Организация ведет книгу учета отходов по формам ПОД-9 и ПОД-10.
Как указывать сведения в ПОД-10 по каждому виду отходов: нарастающим итогом с начала года, с начала ведения книги или другой даты?
Сведения по отходам указываются ежемесячно – по факту их образования, поступления и передачи.
Книгу ПОД-10 применяют для учета образования и поступления отходов в целом от всех источников образования отходов производства в организации и поступления отходов от других организаций.
Форма этой книги определена в приложении 10 к постановлению Минприроды РБ от 02.06.2009 № 33, а порядок ее заполнения – в гл. 11 Инструкции о порядке применения и заполнения форм учетной документации в области охраны окружающей среды, утвержденной указанным постановлением (далее – постановление № 33, Инструкция).
Количество образующихся, поступающих и передаваемых отходов указывают в гр. 6, 7 и 8 книги соответственно – по факту их образования, поступления и передачи за отчетный месяц, т.е. Инструкция не предусматривает отражение этих сведений нарастающим итогом.
Требование указывать информацию нарастающим итогом применимо к гр. 11 книги ПОД-10, в которой отражают количество отходов, хранимых в местах временного хранения отходов.
Как правило, в таких местах могут храниться отходы как отчетного периода, так и накопленные с предыдущей их передачи (отчуждения). Поэтому в гр. 11 книги ПОД-10 следует указывать все количество отходов, хранящихся на последний день отчетного месяца в местах временного хранения отходов.
От редакции:
Как стало известно, с 1 июля 2014 г. вступит в силу новое постановление Минприроды, определяющее формы учетной документации в области охраны окружающей среды и порядок их заполнения. Соответственно постановление № 33 утратит силу.
Организация импортирует тару из гофрокартона и реализует ее белорусскому предприятию для упаковки производимой продукции, которую она приобретает для реализации в страны ближнего и дальнего зарубежья.
Обязана ли организация платить за указанную картонную тару сбор, предусмотренный Указом № 313*?
__________________________
* Указ Президента РБ от 11.07.2012 № 313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления" (далее – Указ № 313).
Нет, при соблюдении определенных условий.
Организации, осуществляющие производство и (или) импорт товаров, указанных в приложении 1 к Указу № 313, а также ввоз потребительских товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару, тару на основе бумаги и картона (далее – производители и импортеры), обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств этих товаров и тары (подп. 1.2 п. 1 Указа № 313).
Тара на основе картона названа в приложении 1 к Указу № 313 (коды ТН ВЭД ТС 4819 10 000 0–4819 40 000 0). Соответственно импортер тары из гофрокартона должен исполнить указанную выше обязанность.
В то же время данная обязанность не распространяется в т.ч. на импортеров в части ввезенной тары на основе бумаги и картона, использованной для упаковки товаров, реализуемых за пределы Республики Беларусь (абз. 2 подп. 1.3 п. 1 Указа № 313).
Таким образом, если в рассматриваемом случае реализуемая организацией за пределы Республики Беларусь продукция упакована именно в ту тару, которая была ввезена этой организацией, то в отношении такой тары предусмотренная подп. 1.2 п. 1 Указа № 313 обязанность на организацию не распространяется.
В целях подтверждения оснований освобождения от рассматриваемой обязанности в части ввезенной картонной тары, использованной для упаковки товаров, реализуемых за пределы Республики Беларусь, организации при ее реализации предприятию следует указывать в договоре поставки:
– цель приобретения тары покупателем;
– условия предоставления покупателем копий первичных учетных документов, составленных в соответствии с законодательством, подтверждающих использование тары на цели, названные в абз. 2 подп. 1.3 п. 1 Указа № 313 (п. 8 Информации-2012*).
__________________________
* Информация о порядке применения норм Указа Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 № 313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления", согласованная поручением Совета Министров РБ от 06.10.2012 № 32/203-263 (далее – Информация-2012; см. "ГБ", 2012, № 38, с. 37–39).
Иными словами, необходимо подтверждение того, что именно ввезенная рассматриваемой организацией тара была применена для упаковки товаров, реализованных за пределы республики.
Если в договоре, первичных учетных документах покупателя отсутствует информация об использовании тары (или ее определенного количества) для упаковки товаров, реализуемых за пределы Республики Беларусь, импортер тары обязан обеспечить сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств этой тары.
Юридическое лицо заготавливает вторичное сырье (макулатуру) от физических и юридических лиц, которое поставляется в адрес перерабатывающих предприятий.
1. Надо ли заполнять сопроводительный паспорт при перевозке заготавливаемого вторичного сырья в адрес переработчиков?
Надо – в отношении отходов, заготавливаемых у юрлиц.
Перевозка отходов производства допускается при наличии сопроводительного паспорта перевозки отходов производства (п. 2 ст. 26 Закона РБ от 20.07.2007 № 271-З "Об обращении с отходами"; далее – Закон).
Таким образом, в случае перевозки вторичного сырья, относящегося по происхождению к отходам производства, необходимо оформление сопроводительного паспорта перевозки отходов производства.
Заготавливаемое у населения вторичное сырье относится по происхождению к отходам потребления, поэтому в отношении перевозки таких отходов оформление паспорта перевозки отходов производства не требуется.
Справочно: отходы производства – отходы, образующиеся в процессе осуществления юридическими лицами экономической деятельности (производства продукции, энергии, выполнения работ, оказания услуг), побочные и сопутствующие продукты добычи и обогащения полезных ископаемых (ст. 1 Закона);
отходы потребления – отходы, образующиеся в процессе жизнедеятельности человека, не связанной с осуществлением экономической деятельности, отходы, образующиеся в гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах, а также уличный и дворовый смет, образующийся на территориях общего пользования населенных пунктов (ст. 1 Закона).
2. Существуют ли какие-то специальные требования к транспортным средствам для перевозки вторсырья?
Да, в технических нормативных правовых актах, устанавливающих требования к тому или иному виду вторичного сырья.
Общие требования к перевозке отходов изложены в п. 1 ст. 26 Закона.
В частности, транспортные средства, перевозящие отходы, в т.ч. вторичное сырье, должны обеспечить предотвращение вредного воздействия перевозимых отходов на окружающую среду, здоровье граждан, имущество.
Перевозку необходимо осуществлять по правилам, определенным Законом, гражданским законодательством и законодательством о транспорте, а перевозку опасных отходов, классифицированных как опасные грузы, – в соответствии с законодательством о перевозке опасных грузов.
От редакции:
Правила по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь определены постановлением МЧС РБ от 08.12.2010 № 61.
Фактические требования к порядку перевозки содержатся в технических нормативных правовых актах, устанавливающих требования к тому или иному виду вторичного сырья.
Например, транспорт, предназначенный для перевозки вторичного сырья, должен удовлетворять следующим требованиям:
– обеспечивать сохранность качества перевозимой продукции;
– все части транспорта должны быть легко доступны для очистки и дезинфекции;
– дно и стены кузовов автомашин должны быть сплошными, а один из бортов – откидным.
Эти требования определены п. 53 Санитарных правил и норм 2.1.12-61-2005 "Гигиенические требования к сбору, хранению, транспортировке и первичной обработке вторичного сырья", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РБ от 30.12.2005 № 285.
Транспортирование макулатуры осуществляется по ГОСТ 1641-75 "Бумага. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение" (п. 8.1 ГОСТ 10700-97 "Макулатура бумажная и картонная. Технические условия").
Допускается транспортировать макулатуру в открытых транспортных средствах. При этом она должна быть защищена от атмосферных осадков брезентом, полиэтиленовой пленкой и т.п.
Организация осуществляет ввоз запоминающих устройств на жестких магнитных дисках (код ТН ВЭД 8471 70 500 0
8471 70 500 0) для сборки (производства) блоков обработки данных (код ТН ВЭД 8471 50 000 0
8471 50 000 0), вывозимых для продажи в Российскую Федерацию. И запоминающие устройства, и блоки содержатся в приложении 1 к Указу № 313.
По каким товарам организация должна исполнять обязанность – по импортируемым или производимым?
Ни по каким – при соблюдении определенных условий.
Производители и импортеры товаров, определенных в приложении 1 к Указу № 313, обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств производимых и ввозимых товаров (подп. 1.2 п. 1 Указа № 313).
В то же время в данном случае организация подпадает одновременно под исключения, предусмотренные:
– п. 4 Информации-2013*.
__________________________
* Информация о порядке применения норм Указа Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 № 313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления", согласованная поручением Совета Министров РБ от 18.02.2013 № 203-45 (далее – Информация-2013; см. "ГБ", 2013, № 14, с. 37–38).
В случае ввоза юридическим лицом товаров, названных в приложении 1 к Указу № 313, для использования в собственном производстве в качестве сырья, материалов (полуфабрикатов), запасных частей и комплектующих для производства товаров, также названных в приложении 1 к Указу № 313, у юридического лица возникает обязанность по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов, образующихся после утраты потребительских свойств товаров, только как у производителя, т.е. только в части произведенныхтоваров, названных в приложении 1 к Указу № 313.
Ввозимые запоминающие устройства на жестких магнитных дисках включены в приложение 1 к Указу № 313 (код ТН ВЭД 8471 70 500 0
8471 70 500 0) и используются для производства товаров, названных в приложении 1 к Указу № 313.
Следовательно, у организации в отношении импортированных товаров не возникает обязанности обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств товаров.
Подтверждением использования в производстве ввезенных товаров, названных в приложении 1 к Указу № 313, являются данные бухгалтерского учета;
– абз. 3 подп. 1.3 п. 1 Указа № 313.
Производители освобождаются от обязанности обеспечивать сбор отходов в отношении произведенных товаров, названных в приложении 1 к Указу № 313, при их реализации за пределы Республики Беларусь.
В рассматриваемом случае производимые блоки обработки данных включены в приложение 1 к Указу № 313 (код ТН ВЭД 8471 50 000 0
8471 50 000 0) и реализуются в Российскую Федерацию (т.е. за пределы Беларуси).
Следовательно, у организации не возникает обязанности обеспечивать сбор отходов и в отношении произведенных и вывезенных блоков.
Подтверждением оснований освобождения от рассматриваемой обязанности являются экспортный контракт на поставку товаров, товаросопроводительные документы и (или) иные документы, составленные в соответствии с требованиями законодательства.
Организация ввозит энергосберегающие и другие ртутьсодержащие лампы для реализации населению в собственной розничной сети.
Так как эти лампы включены в приложение 1 к Указу № 313*, обязанность по сбору отходов осуществляется по договору с оператором путем внесения на его счет платы.
_________________________
* Указ Президента РБ от 11.07.2012 № 313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления" (далее – Указ № 313).
В процессе реализации возникают случаи возврата брака. Организация приняла решение принимать от населения и прочие непригодные к применению лампы, т.е., по сути, осуществляется приемка отходов ламп.
1. Вправе ли организация за счет сбора некачественных ламп уменьшить объем платы?
Вправе, если будут выполнены требования, предъявляемые к собственной системе сбора отходов.
В рассматриваемом случае организация фактически применяет сразу 2 способа выполнения обязанности, предусмотренной подп. 1.2 п. 1 Указа № 313.
Один из них – это заключение договора с оператором, другой – применение собственной системы сбора отходов ламп из отходов потребления (далее – собственная система сбора отходов ламп).
Организация может уменьшить объем платы или вообще не платить ее оператору, если при применении собственной системы сбора отходов выполняет следующие требования:
1) при применении собственной системы сбора отходов она должна иметь находящиеся на праве собственности, хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, аренды, безвозмездного пользования сеть стационарных и (или) передвижных приемных заготовительных пунктов и (или) специальные контейнеры для сбора и удаления отходов потребления, производственные линии (цехи, заводы) для их разделения по видам.
В данном случае организация соответствует этому требованию, так как торговый объект организации, в котором осуществляется приемка отходов ламп от населения, – это, по сути, находящийся на праве собственности, хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, аренды, безвозмездного пользования приемный заготовительный пункт отходов ламп;
2) при применении собственной системы сбора отходов необходимо самостоятельно или с привлечением иных лиц производить обезвреживание и (или) использование отходов.
Второе требование будет считаться выполненным только при передаче собранных отходов ламп на обезвреживание объекту, входящему в специальный реестр;
3) если с применением собственной системы сбора отходов ламп обеспечен сбор и обезвреживание не менее 10 % отходов ламп из отходов потребления от общего количества ввезенных этим поставщиком ламп.
Важно! В указанный норматив можно включать любые собранные от населения с применением собственной системы сбора отходы ртутных ламп независимо от того, кто эти ртутные лампы произвел, реализовал на территории Республики Беларусь и (или) ввез.
Если в рассматриваемой ситуации импортер ламп применяет собственную систему сбора отходов ламп и не обеспечивает сбор и обезвреживание 10 % от ввезенного количества ламп, то он обязан внести на текущий (расчетный) счет оператора плату исходя из объема ввезенных ламп, за вычетом объемов отходов ламп, собранных и обезвреженных с применением собственной системы сбора отходов.
Справочно: размеры платы, вносимой производителями и поставщиками на текущий (расчетный) счет оператора за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары, утверждены постановлением Совета Министров РБ от 31.07.2012 № 708 (далее – постановление № 708).
Для товаров, соответствующих кодам ТН ВЭД ТС 8539 31–8539 49 000 0, размер платы составляет 1,5 % их контрактной стоимости (без учета НДС, таможенных платежей и транспортных расходов).
2. Куда именно необходимо сдавать собранные от населения отработанные ртутьсодержащие лампы?
На любой зарегистрированный объект по обезвреживанию ртутьсодержащих ламп.
В изложенной ситуации отходы ламп собираются от населения. Так как указанные отходы образовались в результате жизнедеятельности человека, то они относятся по происхождению к отходам потребления (ст. 1 Закона РБ от 20.07.2007 № 271-З).
Отходы ртутьсодержащих ламп, для которых установлен 1-й класс опасности, подлежат обязательному обезвреживанию и (или) передаче на обезвреживание организации, являющейся собственником зарегистрированных объектов по обезвреживанию ртутьсодержащих ламп.
В настоящее время в республике в соответствующем реестре зарегистрировано 5 таких объектов. Необходимую информацию о них можно получить на сайте Минприроды РБ (minpriroda.gov.by, раздел "Справочная информация").
Кто вправе проверить, как производители и импортеры исполняют обязанность по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов, образующихся после утраты потребительских свойств товаров и тары (далее – обязанность)?
Органы КГК и Минприроды.
Контроль за порядком исполнения организациями указанной обязанности возложен на органы Комитета госконтроля и Минприроды. Данные органы также уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, заключающихся в невыполнении обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары (ч. 1 ст. 3.7, ч. 1 ст. 3.20 Процессуально-исполнительного кодекса РБ об административных правонарушениях). За такие нарушения предусмотрено наложение штрафа на юридическое лицо в 2-кратном размере платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары (ч. 1 ст. 15.63 КоАП).
Организация импортирует смазочные масла (код ТН ВЭД ТС 2710 19 980 0), разлитые в металлические бочки, для самостоятельного применения в качестве материалов, т.е. не предназначенные для реализации.
1. Возникает ли у организации обязанность в отношении ввозимой тары?
Не возникает.
Обязанность, предусмотренную подп. 1.2 п. 1 Указа № 313, можно условно разделить на обязанность в отношении тары и обязанность в отношении товаров.
Для определения возникновения обязанности в отношении тары необходимо определить:
– является ли ввозимый товар потребительским.
Под потребительскими товарами следует понимать любые товары, предназначенные для постоянного размещения на территории Республики Беларусь, кроме сырья, материалов (полуфабрикатов), запасных частей и комплектующих, ввезенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем для собственного потребления (производства) (п. 1 Информации-2012*);
_____________________
* Информация о порядке применения норм Указа Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 № 313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления", согласованная поручением Совета Министров РБ от 06.10.2012 № 32/203-263 (далее – Информация-2012; см. "ГБ", 2012, № 38, с. 37–39).
– упакован ли он в тару и из какого материала она изготовлена.
Виды тары определены в ГОСТ 17527-2003 "Упаковка. Термины и определения", согласно которому к таре относятся: ящик (лоток), бочка, барабан, канистра, фляга, баллон (бутыль), мешок, банка (баночка), бутылка, коробка (пачка, пенал), пакет, лоток, туба, ампула, стаканчик, флакон.
Обязанность в отношении тары возникает в случае, если тара изготовлена из пластмассы, стекла, бумаги и картона.
Таким образом, в рассматриваемом случае обязанность в отношении тары не возникает, потому что:
во-первых, ввозимые масла не являются потребительскими товарами (являются сырьем, материалами, везенными для собственного потребления);
во-вторых, тара является металлической.
Справочно: в случае ввоза потребительских товаров, упакованных в несколько видов тары (из одного или различных предусмотренныхУказом № 313 материалов) одновременно, обязанность в отношении тары возникает по каждому ее виду.
2. Возникает ли у организации обязанность в отношении ввозимых масел?
Возникает.
У импортеров обязанность в отношении товаров возникает в случае ввоза товаров, названных в приложении 1 к Указу № 313, причем независимо от цели их ввоза и дальнейшего движения (п. 7 Информации-2012).
Так как ввозимые смазочные масла соответствуют коду ТН ВЭД ТС, названному в приложении 1 к Указу № 313, то в отношении их возникает обязанность, предусмотренная подп. 1.2 п. 1 Указа № 313.
Для выполнения этой обязанности организация должна заключить с ГУ "Оператор вторичных материальных ресурсов" (далее – оператор) договор об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары и внести на текущий (расчетный) счет соответствующую плату.
Размеры платы утверждены постановлением № 708.
Для различных видов масел, в т.ч. соответствующих коду ТН ВЭД ТС 2710 19 980 0, размер платы составляет 3 % от стоимости товара без учета НДС.
Отметим, что при расчете платы, установленной в процентах от стоимости ввозимых товаров, следует использовать контрактную стоимость таких товаров без учета таможенных платежей и транспортных расходов (п. 14 Информации-2012).
Организация также вправе для исполнения обязанности применять собственную систему сбора отходов товаров и тары из отходов потребления.
В результате деятельности подрядчика на строительном объекте заказчика образовались строительные отходы.
Чьей собственностью являются эти отходы – заказчика или подрядчика?
Подрядчика.
Из вопроса видно, что в договоре строительного подряда отсутствуют положения, предусматривающие переход образовавшихся в процессе строительства отходов в собственность заказчика. Поэтому в изложенном вопросе собственником строительных отходов будет являться подрядчик.
Данный вывод основывается на нормах п. 1 ст. 3 Закона РБ от 20.07.2007 № 271-З "Об обращении с отходами" (далее – Закон № 271-З).
Так, право собственности на отходы приобретают:
– производитель отходов – с момента образования отходов, если иное не предусмотрено законодательством РБ и (или) договором об использовании имущества, которое явилось источником образования этих отходов;
– юридическое лицо (физическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель) – на основании сделки об отчуждении отходов или совершения других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность.
Отметим, что подрядчик, как собственник отходов и организация, осуществляющая обращение с ними, должен выполнять обязанности, предусмотренные п. 1 ст. 17 Закона № 271-З.
Напомним, что обращение с отходами производства – это деятельность, связанная с образованием отходов, их сбором, разделением по видам, удалением, хранением, захоронением, перевозкой, обезвреживанием и (или) использованием отходов (ст. 1 Закона № 271-З).
Важно! Подрядчик, как собственник отходов производства, будет являться плательщиком экологического налога за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов (п. 2 ст. 204 Налогового кодекса РБ).
Рекомендация эксперта
В договоре строительного подряда (ином договоре) следует оговаривать вопросы права собственности на образующиеся в результате проведения работ отходы, а также вопросы распределения обязанностей и ответственности заказчика и подрядчика в части обращения с ними. Это позволит исключить спорные ситуации.
Например, в договоре строительного подряда (ином договоре) можно предусмотреть, что:
1) к заказчику переходит право собственности на отходы, образующиеся в результате деятельности подрядчика на объекте, с момента их образования, а также обязанность заказчика разрабатывать всю документацию, связанную с обращением с отходами на объекте, в т.ч. инструкцию по обращению с данными отходами.
В этом случае:
– подрядчик, будучи производителем отходов, не будет являться их собственником с момента образования и не должен разрабатывать документацию по обращению с отходами;
– заказчик, как собственник вывозимых на захоронение отходов, будет являться плательщиком экологического налога за захоронение отходов производства;
2) заказчик является собственником и ответственным за обращение только тех отходов, которые образуются при выполнении определенных видов работ и вывозятся на захоронение, а подрядчик – остальных видов отходов.
В этом случае вопросы обращения с образующимися на объекте отходами отражаются как в документации заказчика, так и подрядчика (в инструкции по обращению с отходами подрядчика отражаются вопросы обращения с отходами, невывозимыми на захоронение, а также факт образования отходов, вывозимых на захоронение, так как образование отходов является одним из элементов обращения с ними);
3) право собственности на отходы, образующиеся на объекте, переходит к заказчику в момент их поступления в места временного хранения отходов, организованные заказчиком.
Тогда до момента поступления отходов в места их временного хранения обращение с ними и отражение его порядка в документации является обязанностью подрядчика, а после – заказчика.
Организация расположена в областном городе, а также арендует помещения в других регионах республики.
1. Кто должен разрабатывать инструкцию по обращению с отходами производства – арендатор или арендодатель?
Арендатор, если иное не предусмотрено договором аренды.
В арендованном помещении разработчик инструкции определяется исходя из условий договора аренды.
Так, если в договоре аренды отсутствуют положения, предусматривающие переход отходов производства, образующихся на арендных площадях, в собственность арендодателя, то организация-арендатор будет являться собственником отходов.
Соответственно она должна выполнять обязанности, предусмотренные п. 1 ст. 17 Закона № 271-З, среди которых разработка инструкции по обращению с отходами производства, оформление документации по инвентаризации отходов производства и их учету, статистическая отчетность в области обращения с отходами и т.д.
Инструкция по обращению с отходами производства должна быть разработана и утверждена в порядке, определенном Инструкцией, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 22.10.2010 № 45 (далее – Инструкция).
Справочно: отметим, что обязанности есть не только у арендаторов, но и у собственников передаваемых в пользование зданий, сооружений и иных объектов либо уполномоченных ими лиц. Например, они обязаны создавать для производителей отходов места временного хранения отходов, а также иные условия, необходимые для выполнения ими требований, установленных Законом № 271-З и иными актами законодательства об обращении с отходами, в т.ч. техническими нормативными правовыми актами (п. 4 ст. 17 Закона № 271-З).
2. Обязан ли арендатор разрабатывать инструкцию на каждое арендованное помещение?
Нет, можно разработать одну общую инструкцию.
Инструкция по обращению с отходами производства разрабатывается и утверждается для юридического лица в целом и (или) для каждого обособленного подразделения юридического лица, осуществляющего обращение с отходами производства (п. 4 Инструкции).
Таким образом, организация вправе разработать:
– либо единую инструкцию по обращению с отходами, в которой отражено обращение с отходами на арендных площадях в каждом регионе республики;
– либо несколько инструкций по обращению с отходами для каждого подразделения в различных регионах.
3. В каких случаях арендодатель сам является разработчиком документов по обращению с отходами?
Если это условие зафиксировано в договоре аренды.
Для того чтобы арендодатель являлся непосредственным разработчиком документов по обращению с отходами, необходимо, например, в договоре аренды предусмотреть, что:
– к арендодателю переходит право собственности на отходы, образующиеся на арендных площадях, с момента их образования;
– арендодатель в полной мере осуществляет обращение с данными отходами, разрабатывает и ведет всю документацию, связанную с обращением с отходами на данных арендных площадях.
При наличии в договоре аренды таких условий обязанности в отношении отходов, образующихся на арендных площадях, должен выполнять арендодатель. Соответственно дублирование арендатором документации и отражаемых в ней сведений нецелесообразно.
В организации образуются значительные объемы лома черных и цветных металлов, которые в установленном стандартами и ГОСТами порядке собираются, хранятся и сдаются в адрес Белвторчермета и Белцветмета.
Должна ли организация вести учет лома в книгах ПОД-9 и ПОД-10, заполнять сопроводительные паспорта его перевозки и указывать его в инструкции по обращению с отходами?
Должна.
Требования Закона № 271-З распространяются на порядок обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов (п. 3 ст. 2 Закона № 271-З).
Поэтому организация должна:
1) включать образующиеся виды лома и отходов черных и цветных металлов в документацию по инвентаризации отходов производства, проводимой ежегодно в соответствии с Инструкцией о порядке инвентаризации отходов производства, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 29.02.2008 № 17;
2) отражать порядок обращения с рассматриваемыми отходами в инструкции по обращению с отходами производства.
В инструкции также должны быть определены санкционированные места временного хранения отходов, порядок их использования, перевозки, учета и т.д.;
3) вести учет лома и отходов черных и цветных металлов в книгах учета отходов в порядке и по формам ПОД-9 и ПОД-10, утвержденным постановлением Минприроды РБ от 02.06.2009 № 33;
4) не захоранивать такие отходы, так как они являются вторичными материальными ресурсами и подлежат использованию либо передаче на использование;
5) оформлять при их перевозке сопроводительный паспорт.
Справочно: перевозка отходов производства допускается при наличии сопроводительного паспорта перевозки отходов производства (п. 2 ст. 26 Закона № 271-З).
Форма сопроводительного паспорта перевозки отходов производства и инструкция о порядке его оформления утверждены постановлением Минприроды РБ от 09.12.2008 № 112.

