Круглый стол «НДС-2023: сложности расчета важного налога. Порядок заполнения декларации по НДС, составления и исправления ЭСЧФ»


В связи с произошедшими изменениями в составе объектов обложения НДС с 01.01.2023 у налогоплательщиков могут возникнуть вопросы о необходимости исчисления данного налога при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь у нерезидентов, не состоящих на учете в налоговом органе Республики Беларусь; правильном определении налоговой базы по НДС при реализации товаров ниже цены приобретения, приобретенных на стороне, с даты приобретения которых прошло менее 12 месяцев, если приобретенные товары при их реализации остались в неизменном состоянии, и ряд других вопросов.

Вникнуть в отдельные изменения, касающиеся исчисления НДС в 2023 г., позволило участие в проведении круглого стола, организованного Ассоциацией налогоплательщиков совместно с Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь при участии члена Ассоциации налогоплательщиков ООО «АГЕНТСТВО ВЛАДИМИРА ГРЕВЦОВА».

Ответы на вопросы, поступившие в ходе проведения общеобразовательного мероприятия, подготовлены Тамарой Владимировной Свидинской, начальником управления информационно-разъяснительной работы инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по г. Минску.


Организация в автосалоне г. Минска реализует резидентам Российской Федерации – юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам электромобили, которые приобретены у физических лиц либо приняты на реализацию по договорам комиссии.

Возникли следующие вопросы:

1. Обязана ли организация при наличии заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее – заявление о ввозе) применить ставку НДС в размере 0 % либо следует применить освобождение от НДС в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 12.03.2020 № 92 «О стимулировании использования электромобилей» (далее – Указ № 92)?

2. Вправе ли организация в соответствии с Указом № 92 применить освобождение от НДС в отношении оборотов по реализации электромобилей юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при отсутствии заявления о ввозе по истечении 180 календарных дней с даты отгрузки?

3. Имеет ли право организация на основании норм Указа № 92 применить освобождение от НДС оборотов по реализации электромобилей физическим лицам – резидентам Российской Федерации и отразить такие обороты в налоговой декларации (расчете) по НДС за тот отчетный период, на который приходится момент фактической реализации товаров, т.е. без учета отсчета 180 дней с даты отгрузки товара?

 


Организацией в 2013 г. заключен договор финансовой аренды (лизинга), предусматривающий выкуп транспортного средства. Срок действия договора – менее 5 лет. Контрактная стоимость транспортного средства равна 639 430,66 рос. руб., что составляет его первоначальную стоимость 17 784,73 бел. руб. на дату отражения в бухгалтерском учете.

В 2023 г. организацией принято решение о реализации транспортного средства, проведена его независимая оценка субъектом оценочной деятельности, уполномоченным осуществлять такую оценку. Оценочная стоимость составила 28 500 бел. руб. (выше контрактной стоимости). Предполагаемая цена реализации – 13 000 бел. руб. (ниже контрактной стоимости).

Что является налоговой базой при исчислении НДС: контрактная или оценочная стоимость транспортного средства? Как определяется контрактная стоимость предмета лизинга в значении подп. 42.2 п. 42 ст. 120 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК)? 

 


В январе 2023 г. организацией в неизменном состоянии реализованы товары, приобретенные на территории Республики Беларусь менее 12 месяцев назад. В товарно-транспортной накладной, оформленной при приобретении товаров, указана следующая информация: единица измерения – тыс. шт., количество – 1 тыс. шт., цена приобретения единицы товара без НДС (1 тыс. шт.) – 345 руб. Соответственно стоимость приобретенных товаров без НДС составила 345 руб., сумма НДС – 69 руб., стоимость товаров с НДС – 414 руб.

Из поступившей партии товаров 0,5 тыс. шт. реализовано по цене за 1 тыс. шт. без НДС – 278 руб. Соответственно стоимость отгруженных товаров составила 139 руб. без НДС, сумма НДС – 27,8 руб., стоимость с НДС – 166,8 руб.

Возникли следующие вопросы:

1. Каков порядок определения налоговой базы (НБ) при исчислении НДС: НБ Ч 20 / 100 либо НБ Ч 20 / 120?

2. Как рассчитать разницу между налоговой базой, определенной исходя из цены приобретения товара, и налоговой базой, установленной исходя из цены его реализации?

3. Вправе ли организация при наличии в течение месяца нескольких фактов реализации товаров по цене ниже цены приобретения выставить один дополнительный ЭСЧФ на общую сумму НДС к доплате за месяц?

 


Управляющая компания холдинга планирует безвозмездно передать участникам холдинга недвижимое и движимое имущество из состава основных средств (в т.ч. машины и оборудование), приобретенное за счет собственных средств.

В связи с этим возникли следующие вопросы:

1. Признаются ли у управляющей компании холдинга обороты по безвозмездной передаче объектов основных средств, приобретенных за счет собственных средств (не за счет средств централизованного фонда холдинга), объектом обложения НДС?

2. Подлежит ли безвозмездная передача объектов основных средств, приобретенных за счет собственных средств, участнику холдинга в рамках Указа № 385 отражению по стр. 5 «По операциям по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав, не признаваемым реализацией или объектом налогообложения НДС в соответствии с законодательством» налоговой декларации (расчета) по НДС?

3. Суммы НДС, предъявленные управляющей компании холдинга при приобретении за счет собственных средств машин и оборудования, предназначенных для последующей безвозмездной передачи участникам холдинга, подлежат вычету у управляющей компании холдинга либо подлежат передаче участникам холдинга? Следует ли выставлять ЭСЧФ в данной ситуации?

 


Каким образом управляющая компания холдинга должна создать ЭСЧФ на передачу участнику холдинга фактических сумм НДС, предъявленных при приобретении машин и оборудования за счет централизованного фонда холдинга?

 


Транспортные средства, зарегистрированные в ГАИ МВД, с 1 января 2021 г. облагаются транспортным налогом. Плательщиками транспортного налога признаются организации, за которыми зарегистрированы транспортные средства.

До 21.01.2019 транспортные средства, переданные физическому или юридическому лицу на основании договора финансовой аренды (лизинга), регистрировались в ГАИ МВД за собственниками (лизингодателями), что было предусмотрено п. 10 Положения о порядке государственной регистрации и государственного учета транспортных средств, снятия их с учета и внесения изменений в документы, связанные с государственной регистрацией транспортных средств, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2002 № 1849, в редакции, действовавшей до 21.01.2019.

Транспортные средства, переданные в лизинг до 21.01.2019, по которым оформлен акт передачи права собственности на предмет лизинга после окончания договора финансовой аренды (лизинга), но которые не перерегистрированы за новым собственником (бывшим лизингополучателем), облагались транспортным налогом в 2021 и 2022 гг. у бывшего лизингодателя, т.е. у лица, за которым они зарегистрированы в ГАИ МВД.

Бывший лизингодатель в установленном налоговым законодательством порядке представил налоговую декларацию (расчет) по транспортному налогу за 2021 и 2022 гг. и произвел его уплату.

В течение 10 календарных дней от даты получения права собственности транспортного средства бывший лизингополучатель обязан был обратиться для его регистрации в ГАИ МВД. Нарушение этой обязанности новым собственником влечет необходимость исчисления и уплаты транспортного налога бывшим собственником (лизингодателем), не имеющим к предмету лизинга юридического отношения, но продолжающим числиться в качестве лица, за которым зарегистрировано транспортное средство.

Сумма возмещения убытков по транспортному налогу предъявляется бывшим лизингодателем новым собственникам (бывшим лизингополучателям) в размере исчисленного и уплаченного бывшим лизингодателем транспортного налога за 2021 и 2022 гг.

Учитываются ли для исчисления НДС полученные бывшим лизингодателем от новых собственников (бывших лизингополучателей) суммы возмещения транспортного налога?


 


ООО осуществляет возврат товара с истекшим сроком годности и порчей не по вине поставщика в Российскую Федерацию.

Необходимо ли вносить изменения в заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, налоговую декларацию (расчет) по НДС (часть II), корректировать ЭСЧФ?


 


Российская организация (лицензиар), не имеющая постоянного представительства в Республике Беларусь, заключила с белорусской организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения (лицензиат), лицензионный договор на передачу имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности.

Вправе ли лицензиат применить освобождение от НДС на основании п. 32 Декрета Президента Республики Беларусь от 22.09.2005 № 12 «О Парке высоких технологий» (далее – Декрет № 12) в связи с тем, что лицензиар является участником проекта создания и обеспечения функционирования инновационного центра «Сколково»?


 


Организация планирует принять участие в выставке, проводимой в Российской Федерации, заключила договор с организатором выставки на изготовление и художественное оформление выставочного стенда.

Возникает ли у организации при приобретении указанных работ у резидента Российской Федерации обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет Республики Беларусь?


 


Организация ввозит на территорию Республики Беларусь из Российской Федерации семена подсолнечника продовольственного на пищевые цели (код ТН ВЭД ЕАЭС 1206009900), пшеницу кормовую (код ТН ВЭД ЕАЭС 1001990000).

Имеет ли право организация применить ставку НДС в размере 10 % при реализации данной продукции на территории Республики Беларусь?

 


Белорусская организация сдала в аренду сельскохозяйственную технику (комбайн) резиденту Российской Федерации. Арендуемая техника будет использоваться арендатором на территории Российской Федерации.

Возникает ли у белорусского арендодателя объект для исчисления НДС по сданной в аренду технике?

 


ЗАО (наниматель) заключило договор о временном переводе своего работника к другому нанимателю (временный наниматель). Согласно договору временный наниматель обязан компенсировать нанимателю затраты на оплату труда работника и уплату за работника страховых взносов в ФСЗН и Белгосстрах.

Является ли у ЗАО сумма затрат, компенсируемая временным нанимателем, объектом для исчисления НДС на основании составленного сторонами акта?

 


Белорусская организация через интернет-магазин осуществляет электронную дистанционную продажу товаров с местом их доставки как на территории иностранных государств, так и на территории Беларуси.

1. Как подтвердить для целей НДС место реализации товаров при их электронной дистанционной продаже покупателю по адресу за пределы Республики Беларусь?

2. Необходимо ли отражать обороты при электронной дистанционной продаже товаров в налоговой декларации по НДС и заполнять ЭСЧФ?

 


Организация приобретает у физических лиц товарно-материальные ценности (ТМЦ) и реализует их в адрес заготовительных организаций.

Как определять налоговую базу по НДС в случаях, когда цена реализации ТМЦ ниже цены, по которой они были приобретены у физических лиц?

 


Организация приобрела и реализовала 5 единиц товара. Цена приобретения товара без НДС составила 1 000 руб., цена реализации товара без НДС – 950 руб. Через месяц покупатель вернул одну единицу товара.

Как следует заполнить реквизиты дополнительного ЭСЧФ при реализации товара ниже цены его приобретения и при его частичном возврате?

 

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup