Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Итоги проверки: новации в контрольной (надзорной) деятельности

(Комментарий к Указу Президента РБ от 26.07.2012 № 332 "О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь")

Глеб Ростоцкий, юрист

Указом Президента РБ от 26.07.2012 № 332 "О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" (далее – Указ № 332) существенно скорректированы нормы Указа Президента РБ от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" (далее – Указ № 510), касающиеся вынесения контролирующими (надзорными) органами итоговых документов по результатам проведенных проверок.
Многие новации затрагивают важные интересы организаций и действуют уже с 1 октября 2012 г.

 

Если нарушения устранены в ходе проверки, решение по акту проверки и требование (предписание) об устранении нарушений могут не выноситься

 
Как и ранее, по итогам проверки (на основании составленного акта проверки и с учетом поступивших по нему возражений) должностное лицо контролирующего (надзорного) органа, уполномоченное в соответствии с его компетенцией рассматривать материалы проверки, выносит итоговый документ, обязательный для исполнения проверяемым субъектом:

– решение по акту проверки;

– требование (предписание) об устранении нарушений.

Возможно также вынесение обоих указанных документов.

Указом № 332 уточнено, что такой итоговый документ выносится при наличии для этого оснований. То есть можно предположить, что в некоторых случаях по итогам проверки, выявившей нарушения, ничего выноситься не будет (возможно, речь идет о ситуациях, когда нарушения устранены еще в ходе проверки, в связи с чем нет оснований требовать их устранения). Также в Указе № 332 обращено внимание, что требование (предписание) об устранении нарушений должно содержать указание:

– на срок, в течение которого нарушения должны быть устранены;

– срок информирования контролирующего (надзорного) органа об устранении нарушений (но не позднее 2 рабочих дней со дня истечения установленного срока на устранение нарушений).
 
Важно! В случае неинформирования в срок контролирующего (надзорного) органа об устранении нарушений виновные должностные лица организации могут быть привлечены к ответственности по ст. 23.16 "Непредставление документов, отчетов и иных материалов" Кодекса РБ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере от 4 до 20 базовых величин.
 
Новацией является правило о том, что в случае отсутствия проверяемого субъекта, а также лиц, имеющих полномочия представителя проверяемого субъекта, по месту нахождения (месту жительства), указанному в учредительных документах (свидетельстве о государственной регистрации), и (или) по последнему известному контролирующему (надзорному) органу месту нахождения (месту жительства) в решении по акту проверки и (или) требовании (предписании) учиняется соответствующая запись и они направляются по последнему известному контролирующему (надзорному) органу месту нахождения (месту жительства) проверяемого субъекта или его представителя. При этом указанные документы будут считаться полученными проверяемым субъектом по истечении 3 дней со дня такого направления.

Контролирующие (надзорные) органы могут приостановить деятельность организации лишь в строго определенных случаях, но на любой срок

Указом № 332 с учетом требований Директивы Президента РБ от 31.12.2010 № 4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь" (далее – Директива № 4) упорядочено вынесение еще одного вида документа, который нельзя путать с требованием (предписанием) об устранении нарушений, – требования (предписания) о приостановлении (запрете) деятельности проверяемого субъекта, цехов (производственных участков), оборудования, производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств (далее – требование о приостановлении деятельности).
 
Справочно: Директива № 4 действует с 5 января 2011 г.
 
При вынесении требования о приостановлении деятельности должны быть соблюдены условия, определенные пп. 5 и 74 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом № 510 (далее – Положение). Такое требование может быть вынесено:

1) только тем контролирующим (надзорным) органом, чьи полномочия на это специально оговорены в законодательных актах (указах, декретах Президента или законах РБ);

2) только при выявлении нарушений законодательства, создающих угрозу:

– национальной безопасности:

– причинения вреда жизни и здоровью населения;

– причинения вреда окружающей среде.

Например, должностные лица Департамента государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты, являющиеся государственными инспекторами труда, имеют право приостанавливать (запрещать) путем выдачи предписания или пломбирования работу организаций, их структурных подразделений, оборудования в случае выявления нарушений требований по охране труда, создающих угрозу для жизни и здоровья работающих, до устранения нарушений (ст. 36 Закона РБ от 23.06.2008 № 356-З "Об охране труда").

Именно по этой причине из Положения исключено ранее предусмотренное в п. 4 право контролирующих (надзорных) органов приостанавливать на время проведения внеплановой тематической оперативной проверки (на срок не более 2 суток) розничную торговлю (оказание услуг, выполнение работ) проверяемых субъектов для снятия остатков товара и проверки соблюдения порядка приема наличных денежных средств и осуществления валютных операций, порядка использования кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров. Ранее таким правом обычно пользовались налоговые органы и органы Комитета госконтроля.

Требование о приостановлении деятельности может быть вынесено уже в день выявления нарушения (т.е. еще до окончания проверки).

В отличие от требования (предписания) об устранении нарушений требование о приостановлении деятельности может подписать сам проверяющий (руководитель проверки). Оно вручается проверяемому субъекту или его представителю немедленно либо направляется заказным письмом с уведомлением о получении не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем выявления нарушений, и вступает в силу с момента его получения проверяемым субъектом или его представителем.

Вместе с тем предусмотрен механизм "перепроверки" обоснованности таких действий проверяющего (руководителя проверки). Так, не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем вручения (направления), требование о приостановлении деятельности должно быть утверждено должностным лицом контролирующего (надзорного) органа, уполномоченным в соответствии с его компетенцией рассматривать материалы проверки. При необходимости указанное должностное лицо выносит решение о полной или частичной отмене требования (например, в случае его полной или частичной необоснованности), уменьшении срока приостановления (запрета) и (или) срока информирования об устранении нарушений. Такое решение в день его вынесения вручают (направляют заказным письмом с уведомлением о получении) проверяемому субъекту или его представителю.

Факты, изложенные в требовании о приостановлении деятельности, включают в акт проверки.

В требовании о приостановлении деятельности должны быть определены:

– срок приостановления (запрета);

– срок информирования контролирующего (надзорного) органа, проводившего проверку, об устранении нарушений, повлекших приостановление (запрет).
 
Важно! Законодательством не установлены какие-либо ограничения по длительности срока приостановления (запрета) деятельности.

Об устранении нарушений контролирующий орган надо будет проинформировать письменно в указанный срок.

Должностное лицо контролирующего (надзорного) органа, уполномоченное в соответствии с его компетенцией рассматривать материалы проверки, не позднее 2 рабочих дней со дня получения уведомления должно:

– либо принять решение о возобновлении деятельности проверяемого субъекта, цехов (производственных участков), оборудования, производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств (если срок приостановления (запрета), установленный в требовании (предписании), еще не истек);

– либо в установленном порядке назначить проведение контрольной проверки устранения проверяемым субъектом выявленных нарушений.

Если была назначена контрольная проверка, то по ее итогам не позднее 2 рабочих дней со дня ее окончания указанное должностное лицо:

– либо выносит решение о возобновлении деятельности проверяемого субъекта, цехов (производственных участков), оборудования, производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств (если срок приостановления (запрета), установленный в требовании (предписании), не истек);

– либо – если проверка показала, что нарушения не устранены, – инициирует обращение в суд с целью продления в судебном порядке срока действия приостановления (запрета) деятельности субъекта, цехов (производственных участков), оборудования, производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств.

Контролирующий (надзорный) орган не вправе сам продлить ранее примененное им приостановление (запрет) деятельности. Однако установлено, что действие примененного контролирующим (надзорным) органом приостановления (запрета) сохраняется до принятия судом решения по заявлению контролирующего (надзорного) органа.

Как видим, такая гарантия, как судебный порядок продления приостановления (запрета) деятельности, может оказаться совершенно неэффективной по причине того, что в Указе № 332 не установлено никаких ограничений по сроку первоначального приостановления (запрета) деятельности самим контролирующим (надзорным) органом.

Еще одной новацией Указа № 332 является предоставленное проверяемому субъекту право ходатайствовать о переносе сроков устранения нарушений, указанных в требовании (предписании) об устранении нарушений, при наличии объективных обстоятельств, не позволивших устранить такие нарушения в установленные в нем сроки. Для этого нужно письменно не позднее 3 рабочих дней до дня истечения назначенных сроков обратиться с соответствующим заявлением в контролирующий (надзорный) орган, указав в нем причины, препятствующие устранению нарушений в установленные сроки. Должностное лицо контролирующего (надзорного) органа, уполномоченное в соответствии с его компетенцией рассматривать материалы проверки, вправе (но не обязано) принять решение о переносе сроков устранения нарушений. Решение о переносе сроков или об отказе в этом принимает контролирующий (надзорный) орган не позднее 2 рабочих дней со дня поступления заявления. Обратите внимание, что по инициативе проверяемого субъекта сроки устранения нарушений могут быть перенесены только один раз.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.