Нормы расхода топлива: Минтранс и МНС разъясняют


Минтранс и МНС разъяснили полномочия госорганов и организаций по нормированию расхода топлива, уточнили, какая деятельность относится к транспортной, и напомнили, какие затраты на оплату стоимости ТЭР считаются сверхнормативными.

О некоторых вопросах нормирования топлива

(письмо Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 19.11.2019 № 08-02/10583/2-2-10/02529)

Министерство транспорта и коммуникаций и Министерство по налогам и сборам в связи с многочисленными обращениями плательщиков разъясняют.

Затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов (далее – ТЭР) при исчислении налога на прибыль включаются в состав затрат, учитываемых при налогообложении, в пределах норм расхода, установленных в соответствии с законодательством.

С 1 января 2019 года при отсутствии таких норм для механических транспортных средств затраты принимаются в пределах норм расхода топлива, установленных их заводом-изготовителем, а при отсутствии таковых – в пределах норм, установленных руководителем организации. Нормы, установленные руководителем организации, действуют до момента утверждения нормативным правовым актом в установленном порядке норм для соответствующего механического транспортного средства, если иное не установлено законодательством. При отсутствии установленных норм расхода топливно-энергетических ресурсов затраты на оплату их стоимости признаются сверхнормативными.

Статьей 7 Закона Республики Беларусь "Об энергосбережении" к полномочиям Совета Министров Республики Беларусь отнесено определение порядка разработки, установления и пересмотра норм расхода топливно-энергетических ресурсов, который в свою очередь постановлением от 18 марта 2016 г. № 216 утвердил Положение о порядке разработки, установления и пересмотра норм расхода топливно-энергетических ресурсов. Настоящее Положение распространяется на юридических лиц с годовым потреблением ТЭР 100 тонн условного топлива и более и (или) юридических лиц, имеющих источники тепловой энергии производительностью 0,5 Гкал/ч и более, и не распространяется на виды топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования.

Следовательно, юридические лица с годовым потреблением ТЭР 100 тонн условного топлива и более и (или) юридические лица, имеющие источники тепловой энергии производительностью 0,5 Гкал/ч и более при исчислении налога на прибыль в состав нормируемых затрат включают расходы на ТЭР в пределах норм установленных в соответствии с названным Положением.

Нормирование расхода видов топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования осуществляется в соответствии с законодательством.

Нормы в области транспортной деятельности разрабатывает и утверждает в соответствии с законодательством1 Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.

Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь "Об основах транспортной деятельности" транспортная деятельность – совокупность организационных и технологических операций по перемещению грузов, пассажиров и багажа автомобильным, воздушным, железнодорожным, морским, внутренним водным, городским электрическим транспортом, метро и иным транспортом, а также транспортно-экспедиционная деятельность, другие связанные с перевозкой транспортные работы и услуги, выполняемые (оказываемые) на договорной основе или иных законных основаниях. Из чего можно сделать вывод, что использование любого вида транспорта, как для собственных нужд, так и в предпринимательской деятельности, относится к транспортной деятельности.

Учитывая изложенное, расход топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования, используемых в транспортной деятельности, нормируется Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.

Также актами законодательства определены полномочия соответствующих государственных органов и организаций, подчиненных Правительству, по нормированию расхода топлива для специальных механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования, подведомственных и подчиненных организаций2.

Анализ приведенного выше законодательства дает основания предположить, что Совет Министров в пределах предоставленных Законом Республики Беларусь "Об энергосбережении" полномочий, принял решение о нормировании путем принятия актов законодательства расхода топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования в транспортной деятельности и иных названных случаях.

Следовательно, нормирование топлива на законодательном уровне производится в случаях, когда порядок разработки, установления и пересмотра норм путем принятия соответствующего нормативного правового акта установлен Советом Министров. В случае отсутствия указания Совета Министров на принятие соответствующего нормативного правового акта, нормы определяются самостоятельно.

При исчислении налога на прибыль в состав затрат, учитываемых при налогообложении, включаются затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством – либо на основании актов законодательства, либо разработанных самостоятельно, и только превышение установленных норм считается сверхнормативным.

Дополнительно информируем, что работа в части нормирования расходов топлива в транспортной деятельности продолжается, в частности, Министерством транспорта и коммуникаций подготовлены соответствующие проекты постановлений, устанавливающие нормы расхода топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования, в отношении которых такие нормы были разработаны ранее.

1– постановление Совета Министров Республики Беларусь 31 июля 2006 г. № 985 «Вопросы Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь»;

2 – постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2008 г. № 133 "О нормах расхода топлива, масел, смазок и специальных жидкостей при выполнении лесохозяйственных и лесозаготовительных работ";

– постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 августа 2008 г. № 1199 "О нормах расхода топлива, масел, смазок и специальных жидкостей при выполнении болотно-подготовительных работ, добыче, транспортировке и переработке торфа, производстве топливных брикетов, топлива из лигнина и пеллет".

– постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 октября 2001 г. № 1488 "О предоставлении Министерству обороны, Министерству внутренних дел, Комитету государственной безопасности и Государственному пограничному комитету полномочий на разработку и утверждение норм расхода горючего, масел, смазок и специальных жидкостей".

Первый заместитель Министра транспорта и коммуникаций Республики Беларусь

А.А. Ляхнович

Заместитель Министра по налогам и сборам Республики Беларусь

Э.А. Селицкая

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться:

Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.