Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

С 1 октября в контрольной работе приоритетными будут профилактические методы контроля

 (Комментарий норм Указа Президента РБ от 26.07.2012 № 332)

Татьяна Чухлей, заместитель начальника управления подготовки и экспертизы проектов законодательных актов Комитета государственного контроля РБ

26 июля 2012 г. Президент подписал Указ № 332 "О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" (далее – Указ № 332), который предусматривает внесение изменений и дополнений в Указ Президента РБ от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" (далее – Указ № 510). Указ № 332 вступит в силу с 1 октября 2012 г. Исключение – норма о планировании проверок по системе (вертикали) государственного органа, которая будет введена в действие с 1 января 2013 г. с учетом сроков формирования координационных планов контрольной (надзорной) деятельности, а также данных Правительству и Высшему Хозяйственному Суду поручений, исполнение которых должно начаться со дня официального опубликования этого Указа.
Указ № 332 содержит более жесткие требования к организации и проведению проверок. Что касается субъектов предпринимательской деятельности, то они получили дополнительные возможности более активно участвовать в процессе проверки и защищать свои права и законные интересы.

 

Один из главных принципов Указа № 332 – контрольная и надзорная деятельность должна строиться с акцентом не на карательный аспект, а на стимулирование подконтрольного (поднадзорного) субъекта хозяйствования работать без нарушений.
В связи с этим Указ № 332 предусматривает ряд "непроверочных" форм работы контролирующих и надзорных органов:
мониторинги, цель которых – предотвратить и устранить возможные нарушения;
семинары, круглые столы, выступления, встречи с предпринимателями и т.п., чтобы субъект мог получить информацию о типичных нарушениях, разъяснения практических вопросов осуществления экономической деятельности;
 
технические (технологические), поверочные мероприятия, цель которых – обеспечить законность и безопасность производственного, хозяйственного или иного процесса (операции) в сферах, связанных с повышенной угорозой для общественной безопасности, жизни или здоровья людей, окружающей среды. Основная задача контролирующих (надзорных) органов при проведении таких мероприятий – не наказание "по факту", когда отрицательные последствия уже наступили (например, произошла авария или техногенная катастрофа), а упреждение нарушений, технологических "сбоев" при эксплуатации машин, механизмов или оборудования, несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и т.п., устранение причин и условий, которые могут привести к таким негативным последствиям.
Сокращен круг контролирующих (надзорных) органов, которые будут иметь право проводить проверки
В частности, структурные подразделения государственных органов (иных организаций) будут вправе от своего имени назначать и проводить проверки, только если они имеют статус юридического лица. Такой статус есть, как правило, у департаментов госорганов.
Работа по оптимизации контрольной и надзорной деятельности будет вестись и после 1 октября 2012 г., поскольку Указ № 332 предусматривает поручение Совету Министров и облисполкомам (Мингорисполкому) в 6-месячный срок проанализировать функции и полномочия подчиненных контролирующих (надзорных) органов и внести предложения, направленные на исключение дублирования функций, сокращение количества органов, уполномоченных проводить проверки, недопущение проведения проверок коммерческими организациями.
Периодичность проверок будет исчисляться не со дня, а с года окончания предыдущей плановой проверки
Уменьшение количества проверок будет обеспечиваться не только за счет приоритетности "непроверочных" мероприятий и сокращения количества контролирующих (надзорных) органов, но также в связи с тем, что изменяются условия исчисления периодичности назначения и проведения проверок одного и того же субъекта.
Действующей редакцией Указа № 510(п. 7) определено, что контролирующий (надзорный) орган вправе назначить плановые проверки в отношении проверяемых субъектов, отнесенных:
– к высокой группе риска, – не чаще 1 раза в течение календарного года. Если по результатам проведенной контролирующим (надзорным) органом плановой проверки нарушений законодательства проверяемым субъектом не установлено, следующую плановую проверку этого субъекта данный контролирующий (надзорный) орган назначает не ранее чем через 2 года;
– к средней группе риска, – не чаще 1 раза в 3 года. Если по результатам проведенной контролирующим (надзорным) органом плановой проверки нарушений законодательства проверяемым субъектом не установлено, следующую плановую проверку этого субъекта данный контролирующий (надзорный) орган назначает не ранее чем через 5 лет;
– низкой группе риска, – по мере необходимости, но не чаще 1 раза в 5 лет.
При этом сроки назначения плановой проверки контролирующий (надзорный) орган исчисляет со дня окончания им предыдущей плановой проверки, назначенной после 1 января 2010 г. (часть третья п. 8 Указа № 510).
С 1 октября 2012 г. при назначении плановых проверок их периодичность будет исчисляться не со дня, а с года окончания предыдущей плановой проверки (включая этот год), назначенной после 1 января 2010 г. При отсутствии предыдущей плановой проверки плановая проверка может быть назначена после истечения срока, предусмотренного в п. 4 Указа № 510 ("мораторный период").
Для добросовестных субъектов предусмотрены специальные гарантии
Указ № 332 выделил особую категорию субъектов, которым предоставлены специальные гарантии при проверках, – это субъекты, добросовестно исполняющие обязательства перед бюджетом и не имеющие фактов нарушений законодательства (далее – добросовестные субъекты). Субъекта считают добросовестным, если он отвечает в совокупности следующим условиям:
– предыдущей плановой проверкой не установлено фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязательств перед бюджетом, включая государственные целевые бюджетные фонды, и фактов нарушений законодательства (наличие или отсутствие у него нарушений по результатам предыдущей проверки подтверждается актом либо справкой этой проверки);
– в период после окончания предыдущей плановой проверки и до назначения следующей плановой проверки данным или иными контролирующими (надзорными) органами не установлено фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения проверяемым субъектом обязательств перед бюджетом, включая государственные целевые бюджетные фонды, и фактов нарушений законодательства.
Директивой Президента РБ от 31.12.2010 № 4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь" было установлено, что плановые проверки в отношении добросовестно исполняющих обязательства перед бюджетом и не имеющих фактов нарушений законодательства субъектов предпринимательской деятельности должны проводиться не чаще 1 раза в 5 лет. После выхода Директивы Комитет государственного контроля ориентировал контролирующие органы на необходимость соблюдения данной нормы. При этом каждый контролирующий (надзорный) орган (в т.ч. являющийся структурным подразделением, территориальным органом, подчиненной организацией) исчислял эту периодичность от своей предыдущей проверки.
Особенности периодичности назначения плановых проверок добросовестных субъектов получили дальнейшее развитие в Указе № 332.
 
Важно! Периодичность плановых проверок добросовестных субъектов с 1 января 2013 г. также будет определяться не по каждому контролирующему (надзорному) органу в отдельности, а по группам (системам) контролирующих (надзорных) органов, входящих в состав (систему) одного и того же государственного органа, организации с учетом установленной сферы контрольной (надзорной) деятельности (планирование по системе или вертикали).
 
Изложенное выше означает, что плановые проверки в отношении добросовестных субъектов независимо от отнесения их к группам риска должны проводиться не чаще 1 раза в 5 календарных лет не только одним и тем же контролирующим (надзорным) органом, но и его вышестоящим органом, их структурными подразделениями (территориальными органами, подчиненными организациями) при условии, что сферы контроля (надзора) у этих органов (подразделений) совпадают.
Пример
Плановая проверка субъекта в марте 2010 г. проведена контролирующим (надзорным) органом республиканского уровня. Фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения проверяемым субъектом обязательств перед бюджетом, включая государственные целевые бюджетные фонды, и фактов нарушений законодательства в этой проверке не выявлено. Если в течение 5 лет после окончания этой проверки данным или иными контролирующими (надзорными) органами не установлено фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения проверяемым субъектом обязательств перед бюджетом, включая государственные целевые бюджетные фонды, и фактов нарушений законодательства, то в течение указанного периода на плановую проверку этого субъекта не может выйти не только этот контролирующий (надзорный) орган, но и его структурное подразделение, а также подчиненный (входящий в состав, систему) контролирующий (надзорный) орган областного или районного уровня, осуществляющий контроль (надзор) в той же сфере.
Аналогично после плановой проверки, проведенной контролирующим (надзорным) органом местного уровня, плановую проверку добросовестного субъекта в течение 5 лет по той же сфере контроля (надзора) не имеет права назначать не только этот орган, но и его вышестоящий контролирующий (надзорный) орган.
 
Установленная Указом № 332 5-летняя периодичность плановых проверок добросовестных субъектов распространяется и на ведомственный контроль. Из данного правила есть только одно исключение – в рамках ведомственного контроля плановые проверки дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь, являющихся добросовестными субъектами, должны проводиться не чаще 1 раза в 3 календарных года (при соблюдении определенного Указом № 332 условия относительно планирования по системе, вертикали).
С 1 октября проверяемые субъекты хозяйствования получат дополнительные гарантии от незаконного вмешательства в их деятельность
Незаконное вмешательство в деятельность проверяемого субъекта запрещается и влечет привлечение должностных лиц контролирующих (надзорных) органов к установленной законодательными актами ответственности.
Незаконное вмешательство в деятельность субъекта может выражаться в форме незаконной проверки. Проверка является незаконной, если при ее назначении нарушен порядок ее назначения. Например:
– назначена плановая проверка субъекта, со дня государственной регистрации (создания) которого прошло менее 2 лет;
– проверка назначена неуполномоченным лицом;
– проводящий проверку государственный орган (иная организация) не имеет права на проведение проверок;
– внеплановая проверка назначена при отсутствии предусмотренных Указом № 510 оснований;
– не внесена запись о проведении проверки в книгу учета проверок или в журнал производства работ (при представлении данных книги, журнала).
Решение о признании проверки незаконной принимает вышестоящий контролирующий (надзорный) орган (руководитель контролирующего (надзорного) органа, если вышестоящий контролирующий (надзорный) орган отсутствует), в т.ч. по заявлению (жалобе) проверяемого субъекта.
Определены последствия признания проверки незаконной
Указ № 510 в действующей до 1 октября 2012 г. редакции предусматривал основания для признания проверки незаконной, однако не определял последствия такого признания. С 1 октября 2012 г. определены последствия признания проверки незаконной: результаты такой проверки являются недействительными, а если проверка не завершена, она подлежит прекращению. Меры реагирования по такой проверке не могут быть приняты. Но есть одно исключение: если в ходе проверки установлены факты, указывающие на признаки преступления, то она может быть продолжена, а установленные в ее ходе факты и обстоятельства использованы при расследовании уголовного дела.
Жалобу о признании проверки незаконной можно подать до 24.00 последнего дня срока обжалования независимо от режима работы контролирующего (надзорного) органа
В Указе № 332 определен порядок исчисления сроков, с которыми связывается возникновение, изменение или прекращение отношений, регулируемых Указом № 510 и утвержденными им Положением о порядке организации и проведения проверок и Положением о порядке проведения мониторинга. При этом действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24.00 последнего дня срока.
 
Справочно: если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считают ближайший следующий за ним рабочий день.
 
Так, заявление (жалобу) о признании проверки незаконной проверяемый субъект может подать в течение 10 дней со дня начала проверки. Такое заявление рассматривает контролирующий (надзорный) орган, вышестоящий по отношению к органу, проводящему проверку, либо руководитель контролирующего (надзорного) органа, если вышестоящий контролирующий (надзорный) орган отсутствует, в срок не позднее 10 дней со дня его получения. Копия решения по заявлению (жалобе) должна быть направлена в течение 3 рабочих дней со дня его принятия:
– проверяемому субъекту;
– в органы Комитета государственного контроля или прокуратуру (в случае принятия решения о признании проверки незаконной).
 
Важно! Подача жалобы о признании проверки незаконной не приостанавливает проведение проверки. То есть в период от подачи жалобы до принятия решения по ней проверка продолжается.
 
При несогласии с решением вышестоящего органа (руководителя контролирующего (надзорного) органа) об отказе в признании проверки незаконной в 10-дневный срок со дня получения такого решения, а если ответ заявителем в установленные сроки не получен, – со дня истечения указанных в настоящей части сроков рассмотрения вышестоящим органом (руководителем контролирующего (надзорного) органа) жалобы (заявления) о признании проверки незаконной и направления ответа по ней, действия (бездействие) должностных лиц контролирующего (надзорного) органа, являющиеся основанием для признания проверки, незаконной могут быть обжалованы проверяемым субъектом в общий либо хозяйственный суд в соответствии с установленной подведомственностью.
Пропуск срока подачи заявления (жалобы) является основанием для отказа в его рассмотрении. Вместе с тем, если истекает последний день срока, отведенного для обжалования, и рабочий день компетентного контролирующего (надзорного) органа закончился, жалоба о признании проверки незаконной может быть в этот день отправлена в адрес соответствующего контролирующего (надзорного) органа по почте до 24.00.
 
 
 
 
 
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.