Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Сбор, обезвреживание и (или) использование отходов товаров и тары: применение Указа № 313 и постановления № 708 на практике

Александр Гнедов, эколог

1 августа 2012 г. вступили в силу Указ Президента РБ от 11.07.2012 № 313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления" (далее – Указ № 313) и постановление Совета Министров РБ от 31.07.2012 № 708 "О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. № 313" (далее – постановление № 708). Указ № 313 установил для определенных производителей и импортеров (далее – обязанные лица) товаров и тары из пластмассы, бумаги, картона, стекла обязанность обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств.
С момента вступления в силу указанных актов у субъектов хозяйствования возникли различные вопросы по порядку их выполнения. В настоящей статье даны ответы на наиболее часто задаваемые из них.

 

Белорусская организация ввозит из Российской Федерации картонные коробки (код ТН ВЭД ТС 4819 10 000 0), которые затем использует для упаковки оборудования. Это оборудование не относится к потребительским товарам и не реализуется населению.

Должна ли организация выполнять обязанность по сбору отходов, установленную Указом № 313?
Должна.
Из вопроса видно, что организация "связывает" ввозимую ею тару с будущими отходами от использования этой тары и указывает на то, что отходы тары не будут образовываться у населения. Такая трактовка неверна. В подп. 1.2 п. 1 Указа № 313 четко определено, когда субъект становится обязанным лицом: при ввозе или производстве товаров (тары), названных в приложении 1 к Указу № 313. При этом в указанной норме отсутствуют какие-либо привязки к дальнейшему использованию таких товаров и тары, в т.ч. и в качестве отходов.
 
Справочно: юридические лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие производство и (или) ввоз товаров согласно приложению 1к Указу № 313, а также ввоз потребительских товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару, тару на основе бумаги и картона (далее – поставщики и производители), обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств товаров, названных в приложении 1 к Указу № 313, и пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона, в которую упакованы ввезенные потребительские товары (подп. 1.2 п. 1 Указа № 313). В данном случае происходит ввоз тары – картонных коробок, которые включены в приложение 1 к Указу № 313.
Если организация не подпадает под случаи освобождения, указанные в подп. 1.3 п. 1 Указа № 313, то ее дальнейшие действия с тарой, как, например, собственное потребление, реализация третьим лицам и т.д., не освобождают ее от обязанности осуществлять сбор отходов (далее – обязанность).
 
Справочно: обязанность по обеспечению сбора, обезвреживанию и (или) использованию отходов товаров и тары, установленная подп. 1.2 п. 1 Указа № 313, не распространяется на поставщиков (производителей) в части:
– произведенной и (или) ввезенной пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона, предназначенной для упаковки хлеба, хлебобулочных и макаронных изделий, круп и крупяных изделий, молочных продуктов, детского питания, сахара, соли, муки, мяса (в т.ч. птицы), лекарственных и ветеринарных средств, фармацевтических субстанций, протезно-ортопедических изделий, медицинской техники и других товаров медицинского назначения (включая используемые в ветеринарии), денежных знаков, а также использованной для упаковки товаров, реализуемых за пределы Республики Беларусь;
– произведенных товаров, названных в приложении 1 к Указу № 313, реализованных за пределы Республики Беларусь;
– произведенных масел, пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона при условии использования для их производства не менее 30 % отработанных масел, отходов пластмасс, стекла, бумаги и картона соответственно (подп. 1.3 п. 1 Указа № 313).
 
Организация-резидент ввозит ртутные лампы (код ТН ВЭД ТС 8539 32 200 1), которые затем реализует различным предприятиям на территории Республики Беларусь. Исходя из условий гарантии организация меняет лампы, вышедшие из строя, на новые, а негодные лампы сдает как отходы на обезвреживание специализированной организации.
Освобождена ли организация от обязанности по сбору отходов?
 
Не освобождена.
Ртутные лампы (код ТН ВЭД ТС 8539 32 200 1) являются товаром из приложения 1 к Указу № 313. Следовательно, организация, осуществляющая их поставку и реализацию на территорию республики, является обязанным лицом в силу требования подп. 1.2 п. 1 Указа № 313 и должна обеспечить сбор отработанных ртутных ламп (отходов) в размере не менее 10 % от общего количества ввезенных ламп. Причем собирать отработанные ртутные лампы необходимо от населения (абз. 2 подп. 1.4.1 п. 1 Указа № 313).
В вопросе сказано, что негодные к использованию лампы образовались у субъектов хозяйствования. Соответственно такие лампы классифицируются как отходы производства. Поэтому сбор этих отходов и передача на обезвреживание не будут зачтены в выполнение обязанности для организации.
При расчете платы, перечисляемой оператору*, должна использоваться цена товаров без учета НДС.
__________________________
* Оператор – государственная некоммерческая специальная организация, уполномоченная Минжилкомхозом РБ и осуществляющая координацию деятельности в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами.
Какая цена должна использоваться: контрактная или с учетом таможенных платежей?
 
Цена товара, указанная в контракте.
Действительно, в тексте Указа № 313 есть словосочетание "цена товаров". Эту цену используют для расчета платы, перечисляемой оператору. По смыслу Указа № 313 размер платы – это своеобразный эквивалент расходов на сбор отходов товаров. Установить для каждого вида отходов товаров свою фиксированную плату очень сложно. Удобно отталкиваться от цены товара, полагая, что расходы на изготовление товаров будут корреспондироваться с расходами на обращение с отходами товаров (чем сложнее товар в изготовлении, тем сложнее его переработать или уничтожить). Понятно, что "накрутки" к цене производителя товара не оказывают вредное воздействие на окружающую среду (не образуют отходов), а воздействие оказывает только сам товар в физическом смысле. Таможенные и иные платежи устанавливаются для иных целей. Взимание платы с этих платежей не носит экологического аспекта.
Контрактная цена – это первая цена для поставщика и может рассматриваться как цена производителя товара. Эта цена может быть проверена, что является важным фактором при осуществлении контрольных мероприятий.
Напомним также, что ранее при расчете сумм экологического налога за импорт тары и товаров использовалась именно контрактная цена товара.
Таким образом для расчета платы, перечисляемой оператору, необходимо использовать цену товара, указанную в контрактах на поставку товаров.
Где взять сведения о видах и количестве тары, в которую упакованы ввезенные потребительские товары?
Указ № 313 не содержит нормы, которые бы устанавливали порядок определения вида использованной тары и ее количества. Установлено только, что определение вида и количества тары, в которую упакованы ввезенные потребительские товары, является обязанностью поставщика (импортера) таких товаров.
Можно указать на следующие способы получения этих сведений:
1) из договора (контракта) на поставку потребительского товара.
Как правило, стороны или непосредственно в договоре отражают вид тары, используемой для упаковки товара, и ее характеристики, или указывают документы, в которых такие сведения будут предоставлены покупателю;
2) из товаросопроводительных документов (если в договоре не определен способ получения сведений о таре).
Например, из инвойса, упаковочного листа, накладной, акта приема-передачи и т.д.;
3) самостоятельно.
Если потребительский товар поставлен и нет никаких сведений о таре, то поставщик (импортер), вправе определить вид и количество тары путем проведения взвешивания тары одной единицы товара с дальнейшим пересчетом на все количество ввезенных товаров. Целесообразно оформить данную процедуру в соответствии с требованиями законодательства о бухгалтерском учете и отчетности.
Для установления видов тары необходимо использовать ГОСТ 17527–2003 "Упаковка. Термины и определения".
 
Организация выпускает бытовую химию и упаковывает ее в полиэтиленовые баночки, которые сама же и производит. Бытовая химия является потребительским товаром.
Какой объект в данном случае повлечет возникновение обязанности – производство тары или производство потребительских товаров, упакованных в тару?
 
Производство тары.
Производство и (или) ввоз товаров согласно приложению 1 к Указу № 313, а также ввоз потребительских товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару, тару на основе бумаги и картона, влечет обязанность по сбору отходов для производителей и поставщиков товаров (подп. 1.2 п. 1 Указа № 313). Производство в Беларуси потребительских товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару, тару на основе бумаги и картона, не названо в Указе № 313 основанием возникновения такой обязанности.
Полиэтиленовые баночки – это товар, названный в приложении 1 к Указу № 313 (код ТН ВЭД ВС 3923 30 10). Следовательно, у организации обязанность возникает только в части производства полиэтиленовых баночек.
 
Организация ввозит стеклянную тару и планирует заключить договор с оператором для внесения платы за сбор отходов. При расчете платы за партию тары получилось, что если использовать массу тары и размер платы за 1 т стеклянной тары, то плата больше, чем если использовать условные литры и соответствующий размер платы.
Какой расчет правильный?
Размеры платы, вносимой поставщиками (производителями) оператору, установлены в постановлении № 708. При этом для тары установлены различные размеры платы исходя из следующих характеристик тары (объект платы): массы тары, площади тары и условных литров в таре. В Указе № 313 и постановлении № 708 не установлен порядок выбора размера платы. Поэтому плательщик вправе самостоятельно выбирать размер платы исходя из того, какие у него есть данные по количеству ввезенной (произведенной) тары – в тоннах или тысячах квадратных метров, условных литрах. Количество тары организация рассчитывает в соответствии с принятой у нее системой учета ввозимой (производимой) тары.
Важно, что плату за тару рассчитывают и уплачивают только по одному выбранному размеру платы. Иными словами, если уплачено "исходя из массы", то не нужно платить "исходя из литров".
Не будет также нарушением, если плательщик для разных партий тары при расчете платы будет использовать различные характеристики тары.
 
В нашем районе есть коммунальное унитарное предприятие, подведомственное Минжилкомхозу, которое осуществляет закупку отходов упаковки и осуществляет захоронение отходов. У организации с этим предприятием заключены соответствующие договоры.
Является ли это предприятие Минжилкомхоза оператором в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами?
 
Не является.
Согласно требованиям Указа № 313 Минжилкомхоз создал новую некоммерческую государственную организацию (подп. 1.1 п. 1 Указа № 313).
Государственное учреждение "Оператор вторичных материальных ресурсов" зарегистрировано решением Мингорисполкома. Только эта организация Минжилкомхоза будет выполнять специальные функции, установленные в Указе № 313. Адрес, контактные телефоны и иная информация об этой организации представлена на сайте Минжилкмохоза (http://www.mjkx.gov.by) в разделе "Вторичные материальные ресурсы".
 
Должна ли организация внести какие-либо изменения в действующий договор с этим предприятием на сбор отходов согласно требованиям Указа № 313?
 
Не должна.
Заключение договоров с иными организациями, подведомственными Минжилкомхозу или иной подчиненности или формы собственности, не признаются выполнением требований Указа № 313.
 
В п. 1 формы договора с оператором нужно указать наименование отходов товаров и тары.
Что конкретно нужно указывать?
Исходя из норм Указа № 313, обязанность для субъекта возникает:
– при производстве и ввозе товаров, названных в приложении 1 к Указу № 313;
– ввозе потребительских товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару, тару на основе бумаги и картона.
Получается, что сбору подлежат:
– отходы товаров, названных в приложении 1 к Указу № 313;
– отходы пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона.
Товары в приложении 1 к Указу № 313 выражены через код ТН ВЭД ТС. Поэтому, если субъект выполняет обязанность по товару, включенному в приложение 1 к Указу № 313, то важно указывать код ТН ВЭД ТС согласно приложению 1 к Указу № 313, а не название товара.
Исходя из сказанного в договоре можно записать (см. табл.):
 

 

Указом № 313 предусмотрена обязанность обеспечить сбор отходов товаров и тары.
Необходимо ли для выполнения требований Указа № 313 вносить изменения в действующую у субъекта инструкцию по обращению с отходами производства?
 
Такой необходимости нет.
Согласно положениям Указа № 313 обязанные лица должны обеспечить сбор отходов товаров, отходов тары, которые относятся к отходам потребления (абз. 2 подп. 1.2 п. 1 Указа № 313).
 
Справочно: отходы потребления – отходы, образующиеся в процессе жизнедеятельности человека, не связанной с осуществлением экономической деятельности, отходы, образующиеся в гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах, а также уличный и дворовый смет, образующийся на территориях общего пользования населенных пунктов (п. 20 ст. 1 Закона РБ "Об обращении с отходами").
 
Сбор отходов товаров, отходов тары, относимых к отходам производства, не будет зачитываться в выполнение обязанности (подп. 1.4.1 п. 1 Указа № 313).
Напомним, что к отходам производства относятся отходы, образующиеся в процессе осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями экономической деятельности (производства продукции, энергии, выполнения работ, оказания услуг), побочные и сопутствующие продукты добычи и обогащения полезных ископаемых (п. 21 ст. 1 Закона РБ "Об обращении с отходами").
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с отходами производства, разрабатывают и утверждают специальный документ – инструкцию по обращению с отходами производства (п. 3 Инструкции о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 22.10.2010 № 45).
Так как сбору подлежат только отходы потребления, а не отходы производства, то выполнение Указа № 313 не влечет необходимость вносить изменения в инструкции по обращению с отходами производства субъектов, которые являются обязанными лицами согласно Указу № 313.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.