МНС – об электронных накладных


В Беларуси расширены понятие "электронная накладная" и сфера применения механизма электронного документооборота при перемещении товаров. Об этих и других важных изменениях, предусмотренных постановлением Совета Министров № 940, информирует Главное управление развития налоговых органов МНС.

 

О функционировании механизма электронных накладных

Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь информирует о принятии постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2019 г. № 940 "О функционировании механизма электронных накладных" (далее – постановление).

Постановление принято во исполнение подпункта 2.1 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 31 октября 2019 г. № 411 "О налогообложении" (далее – Указ № 411) и в целях совершенствования механизма товарно-транспортных и товарных накладных в виде электронных документов, а также расширения сферы применения электронного документооборота в межстрановой торговле.

Кроме того, постановлением уточняется порядок использования средств электронной цифровой подписи (далее – ЭЦП) в части использования атрибутных сертификатов, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 8 ноября 2018 г. № 143-З "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "Об электронном документе и электронной цифровой подписи", а также определяется порядок признания иностранного сертификата открытого ключа путем установления доверия к нему доверенной третьей стороной.

Справочно. Доверенной третьей стороной является определенная Президентом Республики Беларусь организация, осуществляющая функции по признанию подлинности электронных документов при межгосударственном электронном взаимодействии. Такой организацией определено РУП "Национальный центр электронных услуг" (далее –
РУП "НЦЭУ") (Указ Президента Республики Беларусь от 8 ноября 2011 г. № 515 "О некоторых вопросах развития информационного общества в Республике Беларусь").

С учетом расширения сферы электронного документооборота юридически значимыми документами, в том числе признаваемыми первичными учетными документами, постановлением устанавливаются требования к операторам электронного документооборота (EDI – провайдерам), а также уточняется порядок выдачи, прекращения действия аттестата EDI-провайдера.

В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 2 Указа № 411 расширяется понятие электронных накладных, под которыми понимаются:

товарно-транспортные и товарные накладные в виде электронных документов – накладные в виде электронных документов, применяемые в Республике Беларусь с 2014 года в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 марта 2014 г. № 202 "О создании товарно-транспортных и товарных накладных в виде электронных документов, а также предоставлении информации о них и внесении дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1585 и от 17 февраля 2012 г. № 156";

электронные сообщения, создаваемые грузоотправителем при отгрузке товаров в адрес организации, местом нахождения которой не является Республика Беларусь, а также иностранного гражданина и лица без гражданства, осуществляющих предпринимательскую и иную хозяйственную (экономическую) деятельность.

Такие сообщения будут составляться по форме товарной накладной ТН-2, и их использование позволит субъектам хозяйствования подготовиться к переходу к механизму прослеживаемости товаров, предусмотренному Соглашением о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза, от 29.05.2019 (далее – Соглашение) и проектом Указа Президента Республики Беларусь "О прослеживаемости товаров". Учитывая, что в настоящее время между Республикой Беларусь и другими государствами не реализован электронный оборот юридически значимыми документами (в том числе товаросопроводительными документами), предполагается, что в случае осуществления операции перемещения товаров, подлежащих прослеживаемости, в другие государства, субъекты хозяйствования будут создавать и направлять EDI-провайдеру электронное сообщение, подписанное ЭЦП, содержащее сведения о грузополучателе-нерезиденте Республики Беларусь, которое будет являться основанием для отражения такой операции в системе прослеживаемости.

При этом указание в таком электронном сообщении информации об отгрузке товаров в адрес грузополучателя-резидента Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) необходимо для выполнения Республикой Беларусь обязательств, взятых на себя при подписании Соглашения.

Справочно. В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Соглашения государство-член, с территории которого перемещаются товары, подлежащие прослеживаемости, обеспечивает направление содержащихся в его национальной системе прослеживаемости сведений о товарах, подлежащих прослеживаемости, и связанных с оборотом таких товаров операциях, совершаемых между лицами различных государств-членов, в государство-член, на территорию которого перемещаются такие товары, и государства-члены, по территориям которых предполагается осуществление перевозки товаров, подлежащих прослеживаемости, а также в иные государства-члены, если это предусмотрено законодательством государства-члена, с территории которого перемещаются товары, подлежащие прослеживаемости.

Также подпунктом 2.1 пункта 2 Указа № 411 предусматривается утверждение Советом Министров порядка создания, передачи и получения транспортных (товаросопроводительных) и (или) иных документов, подтверждающих перемещение товаров при осуществлении взаимной торговли между государствами-членами ЕАЭС, в виде электронных документов. Установление такого порядка направлено на создание условий для расширения сферы применения электронного документооборота при осуществлении взаимной торговли между государствами-членами ЕАЭС.

Механизм электронного документооборота планируется осуществлять следующим образом. Субъект хозяйствования, например Российской Федерации, создает электронный транспортный (товаросопроводительный) и (или) иной документ, подписывает его электронной цифровой подписью и направляет EDI-провайдеру Российской Федерации, затем указанный документ поступает EDI-провайдеру Республики Беларусь. При получении электронной накладной EDI-провайдер Республики Беларусь делает запрос в РУП "НЦЭУ" (национальному оператору доверенной третьей стороны). РУП "НЦЭУ" при получении запроса от EDI-провайдера обращается к оператору доверенной третьей стороны Российской Федерации для удостоверения подлинности электронного документа, поступившего из Российской Федерации. Информация о подтверждении подлинности электронного документа передается от национального оператора Российской Федерации РУП "НЦЭУ" и далее EDI-провайдеру Республики Беларусь. После получения соответствующей информации EDI-провайдер Республики Беларусь передает электронную накладную субъекту хозяйствования Республики Беларусь. 

Учитывая, что в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 14 января 2019 г. № 14 "О присоединении Республики Беларусь к международному договору" Республика Беларусь с 08.05.2019 присоединилась к Дополнительному протоколу к Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), касающемуся электронной накладной, принятому в г. Женеве 20 февраля 2008 года, вышеуказанный порядок планируется применять при составлении международной товарно-транспортной накладной "CMR" в виде электронного документа (e-CMR).

Постановлением также закрепляется возможность участия автомобильного перевозчика в качестве участника электронного документооборота.

Справочно. В настоящее время в процессе создания электронных накладных принимают участие только грузоотправитель и грузополучатель. Включение в процесс создания электронных накладных автомобильного перевозчика позволит создать условия для технической реализации такого процесса и в дальнейшем отказаться от составления реестра товарно-транспортных накладных, создаваемых в виде электронных документов, предусмотренных Правилами автомобильных перевозок грузов, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 970.

С учетом расширения сферы применения механизма электронного документооборота при перемещении товаров постановлением предусматривается, что доступ к информации об электронных накладных, а также в виде электронных документов транспортных (товаросопроводительных) и (или) иных документов, подтверждающих перемещение товаров при осуществлении взаимной торговли между государствами-членами ЕАЭС, предоставляется налоговым и таможенным органам посредством удаленного доступа к информационной системе (системам) электронного документооборота.

Во исполнение абзаца третьего подпункта 2.1 пункта 2 Указа № 411 постановлением устанавливаются требования к EDI-провайдерам, а также конкретизируется порядок выдачи и прекращения действия аттестата
EDI-провайдера.

Выдача аттестата EDI-провайдера является административной процедурой (пункт 23.13 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156, и осуществляется в порядке, предусмотренном Законом Республики Беларусь от 28 октября 2008 г.
№ 433-З "Об основах административных процедур" (далее –
Закон № 433-З).

Дополнительно к основаниям для отказа в осуществлении административной процедуры, закрепленным статьей 25 Закона № 433-З, постановлением предусматриваются следующие основания:

нахождение заявителя в процессе ликвидации либо открытии в отношении заявителя конкурсного производства в соответствии с законодательством о банкротстве;

обращение за получением аттестата до истечения одного года со дня прекращения действия аттестата по дискредитирующим основаниям.

Постановлением также закрепляются следующие обстоятельства, влекущие прекращение действия аттестата EDI-провайдера:

истечение срока, на который был выдан аттестат;

систематическое (два и более раза в течение календарного года) нарушение порядка передачи, получения, хранения электронных накладных и (или) ненадлежащее исполнение (неисполнение) EDI-провайдером возложенных на него обязанностей;

признание недействительным аттестата вследствие установления фактов, свидетельствующих о представлении для его получения документов и (или) сведений, не соответствующих требованиям законодательства, в том числе подложных, поддельных или недействительных документов;

поступление заявления EDI-провайдера о прекращении им деятельности EDI-провайдера.

Постановление вступило в силу 5 января 2020 г.

Вместе с тем, учитывая, что постановлением для EDI-провайдеров предусматриваются новые требования (организация удаленного доступа таможенным органам, предоставление доступа налоговым и таможенным органам к информации об электронных товаросопроводительных документах государств-членов ЕАЭС), на выполнение которых необходимо время, норма, предусматривающая признание недействительным аттестата вследствие невыполнения EDI-провайдером таких требований, вступает в силу по истечении трех месяцев после официального опубликования постановления.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться:

Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.