Все, что надо знать организациям об отходах потребления и производства


Организация ведет книгу учета отходов по формам ПОД-9 и ПОД-10.

Как указывать сведения в ПОД-10 по каждому виду отходов: нарастающим итогом с начала года, с начала ведения книги или другой даты?

Сведения по отходам указываются ежемесячно – по факту их образования, поступления и передачи.

Книгу ПОД-10 применяют для учета образования и поступления отходов в целом от всех источников образования отходов производства в организации и поступления отходов от других организаций.

Форма этой книги определена в приложении 10 к постановлению Минприроды РБ от 02.06.2009 № 33, а порядок ее заполнения – в гл. 11 Инструкции о порядке применения и заполнения форм учетной документации в области охраны окружающей среды, утвержденной указанным постановлением (далее – постановление № 33, Инструкция).

Количество образующихся, поступающих и передаваемых отходов указывают в гр. 6, 7 и 8 книги соответственно – по факту их образования, поступления и передачи за отчетный месяц, т.е. Инструкция не предусматривает отражение этих сведений нарастающим итогом.

Требование указывать информацию нарастающим итогом применимо к гр. 11 книги ПОД-10, в которой отражают количество отходов, хранимых в местах временного хранения отходов.

Как правило, в таких местах могут храниться отходы как отчетного периода, так и накопленные с предыдущей их передачи (отчуждения). Поэтому в гр. 11 книги ПОД-10 следует указывать все количество отходов, хранящихся на последний день отчетного месяца в местах временного хранения отходов.

От редакции:

Как стало известно, с 1 июля 2014 г. вступит в силу новое постановление Минприроды, определяющее формы учетной документации в области охраны окружающей среды и порядок их заполнения. Соответственно постановление № 33 утратит силу.

Организация импортирует тару из гофрокартона и реализует ее белорусскому предприятию для упаковки производимой продукции, которую она приобретает для реализации в страны ближнего и дальнего зарубежья.

Обязана ли организация платить за указанную картонную тару сбор, предусмотренный Указом № 313*?
__________________________
* Указ Президента РБ от 11.07.2012 № 313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления" (далее – Указ № 313).

Нет, при соблюдении определенных условий.

Организации, осуществляющие производство и (или) импорт товаров, указанных в приложении 1 к Указу № 313, а также ввоз потребительских товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару, тару на основе бумаги и картона (далее – производители и импортеры), обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств этих товаров и тары (подп. 1.2 п. 1 Указа № 313).

Тара на основе картона названа в приложении 1 к Указу № 313 (коды ТН ВЭД ТС 4819 10 000 0–4819 40 000 0). Соответственно импортер тары из гофрокартона должен исполнить указанную выше обязанность.

В то же время данная обязанность не распространяется в т.ч. на импортеров в части ввезенной тары на основе бумаги и картона, использованной для упаковки товаров, реализуемых за пределы Республики Беларусь (абз. 2 подп. 1.3 п. 1 Указа № 313).

Таким образом, если в рассматриваемом случае реализуемая организацией за пределы Республики Беларусь продукция упакована именно в ту тару, которая была ввезена этой организацией, то в отношении такой тары предусмотренная подп. 1.2 п. 1 Указа № 313 обязанность на организацию не распространяется.

В целях подтверждения оснований освобождения от рассматриваемой обязанности в части ввезенной картонной тары, использованной для упаковки товаров, реализуемых за пределы Республики Беларусь, организации при ее реализации предприятию следует указывать в договоре поставки:

– цель приобретения тары покупателем;

– условия предоставления покупателем копий первичных учетных документов, составленных в соответствии с законодательством, подтверждающих использование тары на цели, названные в абз. 2 подп. 1.3 п. 1 Указа № 313 (п. 8 Информации-2012*).
__________________________
* Информация о порядке применения норм Указа Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 № 313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления", согласованная поручением Совета Министров РБ от 06.10.2012 № 32/203-263 (далее – Информация-2012; см. "ГБ", 2012, № 38, с. 37–39).

Иными словами, необходимо подтверждение того, что именно ввезенная рассматриваемой организацией тара была применена для упаковки товаров, реализованных за пределы республики.

Если в договоре, первичных учетных документах покупателя отсутствует информация об использовании тары (или ее определенного количества) для упаковки товаров, реализуемых за пределы Республики Беларусь, импортер тары обязан обеспечить сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств этой тары.

Юридическое лицо заготавливает вторичное сырье (макулатуру) от физических и юридических лиц, которое поставляется в адрес перерабатывающих предприятий.

1. Надо ли заполнять сопроводительный паспорт при перевозке заготавливаемого вторичного сырья в адрес переработчиков?

Надо – в отношении отходов, заготавливаемых у юрлиц.

Перевозка отходов производства допускается при наличии сопроводительного паспорта перевозки отходов производства (п. 2 ст. 26 Закона РБ от 20.07.2007 № 271-З "Об обращении с отходами"; далее – Закон).

Таким образом, в случае перевозки вторичного сырья, относящегося по происхождению к отходам производства, необходимо оформление сопроводительного паспорта перевозки отходов производства.

Заготавливаемое у населения вторичное сырье относится по происхождению к отходам потребления, поэтому в отношении перевозки таких отходов оформление паспорта перевозки отходов производства не требуется.

Справочно: отходы производства – отходы, образующиеся в процессе осуществления юридическими лицами экономической деятельности (производства продукции, энергии, выполнения работ, оказания услуг), побочные и сопутствующие продукты добычи и обогащения полезных ископаемых (ст. 1 Закона);

отходы потребления – отходы, образующиеся в процессе жизнедеятельности человека, не связанной с осуществлением экономической деятельности, отходы, образующиеся в гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах, а также уличный и дворовый смет, образующийся на территориях общего пользования населенных пунктов (ст. 1 Закона).

2. Существуют ли какие-то специальные требования к транспортным средствам для перевозки вторсырья?

Да, в технических нормативных правовых актах, устанавливающих требования к тому или иному виду вторичного сырья.

Общие требования к перевозке отходов изложены в п. 1 ст. 26 Закона.

В частности, транспортные средства, перевозящие отходы, в т.ч. вторичное сырье, должны обеспечить предотвращение вредного воздействия перевозимых отходов на окружающую среду, здоровье граждан, имущество.

Перевозку необходимо осуществлять по правилам, определенным Законом, гражданским законодательством и законодательством о транспорте, а перевозку опасных отходов, классифицированных как опасные грузы, – в соответствии с законодательством о перевозке опасных грузов.

От редакции:

Правила по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь определены постановлением МЧС РБ от 08.12.2010 № 61.

Фактические требования к порядку перевозки содержатся в технических нормативных правовых актах, устанавливающих требования к тому или иному виду вторичного сырья.

Например, транспорт, предназначенный для перевозки вторичного сырья, должен удовлетворять следующим требованиям:

– обеспечивать сохранность качества перевозимой продукции;

– все части транспорта должны быть легко доступны для очистки и дезинфекции;

– дно и стены кузовов автомашин должны быть сплошными, а один из бортов – откидным.

Эти требования определены п. 53 Санитарных правил и норм 2.1.12-61-2005 "Гигиенические требования к сбору, хранению, транспортировке и первичной обработке вторичного сырья", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РБ от 30.12.2005 № 285.

Транспортирование макулатуры осуществляется по ГОСТ 1641-75 "Бумага. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение" (п. 8.1 ГОСТ 10700-97 "Макулатура бумажная и картонная. Технические условия").

Допускается транспортировать макулатуру в открытых транспортных средствах. При этом она должна быть защищена от атмосферных осадков брезентом, полиэтиленовой пленкой и т.п.

Организация осуществляет ввоз запоминающих устройств на жестких магнитных дисках (код ТН ВЭД 8471 70 500 08471 70 500 0) для сборки (производства) блоков обработки данных (код ТН ВЭД 8471 50 000 08471 50 000 0), вывозимых для продажи в Российскую Федерацию. И запоминающие устройства, и блоки содержатся в приложении 1 к Указу № 313.

По каким товарам организация должна исполнять обязанность – по импортируемым или производимым?

Ни по каким – при соблюдении определенных условий.

Производители и импортеры товаров, определенных в приложении 1 к Указу № 313, обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств производимых и ввозимых товаров (подп. 1.2 п. 1 Указа № 313).

В то же время в данном случае организация подпадает одновременно под исключения, предусмотренные:

– п.  4 Информации-2013*.
__________________________
* Информация о порядке применения норм Указа Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 № 313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления", согласованная поручением Совета Министров РБ от 18.02.2013 № 203-45 (далее – Информация-2013; см. "ГБ", 2013, № 14, с. 37–38).

В случае ввоза юридическим лицом товаров, названных в приложении 1 к Указу № 313, для использования в собственном производстве в качестве сырья, материалов (полуфабрикатов), запасных частей и комплектующих для производства товаров, также названных в приложении 1 к Указу № 313, у юридического лица возникает обязанность по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов, образующихся после утраты потребительских свойств товаров, только как у производителя, т.е. только в части произведенныхтоваров, названных в приложении 1 к Указу № 313.

Ввозимые запоминающие устройства на жестких магнитных дисках включены в приложение 1 к Указу № 313 (код ТН ВЭД 8471 70 500 08471 70 500 0) и используются для производства товаров, названных в приложении 1 к Указу № 313.

Следовательно, у организации в отношении импортированных товаров не возникает обязанности обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств товаров.

Подтверждением использования в производстве ввезенных товаров, названных в приложении 1 к Указу № 313, являются данные бухгалтерского учета;

– абз. 3 подп. 1.3 п. 1 Указа № 313.

Производители освобождаются от обязанности обеспечивать сбор отходов в отношении произведенных товаров, названных в приложении 1 к Указу № 313, при их реализации за пределы Республики Беларусь.

В рассматриваемом случае производимые блоки обработки данных включены в приложение 1 к Указу № 313 (код ТН ВЭД 8471 50 000 08471 50 000 0) и реализуются в Российскую Федерацию (т.е. за пределы Беларуси).

Следовательно, у организации не возникает обязанности обеспечивать сбор отходов и в отношении произведенных и вывезенных блоков.

Подтверждением оснований освобождения от рассматриваемой обязанности являются экспортный контракт на поставку товаров, товаросопроводительные документы и (или) иные документы, составленные в соответствии с требованиями законодательства.

Организация ввозит энергосберегающие и другие ртутьсодержащие лампы для реализации населению в собственной розничной сети.

Так как эти лампы включены в приложение 1 к Указу № 313*, обязанность по сбору отходов осуществляется по договору с оператором путем внесения на его счет платы.

_________________________

* Указ Президента РБ от 11.07.2012 № 313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления" (далее – Указ № 313).

В процессе реализации возникают случаи возврата брака. Организация приняла решение принимать от населения и прочие непригодные к применению лампы, т.е., по сути, осуществляется приемка отходов ламп.

1. Вправе ли организация за счет сбора некачественных ламп уменьшить объем платы?

Вправе, если будут выполнены требования, предъявляемые к собственной системе сбора отходов.

В рассматриваемом случае организация фактически применяет сразу 2 способа выполнения обязанности, предусмотренной подп. 1.2 п. 1 Указа № 313.

Один из них – это заключение договора с оператором, другой – применение собственной системы сбора отходов ламп из отходов потребления (далее – собственная система сбора отходов ламп).

Организация может уменьшить объем платы или вообще не платить ее оператору, если при применении собственной системы сбора отходов выполняет следующие требования:

1) при применении собственной системы сбора отходов она должна иметь находящиеся на праве собственности, хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, аренды, безвозмездного пользования сеть стационарных и (или) передвижных приемных заготовительных пунктов и (или) специальные контейнеры для сбора и удаления отходов потребления, производственные линии (цехи, заводы) для их разделения по видам.

В данном случае организация соответствует этому требованию, так как торговый объект организации, в котором осуществляется приемка отходов ламп от населения, – это, по сути, находящийся на праве собственности, хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, аренды, безвозмездного пользования приемный заготовительный пункт отходов ламп;

2) при применении собственной системы сбора отходов необходимо самостоятельно или с привлечением иных лиц производить обезвреживание и (или) использование отходов.

Второе требование будет считаться выполненным только при передаче собранных отходов ламп на обезвреживание объекту, входящему в специальный реестр;

3) если с применением собственной системы сбора отходов ламп обеспечен сбор и обезвреживание не менее 10 % отходов ламп из отходов потребления от общего количества ввезенных этим поставщиком ламп.

Важно! В указанный норматив можно включать любые собранные от населения с применением собственной системы сбора отходы ртутных ламп независимо от того, кто эти ртутные лампы произвел, реализовал на территории Республики Беларусь и (или) ввез.

Если в рассматриваемой ситуации импортер ламп применяет собственную систему сбора отходов ламп и не обеспечивает сбор и обезвреживание 10 % от ввезенного количества ламп, то он обязан внести на текущий (расчетный) счет оператора плату исходя из объема ввезенных ламп, за вычетом объемов отходов ламп, собранных и обезвреженных с применением собственной системы сбора отходов.

Справочно: размеры платы, вносимой производителями и поставщиками на текущий (расчетный) счет оператора за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары, утверждены постановлением Совета Министров РБ от 31.07.2012 № 708 (далее – постановление № 708).

Для товаров, соответствующих кодам ТН ВЭД ТС 8539 31–8539 49 000 0, размер платы составляет 1,5 % их контрактной стоимости (без учета НДС, таможенных платежей и транспортных расходов).

2. Куда именно необходимо сдавать собранные от населения отработанные ртутьсодержащие лампы?

На любой зарегистрированный объект по обезвреживанию ртутьсодержащих ламп.

В изложенной ситуации отходы ламп собираются от населения. Так как указанные отходы образовались в результате жизнедеятельности человека, то они относятся по происхождению к отходам потребления (ст. 1 Закона РБ от 20.07.2007 № 271-З).

Отходы ртутьсодержащих ламп, для которых установлен 1-й класс опасности, подлежат обязательному обезвреживанию и (или) передаче на обезвреживание организации, являющейся собственником зарегистрированных объектов по обезвреживанию ртутьсодержащих ламп.

В настоящее время в республике в соответствующем реестре зарегистрировано 5 таких объектов. Необходимую информацию о них можно получить на сайте Минприроды РБ (minpriroda.gov.by, раздел "Справочная информация").

Кто вправе проверить, как производители и импортеры исполняют обязанность по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов, образующихся после утраты потребительских свойств товаров и тары (далее – обязанность)?

Органы КГК и Минприроды.

Контроль за порядком исполнения организациями указанной обязанности возложен на органы Комитета госконтроля и Минприроды. Данные органы также уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, заключающихся в невыполнении обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары (ч. 1 ст. 3.7, ч. 1 ст. 3.20 Процессуально-исполнительного кодекса РБ об административных правонарушениях). За такие нарушения предусмотрено наложение штрафа на юридическое лицо в 2-кратном размере платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары (ч. 1 ст. 15.63 КоАП).

Организация импортирует смазочные масла (код ТН ВЭД ТС 2710 19 980 0), разлитые в металлические бочки, для самостоятельного применения в качестве материалов, т.е. не предназначенные для реализации.

1. Возникает ли у организации обязанность в отношении ввозимой тары?

Не возникает.

Обязанность, предусмотренную подп. 1.2 п. 1 Указа № 313, можно условно разделить на обязанность в отношении тары и обязанность в отношении товаров.

Для определения возникновения обязанности в отношении тары необходимо определить:

– является ли ввозимый товар потребительским.

Под потребительскими товарами следует понимать любые товары, предназначенные для постоянного размещения на территории Республики Беларусь, кроме сырья, материалов (полуфабрикатов), запасных частей и комплектующих, ввезенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем для собственного потребления (производства) (п. 1 Информации-2012*);

_____________________

* Информация о порядке применения норм Указа Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 № 313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления", согласованная поручением Совета Министров РБ от 06.10.2012 № 32/203-263 (далее – Информация-2012; см. "ГБ", 2012, № 38, с. 37–39).

– упакован ли он в тару и из какого материала она изготовлена.

Виды тары определены в ГОСТ 17527-2003 "Упаковка. Термины и определения", согласно которому к таре относятся: ящик (лоток), бочка, барабан, канистра, фляга, баллон (бутыль), мешок, банка (баночка), бутылка, коробка (пачка, пенал), пакет, лоток, туба, ампула, стаканчик, флакон.

Обязанность в отношении тары возникает в случае, если тара изготовлена из пластмассы, стекла, бумаги и картона.

Таким образом, в рассматриваемом случае обязанность в отношении тары не возникает, потому что:

во-первых, ввозимые масла не являются потребительскими товарами (являются сырьем, материалами, везенными для собственного потребления);

во-вторых, тара является металлической.

Справочно: в случае ввоза потребительских товаров, упакованных в несколько видов тары (из одного или различных предусмотренныхУказом № 313 материалов) одновременно, обязанность в отношении тары возникает по каждому ее виду.

2. Возникает ли у организации обязанность в отношении ввозимых масел?

Возникает.

У импортеров обязанность в отношении товаров возникает в случае ввоза товаров, названных в приложении 1 к Указу № 313, причем независимо от цели их ввоза и дальнейшего движения (п. 7 Информации-2012).

Так как ввозимые смазочные масла соответствуют коду ТН ВЭД ТС, названному в приложении 1 к Указу № 313, то в отношении их возникает обязанность, предусмотренная подп. 1.2 п. 1 Указа № 313.

Для выполнения этой обязанности организация должна заключить с ГУ "Оператор вторичных материальных ресурсов" (далее – оператор) договор об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары и внести на текущий (расчетный) счет соответствующую плату.

Размеры платы утверждены постановлением № 708.

Для различных видов масел, в т.ч. соответствующих коду ТН ВЭД ТС 2710 19 980 0, размер платы составляет 3 % от стоимости товара без учета НДС.

Отметим, что при расчете платы, установленной в процентах от стоимости ввозимых товаров, следует использовать контрактную стоимость таких товаров без учета таможенных платежей и транспортных расходов (п. 14 Информации-2012).

Организация также вправе для исполнения обязанности применять собственную систему сбора отходов товаров и тары из отходов потребления.

В результате деятельности подрядчика на строительном объекте заказчика образовались строительные отходы.

Чьей собственностью являются эти отходы – заказчика или подрядчика?

Подрядчика.

Из вопроса видно, что в договоре строительного подряда отсутствуют положения, предусматривающие переход образовавшихся в процессе строительства отходов в собственность заказчика. Поэтому в изложенном вопросе собственником строительных отходов будет являться подрядчик.

Данный вывод основывается на нормах п. 1 ст. 3 Закона РБ от 20.07.2007 № 271-З "Об обращении с отходами" (далее – Закон № 271-З).

Так, право собственности на отходы приобретают:

производитель отходов – с момента образования отходов, если иное не предусмотрено законодательством РБ и (или) договором об использовании имущества, которое явилось источником образования этих отходов;

юридическое лицо (физическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель) – на основании сделки об отчуждении отходов или совершения других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность.

Отметим, что подрядчик, как собственник отходов и организация, осуществляющая обращение с ними, должен выполнять обязанности, предусмотренные п. 1 ст. 17 Закона № 271-З.

Напомним, что обращение с отходами производства – это деятельность, связанная с образованием отходов, их сбором, разделением по видам, удалением, хранением, захоронением, перевозкой, обезвреживанием и (или) использованием отходов (ст. 1 Закона № 271-З).

Важно! Подрядчик, как собственник отходов производства, будет являться плательщиком экологического налога за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов (п. 2 ст. 204 Налогового кодекса РБ).

Рекомендация эксперта

В договоре строительного подряда (ином договоре) следует оговаривать вопросы права собственности на образующиеся в результате проведения работ отходы, а также вопросы распределения обязанностей и ответственности заказчика и подрядчика в части обращения с ними. Это позволит исключить спорные ситуации.

Например, в договоре строительного подряда (ином договоре) можно предусмотреть, что:

1) к заказчику переходит право собственности на отходы, образующиеся в результате деятельности подрядчика на объекте, с момента их образования, а также обязанность заказчика разрабатывать всю документацию, связанную с обращением с отходами на объекте, в т.ч. инструкцию по обращению с данными отходами.

В этом случае:

– подрядчик, будучи производителем отходов, не будет являться их собственником с момента образования и не должен разрабатывать документацию по обращению с отходами;

– заказчик, как собственник вывозимых на захоронение отходов, будет являться плательщиком экологического налога за захоронение отходов производства;

2) заказчик является собственником и ответственным за обращение только тех отходов, которые образуются при выполнении определенных видов работ и вывозятся на захоронение, а подрядчик – остальных видов отходов.

В этом случае вопросы обращения с образующимися на объекте отходами отражаются как в документации заказчика, так и подрядчика (в инструкции по обращению с отходами подрядчика отражаются вопросы обращения с отходами, невывозимыми на захоронение, а также факт образования отходов, вывозимых на захоронение, так как образование отходов является одним из элементов обращения с ними);

3) право собственности на отходы, образующиеся на объекте, переходит к заказчику в момент их поступления в места временного хранения отходов, организованные заказчиком.

Тогда до момента поступления отходов в места их временного хранения обращение с ними и отражение его порядка в документации является обязанностью подрядчика, а после – заказчика.

Организация расположена в областном городе, а также арендует помещения в других регионах республики.

1. Кто должен разрабатывать инструкцию по обращению с отходами производства – арендатор или арендодатель?

Арендатор, если иное не предусмотрено договором аренды.

В арендованном помещении разработчик инструкции определяется исходя из условий договора аренды.

Так, если в договоре аренды отсутствуют положения, предусматривающие переход отходов производства, образующихся на арендных площадях, в собственность арендодателя, то организация-арендатор будет являться собственником отходов.

Соответственно она должна выполнять обязанности, предусмотренные п. 1 ст. 17 Закона № 271-З, среди которых разработка инструкции по обращению с отходами производства, оформление документации по инвентаризации отходов производства и их учету, статистическая отчетность в области обращения с отходами и т.д.

Инструкция по обращению с отходами производства должна быть разработана и утверждена в порядке, определенном Инструкцией, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 22.10.2010 № 45 (далее – Инструкция).

Справочно: отметим, что обязанности есть не только у арендаторов, но и у собственников передаваемых в пользование зданий, сооружений и иных объектов либо уполномоченных ими лиц. Например, они обязаны создавать для производителей отходов места временного хранения отходов, а также иные условия, необходимые для выполнения ими требований, установленных Законом № 271-З и иными актами законодательства об обращении с отходами, в т.ч. техническими нормативными правовыми актами (п. 4 ст. 17 Закона № 271-З).

2. Обязан ли арендатор разрабатывать инструкцию на каждое арендованное помещение?

Нет, можно разработать одну общую инструкцию.

Инструкция по обращению с отходами производства разрабатывается и утверждается для юридического лица в целом и (или) для каждого обособленного подразделения юридического лица, осуществляющего обращение с отходами производства (п. 4 Инструкции).

Таким образом, организация вправе разработать:

– либо единую инструкцию по обращению с отходами, в которой отражено обращение с отходами на арендных площадях в каждом регионе республики;

– либо несколько инструкций по обращению с отходами для каждого подразделения в различных регионах.

3. В каких случаях арендодатель сам является разработчиком документов по обращению с отходами?

Если это условие зафиксировано в договоре аренды.

Для того чтобы арендодатель являлся непосредственным разработчиком документов по обращению с отходами, необходимо, например, в договоре аренды предусмотреть, что:

– к арендодателю переходит право собственности на отходы, образующиеся на арендных площадях, с момента их образования;

– арендодатель в полной мере осуществляет обращение с данными отходами, разрабатывает и ведет всю документацию, связанную с обращением с отходами на данных арендных площадях.

При наличии в договоре аренды таких условий обязанности в отношении отходов, образующихся на арендных площадях, должен выполнять арендодатель. Соответственно дублирование арендатором документации и отражаемых в ней сведений нецелесообразно.

В организации образуются значительные объемы лома черных и цветных металлов, которые в установленном стандартами и ГОСТами порядке собираются, хранятся и сдаются в адрес Белвторчермета и Белцветмета.

Должна ли организация вести учет лома в книгах ПОД-9 и ПОД-10, заполнять сопроводительные паспорта его перевозки и указывать его в инструкции по обращению с отходами?

Должна.

Требования Закона № 271-З распространяются на порядок обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов (п. 3 ст. 2 Закона № 271-З).

Поэтому организация должна:

1) включать образующиеся виды лома и отходов черных и цветных металлов в документацию по инвентаризации отходов производства, проводимой ежегодно в соответствии с Инструкцией о порядке инвентаризации отходов производства, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 29.02.2008 № 17;

2) отражать порядок обращения с рассматриваемыми отходами в инструкции по обращению с отходами производства.

В инструкции также должны быть определены санкционированные места временного хранения отходов, порядок их использования, перевозки, учета и т.д.;

3) вести учет лома и отходов черных и цветных металлов в книгах учета отходов в порядке и по формам ПОД-9 и ПОД-10, утвержденным постановлением Минприроды РБ от 02.06.2009 № 33;

4) не захоранивать такие отходы, так как они являются вторичными материальными ресурсами и подлежат использованию либо передаче на использование;

5) оформлять при их перевозке сопроводительный паспорт.

Справочно: перевозка отходов производства допускается при наличии сопроводительного паспорта перевозки отходов производства (п. 2 ст. 26 Закона № 271-З).

Форма сопроводительного паспорта перевозки отходов производства и инструкция о порядке его оформления утверждены постановлением Минприроды РБ от 09.12.2008 № 112.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться:
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.