Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Ввоз грузовых автомобилей и автобусов "без растаможки"

 

(Комментарий к Декрету Президента РБ от 07.05.2012 № 6*)

Юрий Веремейко, юрист

______________________
* Гл. бухгалтер. – 2012. – № 21. – С. 14–20.

 

С 1 июля 2012 г. вступил в силу Декрет Президента РБ от 07.05.2012 № 6 "О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности" (далее – Декрет), который предусмотрел существенные льготы для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в Республике Беларусь с местом нахождения (жительства) на территории средних, малых городских поселений, сельской местности.


Ранее схожие льготы были предусмотрены Декретом Президента РБ от 28.01.2008 № 1 "О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)", однако Декретом установлено одно довольно существенное нововведение. В частности, коммерческие организации освобождены от ввозных таможенных пошлин и НДС, взимаемых таможенными органами, при ввозе на территорию Республики Беларусь товаров, классифицируемых согласно единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза в товарных позициях 7301, 7302, 7308, 7309 00, 7311 00, 8401–8408, 8410–8481, 8483, 8484, 8486, 8487, 8501–8519, 8521–8523, 8525–8537, 8543, 8545, 8601–8609 00, 8701, 8702, 8704–8707, 8709–8713, 8716, 8801 00–8805, 8901–8908 00 000 0, 9005–9008, 9010–9020 00 000 0, 9022–9032, 9103–9107 00 000 0,9201, 9202, 9205–9208, 9401–9406 00, 9503 00–9508 (далее – товары), в качестве вклада в уставный фонд этих организаций в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования такого фонда в соответствии с подп. 1.9 п. 1 Декрета.

Таким образом, согласно Декрету юридические лица могут ввозить на территорию Республики Беларусь транспортные средства, классифицируемые в позициях ТН ВЭД ТС 8701, 8702, 8704–8707, 8709–8713, 8716, в т.ч. грузовые автомобили и прицепы, без уплаты таможенных пошлин и НДС, взимаемых таможенными органами, при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь (далее – льгота по таможенным платежам).

Данная льгота в условиях действующих размеров таможенных платежей в отношении ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза грузовых автомобилей предоставляет юридическим лицам, осуществляющим деятельность в сфере автомобильных перевозок, широчайшие возможности.

Льготу по таможенным платежам можно применить при соблюдении ряда условий

Рассмотрим условия, выполнение которых обязательно для применения льготы по таможенным платежам.

1. Правом воспользоваться льготой по таможенным платежам обладают только организации РБ, причем исключительно коммерческие, которые ввозят транспортные средства. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, унитарных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств и иных формах, предусмотренных Гражданским кодексом РБ (далее – ГК). Некоммерческим организациям, иностранным организациям, а также индивидуальным предпринимателям такое право не предоставлено.

2. Коммерческие организации должны быть зарегистрированы в Республике Беларусь с местом нахождения (жительства) на территории средних, малых городских поселений, сельской местности.

3. Товары должны ввозиться на территорию Республики Беларусь в качестве вклада в уставный фонд этих организаций.

4. Товары должны ввозиться в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования фонда.

Необходимо учитывать, что Декрет предоставляет льготы именно самим организациям, уставный фонд которых формируется, а не их учредителям (участникам). Иными словами, декларантом для целей применения льгот по таможенным платежам при помещении транспортного средства под соответствующую таможенную процедуру должна выступать учреждаемая организация, а не ее учредитель.

Данное обстоятельство, а также некоторые условия применения льгот по таможенным платежам, предусмотренные Декретом, порождают ряд довольно сложных практических вопросов, связанных с ввозом, оценкой и внесением в уставный фонд указанных транспортных средств, которые будут рассмотрены в отдельной статье.

Для целей Декрета под территорией средних, малых городских поселений, сельской местности понимается территория Республики Беларусь, за исключением территории городов Барановичи, Бобруйск, Борисов, Брест, Витебск, Гомель, Гродно, Жодино, Жлобин, Лида, Минск, Могилев, Мозырь, Молодечно, Новополоцк, Орша, Пинск, Полоцк, Речица, Светлогорск, Слуцк, Солигорск.

Таким образом, территориально организация может быть расположена в любом населенном пункте Республики Беларусь, за исключением перечисленных. При этом место жительства граждан или место нахождения организаций, которые являются учредителями коммерческой организации, значения не имеет. Организационно-правовая форма коммерческой организации может быть любой. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, унитарных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств и в иных формах, предусмотренных ГК.

Условием для применения льготы по таможенным платежам является подтверждение определенного в соответствии с законодательством регистрирующего органа о том, что место нахождения коммерческой организации, для вклада в уставный фонд которой ввозятся товары, расположено на территории средних, малых городских поселений, сельской местности.

Применять льготу по таможенным платежам можно независимо от наличия у организации права на использование иных преференций, предусмотренных Декретом

Применять льготу по таможенным платежам коммерческие организации вправе независимо от наличия у них права на применение иных льгот, предусмотренных Декретом.

Например, те же транспортные организации (а именно этой деятельностью, вероятнее всего, и будет заниматься коммерческая организация, ввозящая транспортное средство) могут воспользоваться и некоторыми иными преференциями, но для этого им необходимо выполнять дополнительные требования.

В частности, коммерческие организации, оказывающие услуги перевозки грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом, имеют право на применение положений, предусмотренных в абз. 2, 4 (в части отчислений в инновационные фонды, образуемые в соответствии с законодательными актами) и 5 подп. 1.1, абз. 2 и 4 подп. 1.2.1, подп. 1.2.2 п. 1Декрета в отношении реализации указанных услуг, при одновременном соблюдении следующих условий (подп. 1.5 п. 1 Декрета):

при оказании услуг перевозки грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом пункты отправления (погрузки) и (или) назначения (разгрузки) расположены на территории средних, малых городских поселений, сельской местности;

автомобильные транспортные средства, используемые коммерческими организациями, индивидуальными предпринимателями, обособленными подразделениями для оказания услуг перевозки грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом, зарегистрированы в установленном порядке регистрационными (регистрационно-экзаменационными) подразделениями ГАИ МВД на территории средних, малых городских поселений, сельской местности.

Для применения же льготы по таможенным платежам не требуется соблюдать условия, описанные в подп. 1.5 п. 1 Декрета.

Транспортное средство должно быть внесено в уставный фонд коммерческой организации

Льготу по таможенным платежам можно применить только при условии внесения транспортного средства в уставный фонд коммерческой организации.
 
Д-т 75-1 – К-т 80

– на размер объявленного уставного фонда коммерческой организации;

Д-т 01, 04, 10 и др. – К-т 75-1

– внесены вклады в уставный фонд учредителями коммерческой организации*.
 
__________________________
* Корреспонденция счетов составлена редакцией.

При этом суммарная стоимость транспортных средств не должна превышать величину неденежного вклада, указанного в учредительных документах коммерческих организаций.
 
Важно! В Декрете речь идет именно о стоимости транспортных средств, а не о таможенной стоимости. В то же время сравнение такой стоимости с величиной неденежного вклада может привести к определенным трудностям.

В частности, оценка стоимости неденежного вклада в уставный фонд коммерческой организации подлежит экспертизе достоверности такой оценки в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством (ст. 47-1 ГК).

Не исключено, что в некоторых случаях стоимость, подтвержденная профессиональным оценщиком, может оказаться ниже стоимости приобретения транспортного средства за границей Республики Беларусь, хотя это и маловероятно. В такой ситуации стоимость транспортного средства может превышать величину неденежного вклада, если исходить из того, что под стоимостью в Декрете понимается цена такого транспортного средства. Данные ситуации лучше всего исключить. В качестве варианта могут быть рассмотрены оценка транспортного средства до его ввоза на таможенную территорию Таможенного союза и до определения размера неденежного вклада или по крайней мере предварительные консультации с оценщиком.

Даже если исходить из того, что в Декрете под стоимостью понимается таможенная стоимость, предварительная (произведенная до выпуска транспортного средства) оценка будет способствовать снижению риска превышения стоимости товара над стоимостью вклада.

При этом в Декрете определено, что в случае ввоза на территорию Республики Беларусь товаров для внесения оставшейся части или увеличения уставного фонда коммерческой организации, которые на момент таможенного декларирования (ввоза) в учредительных документах коммерческой организации не определены в качестве неденежного вклада, льгота по таможенным платежам предоставляется после государственной регистрации в установленном порядке изменений и (или) дополнений в учредительные документы, предусматривающих увеличение уставного фонда коммерческой организации за счет внесения этих товаров.

Оговорены случаи, при наступлении которых действие льготы прекращается

В Декрете установлен перечень случаев, когда действие льготы по таможенным платежам прекращается.

К ним относятся:

– ликвидация по решению учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, коммерческой организации;

– осуществление коммерческой организацией сделок, предусматривающих переход права собственности на товары, по которым была использована льгота по таможенным платежам;

– передача товаров, по которым была использована льгота по таможенным платежам, во временное пользование (за исключением передачи их организациям с местом нахождения на территории средних, малых городских поселений, сельской местности).

Действие льготы по таможенным платежам прекращается, если указанные случаи имели место в течение 5 лет со дня ее использования. Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин и НДС подлежит исполнению в порядке, установленном законодательством.

Иные обстоятельства не влекут прекращения льготы

Приведенный перечень случаев, когда действие льготы по таможенным платежам прекращается, является закрытым. Какие-либо иные обстоятельства не влекут прекращения этой льготы. Например, передача транспортного средства во владение иному лицу не влечет прекращения льготы. Это может иметь место при заключении договора хранения транспортного средства, что довольно распространено.

Не будет прекращаться льгота по таможенным платежам и при реорганизации или продаже долей в уставном фонде хозяйственного общества. Напомним, что объекты гражданских прав могут свободно переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) (ст. 129 ГК).

Право собственности на имущество, которое имеет собственника, по таможенным платежам может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества (п. 2 ст. 219 ГК). При этом ГК дополнительно определено, что в случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам – правопреемникам реорганизованного юридического лица (ст. 54 ГК).

Таким образом, переход права собственности на имущество при реорганизации юридического лица происходит не в рамках совершения сделки, а в рамках правопреемства, что позволяет изменить собственника имущества, не прибегая к совершению сделок, направленных на его отчуждение.

При отчуждении долей в уставном фонде, например, при их продаже иным лицам, переход права собственности на имущество, принадлежащее обществу, не происходит. Значит, общество сохраняет право на льготу. В таком случае соблюдаются и цели принятия Декрета: общество даже после смены участников будет продолжать осуществлять предпринимательскую деятельность на территории средних, малых городских поселений и сельской местности, используя при этом транспортные средства, ввезенные с применением льгот по уплате таможенных платежей.

Льгота по таможенным платежам сохранится и при смене участников общества в случае выхода из их состава одних лиц и включения в состав участников общества других лиц.

Довольно интересен вопрос применения указанных ограничений при рассмотрении деятельности унитарного предприятия. В частности, согласно Декрету льготы прекращаются при осуществлении организацией сделок, предусматривающих переход права собственности на товары. В то же время законодательство предоставляет возможность отчуждения предприятия как имущественного комплекса, которое в отношении унитарного предприятия производится не им самим, а его собственником. А в таком случае прекращение льгот происходить не должно, так как сделку с имуществом совершает не организация, а ее учредитель.

Кроме того, собственник имущества унитарного предприятия может принимать решения об изъятии имущества у такого унитарного предприятия (п. 6 ст. 113 ГК). В этом случае также отсутствует факт осуществления унитарным предприятием сделки, предусматривающей переход права собственности на товары. Даже если рассматривать изъятие имущества как некую сделку, что само по себе весьма спорно, такая сделка в любом случае не предполагает перехода права собственности. Особенностью унитарного предприятия является то, что оно не обладает правом собственности на закрепленное за ним имущество. При изъятии имущества у унитарного предприятия его собственник не изменяется, так как имущество и до изъятия, и после находится в собственности учредителя.

При всем сказанном следует предостеречь организации и их участников от совершения действий, целью которых является исключительно избежание уплаты таможенных платежей, так как они могут стать предметом судебного разбирательства и быть признаны недействительными.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.