Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

ВОПРОС – ОТВЕТ

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

1 (212). Лизингополучатель получил предмет лизинга в финансовый лизинг от лизингодателя Республики Беларусь в 2010 г. Сумма "входного" НДС по возмещению контрактной стоимости предмета лизинга превысила сумму НДС, исчисленную по реализации.

Вправе ли лизингополучатель принять к вычету в 2011 г. равными долями сумму остатка налоговых вычетов по контрактной стоимости предмета лизинга на 1 января 2011 г.?
 
Вправе.

Для ответа на этот вопрос обратимся к части четвертой п. 7 ст. 107 Налогового кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК), которая введена в НК с 1 января 2011 г. В ней сказано, что налоговые вычеты прошлого налогового периода по основным средствам и нематериальным активам плательщик вправе в текущем налоговом периоде распределить в порядке, определенном частью первой п. 7 ст. 107 НК (при наличии оборотов по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по ставкам 0 %, 10 %, либо принять к вычету равными долями в каждом отчетном периоде по 1/12 (если отчетный период – календарный месяц) или по 1/4 (если отчетный период – календарный квартал)) (далее – вычет равными долями). Выбранный плательщиком порядок вычета равными долями необходимо отразить в учетной политике организации и помнить, что изменению в течение текущего налогового периода такой порядок не подлежит.
 
Справочно: определение сумм НДС, уплаченных при приобретении и (или) ввозе на территорию Республики Беларусь основных средств и нематериальных активов, приходящихся на обороты по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС по ставкам 0 %, 10 %, производят путем умножения удельного веса суммы оборота по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС по ставкам 0 %, 10 %, в общей сумме оборота по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав нарастающим итогом с начала года на суммы НДС по основным средствам и нематериальным активам, уменьшенные на суммы НДС по основным средствам и нематериальным активам, отнесенные на увеличение стоимости основных средств и нематериальных активов (часть первая п. 7 ст. 107 НК).

Вычет сумм НДС производят в полном объеме по основным средствам и нематериальным активам, по которым на начало налогового периода имеются суммы НДС, не принятые к вычету в прошлом налоговом периоде, если такие суммы налога в текущем налоговом периоде принимают к вычету равными долями в соответствии с частью четвертой п. 7 ст. 107 НК (подп. 23.5 п. 23 ст. 107 НК).

При приобретении предметов лизинга по договорам финансового лизинга на территории Республики Беларусь у плательщиков суммы НДС в части контрактной стоимости предмета финансового лизинга принимают к вычету в порядке, установленном для вычета НДС по приобретенным основным средствам (п. 4ст. 107 НК).

Таким образом, незачтенный остаток суммы НДС, приходящейся на контрактную стоимость предмета финансового лизинга, может быть принят к вычету в 2011 г. равными долями независимо от суммы НДС, исчисленной по реализации, если метод вычета равными долями будет установлен в учетной политике.

Наталья Нехай, экономист
 

2 (213). Учредителями организации – резидента РБ являются белорусская организация (50 %) и иностранная организация – резидент Швейцарии (50 %). Иностранный участник продает свою долю в уставном фонде другой иностранной организации, также являющейся резидентом Швейцарии.

Рассмотрим вопросы, возникающие в данной ситуации.

2.1. Подлежит ли налогообложению доход швейцарского учредителя от продажи доли в уставном фонде белорусской организации?
 
Подлежит, однако можно получить освобождение от налогообложения.

Иностранные организации, не осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, но получающие доходы от источников в Беларуси, являются плательщиками налога на доходы. Перечень доходов, признаваемых в качестве объекта обложения налогом на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, определен ст. 146 НК. В данный перечень входят в т.ч. доходы от отчуждения долей в уставном фонде (паев, акций) организаций, находящихся на территории Республики Беларусь, либо их части (подп. 1.11.4 п. 1 ст. 146 НК).

Доходами от источников в Беларуси следует признавать доходы (в т.ч. авансовые платежи), начисляемые (выплачиваемые) иностранной организации:

– юридическим лицом РБ (подп. 3.1 п. 3 ст. 146 НК);

– белорусским индивидуальным предпринимателем (подп. 3.2 п. 3 ст. 146 НК);

– физическим лицом – при выплате иностранной организации, не осуществляющей деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, доходов, указанных в подп. 1.11 и 1.13 п. 1 ст. 146 НК (подп. 3.3 п. 3 ст. 146 НК);

– иностранной организацией, открывшей в Республике Беларусь свое представительство и (или) осуществляющей деятельность на территории Беларуси через постоянное представительство, если возникновение данных доходов имеет отношение к этому представительству и (или) постоянному представительству (подп. 3.4 п. 3 ст. 146 НК);

– иностранной организацией, не указанной в подп. 3.4 п. 3 ст. 146 НК, в частности, от отчуждения долей в уставном фонде (паев, акций) организаций, находящихся на территории Республики Беларусь, либо их части (подп. 3.5 п. 3 ст. 146 НК).

Таким образом, нерезидент, продающий свою долю в уставном фонде другому нерезиденту, получает доход, подлежащий обложению налогом на доходы в соответствии с законодательством РБ. Ставка налога – 12 % (п. 1 ст. 149 НК).

В то же время между Правительством Республики Беларусь и Швейцарским Федеральным Советом действует Соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал, подписанное в г. Минске 26.04.1999 (далее – Соглашение). Оно ратифицировано Законом РБ от 09.11.1999 № 299-З.

Из Соглашения следует, что доходы от отчуждения любого имущества, кроме перечисленного в пп. 1–3 ст. 13 Соглашения, облагаются налогом только в том договаривающемся государстве, резидентом которого является субъект, отчуждающий имущество. Таким образом, иностранное юридическое лицо, продавшее свою долю в уставном фонде другому иностранному юридическому лицу, вправе получить освобождение от налога на доходы (п. 4 ст. 13 Соглашения).

Порядок применения положений международных договоров РБ по вопросам устранения двойного налогообложения определен ст. 151 НК и Инструкцией о порядке представления подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации, утвержденной постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82* (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Инструкция № 82 и постановление № 82 соответственно).
__________________________
* Постановление от 15.11.2010 № 82 "Об установлении форм документов, необходимых для исчисления, уплаты налогов, сборов (пошлин), и о некоторых вопросах порядка их заполнения, представления подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации, ведения учета выручки от реализации товаров (работ, услуг), доходов и расходов индивидуальными предпринимателями (частными нотариусами)".

Так, иностранная организация, являющаяся фактическим владельцем дохода, должна представить в белорусский налоговый орган подтверждение о постоянном местонахождении в Швейцарии. Подтверждение должно быть заверено компетентным органом указанного иностранного государства (Швейцарии).

2.2. В какой форме должно быть представлено подтверждение постоянного местонахождения иностранной организации в Швейцарии?
 
Формы определены постановлением № 82.

Иностранная организация самостоятельно или через налогового агента должна представить в налоговые органы РБ подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в том иностранном государстве, с которым Республика Беларусь имеет действующий для нее международный договор РБ по вопросам налогообложения.

Представление подтверждения постоянного местонахождения налоговый агент производит без доверенности.

Формы подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации и порядок их представления определены постановлением № 82.

Подтверждение постоянного местонахождения иностранной организации может быть представлено в виде одного из нижеперечисленных документов:

1) заявления:

до уплаты налога – по форме согласно приложению 1 к Инструкции № 82;

после уплаты налога – по форме, содержащейся в приложении 2 к Инструкции № 82;

2) справки, заполненной в произвольной форме.

Такая справка должна иметь следующие обязательные реквизиты:

– дату выдачи (или на какой период действительна);

– полное наименование иностранной организации и ее юридический адрес;

– подтверждение того, что иностранная организация являлась (является) лицом с постоянным местонахождением в государстве (с указанием государства) для целей применения международного договора РБ по вопросам налогообложения (с указанием названия международного договора) в соответствующем периоде.
 
Важно! Указанные документы (заявление или справка), являющиеся подтверждением постоянного местонахождения иностранной организации, представляют в оригинале вместе с копией, которая должна быть заверена подписью должностного лица и печатью налогового агента (иностранной организации);
 
3) справки (иного документа) по форме, согласованной с компетентным органом иностранного государства, с которым Республика Беларусь имеет международный договор по вопросам налогообложения;

4) справки (иного документа) по форме, установленной в иностранном государстве;

5) выписки из международного справочника "The Bankers Almanac" (издательство "Reed Business Information"), международного каталога "BIC Directory" (издание S.W.I.F.T., Customer Operations Services, 1 Av, Adele, 1310 La Hulpe, Belgium) или международного справочника "Airline Coding Directory" (издание "International Air Transport Association", Montreal – Geneva).

Такую выписку применяют в отношении иностранных организаций, постоянное местонахождение которых подтверждают сведения названных справочников.

На документах, указанных в пп. 1–2 (заявлении или справке), являющихся подтверждением постоянного местонахождения иностранной организации, должностное лицо налогового органа обязано сделать следующую запись: "Принято к рассмотрению" с указанием даты приема документов, проставлением своей подписи и ее расшифровкой.

Если налоговым органом будет установлено несоответствие заявления (справки) требованиям, определенным постановлением № 82, налоговый орган в течение 5 рабочих дней со дня получения заявления или справки должен письменно проинформировать об этом налогового агента (иностранную организацию).

3 (214). Основным видом деятельности организации является турагентская деятельность. Для размещения офиса организации ею был заключен договор аренды нежилого помещения с индивидуальным предпринимателем.

Должна ли организация исчислять налог на недвижимость со стоимости этого помещения?
 
Организация вправе воспользоваться льготой по подп. 1.1 п. 1 ст. 186 НК.

От уплаты налога на недвижимость освобождены здания и сооружения социально-культурного назначения и жилищного фонда местных Советов депутатов, организаций (за исключением принадлежащих организациям жилых помещений в многоквартирных жилых домах, неиспользуемых для проживания физическими лицами).

Организации, признаваемые плательщиками налога на недвижимость в отношении зданий и сооружений, расположенных на территории Республики Беларусь и взятых в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование у физических лиц, вправе использовать указанную льготу по таким зданиям и сооружениям (подп. 1.1 п. 1 ст. 186 НК).

К отраслям социально-культурной сферы относят здравоохранение, образование, культуру, физическую культуру, спорт и туризм (подп. 9.4.4 п. 9 Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2015 годы, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 04.11.2006 № 1475).

Турагентская деятельность – предпринимательская деятельность юридических лиц или индивидуальных предпринимателей (турагентов) по продвижению, реализации туров, сформированных туроператорами – резидентами РБ, участникам туристической деятельности, а также по оказанию отдельных услуг, связанных с организацией туристического путешествия. Туризм – туристическое путешествие, а также деятельность юридических лиц, физических лиц, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, по его организации (ст. 1 Закона РБ от 25.11.1999 № 326-З "О туризме").

Таким образом, организация, основным видом деятельности которой является турагентская деятельность, арендующая помещение для размещения офиса у физического лица, вправе воспользоваться льготой по налогу на недвижимость, предусмотренной подп. 1.1 п. 1 ст. 186 НК.

4 (215). Организация, оказывающая услуги по перевозке пассажиров, применяет освобождение от уплаты НДС. В 2010 г. она приобрела автомобиль. При приобретении данного транспортного средства НДС, уплаченный продавцу этого автомобиля, она отнесла на увеличение стоимости основного средства. В 2011 г. организация планирует реализовать указанный автомобиль.

Имеет ли право организация при реализации автомобиля выделить из остаточной стоимости "входной" НДС?
 
Не имеет.

Плательщики могут самостоятельно выделить для вычета суммы НДС приотказе плательщика от освобождения от налогообложения оборотов по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав либо при отмене ранее установленного освобождения от налогообложения (подп. 22.3 п. 22 ст. 107 НК).

Выделение суммы НДС для вычета производят из остатков товаров, имеющихся на дату отказа от освобождения от налогообложения либо на дату отмены ранее установленного освобождения от налогообложения, путем самостоятельного выделения для вычета сумм НДС, уплаченных при приобретении (ввозе) этих товаров и отнесенных на увеличение их стоимости или включенных в затраты плательщика по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении. Данное правило не распространяется на основные средства.

Таким образом, при реализации автобуса в 2011 г. организацией, применяющей освобождение по НДС, выделить самостоятельно "входной" НДС из стоимости автомобиля оснований нет.

5 (216). Общим собранием акционерного общества принято решение о выплате вознаграждения членам совета директоров.

Следует ли учитывать указанные выплаты при исчислении налога на прибыль?
 
Да, следует.

Затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг),имущественных прав, учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете (п. 1 ст. 130 НК).

Высшим органом управления хозяйственного общества является общее собрание участников хозяйственного общества. В обществе с ограниченной ответственностью по решению его учредителей (участников) в соответствии с уставом может создаваться совет директоров (наблюдательный совет). Это определено ст. 90 ГК и ст. 33 и 34 Закона РБ от 09.12.1992 № 2020-XII "О хозяйственных обществах" (далее – Закон).

Член совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества может не быть участником этого общества (ст. 51 Закона).

К компетенции совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества относят вопросы общего руководства деятельностью хозяйственного общества. Конкретные полномочия совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества могут определяться в пределах его компетенции решениями общего собрания акционеров (ст. 50 Закона).

Определение размера вознаграждений членам совета директоров отнесено к исключительной компетенции общего собрания участников хозяйственного общества.

Поскольку вопросы, находящиеся в компетенции совета директоров, связаны с производством и реализацией, которые осуществляет общество, то и расходы, связанные с выполнением обязанностей членами совета, включая оплату вознаграждения по деятельности, относящейся к их исключительной компетенции по управлению данным обществом, включают в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, вразмерах, определенных общим собранием участников хозяйственного общества.

6 (217). Организация ввезла из Российской Федерации товар, который приняла к учету 30 марта 2011 г. НДС уплачен в бюджет Республики Беларусь 6 апреля 2011 г.

Имеет ли право организация принять к вычету в марте 2011 г. НДС, уплаченный в апреле?
 
Имеет.

Налоговыми вычетами признают в т.ч. суммы НДС, уплаченные плательщиком при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь (ст. 107 НК).

Указанные суммы налога плательщики отражают в части II налоговой декларации (расчета) по НДС "Расчет суммы НДС, взимаемого налоговыми органами при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь".

Суммы НДС, отраженные в части II налоговой декларации (расчета) по НДС и уплаченные в установленные сроки в бюджет при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, учитывают в разд. II части I налоговой декларации (расчета) по НДС, представляемой за тот отчетный период, в котором товары приняты на учет. Суммы НДС, отраженные в части II налоговой декларации (расчета) по НДС и уплаченные с нарушением установленных сроков в бюджет при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, учитывают в разд. II части I налоговой декларации (расчета) по НДС, представляемой за тот отчетный период, в котором произведена их уплата в бюджет (п. 11 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82).

Установленный срок – не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем постановки ввезенных товаров на учет.

Таким образом, суммы НДС, уплаченные при ввозе товаров в установленные сроки, принимают к вычету при исчислении НДС за I квартал 2011 г., т.е. в момент принятия этих товаров на учет.

7 (218). Организация "А" осуществляет страховую деятельность в офисном помещении, взятом в аренду у организации "Б". По условиям договора аренды бытовые отходы, образующиеся у арендатора (организации "А"), переходят в собственность арендодателя (организации "Б") в момент их возникновения.

Является ли организация "А" плательщиком экологического налога при вывозе отходов на свалку (на захоронение)?
 
Нет.

Объектами обложения экологическим налогом признают хранение и захоронение отходов производства.

Плательщиками налога являются:

– за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов – собственники отходов производства (ст. 204 НК);

– за хранение отходов производства на объектах хранения отходов – владельцы объектов хранения.

Налоговые декларации (расчеты) представляют в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в котором возникло налоговое обязательство по экологическому налогу:

– за хранение отходов производства на объектах хранения отходов – плательщики – владельцы объектов хранения;

– за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов – владельцы объектов захоронения отходов.

В указанной ситуации собственником отходов производства согласно условиям договора аренды является организация "Б". Следовательно, она обязана уплачивать экологический налог за захоронение отходов производства, но не обязана представлять в налоговый орган налоговую декларацию.

Организация "А" плательщиком экологического налога не является.

Ирина Задорожная, экономист
 
8 (219). Организация получила акт выбора места размещения земельного участка для строительства административного здания, утвержденный Мингорисполкомом.

Является ли данный акт основанием для исчисления земельного налога в 2011 г.?
 
Не является.

Основаними для исчисления земельного налога считают:

– государственный акт на земельный участок, удостоверение на право временного пользования земельным участком, свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации, решение уполномоченного государственного органа, являющееся основанием для возникновения или перехода права на земельный участок;

– сведения о наличии земель (в т.ч. сведения, содержащиеся в регистре стоимости земельных участков государственного земельного кадастра, сведения (площадь, функциональное использование, целевое назначение и кадастровая стоимость земельного участка на 1 января налогового периода), представляемые землеустроительными службами местных исполкомов, сведения, содержащиеся в едином государственном регистре недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним и представляемые территориальными организациями по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (п. 3 ст. 202 НК).

Исчисляют земельный налог с месяца, следующего за месяцем принятия уполномоченным государственным органом решения, являющегося основанием для возникновения или перехода права на земельный участок (п. 6 ст. 202 НК).

Земельный участок – это часть земной поверхности, имеющая границу и целевое назначение и рассматриваемая в неразрывной связи с расположенными на ней капитальными строениями (зданиями, сооружениями).

Отвод земельного участка – это предусмотренные законодательством об охране и использовании земель землеустроительные мероприятия, включающие в себя процедуры формирования, изъятия и (или) предоставления земельного участка, установления и закрепления его границы, государственной регистрации создания земельного участка и возникновения прав, ограничений (обременений) прав на земельный участок (ст. 1 Кодекса РБ о земле).

Порядок предоставления земельных участков регулируют:

– Указ Президента РБ от 27.12.2007 № 667 "Об изъятии и предоставлении земельных участков";

– Положение о порядке изъятия и предоставления земельных участков (далее – Положение), утвержденное Указом № 667.

В Положении определено, что после утверждения акта выбора места размещения земельного участка и до принятия решения об изъятии и предоставлении земельного участка местный исполком не имеет права предоставить либо согласовать предоставление этого участка другому лицу, а утвержденный в установленном порядке акт выбора места размещения земельного участка является основанием для проведения проектно-изыскательских работ и выдачи архитектурно-планировочного задания, получения заключений согласующих организаций и технических условий на инженерно-техническое обеспечение объекта (п. 20 Положения).

Таким образом, акт выбора места размещения земельного участка – это один из этапов в процессе разработки проекта отвода земельного участка и принятия уполномоченным государственным органом решения, являющегося основанием для возникновения или перехода права на земельный участок.

Следовательно, акт выбора места размещения земельного участка не рассматривают в качестве основания для исчисления земельного налога, определенного п. 3 ст. 202 НК.

9 (220). Организация, оказывающая услуги на рынке недвижимости (заказчик), в целях рекламы и продвижения услуг заключила с индивидуальным предпринимателем договор на оказание услуг по разработке сайта.

Можно ли отнести расходы по разработке сайта на затраты, учитываемые при налогообложении прибыли?
 
Расходы следует учесть как нематериальный актив при соблюдении необходимых условий.

Затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете (п. 1 ст. 130 НК).

Исходя из норм НК затраты по производству и реализации определяют на основании документов бухгалтерского учета. Они должны быть связаны с процессом производства и реализации продукции, товаров (работ, услуг), имущественных прав, а также иметь стоимостную оценку.

Расходы по созданию сайта организация может учесть либо как нематериальный актив, либо как прочие расходы, связанные с производством и реализацией.
Нематериальными активами для целей бухгалтерского учета признают активы:

– идентифицируемые (имеющие признаки, отличающие данный объект от других, в т.ч. аналогичных) и не имеющие материально-вещественной (физической) формы;

– используемые в деятельности организации;

– способные приносить организации будущие экономические выгоды;

– срок полезного использования которых превышает 12 месяцев;

– стоимость которых может быть измерена с достаточной надежностью, т.е. имеется документальное подтверждение стоимости, а также затрат, связанных с их приобретением (созданием);

– при наличии документов, подтверждающих права правообладателя.

При отсутствии любого из указанных критериев произведенные затраты не признаются нематериальными активами и являются расходами организации (п. 2 Положения по бухгалтерскому учету нематериальных активов, утвержденного постановлением Минфина РБ от 12.12.2001 № 118 (далее – Положение)).

Реклама – это информация об объекте рекламирования, распространяемая в любой форме с помощью любых средств, предназначенная для неопределенного круга лиц (потребителей рекламы), направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке (ст. 2 Закона РБ от 10.05.2007 № 225-3 "О рекламе").

Таким образом, при наличии документов, подтверждающих права правообладателя на созданный программный продукт (сайт), и соблюдении остальных критериев Положения расходы по созданию сайта организации будут формировать стоимость нематериального актива, которая будет учтена при налогообложении прибыли в составе затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав в составе амортизационных отчислений.

Если же созданный программный продукт не будет в полном объеме соответствовать нормам Положения, но будет использован организацией для размещения информации о ее деятельности, то затраты по созданию сайта следует учесть для целей налогообложения в составе затрат по производству и реализации как расходы на рекламу.

10 (221). Основным видом деятельности организации является техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Дополнительно организация занимается туристической деятельностью, а именно оказанием услуг гидов (экскурсоводов).

Имеет ли она право применять упрощенную систему налогообложения (УСН) в отношении деятельности по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей?
 
Не имеет.

Не вправе применять УСН организации, осуществляющие в т.ч. туристическую деятельность (подп. 5.1.4 п. 5 ст. 286 НК).

Таким образом, организация, осуществляющая в т.ч. туристическую деятельность, не вправе применять УСН, поскольку право на ее применение при осуществлении данного вида деятельности отсутствует для организации в целом, а не только в отношении данного вида деятельности.

Владимир Васильев, экономист
 
УЧЕТ ТРУДА И ЕГО ОПЛАТЫ

11 (222). В январе 2011 г. работнику был предоставлен трудовой отпуск, причем часть его – авансом. В марте 2011 г. руководитель организации увольняет его за прогулы без уважительных причин (по п. 5 ст. 42 Трудового кодекса РБ, далее – ТК). Руководителем организации принято решение об удержании из заработной платы стоимости спецодежды, которую работник отказался возвращать по причине утраты, и суммы отпускных, выплаченных авансом.

Можно ли удержать из заработной платы работника единовременно сумму стоимости спецодежды и излишне выплаченных отпускных?
 
Можно в определенных размерах.

При увольнении работника на основании п. 5 ст. 42 ТК (прогул без уважительной причины) нанимателем может быть произведено удержание за неотработанные дни трудового отпуска, предоставленного авансом (п. 2 части второй ст. 107 ТК).

В отношении удержания стоимости спецодежды поясним следующее.

Работники несут ограниченную материальную ответственность в размере причиненного по их вине ущерба, но не свыше своего среднего месячного заработка за порчу или уничтожение по небрежности материалов, полуфабрикатов, изделий (продукции), в т.ч. при их изготовлении, а также за порчу или уничтожение по небрежности инструментов, измерительных приборов, специальной одежды и других предметов, выданных нанимателем работнику в пользование для осуществления трудового процесса (п. 1 ст. 403 ТК).

Для более детального рассмотрения поставленного вопроса обратимся к п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РБ от 26.03.2002 № 2 "О применении судами законодательства о материальной ответственности работников за ущерб, причиненный нанимателю при исполнении трудовых обязанностей" (далее – постановление Пленума). В нем определено, что при рассмотрении дел о материальной ответственности за порчу или уничтожение материалов, полуфабрикатов, изделий (продукции), инструментов, измерительных приборов, специальной одежды и других предметов, выданных нанимателем работнику в пользование для осуществления трудового процесса, закон предусматривает 2 вида материальной ответственности в зависимости от формы вины – неосторожной или умышленной.

Если ущерб причинен в результате умысла, работник несет полную материальную ответственность (п. 5 ст. 404 ТК). За ущерб, причиненный по небрежности, предусмотрена ограниченная материальная ответственность в размере не свыше среднего месячного заработка (п. 1 ст. 403 ТК).

Так как в законодательстве о труде нет порядка определения размера ущерба, причиненного работником при исполнении трудовых обязанностей, судам следует размер ущерба определять применительно к Инструкции о порядке определения размера причиненного государственному имуществу вреда в связи с утратой, повреждением (порчей), недостачей при проведении проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности государственных юридических лиц, утвержденной постановлением Минфина и Минэкономики РБ от 24.03.2003 № 39/69 (п. 4 постановления Пленума).

При увольнении работника и его отказе возвращать спецодежду следует вести речь о возмещении нанимателю материального ущерба в рамках ограниченной материальной ответственности работника. При этом удержанию в бесспорном порядке подлежит ущерб, величина которого не превышает среднемесячного заработка работника. Если стоимость пришедших в негодность (испорченных, уничтоженных, недостающих) спецодежды и обуви выше среднемесячного заработка работника, взыскать полную величину ущерба без его согласия наниматель может только по решению суда (п. 3 части второй ст. 107, п. 1 ст. 403, ст. 408 ТК).

Татьяна Рахубо, юрист
 
КОМАНДИРОВОЧНЫЕ РАСХОДЫ

12 (223). В организации по приказу нанимателя работник был направлен в служебную командировку в г. Москву (Российская Федерация) на 4 дня с 15 по 18 марта 2011 г. железнодорожным транспортом.

После возвращения из командировки работник не предъявил в бухгалтерию организации оригинал проездного билета на поезд за 15 марта 2011 г. (в связи с его утерей). При этом он предъявил проездной билет на поезд № 1 "Москва–Минск" на 17 марта 2011 г., который соответствует дате прибытия (18 марта 2011 г.).

Документ, подтверждающий проживание в гостинице в г. Москве, работником представлен не был.

Работник выполнил установленное ему задание по командировке (представил нанимателю отчет). В командировочном удостоверении сделана отметка о пребывании в г. Москве с 16 по 17 марта 2011 г.

Как правильно возместить работнику командировочные расходы: по проезду к месту командировки; по проживанию вне постоянного места жительства (суточные); по найму жилого помещения без представления подтверждающих документов в оригинале?

Возмещать командированному работнику расходы по проезду железнодорожным транспортом до места командирования и обратно, найму жилого помещения, проживанию вне места жительства (суточные) следует на основании приказа и задания нанимателя (в которых должно быть указано время нахождения работника за границей) при обязательном представлении подтверждающих документов в оригинале (проездные билеты, соответствующие датам отправления и прибытия; счета; квитанции и др.) в пределах норм, установленных законодательством (гл. 1–2 Инструкции, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.07.2010 № 115 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Инструкция № 115)).

При командировании работников в Российскую Федерацию и другие государства – участники Содружества Независимых Государств оплату расходов по найму жилого помещения (исключая время нахождения в пути) при отсутствии подтверждающих документов осуществляйте в размере 5 % от нормы расходов по найму жилого помещения, установленной для государства (города в государстве), в которое командирован работник (п. 16 Инструкции № 115).

При этом возмещать суточные следует в иностранной валюте с включением дня отъезда из Республики Беларусь и дня прибытия в Республику Беларусь по нормам, установленным для государства, в которое работник направлен в командировку (часть первая п. 22 Инструкции № 115).

Днем отъезда следует считать день отправления из Республики Беларусь поезда, которым выезжает работник, а днем прибытия – день прибытия поезда в Республику Беларусь независимо от времени пересечения Государственной границы Республики Беларусь. При отправлении транспорта до 24 ч включительно днем отъезда считают текущие сутки, а с 0 ч и позднее – последующие сутки.

В исключительных случаях при отсутствии у работника проездного билета на железнодорожный транспорт (в связи с его утерей) ему может быть возмещена стоимость проездного билета по решению нанимателя с включением в затраты, учитываемые при налогообложении, на основании информационного письма РУП "Главный расчетный информационный центр" Белорусской железной дороги, подтверждающего в установленном порядке факт приобретения проездного документа и то, что данный билет не был возвращен (далее – информационное письмо центра БЖД). Информация о приобретении проездного документа может быть предоставлена центром БЖД как работнику (по письменному заявлению, при предъявлении паспорта), так и организации, направившей работника в командировку (при заключении договора на оказание услуги).
 
Справочно: услуга центра БЖД по предоставлению информации о приобретении проездного документа является платной (при предоставлении информации о приобретении проездного документа в одну сторону стоимость услуги составляет 6 540 бел. руб., в обе стороны – 8 610 бел. руб.).
 
Таким образом, если в организации согласно приказу и заданию нанимателя работник, направленный в служебную командировку в г. Москву (Российская Федерация) на 4 дня с 15 по 18 марта 2011 г. железнодорожным транспортом:

– по возвращении из командировки не предъявил в бухгалтерию организации оригинал проездного билета на поезд, соответствующий дате отправления (15 марта 2011 г.), в связи с его утерей, при этом представил информационное письмо центра БЖД;

– фактически выполнил установленное ему задание, о чем представил нанимателю отчет (с 16 по 17 марта 2011 г. в командировочном удостоверении сделана отметка о пребывании вг. Москве);

– предъявил в бухгалтерию организации оригинал проездного билета, соответствующий дате прибытия (18 марта 2011 г.),

то возмещение суточных производите с 15 по18 марта 2011 г. в иностранной валюте по нормам, установленным Минфином РБ для г. Москвы (Российская Федерация).

Если работник не представил в бухгалтерию организации документы, подтверждающие проживание в гостинице, в оригинале (счета, квитанции и др.), наниматель должен произвести работнику выплату в размере 5 % от нормы расходов по найму жилого помещения, установленной Минфином РБ для г. Москвы (Российская Федерация), за 16 и 17 марта2011 г. – 14 долл. США (140 долл. США × 5 / 100 × 2 суток).

13 (224). В организации согласно приказу наниматель решает возмещать командированным работникам расходы по проезду железнодорожным, воздушным, водным транспортом по тарифу 1-го класса (предоставляет право выбора между тарифами 1-го и 2-го класса) по всем служебным командировкам, в т.ч. в случаях отсутствия в продаже билетов на проезд по тарифу 2-го класса.

Нормой Инструкции № 115 определено, что возмещение командированным работникам расходов по проезду по тарифу 1-го класса может быть произведено в исключительных случаях с предварительного разрешения нанимателя.

Какие обстоятельства следует относить к исключительным случаям? Имеет ли право организация самостоятельно определять такие случаи?

Имеет ли право организация при наличии такого приказа нанимателя включать расходы по проезду по тарифу 1-го класса в затраты, учитываемые при налогообложении?

Нормами Инструкции № 115 не предусмотрено постоянное возмещение расходов по проезду по тарифу 1-го класса.

Командированному работнику следует возмещать расходы по проезду к месту командирования и обратно при обязательном представлении работником подтверждающих документов в оригинале (проездные билеты, счета, квитанции и др.) в пределах норм, установленных законодательством (гл. 1–2 Инструкции № 115).

Возмещаемые расходы по проезду воздушным, железнодорожным и водным транспортом к месту командировки и обратно (далее – расходы по проезду) по тарифу 2-го класса (на самолетах – по тарифу экономического класса, на железнодорожном транспорте – "купе", на пассажирских судах – туристического класса) (далее – норма) допустимо включать в затраты, учитываемые при налогообложении (подп. 11.11 п. 11 Инструкции № 115). Расходы по проезду, превышающие указанную норму, возмещайте ворганизации за счет прибыли, оставшейся после налогообложения.

При этом возмещение расходов по проезду по тарифу 1-го класса (на железнодорожном транспорте – вагоны класса "СВ", на самолетах – по тарифу "бизнес-класс", на пассажирских судах – каюты 1-го класса) может быть произведено в исключительных случаях с предварительного разрешения нанимателя. Поскольку конкретное определение "исключительных случаев" в нормативных правовых актах не установлено, то в каждом конкретном случае решение вопроса об оплате работнику проезда по тарифу 1-го класса наниматель принимает самостоятельно.

Таким образом, в затраты, учитываемые при налогообложении, организация может включать расходы по проезду в пределах норм, установленных законодательством, по тарифу 2-го класса и в исключительных случаях по тарифу 1-го класса (в т.ч. при отсутствии в продаже билетов на проезд по тарифу 2-го класса).

При этом полагаем, что в организации негосударственной формы собственности наниматель на основании локального нормативного правового акта по согласованию с высшим органом управления может предусмотреть норму, предоставляющую командированным работникам право выбора между тарифами 1-го и 2-го классов при приобретении билетов на проезд к месту служебной командировки и обратно.

Расходы по проезду сверх установленных норм производите в организации за счет прибыли, оставшейся после налогообложения.

Алеся Гараева, главный экономист отдела регулирования оплаты труда в реальном секторе экономики главного управления труда и заработной платы Минтруда и соцзащиты РБ
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.