Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

За присвоением статуса "Лучший плательщик налогов, сборов" надо обратиться в районную налоговую инспекцию в период с 1 января по 1 апреля 2013 года

(Комментарий к постановлению МНС РБ от 07.03.2012 № 12)

Глеб Ростоцкий, юрист
Использование статуса "Лучший плательщик налогов, сборов" ограничено 3 случаями
С 1 января 2012 г. Налоговый кодекс РБ (далее – НК) дополнен новой ст. 27-1 "Присвоение плательщику статуса "Лучший плательщик налогов, сборов".
На основании указанной статьи организация – обладатель статуса "Лучший плательщик налогов, сборов" (далее – статус) может использовать эту информацию:
– в рекламных целях;
– при обращении в государственные органы и организации;
– при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь. Какие-либо иные привилегии законодательством не предусмотрены.
Для реализации норм этой статьи МНС  утвердило Инструкцию о порядке присвоения (отказа в присвоении) статуса "Лучший плательщик налогов, сборов" и ведения реестра лиц, обладающих статусом "Лучший плательщик налогов, сборов" (далее – Инструкция).
Инструкцией установлено 3 номинации
В Инструкции для юридических лиц установлены критерии выбора плательщиков для присвоения статуса. Статус будет присваивать коллегия МНС белорусским организациям (далее – плательщики) сроком на 3 года по 3 номинациям:
– "Лучший плательщик – организация";
– "Лучший плательщик – организация – субъект малого предпринимательства";
– "Лучший плательщик – организация – субъект среднего предпринимательства".
К субъектам малого предпринимательства относят:
– микроорганизации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;
– малые организации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно (ст. 3 Закона РБ от 01.07.2010 № 148-З "О поддержке малого и среднего предпринимательства").
К субъектам среднего предпринимательства относят зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 101 до 250 человек включительно (ст. 3 Закона РБ от 01.07.2010 № 148-З "О поддержке малого и среднего предпринимательства").
При этом средняя численность работников субъектов малого предпринимательства – юридических лиц и субъектов среднего предпринимательства за календарный год определяется как списочная численность работников в среднем за год (за исключением работников, находящихся в отпусках по беременности и родам, в связи с усыновлением (удочерением) ребенка в возрасте до 3 месяцев, по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет); средняя численность работающих по совместительству с местом основной работы у других нанимателей; средняя численность лиц, выполняющих работы по гражданско-правовым договорам (в т.ч. заключенным с юридическими лицами, если предметом договора является оказание услуги по предоставлению, найму работников). Данная численность работников определяется в целом по юридическому лицу, включая филиалы, представительства и иные его обособленные подразделения.
Порядок определения среднесписочной численности работников изложен в гл. 2 Указаний по заполнению в формах государственных статистических наблюдений статистических показателей по труду, утвержденных постановлением Минстата РБ от 29.07.2008 № 92.
 
Важно! Участвовать в номинации "Лучший плательщик – организация – субъект малого предпринимательства" вправе плательщики, отвечающие вышеназванным критериям отнесения их к субъектам малого предпринимательства, независимо от того, применяют они упрощенную систему налогообложения (УСН) или находятся на общей системе. Иностранные организации не вправе претендовать на присвоение статуса.
Для получения статуса надо соответствовать установленным критериям
Вначале плательщики должны пройти оценку на соответствие критериям, установленным Инструкцией (с учетом деятельности их филиалов, представительств и иных обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, которым для совершения операций плательщиком открыт банковский счет с предоставлением права распоряжаться денежными средствами на счете должностным лицам данных обособленных подразделений).
Так, плательщик, обратившийся за присвоением статуса, должен был на протяжении 3 календарных лет, предшествующих году обращения:
1) представлять налоговые декларации (расчеты) в сроки, установленные законодательством;
2) своевременно и в полном объеме уплачивать налоги, сборы, иные обязательные платежи в бюджет, контроль за уплатой которых осуществляют налоговые органы;
3) обеспечивать увеличение поступлений налогов, сборов, иных обязательных платежей в бюджет, контроль за уплатой которых осуществляют налоговые органы, по сравнению с предыдущим календарным годом в сопоставимых ценах (в т.ч. по налогу на прибыль, налогу при УСН);
4) не привлекаться к административной ответственности за правонарушения против порядка налогообложения (это правило распространяется на организацию и ее должностных лиц);
5) на дату подачи им заявления о присвоении статуса не иметь принятых решений о предоставлении государственной поддержки;
6) на протяжении календарного года, предшествующего году, в котором плательщик обратился за присвоением статуса, и на дату обращения за присвоением статуса использовать систему электронного декларирования.
По указанным критериям плательщики будут отбираться на уровне своей инспекции, где они состоят на учете (далее – местная инспекция). Для этого им нужно обратиться туда не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим календарным годом, с заявлением по установленной в Инструкции форме (т.е. не позднее 1 апреля 2013 г.). Заявление можно подать на бумажном носителе или в виде электронного документа по форматам в порядке, предусмотренном МНС.
По результатам отбора все плательщики, подавшие заявление, получат от местной инспекции уведомления с информацией о том, соответствуют они установленным требованиям или нет.
Второй этап будет проходить на уровне областной (Минской городской) инспекции (далее – областной налоговый орган), куда местная инспекция направит заявления тех плательщиков, которые соответствуют вышеназванным критериям.
Критерием такого выбора будет уплата за 3 календарных года наибольших сумм налогов, сборов, иных обязательных платежей в бюджет, контроль за уплатой которых осуществляют налоговые органы. Тем, кому не повезет, будет направлено соответствующее уведомление.
Окончательное решение на основании информации о претендентах, поступившей от областных налоговых органов, принимает коллегия МНС.
Свидетельство о присвоении статуса по установленной форме будет вручено плательщикам налоговыми органами каждой области и г. Минска.
 
Важно! Трехлетний срок действия статуса исчисляется не со дня выдачи свидетельства, а со дня принятия коллегией МНС решения о присвоении статуса (п. 2 Инструкции).
МНС будет вести реестр лиц, обладающих статусом "Лучший плательщик налогов, сборов".
Внимание! Некоторые критерии достаточно сложно применить на практике
Так, например, неясно, каким образом будет отслеживаться выполнение условия № 3 в отношении тех обязательных платежей, которые плательщики не уплачивали в силу отсутствия объекта налогообложения. Например, экологический налог, земельный налог, ряд иных платежей по указанной причине плательщик мог не уплачивать в отдельные годы 3-летнего периода, а значит, и рост поступлений по ним в таких случаях формально не обеспечивался.
Условие № 4 не вполне согласуется с нормой ст. 2.8 Кодекса РБ об административных правонарушениях. Так, физическое (в т.ч. должностное) или юридическое лицо считают не подвергавшимся административному взысканию, если в течение 1 года со дня окончания исполнения административного взыскания оно не совершит нового административного правонарушения. Таким образом, с точки зрения КоАП, если плательщик и (или) его должностное лицо были привлечены к административной ответственности за правонарушения против порядка налогообложения в 2010 г. и сведений о совершении ими новых правонарушений не имеется, то факт привлечения к ответственности отсутствует (не имеет юридических последствий). Будет ли это учитываться налоговыми органами при решении вопроса о присвоении статуса?
В отношении условия № 5 поясним, что на присвоение статуса не вправе претендовать плательщики, в отношении которых в течение 3 календарных лет и (или) на дату подачи заявления приняты решения о (об):
– изменении установленного законодательством срока уплаты налогов и пени в формах отсрочки и (или) рассрочки, налогового кредита;
– нормативном распределении выручки;
– предоставлении из республиканского бюджета финансовой помощи;
– полном или частичном освобождении от обязательной продажи средств в иностранной валюте, поступающих на счета плательщиков;
– предоставлении дополнительного по отношению к установленному актами законодательства отнесения отдельных затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг) к затратам, учитываемым при налогообложении;
– освобождении от перечисления в республиканский бюджет доходов, полученных от передачи в пользование (аренду) имущества, находящегося в республиканской собственности;
– предоставлении бюджетных займов и бюджетных ссуд;
– возмещении части процентов за пользование банковскими кредитами;
– понижении цен (тарифов) на природный газ, электрическую и тепловую энергию, бензин и дизельное топливо;
– отсрочке и (или) рассрочке погашения задолженности за потребленные природный газ, электрическую и тепловую энергию.
Электронное декларирование (условие № 6) является обязательным не для всех плательщиков, а лишь для тех из них, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 50 человек (часть вторая п. 4 ст. 63 НК).
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.