Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

ВОПРОС – ОТВЕТ

налогообложение
 
1 (257). В 2009 г. работник предприятия состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и построил 1-комнатную квартиру с привлечением кредита. С июня 2009 г. он получал имущественный налоговый вычет. С января 2011 г. в связи с рождением ребенка он стал на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи из 3 человек и в апреле 2011 г. вступил в долевое строительство 2-комнатной квартиры.

Рассмотрим вопросы, возникшие в данной ситуации.

1.1. Может ли работник вернуть в бюджет сумму подоходного налога, которая не была удержана в связи с использованием имущественного налогового вычета, чтобы право на вычет он использовал при оплате стоимости строящейся квартиры и погашении привлеченного на эти цели кредита?
 
Не может.

При определении размера налоговой базы по подоходному налогу с физических лиц плательщик имеет право применить имущественный налоговый вычет в сумме фактически произведенных плательщиком и членами его семьи (супругом (супругой), их не состоящими в браке на момент осуществления расходов детьми и иными лицами, признанными в судебном порядке членами семьи плательщика), состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, расходов на строительство либо приобретение на территории Республики Беларусь индивидуального жилого дома или квартиры, а также на погашение кредитов банков РБ, займов, полученных от белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей (включая проценты по ним, за исключением процентов по просроченным кредитам и займам, просроченных процентов по ним), фактически израсходованных ими на строительство либо приобретение на территории Республики Беларусь индивидуального жилого дома или квартиры.

Право на имущественный налоговый вычет имеют плательщики и члены их семей, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в местном исполнительном и распорядительном органе, иных государственных органах и других государственных организациях, организациях негосударственной формы собственности, в случае, если они были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, установленным законодательными актами.

При предоставлении (частичном предоставлении) имущественного налогового вычета плательщик не вправе применить такой вычет в отношении иной квартиры или иного индивидуального жилого дома (подп. 1.1 п. 1 ст. 166 Налогового кодекса РБ, далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК).

Таким образом, право на получение имущественного налогового вычета в отношении 2-комнатной квартиры работник предприятия не имеет.

1.2. Имеет ли право на имущественный налоговый вычет жена, которая получает пособие по уходу за ребенком до 3 лет с января 2011 г.?
 
Не имеет до выхода на работу и получения доходов.

Если супруга работника состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и ранее не получала имущественный налоговый вычет в отношении другого жилья, то реализовать свое право на получение вычета она сможет в случае выхода из декретного отпуска на работу и получения доходов.

2 (258). В декабре 2010 г. работник предприятия приобрел квартиру на вторичном рынке.

На учете нуждающихся в улучшении жилищных условий работник состоит вместе с женой. Жена в 2011 г. находится в декретном отпуске.

Бухгалтер предприятия для расчета подоходного налога требует представить оригинал договора купли-продажи квартиры с целью указания на его обороте сведений о размере ежемесячно льготируемых сумм. Свое требование он мотивирует тем, что по месту работы жены такие же отметки на обороте договора будет делать бухгалтер до тех пор, пока не будет "выбрана" вся сумма имущественного налогового вычета.

Рассмотрим вопросы, которые возникли в такой ситуаци.

2.1. Как распределяют имущественный налоговый вычет на супругов: пополам или в каких-то долях либо каждый из них может получить вычет на сумму приобретения квартиры?

Порядок предоставления имущественного налогового вычета, связанного с приобретением жилья лицами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, изложен в подп. 1.1 п. 1 ст. 166 НК.
 
Справочно: при определении размера налоговой базы по подоходному налогу с физических лиц плательщик имеет право применить имущественные налоговые вычеты в сумме фактически произведенных плательщиком и членами его семьи (супругом (супругой), их не состоящими в браке на момент осуществления расходов детьми и иными лицами, признанными в судебном порядке членами семьи плательщика), состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, расходов на строительство либо приобретение на территории Республики Беларусь индивидуального жилого дома или квартиры, а также на погашение кредитов банков Республики Беларусь, займов, полученных от белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей (включая проценты по ним, за исключением процентов по просроченным кредитам и займам, просроченных процентов по ним), фактически израсходованных ими на строительство либо приобретение на территории Республики Беларусь индивидуального жилого дома или квартиры.
 
При приобретении квартир в общую долевую либо общую совместную собственность размер имущественного налогового вычета распределяют между участниками общей долевой либо общей совместной собственности пропорционально их доле либо в соответствии с их письменным заявлением (в случае приобретения квартиры в общую совместную собственность).

Для получения имущественного налогового вычета работник может представить копию договора купли-продажи квартиры, которую налоговый агент сверяет с оригиналом. Об этом делают соответствующую отметку на копии документа, а на его оригинале – отметку о сумме предоставленного имущественного налогового вычета (п. 2 ст. 166 НК).

2.2. Правомерен ли отказ бухгалтера в предоставлении имущественного налогового вычета в случае непредставления оригинала договора купли-продажи квартиры для проставления в нем отметок на обороте о суммах предоставленных вычетов?
 
Правомерен.

Для получения имущественного налогового вычета и мужу, и жене по месту основной работы следует представлять оригинал договора для проставления необходимых отметок.
Таким образом, в изложенной ситуации требования бухгалтера правомерны.

Николай Савельев, экономист
 

3 (259). В августе 2011 г. на предприятии будет проводиться плановая налоговая проверка. Предприятие осуществляет деятельность с 2005 г.,и ранее его не проверяли налоговые органы.

Подлежит ли налоговой проверке период до 2008 г. с учетом того, что на дату начала проверки прошло более 3 лет? Если подлежит, то по каким вопросам?
 
Да, по вопросам налогового законодательства.

При проведении плановых проверок контролирующие органы, в т.ч. и налоговые, руководствуются нормами Указа Президента РБ от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" (далее – Указ) и Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного данным Указом.

Этими документами определены сферы контроля (надзора) для каждого контролирующего органа. Так, инспекции МНС РБ должны контролировать соблюдение налогового и иного законодательства, отнесенного к компетенции налоговых органов. Такое разделение проверяемых вопросов обусловлено тем, что их проверка должна быть произведена за различные периоды деятельности организации. Например, проверку иного законодательства проводят за период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором в установленном порядке принято решение о назначении проверки, а также за истекший период текущего календарного года (п. 13 Указа). В то же время период проверки соблюдения налогового законодательства не ограничен.

Учитывая, что налоговые проверки на предприятии ранее не проводились, налоговый орган будет проверять правильность исчисления и уплаты налогов за весь период его деятельности.

Такие вопросы, как соблюдение законодательства о лицензировании, об обязательной продаже иностранной валюты, маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками, порядке приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг)за наличный расчет, вопросы бухгалтерского учета, ведения кассовых операций, осуществления посреднической деятельности при продаже товаров в ходе плановой проверки будут проверяться за период с 2008 г. То есть в отношении проверки данных вопросов действует 3-летний ограничительный срок.

4 (260). На предприятии проведена налоговая проверка, по результатам которой установлены нарушения порядка ведения бухгалтерского учета (отсутствовала часть документов). В качестве виновного лица, которое подлежит привлечению к административной ответственности, определен директор предприятия. В то же время на предприятии имеются бухгалтерская служба и главный бухгалтер.

Правомерно ли привлечение к административной ответственности руководителя организации?
 
Правомерно.

Административная ответственность за нарушение порядка ведения бухгалтерского учета и правил хранения бухгалтерских документов и иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, установлена ст. 12.1 Кодекса РБ об административных правонарушениях. В данной статье определены размеры штрафов, налагаемых на должностное лицо юридического лица при совершении следующих деяний:

– нарушение установленного порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности;

– уничтожение бухгалтерских документов, иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, до истечения установленных сроков их хранения либо их сокрытие;

– нарушение правил хранения бухгалтерских документов, иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, повлекшее их утрату.

К административной ответственности может быть привлечено только виновное лицо, т.е. лицо, на которое законодательством возложена обязанность, за неисполнение которой предусмотрена административная ответственность. В данном случае ответственность руководителя за организацию хранения первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности прямо предусмотрена ст. 16 Закона РБ "О бухгалтерском учете и отчетности". При этом размер такой ответственности (штраф) будет зависеть от состава нарушения:

– если имели место уничтожение необходимых для исчисления и уплаты налогов бухгалтерских документов до истечения установленных сроков их хранения либо их сокрытие, размер штрафа определяют в пределах от 10 до 100 базовых величин;

– если были нарушены правила хранения этих документов, что привело к их утрате, пределы штрафа для руководителя предприятия – от 4 до 35 базовых величин.

Наталья Рощина, экономист
 

5 (261). Строительная организация в 2010 г. при выполнении строительно-монтажных работ использовала строительные материалы собственного производства.

Каким образом она должна была уплачивать отчисления в инновационный фонд Минстройархитектуры РБ?
 
Уплатить отчисления по 2 видам деятельности: производство строительных материалов и выполнение строительно-монтажных работ.

Строительная организация, которая производит строительные материалы и использует их при выполнении строительных работ, одновременно осуществляет 2 вида деятельности. Осуществление обоих видов деятельности связано с необходимостью уплаты отчислений в инновационный фонд Минстройархитектуры РБ.

Так, при производстве строительных материалов отчисления в инновационный фонд уплачивают по ставке 4,5 % от себестоимости произведенной продукции. При выполнении строительно-монтажных работ с использованием произведенных строительных материалов организация обязана также производить отчисления в инновационный фонд Минстройархитектуры РБ в размере 13,5 % от себестоимости выполненных работ.

Состав плательщиков и объекты отчислений в инновационный фонд определены Указом Президента РБ от 04.08.2006 № 499 "О некоторых мерах по обновлению основных средств в строительной отрасли" (далее – Указ № 499). Так, с 1 июля 2006 г. по 31 декабря 2010 г. негосударственными юридическими лицами, акции (доли в уставном фонде) которых не находятся в собственности Республики Беларусь (ее административно-территориальных единиц), производились повышенные отчисления в инновационный фонд, образуемый Минстройархитектуры РБ, в размере не более 13,5 % при осуществлении деятельности в области строительства, промышленности строительных материалов.

К деятельности в области промышленности строительных материалов относят деятельность по производству конструкций, изделий, материалов, в описании кода которой согласно общегосударственному классификатору Республики Беларусь ОКРБ 005-2006 "Виды экономической деятельности" (далее – классификатор), утвержденному постановлением Госстандарта РБ от 28.12.2006 № 65, присутствуют слова "строительный", "используемый в строительстве" или "для строительства". Данная норма подтверждена письмом Минстройархитектуры РБ от 09.01.2008 № 11-2-07/14 "Об отчислениях в инновационный фонд".

Также к деятельности в области промышленности строительных материалов относят производство бетонной смеси, готовой для укладки (подкласс 26630 "Производство товарного бетона"), производство мягких кровельных и гидроизоляционных материалов (подкласс 26822) и производство искусственных и переработку естественных пористых заполнителей (подкласс 26824 "Производство прочих неметаллических минеральных продуктов и изделий").

Александр Светлаков, экономист
 

учет труда и его оплаты

6 (262). Работника отправили на курсы повышения квалификации в вуз на 24 дня.

Как оплачивать такие курсы, если на период учебы попадают выходные и праздничные дни?
 
По среднему заработку за рабочие дни в периоде обучения по графику работы организации.

При направлении работника на повышение квалификации ему предоставляют гарантии, установленные Правительством РБ или уполномоченным органом (ст. 220-1 ТК).

Постановлением Совета Министров РБ от 24.01.2008 № 101 утверждено Положение о гарантиях работникам, направляемым нанимателем на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку (далее – Положение).

За работником, направленным нанимателем на повышение квалификации в очной (дневной) форме обучения, на весь период обучения сохраняется средняя заработная плата по месту работы (п. 2 Положения).

Исчисление среднего заработка, сохраняемого за время нахождения работника на курсах повышения квалификации, нужно производить в соответствии с гл. 3 Инструкции о порядке исчисления среднего заработка, сохраняемого в случаях, предусмотренных законодательством, утвержденной постановлением Минтруда РБ от 10.04.2000 № 47 (далее – Инструкция).

Для его исчисления принимают заработную плату, начисленную работнику за 2 календарных месяца, предшествующие месяцу его нахождения на курсах.

Сохранение среднего заработка работникам за период нахождения на курсах повышения квалификации производят с целью компенсации им заработной платы, которую они получили бы за фактически выполненную работу, а также за периоды, включаемые в рабочее время по графику работы организации.

Общую сумму, причитающуюся к выплате по среднему заработку, сохраняемому за время нахождения на курсах повышения квалификации, определяют путем умножения среднедневного заработка на количество рабочих дней, подлежащих оплате (п. 21 Инструкции).

Среднедневной заработок рассчитывают путем деления заработной платы, начисленной за принятый для исчисления период, на фактически отработанные в течение этого периода дни, т.е. на рабочие дни, а не на календарные.

Татьяна Рахубо, юрист
 

учет фондов

7 (263). Организация выплатила работникам вознаграждение по итогам работы за 2010 г. за счет резервного фонда заработной платы (Д-т 82 "Резервный фонд" – К-т 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда").

Допустимо ли начисление вознаграждения по итогам работы за год производить за счет резервного фонда заработной платы?
 
Допустимо при соблюдении определенных условий.

Для обеспечения выплаты причитающейся работникам заработной платы, а также предусмотренных законодательством, коллективным и трудовым договорами гарантийных и компенсационных выплат в случае экономической несостоятельности (банкротства) нанимателя, ликвидации организации и в других предусмотренных законодательством случаях наниматели обязаны создавать резервный фонд заработной платы (ст. 76 ТК).

Постановлением Совета Министров РБ от 28.04.2000 № 605 утверждено Положение о резервном фонде заработной платы (далее – Положение № 605), разработанное на основании ст. 76 ТК. Оно определяет размер, основания, порядок создания и использования резервного фонда заработной платы. Цели использования резервного фонда в Положении № 605 соответствуют указанным в ст. 76 ТК.

Средства резервного фонда используют на цели, предусмотренные в п. 1 Положения № 605 (п. 7 Положения № 605). На иные цели средства резервного фонда могут быть использованы только с согласия работников в лице их представительного органа. При этом рекомендовано на основании коллективного договора (соглашения) устанавливать порядок и срок восстановления резервного фонда.

Таким образом, если вознаграждение по итогам работы за 2010 г. начислено за счет резервного фонда заработной платы с согласия работников в лице их представительного органа, то такое начисление допустимо.

В бухгалтерском учете необходимо сделать запись:

Д-т 82 (субсчет "Резервный фонд заработной платы") – К-т 70.

Если же вознаграждение по итогам работы за 2010 г. начислено за счет резервного фонда заработной платы без согласия работников в лице их представительного органа, то такое начисление недопустимо. В этом случае источником выплаты вознаграждения может быть прибыль организации.

Распределение и использование чистой прибыли отражают в бухгалтерском учете в соответствии с учредительными документами и решениями собственников организации.

Использование средств фонда потребления (иного фонда) должно быть произведено в пределах зачисленных на него сумм. Зачисление средств в фонд потребления отражают записью:

Д-т 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" (субсчет "Общая нераспределенная прибыль") – К-т 84 (субсчет "Фонд потребления").

Таким образом, если вознаграждение по итогам работы за 2010 г. будет выплачено за счет фонда потребления, созданного в установленном порядке для этих целей из нераспределенной прибыли, начисление вознаграждения следует отразить записью:

Д-т 84 (субсчет "Фонд потребления") – К-т 70.

Анна Крупнова, консультант Главного управления регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита Минфина РБ
 
Виталий Раковец, аудитор
 

обязательное страхование

8 (264). Коммерческая организация со средней численностью работников 95 человек за 2010 г. уплачивает обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Фонд) ежеквартально. Средняя численность за 1-е полугодие 2011 г. составила 102 человека.

Имеет ли право организация уплачивать обязательные страховые взносы в 2011 г. ежеквартально?
 
Имеет при соблюдении лимита численности по результатам 2011 г. 100 человек.

Начиная с 2011 г. субъекты малого предпринимательства с численностью работников за календарный год до 100 человек включительно получили право уплачивать страховые взносы в Фонд 1 раз в квартал, но не позднее установленного дня выплаты заработной платы за последний месяц отчетного квартала*. Эта норма распространена в т.ч. и на крестьянские (фермерские) хозяйства, поскольку по ст. 115-1 Гражданского кодекса РБ (далее – ГК) они признаны коммерческими организациями, так как созданы для осуществления предпринимательской деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, а также по ее переработке, хранению, транспортировке и реализации.
_________________
* Указом Президента РБ от 24.12.2010 № 676 внесены изменения в часть третью п. 4 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, утвержденного Указом Президента РБ от 16.01.2009 № 40 "О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты" (далее – Положение).

Пример

Выплату заработной платы за последний месяц II квартала 2011 г. коммерческая организация согласно коллективному договору производит 15 июля 2011 г. Следовательно, страховые взносы за II квартал данным плательщиком должны быть уплачены не позднее указанной даты при соблюдении лимита численности.
 
Право производить уплату страховых взносов 1 раз в квартал в 2011 г. предоставлено только тем коммерческим организациям, численность работников которых по итогам работы за 2010 г. не превысила 100 человек, поскольку именно отчетные данные о численности персонала за 2010 г. служат фактическим подтверждением права плательщика на реализацию приведенной выше нормы.

Воспользоваться этой нормой Положения могут лишь те плательщики, которые по имеющейся численности работников соответствуют такому предписанию.

Данные 2011 г. будут исходными для реализации предоставленного права в 2012 г. и подтверждающими законность пользования плательщиком установленной льготой в 2011 г.

Для коммерческой организации главным критерием при определении права на указанную льготу служит численность работников, не превышающая 100 человек за календарный год. Это означает, что в течение года допустимо колебание численности, в т.ч. и в сторону, превышающую 100 человек за месяц, квартал либо полугодие.

Если по результатам работы 2011 г. численность работников коммерческой организации превысит 100 человек, то такому плательщику будут произведены перерасчет страховых взносов с применением к ним общего правила уплаты страховых взносов (т.е. ежемесячно) и, как следствие перерасчета, начисление пеней за просрочку внесения платежей в Фонд.

Последствием несоблюдения прописанного в Положении условия для плательщика будет административная ответственность. Плательщик понесет административную ответственность за несоблюдение установленного условия по численности работников. Напомним, что административная ответственность наступает за неуплату или неполную уплату обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование (ст. 11.54 Кодекса РБ об административных правонарушениях). Здесь за основу принят формально-правовой признак. Обязанность начислять и перечислять в полном объеме и в установленные сроки обязательные страховые взносы, взносы на профессиональное пенсионное страхование и иные платежи в Фонд возложена на плательщика (п. 26 Положения). Иными словами, плательщик должен соблюдать установленный порядок внесения указанных платежей. Административная ответственность наступает именно за несоблюдение данного порядка.

От редакции:
Как видим из приведенных разъяснений, для применения права уплаты страховых взносов в Фонд ежеквартально организация должна соблюсти лимит численности в 100 человек как за год, предшествующий отчетному, так и за отчетный год. На практике может возникнуть ситуация, когда, например, в течение 9 месяцев года указанный лимит численности будет соблюден, а в IV квартале численность резко возрастет и по результатам года превысит 100 человек. Соблюдая все правила уплаты в течение года, организация может оказаться в числе нарушителей, и к ней будут применены меры административной ответственности. Вероятность возникновения такой ситуации нужно учитывать при выборе периодичности платежей в Фонд.

Следует заметить, что сама формулировка нового положения, внесенного в нормативный акт, нечеткая, поскольку в ней не определено, численность за какой календарный год (истекший или текущий) должна быть учтена для определения периодичности уплаты страховых взносов. Это и позволяет плательщику попасть из числа законопослушных в число нарушителей.

9 (265). Филиал организации является самостоятельным плательщиком налогов и обязательных платежей в Фонд. Численность организации в целом составляет 76 человек, численность филиала – 15 человек.

Имеет ли право филиал производить уплату страховых взносов в Фонд ежеквартально?

Численность работников в целях определения права организации на уплату страховых взносов ежеквартально определяют в целом по юридическому лицу, включая филиалы, представительства и иные его обособленные подразделения. При этом право на названную льготу (производить уплату страховых взносов в Фонд ежеквартально) будут иметь и филиалы (представительства) коммерческой организации, если в положениях об этих обособленных подразделениях организации есть запись о делегировании им обязательства быть плательщиком по обязательным платежам, в т.ч. в Фонд.

Александр Солодовченко, начальник отдела организации сбора платежей ФСЗН Минтруда и соцзащиты РБ
 

валютное законодательство

10 (266). Юридическое лицо – резидент 1 заключило импортный внешнеторговый договор с нерезидентом. У резидента 1 есть должник –резидент  2. Резидент 1 дает указание резиденту 2 заплатить нерезиденту 100 000 000 бел. руб. в счет погашения имеющейся у него задолженности. Договор перевода долга между резидентами не заключен. Резидент 2 намерен заплатить нерезиденту.

Правомерны ли данные расчеты?
 
Неправомерны.

Обратимся к нормам Указа Президента РБ от 27.03.2008 № 178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций" (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Указ № 178). В нем сказано, что при импорте расчеты по внешнеторговым операциям должны быть осуществлены только со счетов импортеров, за исключением расчетов, производимых:

– с использованием кредитов банков, выданных импортерам, ссуд, займов, предоставленных импортерам нерезидентами;

– со счета другого резидента в соответствии с условиями договора перевода долга, заключенного между импортером и данным резидентом. При этом новый должник становится импортером на основании подп. 1.1 п. 1 Указа № 178;

– путем исполнения банком обязательств по выданным гарантиям по данным внешнеторговым договорам;

– посредством исполнения банком обязательств по валютно-обменным операциям;

– в иных случаях, определенных Нацбанком РБ.

Такая норма приведена в подп. 1.10 п. 1 Указа № 178.
 
Справочно: импорт – получение резидентом товаров (в т.ч. по сделкам, не связанным с перемещением товаров через Государственную границу РБ), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполненных работ, оказанных услуг на возмездной основе от нерезидента.
 
Иные случаи определены в подп. 1.7 п. 1 постановления Правления Нацбанка РБ от 09.07.2009 № 101 "О проведении внешнеторговых операций" (далее по тексту рубрики "Вопрос –ответ" – постановление № 101). При импорте расчеты по внешнеторговым операциям могут быть осуществлены:

– со счетов нерезидентов при исполнении ими обязательств перед резидентами по договору предоставляемого нерезидентом займа, если такой порядок предоставления займа установлен в соответствующем договоре;

– со счетов страховых организаций – резидентов при исполнении ими обязательств перед резидентами по договорам страхования;

– со счета ОАО "Белорусская универсальная товарная биржа", открытого в банке Республики Беларусь, по внешнеторговым договорам, заключенным на основании сделок, совершенных на биржевых торгах указанного общества.

Таким образом, резидент 2 вправе заплатить за резидента 1 лишь в случае заключения между ними договора перевода долга, по которому резидент 2 становится импортером. При этом необходимо перерегистрировать сделку. В иных случаях, например, когда резидент дает указание резиденту 2 заплатить нерезиденту (в рамках возложения обязательства на третье лицо), банк должен отказать в проведении платежа.

11 (267). Юридическое лицо (резидент Чехии) создало в Республике Беларусь унитарное предприятие (УП). Резидент Польши на основании договора оказывает УП услуги.

Вправе ли собственник имущества УП – резидент Чехии произвести вместо УП оплату за услуги?
 
Вправе при соблюдении определенных условий.

УП – резидент РБ заключил с резидентом Польши импортный внешнеторговый договор.

При импорте расчеты по внешнеторговым операциям должны быть осуществлены только со счетов импортеров (подп. 1.10 п. 1 Указа № 178). Исключения из данного правила установлены в подп. 1.10 п. 1 Указа № 178 и подп. 1.7 п. 1 постановления № 101. В качестве исключения выступают расчеты, производимые с использованием кредитов банков, выданных импортерам, ссуд, займов, предоставленных импортерам нерезидентами.

Таким образом, нерезидент – собственник имущества УП вправе заплатить за резидента в том случае, если, например, нерезидент заключит с резидентом договор займа, в котором будет оговорено, что предоставление займа осуществлено путем направления денежных средств на счет нерезидента-продавца.
 
В учете унитарного предприятия:

Д-т 20, 25 и др. – К-т 60

– на стоимость услуг, оказанных резидентом Польши;

Д-т 60 – К-т 66 (67)

– погашение задолженности собственником УП за выполненные услуги путем предоставления займа.
 
Денис Сафаревич, юрист
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.