Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Налоговые системы – в рейтинге Всемирного банка

Елена Киреева, заведующий кафедрой налогов и налогообложения БГЭУ, д-р экон. наук, профессор

Исследование "Ведение бизнеса" ("Doing Business") Всемирного банка является одним из наиболее авторитетных международных рейтингов. Это оценка влияния на развитие бизнеса государственной, в т.ч. налоговой, политики в 183 странах мира, излагаемая в докладах Всемирного банка.
Оценивая и сравнивая нормативные правовые акты, регулирующие жизненный цикл национальных малых и средних предприятий, исследование оказывает влияние на экономику государств и финансы предприятий. Желание стран завоевать более высокую позицию в этом рейтинге служит поводом для пересмотра позиций в сфере государственного регулирования бизнеса и реформирования налоговых систем. Как показывает исследование "Ведение бизнеса-2012", только за 1 год правительства 125 стран мира реализовали в общей сложности 245 реформ.
Автор этой статьи рассказывает о показателях и методологии оценки налоговой политики, применяемой экспертами Всемирного банка.

 

В СПОРАХ РОЖДАЕТСЯ ИСТИНА


Рейтинги стран, приводимые в исследовании "Ведение бизнеса", сами по себе могут показаться неожиданными.
Так, страны, демонстрирующие высокие темпы развития и привлекшие большие объемы инвестиций, могут оказаться на более низких местах по сравнению со странами, развивающимися менее динамично. Такое положение отражает различия в приоритетах тех или иных направлений регулирования предпринимательской деятельности для правительств этих стран и их особенности.
Показательным является пример такого индустриально развитого государства, как Япония. По легкости введения бизнеса она занимает 20-е место, а по налогообложению имеет далеко не лучший рейтинг – 120-е место.
Беларусь по общему индикатору легкости ведения бизнеса находится на 69-м месте, Россия – на 120-м, Казахстан – на 47-м. В то же время по регистрации собственности и предприятий Республика Беларусь входит в первую десятку мировых экономик.
Организаторы рейтинга отмечают, что наиболее типичная первая реакция правительств на результаты исследования "Ведение бизнеса" – это сомнения в качестве и актуальности его данных и вопросы относительно методики расчета показателей.
Тем не менее такие сомнения приводят к углубленным дискуссиям об актуальности данных исследования и о возможных направлениях реформ системы регулирования предпринимательской деятельности.

ПАРАМЕТРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Предметом исследования проекта "Ведение бизнеса" является деятельность предприятий, прежде всего малых и средних, а также анализ нормативных актов в сфере предпринимательства.
На основе стандартизированных сценарных условий в рейтинге представлены количественные показатели регулирования предпринимательской деятельности. Данные показатели учитывают так называемые "ограничивающие предположения", например, о том, что предприятие расположено в крупнейшем центре предпринимательской деятельности страны.
Рейтинг дополняется данными опросов экспертов и руководства предприятий, которые анализируют основные факторы (положения нормативных актов), препятствующие развитию бизнеса. Респонденты заполняют анкеты и указывают ссылки на соответствующие законодательные и нормативные правовые акты, что облегчает проверку данных.
Подготовка докладов, сбор, сопоставление и обработка информации занимают значительное время, поэтому рейтинг 2012 г. оценивает ситуацию за 2010 г., а изменения, произошедшие в 2011 г. и 2012 г., будут отражены в докладах Всемирного банка соответственно в 2013 г. и 2014 г.
Исследование "Ведение бизнеса", по словам его авторов и составителей, не претендует на учет и анализ всех выгод и издержек для общества того или иного закона или правила. Например, показатели уплаты налогов учитывают суммарную налоговую нагрузку, которая является статьей затрат для предприятия. В то же время показатели не учитывают социально-экономические программы, финансируемые за счет налоговых поступлений.

МЕТОДОЛОГИЯ РЕЙТИНГА

Исследование "Ведение бизнеса" по показателю "Налогообложение" анализирует налоги и обязательные отчисления, которые предприятие средних размеров должно уплатить в соответствующем году, а также административное бремя, связанное с уплатой налогов и производством отчислений.

В число рассматриваемых налогов и отчислений входят:

– налог на прибыль или на доходы корпораций;

– отчисления на социальное обеспечение и налоги на рабочую силу, уплачиваемые работодателем, налоги на собственность;

– налоги на передачу собственности;

– налог на дивиденды;

– налог на прирост стоимости капитала;

– налог на финансовые операции;

– налоги на сбор отходов;

– налоги на транспортные средства и дорожные налоги;

– любые другие налоги или сборы.

В исследовании "Ведение бизнеса" налоги и отчисления, уплачиваемые стандартной компанией, а также сложность системы соблюдения налогового законодательства в стране оцениваются с помощью определенного сценария, основанного на финансовой отчетности и предположениях о проведенных за год операциях.

Кроме того, собирается информация о частоте подачи отчетности и платежей, а также о времени, которое необходимо для соблюдения налогового законодательства в стране. Чтобы обеспечить сопоставимость данных по разным странам, используют ряд предположений о компании, налогах и отчислениях.

Для расчета суммарной налоговой ставки учитывают только налоги, бремя которых фактически несут компании. Так, например, НДС не учитывается в общем количестве платежей и уровне нагрузки, поскольку он не влияет на расчет прибыли компании, т.е. не отражен в бухгалтерском отчете о прибыли и убытках. В то же время НДС учитывают в показателях, связанных с соблюдением установленных требований (показатель времени и затрат), поскольку он увеличивает бремя соблюдения норм, установленных налоговой системой.

ПОКАЗАТЕЛИ

Налоговые выплаты
Показатель налоговых выплат отражает общее количество уплаченных налогов и отчислений, метод уплаты, частоту уплаты, подачи отчетности и количество ведомств, задействованных в процессе, в стандартном случае на второй год работы компании.

Он включает уплаченные компанией налоги на потребление, такие как налог с продаж или НДС. Эти налоги обычно взимаются с потребителя от имени налоговых органов. Они не влияют на отчеты о прибылях и убытках компаний, но увеличивают административное бремя, связанное с выполнением требований налоговой системы, и поэтому учитываются в показателе налоговых выплат.

В странах, где допускается полностью электронная подача деклараций и уплата налогов и этой возможностью пользуется большинство предприятий средних размеров, считается, что налог уплачивается 1 раз в год, даже если подача отчетности и платежи осуществляются чаще. В случае платежей, производимых через третьи стороны, таких как выплачиваемый финансовым учреждением налог на проценты или налог на топливо, выплачиваемый компанией, продающей топливо, учитывается только один платеж, даже если фактически платежи производятся чаще.

В случаях, когда подача отчетности и уплата 2 или более налогов или отчислений осуществляются совместно, с использованием одной и той же формы, эти платежи в исследовании будут учтены как один платеж. Примером может служить отчетность и платежи по отчислениям на обязательное медицинское страхование и обязательное пенсионное обеспечение (если они производятся одновременно).

Время
Время учитывается в часах в год. Этот показатель отражает время, затраченное на подготовку, подачу отчетности и уплату 3 основных видов налогов и отчислений:

– налога на доходы корпораций;

– НДС или налога с продаж;

– налогов на рабочую силу, включая налоги на фонд заработной платы и отчисления на социальное обеспечение.

Время на подготовку включает время на сбор всей информации, необходимой для расчета подлежащего уплате налога и расчета суммы к оплате. Если в налоговых целях требуется вести отдельные бухгалтерские книги или проводить отдельные расчеты, связанное с этим время также принимается во внимание. Это дополнительное время учитывают только в том случае, если обычной бухгалтерской работы недостаточно для выполнения требований к налоговому учету.

Время на подачу отчетности включает время на заполнение всех необходимых форм налоговых деклараций и подачу соответствующих отчетов в налоговое управление. Также учитываются часы, необходимые для осуществления платежа в режиме "онлайн" или в налоговых органах. В странах, где налоги и отчисления уплачиваются лично, в расчет принимается время, потраченное на ожидание.

Налоговая ставка
Налоговая ставка отражает размер налогов и обязательных отчислений, которые ложатся на компанию во второй год работы, и выражается как доля от ее коммерческой прибыли. Общая сумма уплаченных налогов представляет собой сумму всех налогов и отчислений, подлежащих уплате с учетом разрешенных вычетов и льгот. Налоги, удерживаемые у источника (такие, как подоходный налог с физических лиц) или взимаемые компанией и перечисляемые в налоговые органы (такие, как НДС, налог с продаж или налог на товары и услуги), но которые не ложатся на саму компанию, не принимаются в расчет.

Налоги, включаемые в расчет налоговой ставки, можно разделить на 5 категорий:

– налог на прибыль или доходы корпораций;

– отчисления на социальное обеспечение и налоги на рабочую силу, уплачиваемые работодателем (к которым относятся все обязательные отчисления, даже если они уплачиваются частной структуре, такой как возмездный пенсионный фонд);

– налоги на собственность;

– налоги с оборота;

– другие налоги (такие как муниципальные сборы, налоги на транспортные средства и на топливо).

Показатель налоговой ставки формируется для представления комплексной оценки всех затрат, которые несет предприятие в связи с оплатой всех налогов. При расчете налоговой ставки фактически подлежащий уплате налог делится на коммерческую прибыль.

В свою очередь, коммерческая прибыль дает четкое представление о фактической прибыли предприятия до вычета каких-либо налогов, уплачиваемых им в течение финансового года. Она рассчитывается следующим образом: объем продаж – себестоимость реализованной продукции – валовая заработная плата – административные расходы – прочие расходы – резервы + прирост капитала (в результате продажи имущества) – процентные расходы + процентные доходы – коммерческая амортизация.

Беларусь на 156-м месте
В исследовании "Ведение бизнеса-2012" Республика Беларусь по показателю "Налогообложение" находится на 156-м месте.

Хотя Беларусь значительно улучшила свои позиции (2 года назад мы были на 183-м месте), в первую очередь благодаря сокращению количества налогов и электронному декларированию, ее позиции по индикатору "Налогообложение" не конкурентоспособны.

Позиции Беларуси по отдельным индикаторам, формирующим налоговый климат, по отношению к странам – членам Таможенного союза и другим государствам представлены в таблице.
 
 
Для того чтобы улучшить позицию страны в международном рейтинге, необходимо концентрировать усилия на тех налогах либо проблемных участках, которые этим рейтингом оцениваются. В первую очередь это время, затрачиваемое на исчисление налогов. Здесь мы находимся в одной группе с Эквадором (654 ч), Конго (606 ч), Нигерией (938 ч), Венесуэлой (864 ч), Боливией (1 080 ч).

Предпринятые в Беларуси в 2011 г. меры, направленные на сокращение числа налоговых деклараций и увеличение сроков уплаты налогов, безусловно, поднимут ее рейтинг. В то же время применение ряда новаций 2012 г., таких как перенос убытков, использование амортизационной премии, может усложнить расчет налога на прибыль и увеличить время на подготовку отчетности.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.