Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Рекомендации по заполнению справки о размере и составе использованных льгот по земельному налогу при наличии земельных участков, имеющих разную налоговую базу

Наталья Рощина, экономист

Статья, предлагаемая вниманию читателей, позволит организациям, имеющим льготы по земельному налогу, исправить ошибки, допущенные при заполнении справки о размере и составе использованных льгот по земельному налогу за 2012 г., и не допускать таких ошибок в дальнейшем. Ведь скоро организациям придется заполнять аналогичные справки за 2013 г.

Ситуация
Организация потребительской кооперации имеет в разных районах сельской местности 2 земельных участка, на которых расположены объекты торговли и общественного питания. Эти участки выделены ей во временное пользование.
Несмотря на то что налоговое законодательство республики признает организацию плательщиком земельного налога, налог она не платит на основании подп. 1.28 п. 1 ст. 194 Налогового кодекса РБ (далее – НК): от земельного налога освобождаются земельные участки организаций потребительской кооперации, занятые объектами торговли и общественного питания, расположенные в сельской местности.
В ходе налоговой проверки организации было установлено, что бухгалтер неправильно заполнила справку о размере и составе использованных льгот по земельному налогу (далее – Справка), указав в ней информацию по каждому земельному участку отдельно.
Как правильно заполнить указанную Справку? Можно ли в налоговую инспекцию представить уточненную Справку?
Рекомендации и пример заполнения Справки
Действительно, как показала налоговая практика, многие организации, пользующиеся льготой по земельному налогу по нескольким земельным участкам, имеющим различную налоговую базу, столкнулись с трудностями при заполнении Справки. Рассмотрим порядок ее заполнения на примере 2012 г., который можно применить и в 2013 г.
Итак, несмотря на наличие льгот по земельному налогу, организации должны не позднее 20 февраля представить налоговому органу:
налоговую декларацию (расчет) по земельному налогу (арендной плате за земельные участки) с организаций.
Форма такой декларации утверждена постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82 (приложение 5).
При этом следует учитывать, что в части 1 "Расчет земельного налога" земельные участки, освобожденные от земельного налога, не указываются. Поэтому не позднее 20 февраля 2012 г. организация потребительской кооперации должна была представить в налоговую инспекцию пустую декларацию по земельному налогу, состоящую из титульного листа и части 1 декларации, в которой проставлены прочерки;
заполненную Справку (приложение 1 к форме налоговой декларации).
В Справке необходимо указать сведения о земельных участках, освобожденных от земельного налога. Порядок ее заполнения изложен в Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82 (далее – Инструкция).
Как правило, Справку плательщики должны заполнять по истечении календарного года. Однако по земельному налогу ее надо представлять одновременно с налоговой декларацией (расчетом) на текущий налоговый период. Это значит, что Справку за 2012 г. организация потребительской кооперации должна была представить в налоговую инспекцию не позднее 20 февраля 2012 г. одновременно с налоговой декларацией (расчетом) по земельному налогу (арендной плате за земельные участки) с организаций за 2012 г.
 
Справочно: приложение к форме налоговой декларации (расчета) "Справка о размере и составе использованных льгот" заполняется плательщиком однократно, если иное не предусмотрено Инструкцией, по истечении календарного года.
Данное правило не действует в отношении приложений к формам налоговой декларации (расчета) по налогу на недвижимость организаций и налоговой декларации (расчета) по земельному налогу (арендной плате за земельные участки) с организаций. Такие приложения (справки) представляются одновременно с налоговыми декларациями (расчетами) на текущий налоговый период при применении льгот по налогам (сборам), в т.ч. при применении пониженных по сравнению с обычными ставок налогов (сборов) (п. 6 Инструкции).
 
При этом в Справке следует отражать соответствующую информацию по каждой льготе по земельному налогу в отдельности (подп. 36.13 п. 36 Инструкции), а не отдельно по каждому земельному участку.
Таким образом, организация потребительской кооперации, имеющая 2 земельных участка, освобожденных от земельного налога по одной и той же льготе, должна была указать в Справке информацию об этой льготе в одной строке.
В Справке также необходимо указать:
в гр. 2 части I – наименование государственного органа, принявшего решение, номер и дату документа, подтверждающего право собственности, постоянного или временного пользования земельным участком.
Так как в нашем случае у организации имеется 2 земельных участка, расположенных в разных районах, то в гр. 2 части I Справки надо указать через запятую названия двух местных исполнительных комитетов, принявших решения о выделении земельных участков, номера и даты их решений;
в гр. 3 части I – подробное содержание льготы с указанием подпункта, пункта, статьи, даты принятия, номера и вида нормативного акта, которым она установлена.
В данном случае в гр. 3 части I Справки должно быть указано: "Освобождаются от земельного налога земельные участки организаций потребительской кооперации, занятые объектами торговли и общественного питания, расположенные в сельской местности (подп. 1.28 п. 1 ст. 194 Кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009 № 71-З "Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть)");
в гр. 5 "Размер льготируемой налоговой базы" по части I – налоговую базу, применяемую для определения налога (кадастровую стоимость земельного участка либо его площадь) (подп. 36.14 п. 36 Инструкции).
Налоговую базу земельного налога, как правило, определяют в размере кадастровой стоимости земельного участка (п. 1 ст. 195 НК). Площадь земельного участка в качестве налоговой базы устанавливают в отдельных случаях. В частности, для земельных участков общественно-деловой зоны для размещения автомобильных заправочных и газонаполнительных станций, иных объектов, производственной зоны и рекреационной зоны при кадастровой стоимости земельных участков соответственно менее 40, 218, 109 и 120 млн. бел. руб. за гектар (подп. 6.6 п. 6 ст. 195 НК).
Земельные участки, выделенные организации потребкооперации для размещения объектов торговли и общественного питания, по своему функциональному назначению относятся к общественно-деловой зоне.
Ставки земельного налога на земельные участки промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения, расположенные за пределами населенных пунктов, для общественно-деловой зоны для размещения автомобильных заправочных и газонаполнительных станций, иных объектов, а также для производственной зоны установлены (п. 1 ст. 198 НК):
– при кадастровой стоимости земельных участков соответственно менее 40, 218 и 109 млн. бел. руб. за гектар – в размере 1,2 млн. бел. руб. за гектар;
– при кадастровой стоимости земельных участков соответственно 40, 218 и 109 млн. бел. руб. за гектар и выше – в размерах согласно приложению 5 к НК. В частности, ставка земельного налога для земельных участков общественно-деловой зоны для размещения иных объектов (кроме автомобильных заправочных и газонаполнительных станций) составляет 0,55 %.
Таким образом, ставка земельного налога на земельные участки, выделенные для организации потребкооперации в сельской местности для размещения объектов торговли и общественного питания, составляет 1,2 млн. руб. за гектар, если кадастровая стоимость земельного участка менее 218 млн. руб. за гектар; или 0,55 % от кадастровой стоимости, если последняя составляет 218 млн. руб. за гектар и более.
Рассмотрим вышеизложенное на примерах.
Пример 1
Площадь каждого земельного участка, выделенного организации потребкооперации, составляет 1 га. Кадастровая стоимость одного участка равна 200 млн. руб. за гектар, а второго земельного участка – 230 млн. руб. за гектар.
Что в данном случае будет являться налоговой базой и как правильно заполнить гр. 5 Справки?
Налоговая база по первому земельному участку составляет 1 гектар, а по второму земельному участку – 230 млн. руб.
Согласно форме Справки показатели в строках Справки заполняются в тысячах рублей. Однако в данном случае в гр. 5 Справки организация должна указать налоговую базу 2 своих земельных участков, т.е. сложить две несовместимые величины: 1 га и 230 000 тыс. руб. В результате в гр. 5 Справки организации надо указать следующее: 230 001 тыс. руб./гектаров.
 
При определении суммы земельного налога, не поступившей в бюджет в связи с использованием льготы, организации должны учитывать норму ст. 201-1 НК. Так, местные Советы депутатов имеют право увеличивать (уменьшать), но не более чем в 2 раза ставки земельного налога отдельным категориям плательщиков. При этом решения местных Советов депутатов об увеличении ставок земельного налога не распространяются на юридические лица, получающие государственную поддержку в виде изменения установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, финансовой помощи из республиканского бюджета.
Пример 2
Местный Совет депутатов по месту нахождения первого земельного участка увеличил ставки земельного налога в 1,5 раза, а местный Совет депутатов по месту нахождения второго земельного участка – в 2 раза.
Как правильно определить в данном случае не поступившую в бюджет сумму земельного налога в связи с использованием льготы и заполнить гр. 6 Справки?
Необходимо определить не поступившую в бюджет сумму земельного налога в связи с использованием льготы по каждому земельному участку. По первому земельному участку она составит 1 800 тыс. руб. (1 га × 1 200 тыс. руб. × 1,5), по второму – 2 530 тыс. руб. (230 000 тыс. руб. × 0,0055 × 2,0).
В гр. 6 Справки организация должна указать сумму земельного налога, не поступившую в бюджет в связи с использованием льготы, по 2 земельным участкам в размере 4 330 тыс. руб. (1 800 тыс. руб. + 2 530 тыс. руб.).
 
С учетом данных, изложенных в примерах, заполненная справка организации потребительской кооперации должна выглядеть следующим образом.
                                                                                                                 Приложение 1
                                                                                                                 к форме налоговой декларации
                                                                                                                 (расчета) по земельному налогу
                                                                                                                 (арендной плате за земельные
                                                                                                                 участки) с организаций
СПРАВКА
о размере и составе использованных льгот по земельному налогу
(арендной плате за земельные участки)
 

 

Важно! Организации, которые неправильно заполнили Справку за 2012 г., могут в любой момент представить уточненную Справку вместе с уточненной налоговой декларацией.
Неправильное заполнение или несвоевременное представление Справки влечет административную ответственность
Некоторые организации недостаточно серьезно относятся к заполнению Справок, считая эти документы второстепенными и ненужными. Однако следует учитывать, что в налоговых инспекциях сведениям, содержащимся в Справках, уделяют большое внимание: их тщательно анализируют для того, чтобы определить редко или неэффективно используемые налоговые льготы и на этом основании внести предложения по изменению налогового законодательства.
Кроме того, Справка является неотъемлемой частью налоговой декларации, поэтому за ее неправильное заполнение или несвоевременное представление к организациям применят административную ответственность как за неправильное заполнение или несвоевременное представление налоговой декларации.
Например, налоговая инспекция может не принять налоговую декларацию, в которой неправильно заполнена Справка, и потребовать оторганизации переделать ее. Исправление неточностей потребует определенного времени. В результате организация может несвоевременно представить в налоговую инспекцию налоговую декларацию со Справкой и за это нарушение будет привлечена к административной ответственности по ст. 13.4 Кодекса РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП).
Организации, которые представили в налоговые инспекции неправильно заполненные Справки, могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 13.8 "Непредставление документов и иных сведений для осуществления налогового контроля либо представление недостоверных сведений" КоАП.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.