СТРАНИЧКА АУДИТОРА

104

Константин Величкович: "Беларуси нужны очень грамотные аудиторы"

104

налоговый календарь

106

Календарь уплаты налогов, сборов и неналоговых платежей, представления расчетов по ним в налоговые органы и платежных поручений в обслуживающий банк на декабрь 2012 года

106

РЕКЛАМА

110

БУХГАЛТЕРУ НА ЗАМЕТКУ

111

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

112

Курсы валют за период с 17 по 23 ноября 2012 года

112