Меры по совершенствованию налоговой сферы не нашли адекватного отражения в рейтинге "Ведение бизнеса 2014"

06 ноября 2013

Мероприятия по совершенствованию налоговой сферы не нашли адекватного отражения в отчете "Ведение бизнеса 2014". Такое мнение высказал корреспонденту БЕЛТА министр по налогам и сборам Беларуси Владимир Полуян.

Как сообщалось, 29 октября Всемирный банк опубликовал очередной доклад "Ведение бизнеса 2014: анализ законодательства для малых и средних предприятий", согласно которому Беларусь заняла 63-е место среди 189 государств, улучшив свою позицию в рейтинге на один пункт. "Что касается показателя "налогообложение" - одного из 11 индикаторов, которые используются в докладе при оценке бизнес-среды для малых и средних предприятий, то наша республика занимает 133-ю позицию, поднявшись на два пункта вверх по сравнению с уточненной оценкой рейтинга Всемирного банка-2013" - отметил глава МНС.

Согласно опубликованному отчету, налоговая нагрузка Беларуси составляет 54%, из которых 38,4% - это отчисления в фонд социальной защиты населения (ФСЗН), 13,4% - налог на прибыль, 1% - налог на недвижимость. Взносы по страхованию работников от несчастных случаев на производстве составляют 0,7%, экологический и земельный налоги - 0,5%. При этом налоговая нагрузка исчисляется экспертами Всемирного банка (ВБ) как соотношение сумм налогов (без НДС) к расчетной прибыли условного предприятия с численностью работающих до 60 человек. Таким образом, указанный индикатор, исчисляемый ВБ, и размер реальной налоговой нагрузки предприятий республики не являются тождественными.

По данным рейтинга, в Беларуси уплачивается 10 налогов вместо 7 (учитываются налог на прибыль, на недвижимость, на землю, экологический налог, НДС, отчисления в ФСЗН и взносы по страхованию работников от несчастных случаев на производстве). Из этих 10 непосредственно на налоги приходится 6 платежей, остальные 4 (вместо одного) - на взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Это связано с тем, что отчетность по таким взносам подается большинством плательщиков не в электронном виде, а на бумажном носителе. Вместе с тем Беларусь по количеству платежей опережает страны ОЭСР, в которых в среднем уплачивается 12 платежей. По данным ВБ, на исчисление и уплату налогов в Беларуси плательщик затрачивает 319 часов в год, из которых 157 часов приходится на налог на прибыль, 88 - отчисления в ФСЗН, 74 - НДС.

"Понимая важность данного направления, в 2012 году и в текущем году налоговые органы страны направили основные усилия на осуществление мероприятий, которые позволят добиться сокращения временных затрат плательщиков по исчислению и уплате налогов, - отметил Владимир Полуян. - В частности, расширена сфера применения электронных услуг для плательщиков".

По словам министра, сегодня систему электронного декларирования применяют более 130 тыс. плательщиков. Внесены поправки в Налоговый кодекс Республики Беларусь, которые позволили в еще большей степени сблизить бухгалтерский и налоговый учет, а также упростить исчисление налога на прибыль. Проводится работа с крупными разработчиками бухгалтерских учетных систем с целью реализации ими представления электронных налоговых деклараций на портал МНС непосредственно из бухгалтерских учетных систем. В целях совершенствования администрирования НДС снят ряд ограничений по налоговым вычетам, отменена обязанность представлять в налоговый орган вместе с отчетностью документы, подтверждающие льготы. Теперь такие документы анализируются в ходе налоговых проверок.

Вместе с тем, по словам Владимира Полуяна, указанные мероприятия не нашли адекватного отражения в докладе Всемирного банка: "Указанное в нем значение индикатора временных затрат на уровне 319 часов в год не соответствует фактическим обстоятельствам". В частности, результаты анонимного опроса, который проводится МНС три года подряд среди организаций Минска с численностью от 10 до 100 человек показали, что временные затраты на администрирование налога на прибыль, НДС и социальных платежей, исходя из законодательства 2010 года, в среднем не превышают 341 часа в год, из законодательства 2011 года - 205 часов в год, а исходя из законодательства 2012 года - 135 часов в год. "Такая тенденция в большей степени соответствует мероприятиям, которые проводятся поступательно налоговыми органами", - отметил глава МНС.

При этом он обратил внимание, что следует учитывать тот факт, что согласно методике Всемирного банка при подготовке доклада во внимание принимается налоговое законодательство с "опозданием" на два года: "То есть налоговый блок доклада "Ведение бизнеса 2014" составлен на основе законодательства 2012 года и, соответственно, не отражает уровень налогового администрирования на современном этапе".

Источник: БелТА

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться:

Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.