В Беларуси вводится новый финансовый механизм стимулирования экспорта

20 февраля 2015

В Беларуси будет введен новый механизм расчетов по экспортному контракту – так называемый "форфейтинг". Экспортеры смогут предоставлять покупателям-нерезидентам длительные отсрочки по оплате отгруженных товаров (сверх установленных сроков завершения внешнеторговых операций), но в то же время оперативно получать денежные средства за экспортируемую продукцию по факту отгрузки от финансирующих организаций. Особенности финансового механизма, предусмотренного Указом Президента Республики Беларусь от 17.02.2015 № 69 "Об использовании векселей", разъяснили в Нацбанке. Документ вступает в силу через три месяца после его официального опубликования.

Указом предусмотрен следующий механизм расчетов по экспортному контракту:

1) экспортер заключает с нерезидентом договор поставки с условием оплаты товара нерезидентом, к примеру, через 1 год. Это позволяет создать необходимые конкурентные условия на внешних рынках по неценовому фактору;

2) нерезидент на сумму задолженности перед белорусским экспортером выписывает вексель, срок платежа по которому совпадает с окончанием периода отсрочки за поставленный товар;

3) данный вексель обеспечивается обязательством банка-нерезидента, соответствующего установленным Национальным банком Республики Беларусь критериям, путем проставления аваля;

Справочно: Установление критериев в отношении банков-нерезидентов имеет целью снижение рисков неплатежа по векселям. В качестве таких критериев Национальным банком Республики Беларусь в рамках реализации Указа будет установлено наличие у банка-нерезидента присвоенных международными рейтинговыми агентствами (Fitch Ratings, Standard&Poor’s и Moody’s Investors Service) долгосрочных рейтингов по обязательствам в иностранной валюте достаточного уровня.

4) вексель с проставленным авалем банка-нерезидента передается экспортеру;

5) экспортер осуществляет отгрузку товара покупателю при получении векселя;

6) поскольку экспортер заинтересован в скорейшем получении денежных средств для обеспечения своей деятельности, он может передать право получения оплаты по векселю банку, небанковской кредитно-финансовой организации либо специализированному юридическому лицу, осуществляющему операции по учету векселей.

Справочно. Под учетом векселей понимается приобретение (с дисконтом по векселю) лицом, не являющимся первым векселедержателем, права получения оплаты по векселю до наступления срока платежа по нему без права регресса.

Таким образом, экспортер оперативно получает выручку от экспорта и снимает с себя все риски по неоплате векселя нерезидентом при наступлении срока платежа.

Дальнейшие действия банка, небанковской кредитно-финансовой организации либо специализированного юридического лица с указанным векселем не ограничиваются.

Справочно: Держатель векселя может осуществить, к примеру, следующие действия:

1) ожидать оплаты векселя нерезидентом (либо авалирующим банком-нерезидентом в случае неисполнения покупателем-нерезидентом своих обязательств по погашению выпущенного им векселя) в установленный срок;

2) передать право получения оплаты по векселю иному банку, небанковской кредитно-финансовой организации либо специализированному юридическому лицу, осуществляющему операции по учету векселей;

3) передать право получения оплаты по векселю нерезиденту (банку, небанковской кредитно-финансовой организации либо иному лицу, осуществляющему операции по учету векселей).

С макроэкономической точки зрения третий вариант наиболее предпочтителен, поскольку экспортер сразу получает экспортную выручку, а сделку фактически финансирует банк-нерезидент, вступивший в правоотношения с белорусским банком и получивший право получения платежа по векселю.

Указом определено, что помимо банков и небанковских кредитно-финансовых организаций учет векселей вправе осуществлять юридические лица, зарегистрированные в Республике Беларусь, уставный фонд которых сформирован в размере не менее 50 тыс. евро на дату учета векселя. При этом если юридическое лицо намерено осуществлять операции по учету векселей на регулярной основе, оно обязано до проведения второй такой операции письменно уведомить об этом Национальный банк для рассмотрения вопроса о включении данного субъекта хозяйствования в реестр юридических лиц, осуществляющих учет векселей (далее – реестр).

Юридические лица, включенные в реестр, смогут при учете векселей рассчитываться с экспортерами в иностранной валюте.

Основанием для отказа во включении в реестр будет являться несоблюдение установленного Указом требования о минимальном размере уставного фонда юридического лица.

Информация о юридических лицах, включенных в реестр, а также об исключении их из реестра будет размещаться на официальном интернет-сайте Национального банка в день их включения в реестр (исключения из реестра).

В целях обеспечения экономической целесообразности реализации данного финансового механизма Указом предусматривается освобождение экспортеров, банков, небанковских кредитно-финансовых организаций и специализированных юридических лиц, осуществляющих операции по учету векселей, от уплаты гербового сбора за осуществление операций с векселями, выполняющими функцию расчетных документов по внешнеторговым договорам, предусматривающим экспорт.

Данным Указом также вносится дополнение в Указ Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций", в соответствии с которым завершением внешнеторговой операции по экспорту будет являться поступление денежных средств (за вычетом дисконта) экспортеру от продажи векселя банку, небанковской кредитно-финансовой организации либо специализированному юридическому лицу, осуществляющему операции по учету векселей.

Кроме того, внесено дополнение в Указ Президента Республики Беларусь от 17 июля 2006 г. № 452 "Об обязательной продаже иностранной валюты", в соответствии с которым иностранная валюта, поступающая на счет экспортера от специализированного юридического лица, осуществляющего операции по учету векселей, признается выручкой, подлежащей обязательной продаже в установленных законодательством сумме и порядке.

Таким образом, в совокупности нормы Указа направлены на активизацию экспорта путем совершенствования существующих финансовых механизмов расчетов по нему при одновременном соблюдении экономических интересов государства.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup