Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

С 2012 года действует новый порядок представления налоговых деклараций (расчетов) 

(Комментарий к отдельным положениям Закона РБ от 30.12.2011 № 330-З "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь")

Глеб Ростоцкий, юрист

Очередная корректировка Налогового кодекса РБ (далее – НК) значительна как по объему (затронуто большое количество норм НК), так и по сути внесенных изменений и дополнений. Надеемся, что комментарий позволит читателям оперативно разобраться с внесенными корректировками и избежать в своей деятельности многих ошибок.

Унифицированы сроки представления деклараций по налогам на недвижимость и прибыль
В первую очередь отметим, что Законом РБ от 30.12.2011 № 330-З "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь" (далее – Закон № 330-З) изменены сроки представления налоговых деклараций (расчетов), в т.ч. уточненных, по налогу на недвижимость.
Так, срок представления основной декларации (расчета) перенесен с 20 января на 20 марта отчетного года и теперь будет совпадать со сроком представления декларации по налогу на прибыль.
 
Важно! Соответственно с 22-го числа первого месяца квартала на 22-е число третьего месяца квартала перенесены сроки уплаты налога на недвижимость, которые также будут совпадать со сроками уплаты текущих платежей по налогу на прибыль. Закон № 330-З отменил ранее прописанный в подп. 7.1 п. 7 ст. 143 НК переход начиная с налогового периода 2012 г. на внесение таких платежей по срокам 22 апреля, 22 июля и22 октября текущего налогового периода и 22 января года, следующего за истекшим налоговым периодом.
 
Что же касается представления уточненных налоговых деклараций (расчетов) по налогу на недвижимость, то теперь будут действовать следующие сроки:
– в случае возникновения у организаций права на освобождение от налога на недвижимость или утраты такого права – соответствующие изменения и (или) дополнения надо вносить в налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа 3-го месяца квартала, следующего за кварталом, в котором имели место возникновение либо утрата права на освобождение от налога на недвижимость;
в случае выбытия или приобретения (возникновения) зданий, сооружений, в т.ч. зданий и сооружений сверхнормативного незавершенного строительства, а также машино-мест в течение налогового периода – соответствующие изменения и (или) дополнения вносят в налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа 3-го месяца квартала, следующего за кварталом, в котором имели место выбытие либо поступление зданий и сооружений, в т.ч. зданий и сооружений сверхнормативного незавершенного строительства, машино-мест;
в случае утраты отдельными организациями (в т.ч. бюджетными) в течение года статуса плательщика налога на недвижимость, приобретенного по основаниям, указанным в ст. 184 НК, либо признания плательщиками налога на недвижимость отдельных организаций (в т.ч. бюджетных) по основаниям, указанным в этой статье, – соответствующие изменения и (или) дополнения вносят в налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа 3-го месяца квартала, следующего за кварталом, в котором имели место приобретение либо утрата статуса плательщика налога на недвижимость;
– в случае перехода организации, применяющей особые режимы налогообложения, не предусматривающие исчисление и уплату налога на недвижимость, в течение года на общий порядок налогообложения с 1-го числа первого месяца квартала – соответствующие изменения и (или) дополнения надо вносить в налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа 3-го месяца квартала, с которого имел место переход с особого режима налогообложения на общий порядок;
в случае перехода на общий порядок налогообложения с иной даты – соответствующие изменения и (или) дополнения следует вносить в налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа 3-го месяца квартала, следующего за кварталом, в котором начал применяться общий порядок налогообложения.
Устранен ряд пробелов в регулировании вопросов представления налоговых деклараций (расчетов)
До 2012 г. вопросы представления налоговых деклараций (расчетов) в случаях реорганизации или ликвидации юридического лица, ликвидации филиалов, представительств и иных обособленных подразделений юридических лиц РБ, исполняющих налоговые обязательства таких юридических лиц, а также при прекращении иностранной организацией деятельности на территории Республики Беларусь через постоянное представительство не имели комплексного регулирования. Подробные предписания, в какой срок и за какой период представлять декларацию (расчет), ранее были только в отношении налога на прибыль (п. 6 ст. 143 НК). Кроме того, при реорганизации юридического лица предусматривалась необходимость представления декларации (расчета) правопреемником реорганизованной организации отдельно по деятельности такой организации.
С 2012 г. данные вопросы урегулированы в НК более полно: соответствующие дополнения внесены в ст. 63 НК и будут касаться любых налогов и сборов (см. таблицу).
 
 
Электронные декларации станут обязательными
Не очень приятным сюрпризом для представителей среднего бизнеса является установленная Законом № 330-З обязательность подачи налоговой декларации (расчета) в виде электронного документа плательщиками, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 50 человек.
Кроме того, на организации (независимо от численности работников) возложена дополнительная обязанность по представлению в налоговые органы сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год.
Важно! Такие сведения нужно будет представлять в налоговый орган по месту постановки плательщика на учет в произвольной форме не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации – не позднее 20 января года, следующего за годом, в котором была произведена государственная регистрация или внесена в ЕГР запись о государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав (учредительный договор – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) организации в связи с реорганизацией, при реорганизации в форме присоединения – внесена в ЕГР запись о прекращении деятельности присоединенной организации.
За неисполнение этой обязанности должностные лица организации могут быть привлечены к ответственности по ст. 13.8 Кодекса РБ об административных правонарушениях:
– в случае непредставления сведений в налоговый орган в установленный срок – в виде штрафа в размере 2 базовых величин (БВ) с увеличением его на 1 БВ за каждые 3 календарных дня просрочки представления документов и иных сведений, но не более 30 БВ в общей сложности;
– в случае представления в налоговый орган сведений, содержащих недостоверные данные, – в виде штрафа в размере от 2 до 30 БВ.
Представлять уточненные налоговые декларации (расчеты) можно, но… осторожно
Еще с 1 января 2011 г. была значительно ограничена возможность представления плательщиками уточненных налоговых деклараций (расчетов). Так, с указанной даты нельзя было представлять налоговую декларацию (расчет) по налогу, сбору (пошлине) с внесенными изменениями и (или) дополнениями:
– в период проведения проверки за налоговый либо отчетный период, подвергаемый проверке;
– за налоговый либо отчетный период, подвергнутый проверке (часть пятая п. 8 ст. 63 НК).
Исключение составляли лишь случаи, когда такие изменения и (или) дополнения связаны с отражением результатов проверки в бухгалтерском или налоговом учете.
С 1 января 2012 г. предоставлена возможность представить уточненную декларацию (расчет) не только в случае, если изменения и (или) дополнения связаны с отражением результатов проверки в бухгалтерском или налоговом учете, но и в случае, если они связаны с отражением в бухгалтерском или налоговом учете обстоятельств, которые наступили после начала проверки, но имеют отношение к периоду, подвергнутому проверке.
Например, при наступлении права на освобождение от акцизов в связи с получением после начала проверки документов, подтверждающих фактический вывоз подакцизных товаров за пределы Республики Беларусь (кроме вывоза подакцизных товаров в государства – члены Таможенного союза), по которым исчисленные суммы акцизов отражены в налоговой декларации (расчете) по акцизам по подакцизным товарам, вывезенным за пределы территории Республики Беларусь, по истечении 180 дней с даты оформления декларации на товары с отметками таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой (для плательщиков, осуществляющих декларированиетаможенным органам товаров в виде электронного документа, – с даты внесения в информационную систему таможенных органов сведений о выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой).
 
Важно! Обратите внимание, что речь не идет о выявлении плательщиком ошибок в учете и (или) исчислении налогов и сборов, т.е. о случаях, когда обстоятельства, дающие возможность правильного исчисления подлежащих уплате сумм, существовали еще к моменту начала проверки, но были неправильно интерпретированы плательщиком или просто не были учтены при исчислении сумм налогов и сборов (например, имели место все основания для применения налоговой льготы, но льгота не была применена плательщиком).
 
Правда, осталась и еще одна "лазейка" – как и в 2011 г., плательщик вправе во время проведения проверки применить льготы по налогам, сборам (пошлинам), ранее им не использованные:
– при соблюдении установленных в п. 5 ст. 43 НК условий (в т.ч. условия, касающегося неистечения 3-летнего срока со дня возникновения налогового обязательства, при исполнении которого возникли правовые основания для использования льготы);
– при представлении документов, подтверждающих право на льготы.
Правда, не совсем понятно, каким образом это право реализовать. Ведь ст. 63 НК в свою очередь запрещает представлять уточненную налоговую декларацию (расчет) в период проведения проверки за налоговый либо отчетный период, подвергаемый проверке.
Мы рекомендуем заявлять о праве на льготу не в налоговый орган, а непосредственно проверяющим, которые обязаны учесть ее при выведении результатов проверки, если она подтверждена документально и выполнены условия ее использования. А вот если проверка уже проведена, о неиспользованных ранее льготах, если обстоятельства, дающие основания для их применения, наступили до начала проверки, можно будет забыть независимо от того, истек или нет 3-летний срок для их использования.
С 1 января 2012 г. не надо подтверждать право на льготу одновременно с представлением налоговой декларации (расчета)
Закон № 330-З отменил обязанность плательщиков, использующих налоговые льготы, представлять в налоговый орган документы, подтверждающие право на льготы, вместе с налоговой декларацией (расчетом) по соответствующему налогу, сбору (пошлине). Ранее такие документы надлежало прилагать к декларациям (расчетам), представляемым по итогам налогового либо отчетного периода, в котором налоговые льготы были перво-начально использованы, а также не позднее:
– 20 июля календарного года, в котором применялись налоговые льготы;
– 20 января календарного года, следующего за годом, в котором применялись такие налоговые льготы (эта обязанность была установлена п. 6 ст. 43 НК).
Упрощение коснулось и тех, кто использует льготы по таможенным платежам. Им больше не надо будет представлять вместе с таможенной декларацией или иными таможенными документами сведения о сумме, на которую уменьшена сумма таможенных платежей в результате использования таких льгот, а также документы, подтверждающие право на эти льготы. С 1 января 2012 г. при использовании льгот по таможенным платежам будет достаточно указать в таможенной декларации сведения о применении таких льгот и о документах, подтверждающих право на льготы.
В то же время в связи с отменой обязанности плательщиков представлять в налоговые органы вместе с налоговыми декларациями (расчетами) документы, подтверждающие право на налоговые льготы, предусмотрено право налоговых органов истребовать такие документы при проведении в отношении плательщиков камеральных проверок. При этом, если при проведении такой проверки плательщик не представил по требованию налогового органа документы, подтверждающие право на налоговые льготы, или если согласно представленным документам не подтверждено право на налоговую льготу, налоговый орган исчисляет подлежащие уплате суммы налогов, сборов (пошлин) без учета налоговых льгот, право на которые не подтверждено в установленном порядке.
 
Важно! Отметим, что срок, в течение которого налоговый орган обязан провести камеральную проверку налоговой декларации (расчета) плательщика, в НК не установлен. То есть такая проверка возможна как через месяц, так и через несколько лет с момента представления декларации (расчета).
Что же касается истребования в ходе камеральных проверок иных документов (в т.ч. от лиц, не использующих налоговые льготы), то по-прежнему продолжает действовать запрет на такое истребование, установленный в п. 21 Указа Президента РБ от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь".
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.