Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Учредитель передает собственный компьютер организации: варианты отражения в учете

В деятельности коммерческой организации возникает необходимость внесения изменений в учредительные документы. Всегда ли требуется государственная регистрация вносимых изменений? Рассмотрим ситуацию из практики и дадим ответ на этот вопрос.

Из письма в редакцию:
 
"Один из учредителей нашей организации (ООО) пожелал передать собственный компьютер организации, поскольку того требует производственная необходимость. Уставный фонд организации сформирован полностью.
Каким образом с учетом минимальных налоговых последствий можно отразить в учете такую хозяйственную операцию?.."
 
Ваш вопрос понятен, спасибо за него. Вариантами ответа на данный вопрос могут быть:
– увеличение уставного фонда и доли этого учредителя в уставном фонде;
– передача в качестве оказания безвозмездной помощи;
– передача имущества в возмездное или безвозмездное пользование.
Однако прежде чем ответить на заданный вопрос, обратим внимание на порядок внесения изменений в учредительные документы: в подобной ситуации его рассмотрение может быть полезно.
Государственная регистрация вносимых изменений в учредительные документы
Мы знаем, что государственная регистрация субъектов хозяйствования осуществляется в соответствии с Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента РБ от 16.01.2009 № 1 (далее –Положение). При этом коммерческие организации самостоятельно определяют размеры уставных фондов, за исключением коммерческих организаций, указанных в п. 8 Положения.
 
Справочно: минимальный размер уставного фонда устанавливается в сумме, эквивалентной:
100 базовым величинам, – для закрытых акционерных обществ;
400 базовым величинам, – для открытых акционерных обществ (п. 8 Положения).
 
На дату осуществления государственной регистрации коммерческих организаций их уставные фонды должны быть сформированы в размерах, предусмотренных их уставами (учредительными договорами – для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров), если иное не установлено законодательными актами (п. 7 Положения). Как указано в письме, в Вашей организации величина уставного фонда сформирована полностью и дебиторская задолженность учредителей отсутствует.
Вместе с тем возможен вариант увеличения размера уставного фонда с изменением доли этого учредителя.
Справочно: коммерческие и некоммерческие организации обязаны в 2-месячный срок внести в свои уставы (учредительные договоры – для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров) изменения и (или) дополнения и представить их для государственной регистрации в случае изменения их наименования, смены собственника имущества или изменения состава учредителей (участников) организации (за исключением акционерных обществ, товариществ собственников, потребительских кооперативов, садоводческих товариществ, ассоциаций (союзов), государственных объединений, торгово-промышленных палат) (п. 21 Положения).
 
Таким образом, не требуется государственная регистрация изменений в учредительных документах в связи с созданием (ликвидацией) обособленных подразделений (представительств, филиалов), размера уставного фонда, распределения прибыли и других фактических обстоятельств, сведения о которых в соответствии с законодательством должны содержаться в учредительных документах. Необходимо учитывать, что в случае смены места нахождения юридического лица обязательно уведомление регистрирующего органа в течение 10 рабочих дней со дня изменения местонахождения (п. 21 Положения).
При увеличении размера уставного фонда в бухгалтерском учете могут быть составлены следующие записи:
Д-т 75 "Расчеты с учредителями" – К-т 80 "Уставный капитал"
– увеличение размера уставного фонда;
Д-т 01 "Основные средства" – К-т 75
– внесение объекта основных средств в счет вклада в уставный фонд.
Обращаем внимание, что такая бухгалтерская запись установлена п. 21 Инструкции об отражении в бухгалтерском учете хозяйственных операций с основными средствами, утвержденной постановлением Минфина РБ от 20.12.2001 № 127, которая продолжает действовать в 2012 г.
С 1 января 2013 г. на смену названному документу придет Инструкция по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденная постановлением Минфина РБ от 30.04.2012 № 26 (далее – Инструкция № 26). Ею установлено, что стоимость основных средств, внесенных собственником имущества (учредителями, участниками) в счет вклада в уставный фонд организации, нужно будет отражать по дебету счета 08 "Вложения в долгосрочные активы" и кредиту счета 75 "Расчеты с учредителями".
При таком варианте отражения поступления нового основного средства дополнительного налогообложения для организации не возникает, так как денежные средства или имущество, полученное организацией от участников в качестве взносов в ее уставный фонд в размерах, предусмотренных уставом (учредительным договором), не учитываются при определении валовой прибыли этой организацией (п. 1 ст. 136 Особенной части Налогового кодекса РБ, далее – НК).
Что сулит безвозмездное получение имущества?
Как видим, при исчислении налога на прибыль общество может не включать в состав доходов взносы в уставный фонд в размерах, установленных учредительными документами. Имущество, полученное в качестве вклада в уставный фонд, в части стоимости, превышающей размер уставного фонда, указанный в учредительных документах (если в учредительные документы на момент передачи не вносились последующие изменения), рассматривается как безвозмездно полученное. Сумму превышения стоимости имущества над размером уставного фонда следует включать в состав доходов от внереализационных операций и облагать налогом на прибыль (подп. 3.8 п. 3 ст. 128 НК). Напомним, что в целях налогообложения стоимость имущества, полученного в виде неденежного вклада, оценивается по результатам экспертизы достоверности оценки неденежных вкладов (п. 43 Положения о проведении экспертизы достоверности оценки, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 10.02.2011 № 173).
 
Справочно: стоимость активов, полученных безвозмездно, определяется путем суммирования стоимости активов на основании данных бухгалтерского учета передающей стороны и фактически произведенных затрат, связанных с их получением, в т.ч. осуществляемых другими лицами на основании договоров. Стоимость активов, полученных безвозмездно, может определяться на основании заключения об их оценке, проведенной юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими оценочную деятельность, или документов, подтверждающих стоимость аналогичных активов, сходных с подлежащими оценке по основным экономическим, техническим, технологическим и иным характеристикам с учетомих индивидуальных особенностей (ст. 11 Закона РБ от 18.10.1994 № 3321-ХII "О бухгалтерскомучете и отчетности").
 
При данном варианте в бухгалтерском учете составляем следующие записи (порядок их определен п. 4 Инструкции по бухгалтерскому учету безвозмездной помощи, утвержденной постановлением Минфина РБ от 31.10.2011 № 112):
Д-т 08 "Вложения в долгосрочные активы" – К-т 98 "Доходы будущих периодов"
– отражена стоимость безвозмездно полученного объекта основных средств (с учетом того, что по нему начисляется амортизация);
Д-т 01 – К-т 08
– принят к учету объект основных средств;
Д-т 20 и других счетов затрат – К-т 02 "Амортизация основных средств"
– ежемесячное начисление амортизации;
Д-т 98 – К-т 91 "Прочие доходы и расходы"
– отражение доходов будущих периодов в отчетном периоде в размере суммы ежемесячно начисленной амортизации.
Кстати, с 1 января 2013 г. аналогичный порядок отражения в учете безвозмездно полученных основных средств, по которым начисляется амортизация, предусмотрен п. 11 Инструкции № 26.
Что касается налогового учета, то стоимость безвозмездно полученных активов нужно включать в состав внереализационных доходов, учитываемых при налогообложении прибыли, в полном объеме по факту их получения организацией (подп. 3.8 п. 3 ст. 128 НК). В таком случае, когда доходы в бухгалтерском учете признаются в будущих периодах, а для налогообложения – в текущем отчетном периоде, возникает вычитаемая временная разница, которая приводит к образованию отложенного налогового актива.
Начисление отложенного налогового актива нужно отразить записью:
Д-т 09 "Отложенные налоговые активы" –К-т 99 "Прибыли и убытки" (п. 16 Инструкции по бухгалтерскому учету отложенных налоговых активов и обязательств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 31.10.2011 № 113, далее – Инструкция № 113).
По мере уменьшения или полного погашения вычитаемых временных разниц в бухгалтерском учете следует показать уменьшение (погашение) отложенных налоговых активов:
 
Д-т 99 – К-т 09.
Указанную корреспонденцию счетов необходимо составить и в случае выбытия актива, всвязи с которым был начислен отложенный налоговый актив, на сумму ранее начисленного по выбывающему объекту отложенного налогового актива (п. 18 Инструкции № 113).
А может, просто оформить договор возмездного или безвозмедного пользования?
Как вариант, в рассматриваемой ситуации может быть оформлен договор возмездного или безвозмездного использования имущества в служебных целях. Но это – отдельный разговор. Кстати, о таком договоре мы неоднократно писали на страницах журнала.
Искренне ваша, Ольга Павловна
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.