Новации в административной ответственности юридических лиц и их должностных лиц (Комментарий к некоторым положениям Закона РБ от 12.07.2013 № 64-З «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях»)


28 августа 2013 г. вступил в силу Закон РБ от 12.07.2013 № 64-З (далее – Закон № 64-З). Он внес значительные изменения в Кодекс РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП), которые затрагивают многих субъектов хозяйствования. Рассмотрим некоторые из них.

Так, с указанной даты:

1) должностные лица юридических лиц не будут привлекаться к административной ответственности, если организация устранит нарушения налогового законодательства и возместит причиненный вред.

Перечень обстоятельств, исключающих признание деяния административным правонарушением, установлен ст. 5.5 КоАП. В ее новой редакции определены возможность и условия применения положений, указанных в п. 1 этого комментария.

Например, при неуплате или неполной уплате должностным лицом юридического лица налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей, учет которых осуществляется налоговыми органами, норму ст. 5.5 КоАП можно применить, если:

• сумма доначисленных налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей за период выполнения должностным лицом соответствующих функций (но не более чем за проверенный период) не превышает 1 % от общей суммы исчисленных плательщиком, иным обязанным лицом за указанный период сумм налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей;

• устранение нарушения и (или) возмещение причиненного государству или иным лицам вреда будет произведено в течение 3 рабочих дней со дня подписания акта проверки.

Важно! Положения ст. 5.5 КоАП не подлежат применению при выявлении неуплаты или неполной уплаты налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей, учет которых осуществляется налоговыми органами, в результате камеральной проверки;

2) административное взыскание может быть уменьшено в 2 раза.

Закон № 64-З изложил ст. 7.9 КоАП в новой редакции. С 28 августа т.г. эта статья предусматривает уменьшение административного взыскания в 2 раза не только за административные правонарушения против порядка налогообложения, но и за иные виды административных правонарушений при наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, и отсутствии отягчающих обстоятельств, перечень которых конкретизирован (пп. 3 и 5 ч. 1 ст. 7.2 и пп. 1, 3–9 и 11 ч. 1 ст. 7.3 КоАП соответственно).

Важно! Необходимым условием для наложения административного взыскания в виде штрафа в уменьшенном размере является отсутствие отягчающих обстоятельств;

3) введены основания для освобождения юридического лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности;

4) действует предельный срок наложения административного взыскания.

С учетом того что определенный ч. 2 ст. 7.6 КоАП 2-месячный срок наложения административного взыскания в случае отмены постановления по делу об административном правонарушении не являлся пресекательным (восстанавливается при каждой новой отмене постановления с направлением дела на новое рассмотрение), Закон № 64-З установил предельный срок наложения административного взыскания в таких случаях. Предусмотренный Законом № 64-З 8-месячный срок начинает течь со дня отмены первого постановления (в силу чего является пресекательным).

Марина Лазарь, главный специалист отдела криминологической экспертизы проектов правовых актов об экономической деятельности ГУ «Научно-практический центр проблем укрепления законности и право

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться:
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.