Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

ВОПРОС – ОТВЕТ

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

1 (32). Организация за временно свободные денежные средства приобрела в III квартале 2011 г. несколько квартир с целью последующей перепродажи.

Следовало ли приобретенные организацией квартиры облагать в 2011 г. налогом на недвижимость?
 
Нет, не следовало.

Организация как юридическое лицо является плательщиком налога на недвижимость.

Объектами обложения налогом на недвижимость в 2011 г. признавали являющиеся собственностью или находящиеся во владении, в хозяйственном ведении или оперативном управлении плательщиков-организаций здания и сооружения, в т.ч. сверхнормативного незавершенного строительства (п. 1 ст. 185 Налогового кодекса РБ, далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК).

Для целей гл. 17 "Налог на недвижимость" НК в 2011 г. зданием признавалось строительная система, состоящая из несущих, ограждающих или совмещенных (несущих и ограждающих) конструкций, образующих наземный (по мере необходимости и подземный) замкнутый объем, предназначенная для проживания и (или) пребывания людей (хранения имущества, производства товаров (работ, услуг) и выполнения иных функций) в зависимости от функционального назначения и для выполнения различного вида производственных процессов.

Отметим, что в прошлом году действовали Временный республиканский классификатор амортизируемых основных средств и нормативные сроки их службы, утвержденные постановлением Минэкономики РБ от 21.11.2001 № 186.

От редакции:

Постановление Минэкономики РБ от 21.11.2001 № 186 утратило силу с 1 января 2012 г. С указанной даты необходимо применять нормативные сроки службы основных средств, утвержденные постановлением Минэкономики РБ от 30.09.2011 № 161.
 
В вышеуказанном классификаторе был приведен перечень основных средств, относимых к зданиям (шифр 1), сооружениям (шифр 2) и передаточным устройствам (шифр 3). Все основные средства, перечисленные в названных группах, соответствующие данным в НК определениям понятий "здания" и "сооружения", подлежали обложению налогом на недвижимость.

Квартира – это жилое помещение, состоящее из одной либо нескольких жилых комнат, кухни и других подсобных помещений, вход в которое организован с придомовой территории или из вспомогательных помещений жилого дома (ст. 1 Жилищного кодекса РБ).

Как правило, квартиры расположены в многоквартирных жилых домах, т.е. домах, состоящих из 2 и более квартир, входы в которые организованы из вспомогательных помещений жилого дома.

Жилое помещение представляет собой помещение, предназначенное и пригодное для проживания граждан.

Таким образом, квартиры являются объектом обложения налогом на недвижимость.

Вместе с тем организации могут приобретать объекты, относящиеся к зданиям и сооружениям, которые учитываются не на счетах бухгалтерского учета, предназначенных для учета основных средств. Например, объекты, являющиеся зданиями или сооружениями, в 2011 г. можно было учитывать:

– исходя из стоимости приобретения (создания) в составе средств в обороте (счет 10 "Материалы");

– здания и сооружения, приобретенные для дальнейшей перепродажи, – на счете 41 "Товары";

– здания и сооружения, построенные собственными силами, – на счете 43 "Готовая продукция" и т.д.

Обращаем внимание, что налоговую базу налога на недвижимость организации определяют исходя из наличия на 1 января календарного года зданий и сооружений по остаточной стоимости и стоимости зданий и сооружений сверхнормативного незавершенного строительства (подп. 1.1 п. 1 ст. 187 НК).

Понятие "остаточная стоимость" приведено в законодательных актах по бухгалтерскому учету и применяется в отношении основных средств.

Например, при выбытии объекта основных средств в порядке безвозмездной передачи между организациями одной формы собственности по решению собственника остаточную стоимость (первоначальную (восстановительную) стоимость за вычетом начисленной амортизации) и расходы по передаче этого объекта покрывает передающая организация за счет средств добавочного фонда (п. 24 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 12.12.2001 № 118).

Остаточная стоимость основных средств представляет собой разницу между первоначальной (восстановительной) стоимостью и начисленной амортизацией.

Таким образом, в 2011 г. здания и сооружения, учитываемые организацией на счете 01 "Основные средства", являлись объектом обложения налогом на недвижимость.

Квартиры, приобретенные организацией для дальнейшей перепродажи и учитываемые как товары по стоимости их приобретения на счете 41 "Товары", не являлись основными средствами и не включались в объект обложения налогом на недвижимость, поэтому с их стоимости этот налог платить не надо было.

В 2012 г. подход к изложенной ситуации не изменился.
 
В условиях 2011 г.:

Д-т 99 – К-т 68
– исчислен налог на недвижимость.

В условиях 2012 г.:

Д-т 20, 25, 26 и др. – К-т 68
– исчислен налог на недвижимость*.
 
_________________________
* Корреспонденция счетов составлена редакцией.
 
Светлана Новик, экономист

2 (33). Иностранная организация (РФ) оказала в 2011 г. услуги белорусской организации по доступу к электронной торгово-информационной системе (далее – Система) в режиме реального времени посредством предоставления имени и пароля. Система используется белорусской организацией для извлечения (получения) информации и размещения (передачи и хранения) своей информации.

Надо ли облагать плату за услуги, перечисляемую российской организации, НДС?
 
Не надо.

При реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории республики иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах РБ, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возложена на состоящих на учете в белорусских налоговых органах организации и индивидуальных предпринимателей, приобретающих данные товары (работы, услуги), имущественные права (ст. 92 НК). Такие организации и индивидуальные предприниматели имеют права и несут обязанности, установленные ст. 21 и 22 НК.

Во взаимоотношениях с иностранными организациями при исчислении и уплате НДС следует определять место реализации работ, услуг. При приобретении услуг у резидента РФ необходимо руководствоваться Соглашением о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008 и Протоколом о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 11.12.2009 (далее – Протокол).

Взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляют в государстве – члене Таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг, за исключением работ, указанных в ст. 4 Протокола (ст. 2 Протокола). При выполнении работ, оказании услуг налоговую базу, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяют в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг, если иное не установлено Протоколом.

Местом реализации работ, услуг будет признана территория государства – члена Таможенного союза, если налогоплательщик (плательщик) этого государства приобретает консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, дизайнерские, маркетинговые услуги, услуги по обработке информации, а также научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические (технологические) работы (подп. 4 п. 1 ст. 3 Протокола).

Услуги по обработке информации – это услуги по осуществлению сбора и обобщению информации, систематизации информационных массивов (данных) и предоставлению в распоряжение пользователя результатов обработки этой информации (ст. 1 Протокола).

В рассматриваемой ситуации речь идет о предоставлении услуги по обеспечению доступа к Системе за плату для извлечения (получения) информации и размещения (передачи и хранения) своей информации, а не об услуге по сбору и обобщению информации иностранной организацией.

Местом реализации работ, услуг будет признана территория государства – члена Таможенного союза, если работы выполняются, услуги оказываются налогоплательщиком (плательщиком) этого государства, если иное не предусмотрено подп. 1–4 п. 1 ст. 3 Протокола (подп. 5 п. 1 ст. 3 Протокола).

Услуги, указанные в вопросе, не перечислены в подп. 1–4 п. 1 ст. 3 Протокола.

Таким образом, место реализации этих услуг – территория Российской Федерации, что исключает необходимость исчисления НДС белорусской организацией.

Татьяна Филатова, экономист

УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

3 (34). Предприятие обратилось в Бюро регистрации и технической инвентаризации (далее – БРТИ) за получением выписки из регистрационной книги о правах, ограничениях (обременениях) прав на объект недвижимого имущества (здания), числящегося на балансе предприятия. В справке указана иная стоимость, чем числится в учете предприятия.

Необходимо ли вносить корректировки в стоимость здания в учете предприятия?
 
Нет.

Оценка имущества и обязательств в денежном выражении предусмотрена ст. 11 Закона РБ от 18.10.1994 № 3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности".

Напомним, что основные средства оцениваются в бухгалтерском учете по первоначальной или восстановительной стоимости (п. 10 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 12.12.2001 № 118).

Первоначальной является стоимость, по которой активы принимаются на бухгалтерский учет в качестве основных средств. Первоначальной стоимостью основных средств признают сумму фактических затрат на их приобретение, сооружение, изготовление, доставку, установку и монтаж.

Восстановительной является стоимость,установленная в результате проведения переоценки основных средств в соответствии с законодательством.

Стоимость основных средств, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев:

– модернизации, реконструкции, частичной ликвидации, дооборудования, достройки, технического диагностирования и соответствующего освидетельствования, иных работ капитального характера;

– проведения переоценки основных средств в соответствии с законодательством;

– включения в конце отчетного года в стоимость объектов основных средств затрат, произведенных (начисленных) после ввода объектов основных средств в эксплуатацию и обособленно учитываемых в течение отчетного года в качестве вложений во внеоборотные активы:

курсовых разниц от переоценки кредиторской задолженности по обязательствам, связанным с приобретением основных средств, и суммовых разниц, возникающих при расчетах по обязательствам, связанным с приобретением основных средств;

расходов, связанных с покупкой иностранной валюты для проведения расчетов при осуществлении капитальных вложений в основные средства.

Изменение БРТИ текущей стоимости здания не относится к вышеперечисленным случаям. Следовательно, предприятие не должно отражать в учете данную корректировку стоимости основного средства.

Наталья Канус, консультант Главного управления регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита Минфина РБ

Татьяна Сукристик, аудитор

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

4 (35). Организация осуществляет розничную торговлю по образцам. Расчет с покупателями происходит по месту нахождения юридического адреса, где зарегистрирован КСА. Организация планирует заключить договор с физическим лицом, проживающим в другом населенном пункте, который по состоянию здоровья не может самостоятельно приехать за покупкой.

Как принять оплату в данном случае в соответствии с законодательством?
 
Оформить факт приема денежных средств квитанцией.

При реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет плательщик обязан обеспечивать прием наличных денежных средств в порядке, определяемом законодательством (подп. 1.13 п. 1 ст. 22 НК). Это регулируется Положением № 924/16*.
 
__________________________
* Положение о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденное постановлением Совета Министров и Нацбанка РБ от 06.07.2011 № 924/16 (далее – Положение № 924/16).

Так, юридические лица (индивидуальные предприниматели) при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, проведении электронных интерактивных игр должны принимать наличные денежные средства (в т.ч. авансовые платежи, задаток и денежные средства, принимаемые в качестве залога) и (или) банковские пластиковые карточки в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь с применением кассового оборудования, модели (модификации) которого включены в Государственный реестр, и (или) платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов, если иное не установлено законодательными актами РБ и Положением № 924/16 (п. 3 Положения № 924/16).

В то же время указанные лица вправе принимать наличные денежные средства без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов в случаях осуществления торговли по образцам с доставкой товаров на дом или иное оговоренное место, выполнения работ, оказания услуг вне постоянного места осуществления деятельности (подп. 31.12 п. 31 Положения). В таких случаях каждый факт приема наличных денежных средств (в т.ч. авансовых платежей, задатка и денежных средств, принимаемых в качестве залога) необходимо оформлять документом с определенной степенью защиты, информация об изготовлении и реализации бланка которого включена в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции. К таким документам относят квитанцию о приеме наличных денежных средств при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) без применения кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем и платежных терминалов, форма которой утверждена постановлением Минторга РБ от 23.08.2011 № 34 (далее – квитанция).

Указанный порядок приема наличных денежных средств не распространяется на юридические лица (индивидуальных предпринимателей), которые зарегистрировали в налоговом органе кассовое оборудование для использования в случаях, перечисленных в п. 31 Положения.

Однако в указанной ситуации работник организации планирует выехать для осуществления торговли по образцам с доставкой товаров на дом или иное оговоренное место к покупателю и там осуществить прием наличных денежных средств. В данном случае факт приема наличных денежных средств может быть оформлен квитанцией.

Светлана Новик, экономист

5 (36). Магазин в 2011 г. работал с 9.00 до 21.00, выручку сдавал с помощью службы инкассации. Срок сдачи выручки: понедельник, среда, пятница в 16.00. Обслуживающим банком для организации установлен лимит остатка кассы на 2011 г. (до 01.07.2012) в размере 250 000 руб. Прием наличных денег магазин производил с применением кассового оборудования, которое фиксирует время продажи товаров. В понедельник на конец рабочего дня остаток денежных средств в кассе составил 100 000 руб. Во вторник получена выручка в сумме 300 000 руб. и остаток денежных средств на конец дня составил 400 000 руб. В среду принята выручка в сумме 200 000 руб. и в 16.00 работникам службы инкассации сдана выручка в сумме 600 000 руб.

Является ли остаток денежных средств в кассе на конец дня во вторник сверхлимитным?

Остаток денежных средств является сверхлимитным, если выручка получена до окончания рабочего дня обслуживающего банка.

До 1 июля 2011 г. порядок ведения кассовых операций и наличного денежного обращения в Республике Беларусь регулировали:

– Инструкция о порядке и ведении кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденная постановлением Правления Нацбанка РБ от 17.01.2008 № 4 (далее – Инструкция № 4);

– Правила организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь, утвержденные постановлением Правления Нацбанка РБ от 24.08.2007 № 166.

Для юридических лиц обслуживающий банк устанавливал порядок и сроки сдачи наличных денег, порядок использования наличных денег из выручки, лимит остатка кассы.
 
Установленный банком лимит остатка кассы действовал в течение срока, указанного в решении банка.

В кассе юридического лица, которому был установлен лимит остатка кассы, можно было хранить наличные деньги только в пределах лимитов остатка кассы. При образовании сверхлимитного остатка кассы наличные деньги следовало сдавать в банк независимо от установленного срока сдачи наличных денег (п. 17 Инструкции № 4).

Наличные деньги, полученные от продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) после заезда работников службы инкассации, сдачи выручки самостоятельно, не признавались сверхлимитными в случае наличия документального подтверждения времени продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) и сдачи их на следующий рабочий день обслуживающего банка либо организации Минсвязи (п. 15 Инструкции № 4).

Остаток денежных средств во вторник в кассе организации превысил лимит, установленный обслуживающим банком.

Если в соответствии с показаниями кассового оборудования, фиксирующего время продажи товаров, лимит остатка кассы был превышен до окончания рабочего дня обслуживающего банка, выручку следовало сдать во вторник независимо от установленного срока сдачи выручки.

Если лимит остатка кассы был превышен после окончания рабочего дня обслуживающего банка, остаток денежных средств в кассе не будет считаться сверхлимитным, а сдачавыручки в среду не будет являться нарушением порядка ведения кассовых операций.

С 1 июля 2011 г. с принятием Инструкции о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 29.03.2011 № 107, и Инструкции об организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 30.03.2011 № 112, отменено понятие лимита остатка кассы. Юридические лица самостоятельно определяют порядок и сроки сдачи выручки в приказе руководителя юридического лица, оформленном в письменном виде.
 
Справочно: нарушение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем порядкаведения кассовых операций, выразившееся в накоплении в кассе наличных денежных средств в белорусских рублях, иностранной валюте сверх установленных обслуживающими банками лимитов остатков касс, влечет наложение штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин (ст. 11.7 Кодекса РБ об административных правонарушениях).

Марина Шрубок, экономист

Уважаемый коллега!

Данный нормативный документ
доступен подписчикам комплекта
"Эталон Главный Бухгалтер"
на сайте etalonline.by

У меня уже есть подписка!

Подпишитесь на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"
и получите доступ
ко всем материалам GB.BY
и etalonline.by

Подписаться на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"

Уважаемый коллега!

Полноценное использование
нормативно-правовой базы
"Эталон Онлайн"
доступно подписчикам комплекта
"Эталон Главный Бухгалтер"

У меня уже есть подписка!

Подпишитесь на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"
и получите доступ
ко всем материалам GB.BY
и etalonline.by

Подписаться на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.