Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Комментарий (При изменении налогового законодательства в период действия договора аренды оборудования (транспортных средств), находящегося в государственной собственности, в размер арендной платы должны быть внесены соответствующие изменения)

Наталья Рощина, экономист
Указ Президента РБ от 29.03.2012 № 150 "О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом" (далее – Указ № 150) утвердил:
– 3 положения о порядке определения размера арендной платы при сдаче в аренду:
капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей;
капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей на рынках и в торговых центрах для организации и осуществления розничной торговли;
оборудования, транспортных средств, находящихся в государственной собственности.
– положение о порядке сдачи в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, находящихся в республиканской собственности.
 
Справочно: с 1 апреля 2012 г. утратил силу Указ Президента РБ от 23.10.2009 № 518 "О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом" (далее – Указ № 518).
Уплата арендных платежей за март 2012 г. по договорам аренды торговых мест производится в старом порядке
Указ № 150 установил новое понятие "базовая арендная величина". Это связано с тем, что увеличение с 1 апреля 2012 г. размера базовой величины (с 35 до 100 тыс. руб.) могло вызвать отток арендаторов имущества, находящегося в государственной собственности, и соответственно уменьшение доходов, перечисляемых в бюджет.
Итак, с 1 апреля базовая арендная величина составляет 54 тыс. руб. Она будет действовать по 31 марта 2013 г.
Важно! Размер базовой арендной величины будет ежегодно устанавливаться Советом Министров с учетом изменения индекса потребительских цен за предыдущий год по отношению к предшествующему и применяться с 1 апреля года, в котором он установлен.
 
В связи со вступлением в силу с 1 апреля 2012 г. Указа № 150 и отменой Указа № 518 у арендаторов возник вопрос: как им платить в апреле 2012 г. арендную плату за март 2012 г.?
Дело в том, что:
– до 1 апреля 2012 г. арендная плата вносилась в белорусских рублях исходя из размера базовой величины, установленной на день оплаты (п. 3 Положения о порядке определения размеров арендной платы при сдаче в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей, утвержденного Указом № 518);
– с 1 апреля 2012 г. арендная плата должна вноситься в белорусских рублях исходя из размера базовой арендной величины, установленной на день оплаты (п. 3 Положения о порядке определения размеров арендной платы при сдаче в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, утвержденного Указом № 150).
Арендная плата за март 2012 г. уплачивается с 1 апреля 2012 г. следующим образом:
– по договорам аренды капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей, находящихся в государственной собственности, а также в собственности хозяйственных обществ, в уставных фондах которых более 50 % акций (долей) находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц, – исходя из базовой арендной величины, а не базовой величины, как указано в договорах аренды.
Таким же образом погашается задолженность по арендной плате, имеющаяся на 1 апреля 2012 г., т.е. исходя из базовой арендной величины;
– по договорам аренды торговых мест на рынках и в торговых центрах государственной и частной форм собственности – исходя из условий договора аренды.
Так же погашается задолженность по арендной плате, имеющаяся на 1 апреля 2012 г., – исходя из условий договора аренды. То есть организации, которые не уплатили до 1 апреля арендную плату за март исходя из базовой величины в размере 35 тыс. руб., должны после 1 апреля произвести такую оплату исходя из базовой величины в размере 100 тыс. руб. (см.: Гл. бухгалтер. – 2012. – № 14. – С. 6 (рубрика "Новости").
 
Справочно: договоры аренды имущества, заключенные до 1 апреля 2012 г. и действующие после 1 апреля 2012 г., в 5-месячный срок должны быть приведены в соответствие с Указом № 150 (п. 10 Указа № 150). В частности, размер арендной платы в указанных договорах будет рассчитан исходя из базовой арендной величины, установленной в соответствии с подп. 2.1 п. 2 Указа № 150.
Некоторые организации могут получить государственное имущество в безвозмездное пользование
Указом № 150 утвержден перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которым недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности, а также в собственности хозяйственных обществ, в уставных фондах которых более 50 % акций (долей) находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц, предоставляется в безвозмездное пользование (подп. 2.12 п. 2 Указа № 150).
Юридические лица (индивидуальные предприниматели), получившие указанное недвижимое имущество в безвозмездное пользование, обязаны:
– либо возмещать ссудодателю начисленную амортизацию, земельный налог или арендную плату за земельный участок, налог на недвижимость, соответствующие расходы на эксплуатацию, капитальный и текущий ремонт этого недвижимого имущества, затраты на коммунальные услуги, включая отопление, потребляемую электроэнергию;
– либо нести вышеперечисленные расходы самостоятельно (подп. 2.13 п. 2 Указа № 150).
Данное правило не распространяется на юридические лица (индивидуальных предпринимателей), организующие питание учащихся в учреждениях общего среднего, специального, профессионально-технического образования.
Отметим, что вопрос уплаты арендодателями платежей в бюджет при сдаче имущества в аренду и иное пользование тщательно отслеживается в Налоговом кодексе РБ (далее – НК). В частности, арендодатели сразу лишаются имеющихся у них льгот по налогу на недвижимость и земельному налогу при заключении договоров аренды или иного использования недвижимого имущества.
Так, при сдаче организациями (индивидуальными предпринимателями) в аренду, иное возмездное пользование либо безвозмездное пользование зданий и сооружений (их частей), машино-мест, освобожденных от налога на недвижимость, а также зданий и сооружений (их частей), машино-мест бюджетных организаций такие здания и сооружения (их части), машино-места подлежат обложению налогом на недвижимость в порядке, установленном гл. 17 "Налог на недвижимость" НК (п. 2 ст. 186 НК).
В случае сдачи организациями (индивидуальными предпринимателями) в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование зданий и сооружений (их частей), машино-мест, расположенных на земельных участках, освобожденных от земельного налога, а также зданий, сооружений (их частей), машино-мест бюджетных организаций, исчисление и уплату земельного налога производят исходя из площади, переданной в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование. Суммы земельного налога исчисляют пропорционально площадям зданий и сооружений (их частей), машино-мест, занимаемым арендаторами (пользователями) (п. 12 ст. 202 НК).
 
Важно! В настоящее время действует Указ Президента РБ от 01.03.2010 № 101 "О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности". В нем не предусмотрены такие ограничения, как в п. 12 ст. 202 НК.
Исходя из норм ст. 10 Закона РБ от 10.01.2000 № 361-З "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" юридическая сила Указа № 101 выше НК.
То есть арендодатели, пользующиеся льготами при уплате арендной платы за землю, сохраняют их при сдаче имущества в аренду.
Доходы от сдачи в аренду государственного имущества подлежат перечислению в бюджет
Государственные органы должны перечислять в бюджет арендную плату, полученную от сдачи в аренду государственного имущества, после налогообложения (подп. 2.2 п. 2 Указа № 150).
Это требование касается республиканских органов государственного управления, их территориальных органов и иных государственных организаций, подчиненных Правительству, Нацбанка, Администрации Президента, Следственного комитета, других государственных органов и иных государственных организаций, подчиненных Президенту, их территориальных органов, генеральной прокуратуры, территориальных и специализированных прокуратур, Государственной службы медицинских судебных экспертиз и органов Комитета госконтроля.
В доход республиканского бюджета должно поступить 2 вида доходов:
– плата за право заключения договоров аренды капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей (далее – недвижимое имущество), находящихся в республиканской собственности, полученная при проведении аукционов по продаже права заключения договоров аренды (далее – плата);
– средства, полученные от сдачи в аренду данного имущества и оставшиеся после вычета сумм начисленной амортизации, подлежащих уплате (исчисляемых) налогов, сборов и иных обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, в т.ч. в государственные целевые бюджетные, а также государственные внебюджетные фонды, а при сдаче в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей на рынках и в торговых центрах юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для организации и осуществления розничной торговли дополнительно после вычета расходов, связанных с содержанием и функционированием этих капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей, за исключением расходов на оплату услуг по водоснабжению, канализации, отоплению, энерго- и газоснабжению, пользованию лифтами, вывозу и обезвреживанию твердых бытовых отходов (далее – средства), если иное не предусмотрено законодательными актами.
Вышеуказанные плата и средства должны быть перечислены в доход республиканского бюджета не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным (подп. 2.9 п. 2 Указа № 150).
 
Важно! В республиканский бюджет не перечисляют плату за право заключения договоров аренды недвижимого имущества, находящегося:
– в республиканской собственности и оперативном управлении Управления делами Президента;
– оперативном управлении или хозяйственном ведении организаций, подчиненных Управлению делами Президента;
– оперативном управлении Национальной академии наук Беларуси.
В республиканский бюджет не перечисляют также средства, полученные от сдачи в аренду этого имущества (подп. 2.6 п. 2 Указа № 150).
За нарушение арендных отношений предусмотрена административная ответственность
Неуплата или неполная уплата в республиканский бюджет платы и средств, а также иные нарушения порядка определения размеров арендной платы и пользования арендованным имуществом влекут административную ответственность (подп. 2.10 п. 2 Указа № 150). Она определена ст. 23.27 и 12.37 КоАП.
Так, нарушение законодательства о залоге, сдаче в аренду или ином распоряжении государственным имуществом либо имуществом, находящимся в собственности хозяйственного общества, в отношении которого Республика Беларусь или ее административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах), могут определять решения, которые принимаются этим хозяйственным обществом, не повлекшее выбытия имущества из государственной собственности либо собственности этого хозяйственного общества, влечет наложение штрафа в размере до 30 базовых величин (БВ), а на юридическое лицо – от 20 до 200 БВ.
То же деяние, повлекшее выбытие имущества из государственной собственности либо собственности хозяйственного общества, влечет наложение штрафа в размере от 10 до 50 БВ, а на юридическое лицо – от 200 до 1 000 БВ.
При нарушении индивидуальным предпринимателем, должностным или иным лицом норм законодательных актов об аренде торговых мест предусмотрен штраф в размере от 10 до 20 БВ, на индивидуального предпринимателя – от 10 до 20 БВ, а на юридическое лицо – до 500 БВ (ст. 12.37 КоАП).
 
Справочно: то же деяние, совершенное индивидуальным предпринимателем повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, влечет лишение права заниматься определенной деятельностью с конфискацией реализуемых товаров, полученной денежной выручки, других предметов, явившихсяорудием совершения административного правонарушения.
Указом № 150 введен новый термин – оборотные налоги
В положениях о порядке определения размера арендной платы, утвержденных Указом № 150, применяется термин "Нсб – сумма оборотных налогов и налога на добавленную стоимость".
Отметим, что в налоговом законодательстве такой термин отсутствует. В НК используют другой похожий термин – "косвенные налоги".
Косвенными налогами признают НДС и акцизы, если иное не установлено Президентом или нормами международных договоров РБ (п. 4 ст. 6 НК).
Акцизами облагают товары, перечисленные в п. 1 ст. 111 НК. Выполнение работ, оказание услуг, а также доходы от сдачи имущества в аренду акцизами не облагаются. Поэтому в настоящее время, кроме НДС, других оборотных налогов, которые следует учитывать при определении размера арендной платы, не существует.
Отметим также норму, изложенную в п. 14 Положения о порядке определения размера арендной платы при сдаче в аренду оборудования, транспортных средств, находящихся в государственной собственности, утвержденного Указом № 150. Так, при изменении в период действия договора аренды налогового законодательства в размер арендной платы должны быть внесены соответствующие изменения.
 
Справочно: в настоящее время активно обсуждается вопрос об уменьшении основной ставки НДС, которая сейчас составляет 20 %. Если это произойдет с 1 января 2013 г., то повлечет соответственно пересмотр договоров аренды и уменьшение размера арендной платы.
 
Обращаем внимание, что доходы от операций по сдаче в аренду (финансовую аренду (лизинг)) имущества относят к внереализационным доходам. Такие доходы отражают в налоговых периодах, определяемых в соответствии с учетной политикой организации (подп. 3.15 п. 3 ст. 128 НК).
Расходы арендодателя по содержанию, эксплуатации, текущему ремонту арендуемого недвижимого имущества, отоплению, энергоснабжению, связи, коммунальным и другим услугам не включают в арендную плату. Их оплачивает арендатор отдельно по договоренности сторон на основании фактических затрат (п. 5 Положения о порядке определения размера арендной платы при сдаче в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, утвержденного Указом № 150).
При этом следует учитывать, что объектами обложения НДС не признают обороты по возмещению арендодателю арендатором стоимости приобретенных работ (услуг), связанных с арендой, не включенной в сумму арендной платы (подп. 2.12 п. 2 ст. 93 НК).
Данное положение распространяется и на обороты по возмещению арендатору арендодателем стоимости приобретенных работ (услуг), связанных с арендой.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.