Нацбанк обновил требования к управлению рисками при аутсорсинге

06 августа 2025

С 6 июля 2025 г. вступила в силу новая редакция Инструкции об управлении рисками при аутсорсинге, утвержденная постановлением Правления Нацбанка от 18.07.2025 № 203.

Под аутсорсингом понимается передача банком, ОАО «Банк развития Республики Беларусь», НКФО (далее – банк) сторонней организации либо ИП для выполнения полностью либо частично отдельных функций, бизнес-процессов, видов деятельности, составляющих их работ и услуг при одновременном соблюдении следующих условий:

·       договорные отношения банка и аутсорсинговой организации имеют длительный характер и (или) заключение договоров между ними осуществляется на регулярной основе;

·       передаваемая для выполнения аутсорсинговой организацией функция банка связана с осуществляемой им банковской операцией;

·       банк передает аутсорсинговой организации информацию о клиентах банка и (или) иные сведения, составляющие банковскую или иную охраняемую законом тайну, либо предоставляет доступ к такой информации или сведениям иным образом с соблюдением законодательства об информации, информатизации и защите информации.

В дополнение к этим условиям банк вправе определить в своих локальных правовых актах иные условия и порядок их применения.

При принятии решения о передаче функции на аутсорсинг банк проводит оценку экономической эффективности такой передачи, влияния реализации рисков аутсорсинга на непрерывность деятельности и финансовую устойчивость банка, а также негативных последствий для клиентов банка в случае реализации данных рисков.

По результатам такой оценки передача функций на аутсорсинг относится к существенному аутсорсингу (передача функции на аутсорсинг, способная оказать негативное влияние на непрерывность деятельности и финансовую устойчивость банка в случае реализации риска аутсорсинга) или несущественному.

Если передача функции на аутсорсинг относится к существенному аутсорсингу, банк:

·       обеспечивает получение документов и (или) иной информации аутсорсинговой организации, необходимых для оценки ее финансовой устойчивости, а также информации о привлечении аутсорсинговой организацией третьих лиц для выполнения полностью либо частично функции, передаваемой ей банком на аутсорсинг;

·       не реже одного раза в год осуществляет оценку финансовой устойчивости аутсорсинговой организации;

·       оценивает в составе операционного риска и интегрирует в общую систему управления рисками банка следующие виды риска аутсорсинга:

-   риск контрагента – вероятность неисполнения (ненадлежащего исполнения) аутсорсинговой организацией условий договора аутсорсинга;

-   риск концентрации – вероятность сосредоточения функций, переданных банком на аутсорсинг, в одной или ограниченном числе аутсорсинговых организаций, способного привести к реализации риска контрагента;

-   риск отсутствия стратегии выхода из договора аутсорсинга – вероятность невозможности осуществления банком функции, переданной на аутсорсинг, самостоятельно либо понесения им крупных затрат на ее возобновление в случае прекращения договора аутсорсинга и (или) реализации иных видов риска аутсорсинга;

-   репутационный риск.

Банкам поручено в течение 3 месяцев с даты вступления в силу данного постановления определить функции, передача которых относится к существенному аутсорсингу.

Внимание! Не требуется принятие советами директоров (наблюдательными советами) или иными коллегиальными органами банков решений о передаче на аутсорсинг функций, по которым до 06.08.2025 такие решения приняты и заключены договоры, предусматривающие аутсорсинг.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup