Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Бюджет Минска-2011

Александр Хотько, канд. экон. наук, доцент

Местные бюджеты аккумулируют немногим более половины средств консолидированного бюджета республики. В то же время финансирование социальной сферы страны приблизительно на 2/3 осуществляется за счет средств местных бюджетов. Кроме того, на них ложится основная часть расходов на финансирование жилищно-коммунальных услуг и жилищного строительства, транспорта.
Наибольший удельный вес в составе местных бюджетов областного уровня занимает бюджет г. Минска, сочетающий в себе элементы бюджета областного уровня и консолидированного бюджета областного и республиканского центра. На его долю приходится 1/5 объема доходов и расходов всех местных бюджетов.
Поэтому вопросы формирования и исполнения доходной и расходной частей бюджета столицы, его дефицита актуальны и вызывают обоснованный интерес.

 

Бюджет г. Минска на 2011 г. утвержден решением Мингорсовета от 24.11.2010 № 59. В результате внесенных изменений (решение Мингорсовета от 19.01.2011 № 93) уточненный план по доходам бюджета составил 6 754,7 млрд. руб., расходам – 6 794 млрд. руб. Предельный размер дефицита бюджета установлен в размере 39,3 млрд. руб., или 0,6 % к расходам бюджета.

Формирование доходов
Формирование доходов бюджета города осуществлялось за счет налога на прибыль в размере 15 %, уплачиваемого организациями, имущество которых находится в собственности государства, и организациями, в уставных фондах которых 50 % и более акций (долей) принадлежит Республике Беларусь, без учета налога на прибыль, зачисление которого в республиканский бюджет установлено Президентом РБ. Налог на прибыль, плательщиками которого являются организации коммунальной формы собственности и организации без ведомственной подчиненности, поступает в бюджет г. Минска в размере 100 %. Кроме того, в доход бюджета идет 60 % экологического налога в части платежей за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, сброс сточных вод, хранение, захоронение отходов производства и др.
В состав бюджета г. Минска включены также средства инновационного фонда, образуемого Мингорисполкомом, в объеме 53,1 млрд. руб. и местного фонда охраны природы – 37,0 млрд. руб.
Доходы бюджета г. Минска формируют за счет регулирующих налогов, ежегодно определяемых Законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год; закрепленных (зачисляемых в бюджет г. Минска) налоговых и неналоговых доходов; местных налогов и сборов, устанавливаемых Мингорсоветом; безвозмездных поступлений от других уровней государственного управления; заемных средств.
Темпы роста доходов
Как свидетельствуют результаты анализа, наиболее значительные темпы роста доходов бюджета г. Минска в 2011 г. по отношению к 2009 г. (в разрезе групп, подгрупп и видов бюджетной классификации) предусматриваются за счет роста налоговых доходов – 142,1 % (при общих темпах роста доходов 139,2 %). При этом рост налогов на доходы и прибыль определен науровне 159,1 %, из них налога на прибыль – 224,3 %, подоходного налога с физических лиц – 138,1 %. По другим налоговым поступлениям темпы роста запланированы несколько ниже: по налогам на товары (работы, услуги) – 120,1 %, из них НДС – 151,1 %; налогам на собственность – 113,8 %, из них земельного налога – 105,1 %; налога на недвижимость – 121,9 %.
Рост неналоговых доходов в текущем году прогнозируется на уровне 120,0 %, в т.ч. доходов от осуществления приносящей доходы деятельности – 122,9 %.
Для безвозмездных поступлений в анализируемом периоде отмечено некоторое их снижение: на 2011 г. предусмотрено только 73,5 % указанных средств от уровня 2009 г.
Существенное влияние на динамику доходов бюджета г. Минска на текущий год наряду с изменением бюджетно-налогового законодательства оказали также рост макроэкономических и производных от них прогнозных показателей, повышение эффективности общественного производства и др.
Структура доходной части бюджета
Что касается структуры доходной части бюджета города, то по сравнению с предыдущими годами она претерпела некоторые изменения: рост удельного веса налоговых доходов с 91,5 % и 88,6 % в 2009 и 2010 гг. до 93,3 % в 2011 г. сопровождался уменьшением доли неналоговых доходов соответственно с 6,4 % до 5,8 % и 5,6 %.
Основную долю в структуре доходов бюджета г. Минска на протяжении 3 последних лет занимают налоги на доходы и прибыль: 51,3–58,6 %, в т.ч. подоходный налог с физических лиц и налог на прибыль соответственно: 30,5–34,5 % и 13,5–23,8 %. Удельный вес налогов на товары (работы, услуги) в эти годы составляет 23,2–27,0 %, в т.ч. НДС 15,0–16,2 %, налогов на собственность – соответственно 9,1–11,1 %, в т.ч. налога на недвижимость 4,9–5,6 %, земельного налога 3,7–5,3 %.
Основные источники доходов бюджета г. Минска в 2011 г.
Основными источниками доходов бюджета г. Минска в 2011 г. являются:
– подоходный налог с физических лиц – 2 061 млрд. руб. (30,5 %);
– налог на прибыль – 1 606 млрд. руб. (23,8 %);
– НДС – 1 097 млрд. руб. (16,2 %);
– налог на недвижимость – 329 млрд. руб. (4,9 %);
– налог на доходы – 293 млрд. руб. (4,3 %).
Динамика расходов
Расходы бюджета г. Минска на 2011 г. определены исходя из реальных возможностей доходов бюджета и политики оптимизации уровня его дефицита.
При темпах роста расходов бюджета города в текущем году по отношению к 2009 г. в целом 125,8 % рост расходов на финансирование физической культуры, спорта, культуры и СМИ предусматривается на 390,7 %, образования – 184,8 %, здравоохранения – 183,8 %, социальной политики – 165,1 %, жилищно-коммунальных услуг и жилищного строительства – 158,7 %, национальной экономики – 138,7 % и т.д.
В то же время рост расходов ряда отраслей запланирован ниже, чем по расходам бюджета в целом: судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности –51,4 %, общегосударственная деятельность – 19,8 %.
Статьи расходов бюджета
В 2011 г., как и во все последние годы, расходы бюджета г. Минска имеют социально ориентированную направленность. В текущем году объем финансирования на отрасли социальной сферы предусмотрен в сумме 4 048 млрд. руб. (с ростом 154,3 % по отношению к 2010 г. и 194,0 % – к 2009 г.). Из годового объема расходов бюджета города в 2011 г. на финансирование социальной сферы прогнозируется выделить 4 048 млрд. руб., или 59,6 % от всего объема средств, в т.ч. на образование – 1 624 млрд. руб., или 23,9 % от годового объема ассигнований, здравоохранение – 1 603 млрд. руб. (23,6 %), физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации – 461 млрд. руб. (6,8 %), социальную политику – 360 млрд. руб. (5,3 %). В 2010 г. в социальную сферу города было направлено 43,8 % средств бюджета, или 2 623 млрд. руб., в 2009 г. – 39,0 %, или 2 087 млрд. руб.
Минимальный норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение на одного жителя г. Минска на 2011 г. определен в сумме 591 884 руб.
На финансирование отраслей национальной экономики в текущем году запланировано 856 млрд. руб., или 12,6 % расходов бюджета города, что на 29,6 % выше уровня 2010 г.
Доминирующее положение в структуре расходов на национальную экономику в последние годы занимают ассигнования на транспорт: 11,4 % (2011 г.), 10,0 % (2010 г.) и 11,1 % (2009 г.).
Расходы на сельское хозяйство, рыбохозяйственную деятельность на 2011 г. предусматриваются в объеме 0,5 % от расходов бюджета города, промышленность, строительство и архитектуру – 0,1 %. В 2010 г. ожидаемое исполнение финансирования данных отраслей прогнозируется в размере 0,2 % и 0,1 %.
Ассигнования в сумме 337 млрд. руб., или 5,0 % средств бюджета г. Минска запланированы в 2011 г. на финансирование общегосударственной деятельности, что существенно ниже уровня двух предыдущих лет.
На бюджетное финансирование жилищно-коммунальных услуг и жилищного строительства предусматривается 1 462 млрд. руб., что на 58,7 % выше 2009 г. и на 49,3 % – 2010 г. Что же касается доли расходов бюджета, направляемых на эти цели, то они составляют 21,5 % (2011 г.), 16,4 % (2010 г.), 17,0 % (2009 г.).
На охрану окружающей среды из средств бюджета города выделяется 49 млрд. руб., или 0,7 % его объема.
На национальную оборону предусмотрено в 2011 г. направить 5 млрд. руб. (0,1 %), судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности – 36 млрд. руб. (0,5 %).
Финансирование дефицита бюджета г. Минска в 2011 г. планируется за счет внутренних источников.
Таким образом, темпы роста доходов и расходов бюджета г. Минска на 2011 г. заметно превышают прогнозируемый уровень инфляции, что указывает на реальный запланированный рост данных показателей.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.