Почему бизнес-союз не поддержал законопроект по вопросам торговли и общепита?

23 ноября 2018
законотворчество, бизнес, предприниматели, конкуренция, антимонопольные меры, то

В проекте Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам торговли и общественного питания" недостаточно норм, направленных на выравнивание условий хозяйствования для крупных и мелких субъектов хозяйствования в сфере розничной торговли продуктами питания. Это может привести к продолжению стремительной монополизации отрасли с целым рядом негативных последствий.

К такому заключению пришли эксперты Минского столичного союза предпринимателей и работодателей. МССПиР представил в МАРТ альтернативные предложения.

Статья законопроекта

Норма в законопроекте

Норма в редакции МССПиР

Из обоснований МССПиР

Статья 1. Основные термины, используемые для целей настоящего Закона, и их определения (подпункт 1.34 пункта 1)

торговая сеть – совокупность двух и более стационарных торговых объектов, которые принадлежат на законном основании одному субъекту торговли либо нескольким субъектам торговли, входящим в одну группу лиц, или совокупность двух и более торговых объектов, в которых осуществляется деятельность с использованием одного средства индивидуализации участников гражданского оборота товаров, работ или услуг, в том числе на условиях договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга)

торговая сеть – совокупность десяти и более стационарных торговых объектов, которые принадлежат на законном основании одному субъекту торговли либо нескольким субъектам торговли, входящим в одну группу лиц, или совокупность десяти и более торговых объектов, общей торговой площадью 3000 и более квадратных метров, в которых осуществляется деятельность с использованием одного средства индивидуализации участников гражданского оборота товаров, работ или услуг, в том числе на условиях договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) или общей координации (управления)

Критерий отнесения торговых предприятий к торговой сети чрезвычайно занижен и в представленном проекте нижняя планка соответствует двум павильонам в деревне, которым выдвигаются весьма высокие, часто невыполнимые для них и при этом никому не нужные требования. Повышение нижнего порога термина "торговая сеть" будет способствовать снижению рисков деятельности у субъектов малого предпринимательства. При этом необходимо дополнительно конкретизировать норму "торговая сеть", т.к. в последнее время в стране появляются реальные торговые сети, которые по критериям данного закона таковыми не являются

Статья 19. Требования к заключению и исполнению договоров, предусматривающих поставки продовольственных товаров, между субъектом торговли, субъектом общественного питания и поставщиком продовольственных товаров (пункты 1 и 2)

Субъект торговли, осуществляющий розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети или крупного магазина, субъект общественного питания, осуществляющий общественное питание посредством организации сети общественного питания, годовой товарооборот которых составляет восемьдесят тысяч и более базовых величин, обязаны обеспечивать поставщику продовольственных товаров доступ к информации об условиях отбора контрагента, а также другой информации, необходимой для заключения договоров, предусматривающих поставки товаров, путем размещения соответствующей информации на своих сайтах в сети Интернет, а в случае получения запроса о получении указанной в настоящем пункте информации, обязаны представить ее безвозмездно в четырнадцатидневный срок со дня получения такого запроса

Субъект торговли, осуществляющий розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети или крупного магазина, субъект общественного питания, осуществляющий общественное питание посредством организации сети общественного питания, годовой товарооборот которых составляет восемьдесят тысяч и более базовых величин, обязаны обеспечивать поставщику продовольственных товаров доступ к информации об условиях отбора контрагента, о лицах, принимающих решение по конкретным группам товаров, их контактных данных, а также другой информации, необходимой для заключения договоров, предусматривающих поставки товаров, путем размещения соответствующей информации на своих сайтах в сети Интернет, а в случае получения дополнительно запроса о получении указанной в настоящем пункте информации, в том числе о последних ценах и условиях поступления конкретных товаров, обязаны представить ее безвозмездно в трехдневный срок со дня получения такого запроса. Ему запрещается осуществлять закупки товаров от юридических лиц, не являющихся их импортерами, производителями, их дилерами или дистрибьюторами

Практика показала, что неконкретное формулирование данного пункта привело к тому, что его реально никто из крупных сетей не исполняет (см. их сайты). В Законе необходимо напрямую прописать основные требования к прозрачности поведения крупных игроков. Это важно для создания условий для добросовестной конкуренции среди поставщиков и торговых сетей.

Норма о запрете крупным сетям приобретать товар у посреднических структур призвана сбалансировать взаимоотношения с производителями, свести к минимуму использование крупными сетями "зачетных" схем, разрушающих рынок, ввести барьер для создания крупными сетями схем работы, "обходящими" требования данного Закона путем создания промежуточных оптовых звеньев между поставщиками и крупными сетями

Поставщик продовольственных товаров, годовой объем поставленных на внутренний рынок товаров которого составляет восемьдесят тысяч и более базовых величин, обязан обеспечивать субъекту торговли, осуществляющему розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети или крупного магазина, субъекту общественного питания, осуществляющему общественное питание посредством организации сети общественного питания, доступ к информации об условиях отбора контрагента и другой информации, необходимой для заключения договоров, предусматривающих поставки товаров, к информации о качестве и безопасности поставляемых товаров путем размещения соответствующей информации на своем сайте в сети Интернет, за исключением случаев, указанных в части второй настоящего пункта, а в случае получения запроса о получении указанной в настоящем пункте информации, обязан представить ее безвозмездно в четырнадцатидневный срок со дня получения такого запроса

Поставщик продовольственных товаров, годовой объем поставленных на внутренний рынок товаров которого составляет восемьдесят тысяч и более базовых величин, обязан обеспечивать субъекту торговли, осуществляющему розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети или крупного магазина, субъекту общественного питания, осуществляющему общественное питание посредством организации сети общественного питания, доступ к оперативной информации об условиях отгрузки товара, его наличии на складе, базовых ценах и другой информации, необходимой для заключения и исполнения договоров, предусматривающих поставки товаров, к информации о качестве и безопасности поставляемых товаров путем размещения соответствующей информации на своем сайте в сети Интернет, за исключением случаев, указанных в части второй настоящего пункта, а в случае получения дополнительного запроса о получении указанной в настоящем пункте информации, обязан представить ее безвозмездно в трехдневный срок со дня получения такого запроса. Информацию о проводимых акциях этот поставщик обязан заблаговременно размещать на едином сайте в соответствии с законодательством

Практика показала, что неконкретное формулирование данного пункта привело к тому, что его реально никто из крупных поставщиков не исполняет. В Законе необходимо напрямую прописать основные требования к прозрачности поведения крупных игроков. Это важно для создания условий для добросовестной конкуренции среди поставщиков и торговых предприятий. Предельные сроки ответов необходимо сокращать до минимальных, ведь у продуктов питания бывают короткие сроки реализации.

Норма о предварительном информировании на единый сайт об акциях необходима для противодействия "притворным" акциям, которые у некоторых поставщиков действуют несколько минут и в которых успевает поучаствовать один покупатель

Статья 23. Требования к субъектам торговли, субъектам общественного питания и поставщикам продовольственных товаров (подпункт 2.1 пункта 2; части вторая и третья пункта 5

/…запрещается…/

создавать дискриминационные условия, определяемые в соответствии с Законом Республики Беларусь "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции", в том числе препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из него других субъектов торговли и поставщиков продовольственных товаров

/запрещается…/

создавать дискриминационные условия, определяемые в соответствии с Законом Республики Беларусь "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции", в том числе препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из него других субъектов торговли и поставщиков продовольственных товаров, устанавливать розничные цены ниже текущих отпускных цен производителей

Часто в некоторых крупных сетях наблюдается реализация товаров по ценам ниже отпускных цен производителей. Виновных никто не наказывает в силу расплывчатости формулировки данной нормы

Субъект, доля которого в границах города Минска, городов областного подчинения, районов, в которых расположены принадлежащие ему торговые объекты, за предыдущий финансовый год превышает двадцать процентов, не вправе с момента расчета доли совершать сделки, иные действия, указанные в части первой настоящего пункта. Настоящий запрет действует до момента, когда за очередной финансовый год доля этого субъекта составит двадцать или менее двадцати процентов

Субъект, доля которого в границах города Минска, городов областного подчинения, районов, в которых расположены принадлежащие ему торговые объекты, за предыдущий финансовый год превышает двадцать процентов, не вправе в следующем году совершать сделки, иные действия, указанные в части первой настоящего пункта.

Хозяйственная деятельность такого субъекта на данной территории должна осуществляться в рамках филиала, исполняющего налоговые обязательства или дочернего предприятия. Настоящий запрет действует до момента, когда за очередной финансовый год доля этого субъекта составит двадцать или менее двадцати процентов

Предложенная норма об ограничении деятельности при превышении доли в 20% чрезвычайно мягка, ее исполнение необоснованно растянуто по времени минимум на полгода. Как известно, одна торговая сеть уже превысила эту норму в регионах нашей страны.

Практика показывает, что крупные сети не платят налоги в регионах, благодаря централизации налогового учета "оптимизируют" налоговые выплаты

Действие частей первой и второй настоящего пункта не распространяется на введение в эксплуатацию и осуществления торговли продовольственными товарами в торговых объектах, строительство которых начато в период, когда размер доли субъекта не превышал двадцать процентов

Действие частей первой и второй настоящего пункта распространяется на введение в эксплуатацию и осуществления торговли продовольственными товарами в торговых объектах, строительство которых начато в период, когда размер доли субъекта не превышал двадцать процентов

Субъект хозяйствования изначально должен планировать свою деятельность, чтобы не превышать установленную долю в 20%. В случае ее превышения, субъект вправе продать, сдать в аренду вновь построенный объект. Такой подход применяется в РФ

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Читайте также

Рубрики
Наверх
http://www.gb.by/novosti/ekonomika/pochemu-biznes-soyuz-ne-podderzhal-zakon

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.