Начисление амортизации в 2013 году


 
У организации на балансе находится изолированное помещение, полученное по договору лизинга. Договор лизинга завершается в сентябре 2013 г.
 
1. Имеет ли право организация после выкупа помещения в сентябре 2013 г. для определения по нему срока полезного использования применить 1/5 нормативного срока службы, уменьшенного на срок фактического нахождения объекта в лизинге?

Не имеет.
 
Описанный в вопросе порядок расчета срока полезного использования соответствует порядку его определения, установленному п. 54 гл. 5 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Минэкономики,Минфина и Минстройархитектуры РБ от 27.02.2009 № 37/18/6 (далее – Инструкция № 37/18/6), для зданий, являющихся предметом лизинга.
 
Вместе с тем после выкупа предмета лизинга и принятия его на учет в качестве собственного объекта основных средств при начислении амортизации нормы гл. 5 Инструкции № 37/18/6 применяться не будут, так как основное средство уже не является предметом лизинга.
 
После выкупа объекта основных средств лизингополучатель уточняет недоамортизированную стоимость объекта, устанавливает способ начисления амортизации, срок полезного использования или ресурс объекта (приложение 4 к Инструкции № 37/18/6). В соответствии с указанными параметрами будет рассчитываться амортизация начиная с октября 2013 г.
 
Таким образом, после завершения договора лизинга и выкупа объекта лизингополучателем последний должен установить срок полезного использования с учетом норм Инструкции № 37/18/6 в отношении собственных объектов основных средств.
 
Нормативный срок службы объектов основных средств, в т.ч. ранее находившихся в эксплуатации, определяется при приобретении каждым балансодержателем или собственником с даты принятия их на учет при вводе в эксплуатацию (п. 18 Инструкции № 37/18/6).
 
По объектам, ранее находившимся в эксплуатации, комиссия организации по проведению амортизационной политики (далее – комиссия организации) вправе понижать нормативные сроки службы вдвое, но не ниже чем до 3 лет – по зданиям, сооружениям и передаточным устройствам и 2 лет – по другим объектам основных средств.
 
Указанные нормы Инструкции № 37/18/6 распространяются в т.ч. и на объекты основных средств, выкупленные по завершении договора лизинга.
 
Поскольку здание, указанное в вопросе, ранее находилось в эксплуатации (на протяжении срока договора лизинга), организация имеет право применить нормы п. 18 Инструкции № 37/18/6 и понизить нормативный срок службы вдвое (например, при нормативном сроке службы 100 лет он может быть понижен до 50 лет).
 
Далее определяют срок полезного использования в соответствии с пп. 21, 22 Инструкции № 37/18/6. При выборе сроков полезного использования объектов основных средств организация вправе принимать их равными по величине нормативным срокам службы (с учетом порядка, изложенного в п. 18 Инструкции № 37/18/6) либо установить их в диапазоне от нормативного срока службы, установленном по группам амортизируемых объектов основных средств и нематериальных активов согласно приложению 3 к Инструкции № 37/18/6. По зданиям такой диапазон составляет от 0,8 до 1,2 нормативного срока (приложение 3 к Инструкции № 37/18/6).

2. Возможно ли применение нелинейного способа начисления амортизации после выкупа изолированного помещения?

Нет. Применяют только линейный способ.
 
После выкупа изолированного помещения, являвшегося предметом лизинга, организация вправе начислять амортизацию только линейным способом, так как нелинейный способ не применяют в отношении зданий (п. 41 Инструкции № 37/18/6).

Организация приобрела за счет кредита банка квартиру в крупнопанельном жилом доме 2000 г. постройки. Квартиру планируют сдавать по договору найма физическому лицу (работнику организации).
 
1. Возможно ли при определении нормативного срока службы квартиры (является объектом жилого фонда) учесть срок ее фактической эксплуатации с момента сдачи дома в эксплуатацию (13 лет)?

Невозможно.
 
Инструкция № 37/18/6 не предусматривает каких-либо особенностей начисления амортизации и определения нормативного срока службы в отношении объектов жилищного фонда, приобретенных за счет кредитных ресурсов.
 
В данном случае применяют общий порядок определения нормативного срока, установленный нормами гл. 3 Инструкции № 37/18/6.
 
Нормативный срок службы объектов основных средств, в т.ч. ранее находившихся в эксплуатации, определяется при их приобретении каждым балансодержателем или собственником. При этом по объектам, ранее находившимся в эксплуатации, комиссия организации вправе:
 
– определить нормативные сроки службы вдвое ниже соответствующих значений, приведенных в классификации амортизируемых основных средств, но не ниже чем до 3 лет – по зданиям, сооружениям и передаточным устройствам и 2 лет – по другим объектам основных средств;
 
– если срок фактического использования объекта на дату приобретения окажется равным или более соответствующего значения, приведенного в классификации амортизируемых основных средств, определить нормативный срок службы самостоятельно с учетом технического состояния объекта, требований техники безопасности и других факторов на срок не менее 1 года (п. 18 гл. 3 Инструкции № 37/18/6).
 
В рассматриваемой ситуации приобретенные квартиры расположены в доме с крупнопанельными стенами, которому соответствуют шифр 10105 и нормативный срок службы 80 лет (постановление № 161).
 
Срок фактического использования дома на дату приобретения составляет 13 лет (с 2000 г. по 2013 г.), что не равно и не превышает значения, приведенного в классификации амортизируемых основных средств.
 
Возможность расчета нормативного срока службы приобретенного объекта основных средств за минусом срока фактической эксплуатации (13 лет) Инструкцией № 37/18/6 не предусмотрена.
 
Следовательно, единственным возможным механизмом расчета нормативного срока службы квартиры, ранее уже находившейся в эксплуатации, будет понижение (как право организации) нормативного срока службы, установленного постановлением № 161, вдвое – до 40 лет (80 / 2).

2. Возможно ли решением комиссии организации установить нормативный срок, равный 10 годам?

Нет. Минимальный нормативный срок составляет 40 лет.
 
Вышеуказанный срок (40 лет) будет минимально допустимым нормативным сроком, который может установить организация. Принять нормативный срок службы приобретенной квартиры равным 10 годам организация не вправе. Такое решение комиссии будет выходить за рамки, предусмотренные законодательством.

С 1 августа 2013 г. с целью регистрации и передачи данных в системе платных дорог BelToll организация устанавливает на грузовые автомобили бортовые электронные устройства. Такие устройства приняты к учету в качестве отдельных инвентарных объектов основных средств. Вид основных средств с таким наименованием отсутствует в постановлении № 161.
 
1. Как определить шифр и нормативный срок службы устройства?

Организация определяет их самостоятельно с учетом норм постановления № 161.
 
Отсутствие точного наименования принимаемого к учету основного средства в постановлении № 161 еще не говорит о том, что объект основных средств нельзя отнести к какому-либо виду (шифру) действующей классификации.
 
При этом постановление № 161 утверждает нормативные сроки службы, соответствующие видам объектов основных средств, но указанный документ не определяет критерии отнесения к той или иной подгруппе основных средств. Такое решение относится к функциям комиссии организации в соответствии с приложением 1 к Инструкции № 37/18/6.
 
Для принятия решения об отнесении бортового электронного устройства к позициям действующей классификации следует привлечь, прежде всего, технических специалистов. Решение необходимо принимать на основании технических и конструктивных характеристик устройства, сведения о которых, как правило, содержатся в технической документации (техническом паспорте, иной документации к конкретному объекту), а также тех функций, для выполнения которых он предназначен.
 
Выбор подгруппы, конкретного вида (шифра) основных средств осуществляют среди аналогичных по функциональному назначению и (или) техническим характеристикам объектов.

Поскольку бортовое устройство для автомобилей представляет собой прибор (оборудование), предназначенный для обработки и передачи информации, можно рекомендовать комиссии организации, прежде всего, проанализировать виды основных средств, содержащиеся в подгруппе 470 "Приборы и устройства измерительные и регулирующие, оборудование лабораторное" и подгруппе 480 "Техника вычислительная и организационная" постановления № 161.

2. Надо ли оформлять протокол соответствующего решения комиссии организации в отношении каждого приобретаемого устройства?

Не надо. Решение можно принять в целом по группе устройств.
 
Решение комиссии закрепляют в протоколе, который подписывают члены комиссии и утверждает руководитель организации. Решение о присвоении шифра классификации может быть принято сразу в отношении группы принимаемых к учету объектов (устройств), т.е. составлять протокол комиссии в отношении каждого инвентарного объекта не требуется.

Организация по договору лизинга приобрела легковой автомобиль, который будет использоваться в качестве служебного. Срок договора лизинга – 3 года. Нормативный срок службы автомобиля в соответствии с постановлением № 161 составляет 8 лет.
 
Правомерно ли установить срок полезного использования по автомобилю равным сроку договора лизинга (3 года)?

Правомерно.
 
Общим правилом начисления амортизации по объектам лизинга является ее начисление принятыми в соответствии с условиями договора способами и методами исходя из амортизируемой стоимости объекта лизинга, размеров и периодичности перечисления лизинговых платежей, установленных договором лизинга, независимо от формы лизинга (п. 51 Инструкции № 37/18/6). Исключение составляют случаи, установленные п. 54 Инструкции № 37/18/6.
 
Так, в отношении легковых автомобилей (кроме автомобилей, относимых к специальным, и автомобилей, используемых для услуг такси), выступающих в качестве предмета лизинга, предусмотрено начисление амортизации исключительно линейным способом. При этом нет дополнительных ограничений по установлению срока полезного использования по автомобилям, являющимся предметом лизинга (п. 54 Инструкции № 37/18/6).
 
Кроме этого, предусмотрена возможность определения срока полезного использования (ожидаемого или расчетного периода эксплуатации объекта основных средств и нематериальных активов в процессе предпринимательской деятельности) с учетом ограничений в использовании объекта (в т.ч. срок лизинга, иного возмездного и безвозмездного пользования) (п. 19 Инструкции № 37/18/6).
 
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что амортизацию по автомобилю, являющемуся предметом лизинга, начисляют исключительно линейным способом, с применением срока полезного использования, установленного сторонами договора лизинга самостоятельно, без каких-либо ограничений, в т.ч. равным сроку лизинга (3 года).
 
Дополнительно обращаю внимание, что на официальном сайте Минэкономики (www.economy.gov.by в разделе "Субъектам хозяйствования", подраздел "Амортизация и переоценка в вопросах и ответах") размещено официальное разъяснение по данному вопросу.
 
Организация по договору купли-продажи в июле 2013 г. приобрела 2 грузовых автомобиля, требующих государственной регистрации в ГАИ.

Следует ли начислять амортизацию по данным автомобилям с момента их фактического получения и до государственной регистрации в установленном порядке?
 
Не следует.

Объектами начисления амортизации являются числящиеся на бухгалтерском учете (кроме числящихся на забалансовых счетах) организации:
 
– основные средства (счет 01 "Основные средства");

– нематериальные активы (счет 04 "Нематериальные активы");

– объекты, учитываемые в качестве доходных вложений в материальные активы, в т.ч. инвестиционной недвижимости (счет 03 "Доходные вложения в материальные активы") (п. 11 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры РБ от 27.02.2009 № 37/18/6 (далее – Инструкция № 37/18/6)).

Начисление амортизации от стоимости активов, учитываемых на иных счетах бухгалтерского учета, не предусмотрено.

Вместе с тем в соответствии с порядком бухгалтерского учета основных средств приобретаемые активы, которые подлежат принятию на учет в качестве объектов основных средств, подлежащие государственной регистрации, переводят в состав основных средств только после их государственной регистрации (п. 4 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.04.2012 № 26).

С учетом норм п. 11 Инструкции № 37/18/6 и того, что автомобили до государственной регистрации в ГАИ не будут учитываться на одном из указанных счетов, амортизацию также начислять не следует. После оформления необходимых регистрационных документов в соответствии с законодательством и принятия актива на учет по счету 01, амортизация будет начисляться в общем порядке исходя из сформированной амортизируемой стоимости и установленного организацией срока полезного использования (нормативного срока службы) с месяца, следующего за месяцем регистрации.

Например, если свидетельство о государственной регистрации получено в августе 2013 г., то с 1 сентября 2013 г. необходимо начать начисление амортизации по данному объекту.

Отметим также, что даже если государственная регистрация займет более длительный период, указанный подход по начислению амортизации сохранится.
 
Организация (охотничье хозяйство) приобрела в июле 2013 г. ружье (длина ствола 570 мм). Оружие зарегистрировано в установленном порядке. В постановлении № 161* данный вид основных средств отсутствует.
__________________________
* Постановление Минэкономики РБ от 30.09.2011 № 161 "Об установлении нормативных сроков службы основных средств и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь" (далее – постановление № 161).

Какой шифр и нормативный срок необходимо установить для ружья для целей определения нормы амортизации?
 
Организация должна их определить самостоятельно.

Инструкция № 37/18/6 содержит нормы, регламентирующие действия организации в случае отсутствия того или иного (в т.ч. аналогичного по выполняемым функциям и характеристикам) вида основных средств.

Так, нормативный срок службы по объектам основных средств, не включенным в классификацию амортизируемых основных средств, устанавливают решением комиссии по проведению амортизационной политики организации (далее – комиссия) на основании технической документации организаций-изготовителей, а в ее отсутствие – путем оценки комиссией технического состояния объекта. При этом объект основных средств по решению комиссии относят к одной из подгрупп классификации амортизируемых основных средств с присвоением локального шифра, соответствующего выбранной подгруппе (п. 17 Инструкции № 37/18/6).

Кроме этого, распределение амортизируемых объектов по видам, группам и позициям на основании классификации амортизируемых основных средств, оценка технического состояния, эксплуатационных характеристик и условий функционирования объектов, а также выбор и пересмотр нормативных сроков службы входит исключительно в компетенцию комиссии, которую создают из числа имеющихся в штате специалистов технических, производственно-технологических, информационно-технологических, финансово-экономических и бухгалтерских подразделений (п. 6, приложение 1 к Инструкции № 37/18/6).

Такой вид основных средств, как охотничьи ружья, в постановлении № 161 отсутствует. Соответственно решение относительно периода амортизации (нормативного срока службы) комиссии необходимо принять самостоятельно. При этом прежде всего следует обратиться к технической документации завода-изготовителя, в которой могут содержаться сведения о возможном сроке эксплуатации данного вида охотничьего ружья. В отношении ружья также может быть указан не конкретный срок службы, а эксплуатационный ресурс (количество выстрелов, на которое рассчитано его использование). В этом случае обоснованным будет принять срок амортизации исходя из предполагаемого периода использования указанного ресурса.

Вместе с тем обращаем внимание, что нормативный срок службы, установленный как постановлением № 161, так и комиссией организации, – это период, за который будет начислено 100 % амортизации, но не период возможной (допустимой) эксплуатации объекта.

В случаях использования объектов основных средств повышенной опасности (к которым можно отнести и ружья) при определении допустимого периода их использования необходимо в первую очередь обращаться к техническим условиям завода-изготовителя либо органам, осуществляющим контроль за использованием оружия, его регистрацию.
 
Организация планирует замену всех окон в административном здании на пластиковые ввиду полного износа старых окон. В соответствии с Инструкцией № 37/18/6 амортизируемая стоимость меняется в случае модернизации, реконструкции объекта. При этом в приложении 5 к указанной Инструкции приведены общие признаки работ и критерии изменения характеристик объектов в результате их проведения, включая ремонт, реконструкцию, модернизацию.

К какому виду работ необходимо отнести замену окон? Произойдет ли при этом изменение амортизируемой стоимости?
 
Решение принимают с учетом норм специального законодательства.

Действительно, в п. 9 Инструкции № 37/18/6 предусмотрено изменение амортизируемой стоимости в случае проведения модернизации, реконструкции объекта.

Такое изменение стоимости является следствием того, что затраты на проведение подобных работ увеличивают стоимость объектов основных средств (п. 14 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.04.2012 № 26 (далее – постановление № 26)).

Кроме того, Инструкция № 37/18/6 содержит общие определения отдельных видов работ: ремонта, реконструкции, модернизации и т.п. (приложение 5).

Вместе с тем классификацию конкретных видов строительно-монтажных работ необходимо производить на основании документов системы технического нормирования и стандартизации РБ.

Основным документом, к которому необходимо обращаться в данном случае, является технический кодекс установившейся практики "Ремонт, реконструкция и реставрация жилых и общественных зданий и сооружений. Основные требования по проектированию" ТКП 45-1.04-206-2010 (02250), утвержденный приказом Минстройархитектуры РБ от 15.07.2010 № 267 (далее – ТКП).
 
Справочно: в приложениях к ТКП приведен рекомендуемый перечень видов выполняемых работ:

– при текущем ремонте зданий и сооружений (приложение А);

– капитальном ремонте зданий и сооружений (приложение Б);

– модернизации зданий и сооружений (приложение В).

В приложении Г указан перечень основных видов работ, выполняемых при реставрации материальных недвижимых историко-культурных ценностей.

На основании указанных норм комиссия принимает решение об отнесении работ по замене окон к тому или иному их виду и соответственно принимается решение о необходимости изменения амортизируемой стоимости здания.
 
Организация принимает к учету калькулятор, планшет, сотовый телефон.

Какой шифр необходимо присвоить указанным объектам в соответствии с действующей классификацией амортизируемых основных средств?
 
Решение принимает комиссия организации.

Необходимо обратить внимание, что распределение амортизируемых объектов по группам (подгруппам, видам) на основании действующей классификации относят к функциям комиссии, которые закреплены в приложении 1 к Инструкции № 37/18/6. В вопросах классификации основных средств и выбора шифра в соответствии с постановлением № 161 организации обладают достаточной самостоятельностью.

Такое решение принимается на основании функционального назначения и технических характеристик каждого конкретного объекта с учетом мнения специалистов технических и технологических служб, входящих в состав комиссии. Выбор подгруппы, конкретного шифра основных средств осуществляют среди аналогичных по функциональному назначению и (или) техническим характеристикам объектов.

Так, например, планшет и калькулятор представляют собой электронные устройства, предназначенные для той или иной обработки информации, работающие на базе процессора. В данном случае можно рекомендовать комиссии, прежде всего, проанализировать виды основных средств, содержащиеся в подгруппе 480 "Техника вычислительная и организационная" постановления № 161.

Вид основных средств "сотовые телефоны" присутствует в подгруппе 456 "Оборудование связи", в разделе "Оборудование сотовой подвижной электросвязи".

Решение о присвоении шифров и установлении нормативных сроков службы указанных объектов, принятое комиссией, закрепляют протоколом заседания указанной комиссии, который утверждает руководитель организации и подписывают члены комиссии.

Дополнительно обращаем внимание, что группировка основных средств, предусмотренная постановлением № 161, содержит перечень только амортизируемых основных средств.

Соответственно указанная группировка не служит основанием для изначального отнесения имущества к основным средствам при принятии к учету. Так, если актив не соответствует критериям отнесения к основным средствам (постановление № 26), то, несмотря на его возможное наличие в постановлении № 161, к основным средствам его относить не следует.
 
У организации в качестве объекта основных средств учитывают полиграфическое оборудование, которое приобретено в 2011 г. Нормативный срок его службы составляет 14 лет. Срок полезного использования был принят равным нормативному, т.е. 14 годам.

1. Правомерно ли было с 1 января 2013 г. производить пересмотр срока полезного использования в сторону уменьшения – до 7 лет?
 
Правомерно.

Случаи возможного пересмотра нормативных сроков службы и (или) сроков полезного использования основных средств, в т.ч. с начала отчетного года, определены в п. 24 Инструкции № 37/18/6.

Такой пересмотр срока полезного использования с начала отчетного года может быть осуществлен в случае закрепления соответствующего права организации в учетной политике. При этом следует учитывать, что срок полезного использования устанавливают в годах (соответствующем им количестве месяцев) в пределах между нижней и верхней границами диапазонов (с точностью до 2 знаков после запятой) по группам амортизируемых объектов основных средств и нематериальных активов согласно приложению 3 к Инструкции № 37/18/6 (п. 21 Инструкции № 37/18/6).

Таким образом, для рассматриваемого оборудования с нормативным сроком службы 14 лет организация вправе принять срок полезного использования в пределах от 7 лет до 21 года (от  0,5 до 1,5 от нормативного).
 
2. Как следует рассчитывать амортизацию после пересмотра срока полезного использования?
 
Амортизацию рассчитывают исходя из остаточного срока и остаточной (недоамортизированной) стоимости.

После пересмотра срока полезного использования базой для расчета амортизационных отчислений являются недоамортизированная стоимость объекта и остаточный срок его полезного использования (пп. 66, 67 Инструкции № 37/18/6).

Остаточный нормативный срок службы (остаточный срок полезного использования) каждого объекта на дату изменения порядка начисления амортизации исчисляют как разницу между нормативным сроком службы (сроком полезного использования), действующим на дату изменения порядка начисления амортизации, с учетом возможного пересмотра в случаях, указанных в п. 24 Инструкции № 37/18/6, и сроком фактической эксплуатации данного объекта на дату изменения порядка начисления амортизации (полных лет, месяцев).

Так, например, если срок фактической эксплуатации станка на момент пересмотра 2 года, а общий срок полезного использования с учетом пересмотра составляет 7 лет, то остаточный срок будет равен 5 годам (7 – 2). Соответственно годовая норма амортизации после пересмотра составит 20 %.

Исходя из указанного остаточного срока (рассчитанной нормы) и недоамортизированной на момент пересмотра срока стоимости необходимо будет производить расчет амортизации.

Например, если остаточная стоимость составит 150 000 тыс. руб., то годовая сумма амортизации будет равна 30 000 тыс. руб. (150 000 / 5, или 150 000 × 20 %).
 
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться:
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup