МАРТ отвечает на практические вопросы по применению норм Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденной ведомственным постановлением от 06.08.2021 № 55, и постановления Совета Министров от 19.10.2022 № 713 «О системе регулирования цен».
Письмо Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 28.02.2024 № 03-02-11/237 К «О рассмотрении обращения»
(Извлечение)
Министерство антимонопольного регулирования и торговли (далее – МАРТ) в пределах компетенции рассмотрело обращение по применению норм ценового законодательства и направляет ответы для публикации интервью на прилагаемые в обращении вопросы.
Тема интервью «Ценообразование в свете Инструкции № 55 и постановления № 713»
Вопросы для интервью:
1. Организация оптовой торговли часть товаров, которые она приобрела на условиях оптовой скидки, реализует в собственной розничной сети. Как с 15.09.2023 изменился порядок установления розничных цен на такие товары? Например, организация приобрела товар по цене 8,5 руб., отпускная цена производителя – 10 руб., оптовая скидка – 15 %. При реализации этого товара в розницу до 15.09.2023 организация применяла торговую надбавку к отпускной цене за минусом оптовой скидки, то есть к 8,5 руб. А как быть с 15.09.2023?
В соответствии с пунктом 13 Инструкции № 55 розничные цены формируются субъектами торговли, осуществляющими розничную торговлю, путем применения торговых надбавок к отпускным ценам производителей, импортеров, заготовительных организаций, хранителей товаров из стабилизационных фондов в размерах, не превышающих установленных государственными органами, осуществляющими регулирование цен (тарифов), за исключением случая, указанного в пункте 15 Инструкции № 55.
Справочно.
Согласно частям первой и второй пункта 24 Инструкции № 55 производители, импортеры, заготовительные организации, хранители товаров из стабилизационных фондов имеют право при реализации товаров предоставлять субъектам торговли, осуществляющим оптовую торговлю, оптовые скидки с отпускных цен в размере, определяемом по соглашению сторон, с учетом ограничений, установленных законодательством.
Дальнейшая реализация товаров, приобретенных на условиях предоставления оптовой скидки, субъектами торговли, осуществляющими оптовую торговлю, осуществляется по отпускным ценам, установленным производителями, импортерами, заготовительными организациями, хранителями товаров из стабилизационных фондов, без применения оптовой надбавки.
С учетом изложенного розничные цены на регулируемые товары, приобретенные у производителей (импортеров) на условиях предоставления оптовой скидки и реализуемые субъектами торговли, осуществляющими оптовую торговлю, в собственной торговой сети, устанавливаются путем применения торговых надбавок к отпускным ценам производителей, импортеров, заготовительных организаций, хранителей товаров из стабилизационных фондов без учета оптовой скидки.
Исходя из приведенного примера при реализации субъектами торговли, осуществляющими оптовую торговлю, товаров в собственной торговой сети торговая надбавка может быть применена к отпускной цене производителя – 10 рублей.
2. В Инструкции № 55 предусмотрено, что импортеры и субъекты розничной торговли, которые не являются плательщиками НДС, могут включать «ввозной» и «входной» НДС в свои цены. А как быть субъектам оптовой торговли, которые не являются плательщиками НДС и приобретают товары с НДС?
В соответствии с пунктом 10 Инструкции № 55 субъекты торговли, осуществляющие оптовую торговлю товарами, в отношении которых они не являются производителями, импортерами, заготовительными организациями, хранителями товаров из стабилизационных фондов, формируют цены путем применения оптовых надбавок к отпускным ценам производителей, импортеров, заготовительных организаций, хранителей товаров из стабилизационных фондов в размерах, не превышающих установленных государственными органами, осуществляющими регулирование цен (тарифов), за исключением случаев, указанных в пунктах 12 и 25 Инструкции № 55.
Субъекты торговли, обороты по реализации которых освобождены от налогообложения, при формировании цены на приобретенный у производителя, импортера, субъекта торговли, осуществляющего оптовую торговлю и являющегося плательщиком НДС, потребительский товар сумму НДС относят на увеличение стоимости товара.
Таким образом, цена субъекта торговли, осуществляющего оптовую торговлю, формируется путем применения оптовой надбавки к отпускной цене без НДС и с добавлением уплаченного НДС.
3. Организация розничной торговли самостоятельно фасует товары, которые поименованы в приложении 1 к постановлению № 713, в обычные полиэтиленовые пакеты. Можно ли отнести стоимость такого пакета по цене приобретения на увеличение розничной цены товара как расходы на фасовку?
С учетом положений части одиннадцатой пункта 11 постановления № 713, части первой пункта 22 Инструкции № 55 расходы по фасовке (стоимость упаковочных материалов по цене приобретения, заработная плата работников, производящих фасовку, с отчислениями на социальные нужды, амортизация оборудования) в одноразовые упаковочные материалы, использование которых допускается техническими нормативными правовыми актами, относятся субъектами торговли на увеличение оптовой (розничной) цены на потребительские товары.
При осуществлении фасовки товара субъектом торговли, осуществляющим розничную торговлю, стоимость пакета (по цене приобретения) может быть отнесена им на увеличение розничной цены на потребительские товары.
4. Распространяются ли требования по формированию цен, предусмотренные постановлением № 713, на случаи, когда потребительские товары реализуются в рамках госзакупок для собственного пользования, производства и потребления независимо от того, на какую сумму и по какой процедуре производится закупка, в том числе по процедуре закупки из одного источника?
В соответствии с абзацем третьим пункта 23 постановления № 713 установлено, что требования постановления № 713, за исключением предусмотренных в пункте 14 указанного постановления, не распространяются на отношения, связанные с реализацией товаров, приобретаемых для собственного пользования, производства и (или) потребления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, за исключением товаров, указанных в пункте 7 постановления № 713, и отношений, связанных с реализацией этих товаров в рамках государственных закупок, а также для целей их дальнейшего предоставления по договорам финансовой аренды (лизинга) физическим лицам.
Следовательно, отношения, связанные с реализацией товаров, приобретаемых для собственного пользования, производства и (или) потребления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в рамках государственных закупок, подпадают под действие норм постановления № 713.
По вопросам 5 и 8.
5. Организация является импортером моторных масел для легковых автомобилей, которые указаны в приложении 1 к постановлению № 713. Можно ли при формировании отпускной цены включить в статью «иные расходы по импорту в соответствии с законодательством»:
– сумму акциза, уплаченного при ввозе товара;
– плату за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки, образующихся после утраты ими потребительских свойств, которую должен уплачивать импортер согласно Указу от 17.01.2020 № 16?
8. Организация-импортер заключила договор транспортной экспедиции для доставки товара от поставщика-нерезидента до своего склада. Можно ли всю сумму оказанных транспортно-экспедиционных услуг, которую предъявил экспедитор, включить в отпускную цену товара по постановлению № 713?
В соответствии с частью второй пункта 5 постановления № 713 отпускные цены на потребительские товары формируются импортерами исходя из контрактных цен, таможенных пошлин и сборов, комиссионных вознаграждений банка за осуществление международных платежей, транспортных расходов, расходов по обязательному страхованию, иных расходов, связанных с выполнением установленных законодательством требований при импорте товаров, надбавок импортера, не выше установленных в приложении 1 к постановлению № 713, и расходов по доставке, включая погрузочно-разгрузочные работы, потребительских товаров до пункта, обусловленного договором с покупателем.
Согласно позиции Государственного таможенного комитета (далее – ГТК) к иным расходам, связанным с выполнением установленных законодательством требований при импорте товаров, могут быть отнесены любые расходы импортера, понесенные им в связи с исполнением требований законодательства в сфере перемещения товаров через таможенную границу и оборота таких товаров на таможенной территории Евразийского экономического союза (например, уплата утилизационного сбора (для объектов обложения данным сбором), маркировка унифицированными контрольными знаками или средствами идентификации, получение лицензий, разрешений, допусков, прохождения сертификации продукции для ее дальнейшего оборота и т.п.).
С учетом позиции ГТК, по мнению МАРТ, к иным расходам, связанным с выполнением установленных законодательством требований при импорте товаров, следует относить те расходы, которые несет импортер при совершении каждой сделки и которые являются обязательными в соответствии с законодательством при импорте товара для их выпуска в свободное обращение (при наличии подтверждающих расчетов и документов).
Таким образом, включение сумм акцизов (акцизного налога или акцизного сбора), взимаемых при ввозе товаров на таможенную территорию Союза, утилизационного сбора (для объектов обложения данным сбором) правомерно при формировании цен импортером на потребительские товары при наличии подтверждающих расчетов и документов.
К транспортным расходам при импорте товаров относятся расходы, непосредственно понесенные импортером на транспортировку товара.
Если расходы понесены импортером добровольно вне случаев необходимости соблюдения запретов и ограничений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу и оборотом таких товаров на таможенной территории Евразийского экономического союза, то такие расходы возмещаются за счет надбавки импортера.
По мнению МАРТ, расходы на уплату вознаграждения экспедитору, иные, связанные с экспедированием груза, а также за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров согласно Указу Президента Республики Беларусь от 17 января 2020 г. № 16 будут возмещаться за счет надбавки импортера.
6. Организация-импортер сформировала отпускную цену согласно ч. 2 п. 5 постановления № 713. Расходы по доставке товаров покупателям в отпускную цену не включены. По договору с покупателем доставку товара до покупателя осуществляет импортер за свой счет (за счет надбавки импортера). Есть ли нарушение в формировании отпускной цены? Что указать в ТТН покупателю в части расходов по доставке?
Импортеры могут формировать отпускные цены с учетом и (или) без учета расходов по их доставке товаров покупателям (часть пятая пункта 11 постановления № 713).
В соответствии с пунктом 12 постановления № 713 дополнительно к сведениям, указываемым в товарно-транспортной накладной и товарной накладной (далее – ТТН и ТН) в соответствии с законодательством, производителями (импортерами) указываются следующие сведения, связанные с установлением регулируемых цен на потребительские товары: отпускная цена производителя (импортера) (в случае применения скидки с отпускной цены указывается с учетом скидки с отпускной цены, в случае применения оптовой скидки указывается без учета оптовой скидки), вид скидки (с отпускной цены, оптовая), размер оптовой скидки (в процентах), условия доставки товара (цена(ы) на товар(ы) сформирована(ы) с учетом расходов по доставке или без учета расходов по доставке).
Следовательно, верным будет указание информации: «Отпускная цена сформирована с учетом расходов по доставке».
7. Вправе ли организация-импортер не включать в отпускную цену ввезенного товара расходы на уплату комиссионных вознаграждений банка за осуществление международных платежей, если такие расходы были фактически понесены?
В соответствии с частью второй пункта 5 постановления № 713 импортеру предоставлено право включать расходы на уплату комиссионных вознаграждений банка за осуществление международных платежей при формировании отпускных цен.
Согласно части второй пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь предпринимательская деятельность – это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.
Таким образом, субъект хозяйствования самостоятельно в рамках ограничений, установленных законодательством, определяет необходимость включения понесенных им расходов при осуществлении предпринимательской деятельности.
9. Организация-импортер приняла решение пересчитать отпускную цену в связи с ростом официального курса на 1-е число месяца. В результате пересчета увеличена контрактная цена товара в белорусских рублях. Можно ли в связи с увеличением контрактной цены пересчитать также надбавку импортера и увеличить отпускную цену за счет пересчета контрактной цены и надбавки импортера?
В соответствии с частью пятой пункта 5 постановления № 713 установлено, что при изменении курсов валют сформированные отпускные цены могут изменяться на величину пересчета контрактных цен по официальному курсу Национального банка на первое число каждого месяца.
Импортеры в соответствии с частью второй пункта 9 постановления № 713 при формировании отпускных цен на потребительские товары составляют экономические расчеты, подтверждающие уровень отпускных цен, с расшифровкой статей затрат, указанных в части второй пункта 5 постановления № 713. Данное обязательно возникает также в случае использования права изменения импортером отпускных цен при изменении курсов валют на величину пересчета контрактных цен.
Таким образом, импортерами составляется экономический расчет, подтверждающий уровень отпускных цен, с расшифровкой статей затрат, указанных в части второй пункта 5 постановления № 713, в абсолютных величинах.
Изменение цены производится только на величину пересчета контрактной цены, иные элементы цены в абсолютном выражении неизменны.
10. Может ли организация-импортер закрепить в локальном акте по ценообразованию такой порядок пересчета товаров, приобретенных за иностранную валюту: «Часть стоимости потребительских товаров, оплаченных в порядке предоплаты (аванса), организация определяет по каждой партии в отдельности исходя из официального курса на дату оплаты или на дату оприходования. Выбор осуществляется в пользу того курса, который будет выше»?
В соответствии с частями третьей и четвертой пункта 5 постановления № 713 контрактные цены, установленные в иностранной валюте, пересчитываются по официальному курсу белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте, установленному Национальным банком на дату принятия потребительского товара к бухгалтерскому учету импортером и (или) на соответствующую дату (даты) перечисления предварительной оплаты (аванса) в иностранной валюте, в отношении оплаченной части стоимости потребительских товаров.
Порядок определения части стоимости потребительских товаров, указанной в части третьей настоящего пункта, определяется в локальном акте юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Форма локального акта импортера, его структура и содержание законодательством не установлены и могут определяться импортерами самостоятельно, в том числе в части порядка определения части стоимости потребительских товаров.
11. Производитель реализует остатки неиспользованных материалов (поименованы в постановлении № 713) своим работникам исключительно для личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Распространяются ли на такую реализацию ценовые требования по постановлению № 713? Если да, то какие нормы необходимо применить в данном случае?
В соответствии с абзацем третьим пункта 23 постановления № 713 установлено, что требования постановления № 713 не распространяются на отношения, связанные с реализацией товаров, приобретаемых для собственного пользования, производства и (или) потребления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, за исключением товаров, указанных в пункте 7 постановления № 713, и отношений, связанных с реализацией этих товаров в рамках государственных закупок, а также для целей их дальнейшего предоставления по договорам финансовой аренды (лизинга) физическим лицам. Товары, приобретенные для собственного пользования, производства и (или) потребления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и не использованные на эти цели, могут реализовываться иным субъектам хозяйствования только на эти же цели по цене не выше цены приобретения.
Согласно части второй пункта 20 постановления № 713 реализация потребительских товаров, указанных в абзаце третьем пункта 23 постановления № 713, по ценам выше цены их приобретения и (или) на иные цели, чем предусмотрено в указанном абзаце, является нарушением установленного порядка установления и применения цен.
Нормами постановления № 713 не допускается осуществление розничной торговли товарами, приобретенными для собственного пользования, производства и (или) потребления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, следовательно, реализация остатков сырья (материалов), приобретенных для производства продукции, работникам противоречит нормам абзаца третьего пункта 23 постановления № 713.
12. По п. 23 постановления № 713 ценовое регулирование не распространяется на отношения, связанные с реализацией потребительских товаров, приобретаемых для собственного пользования, производства и (или) потребления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (кроме товаров, указанных в п. 7 постановления № 713). Каким образом подтверждать цель покупки? Достаточно ли в просто договоре указать, что товар приобретается для собственного использования, потребления или производства?
Для подтверждения цели реализации потребительских товаров МАРТ рекомендует указывать соответствующую информацию в заключаемых договорах и иных документах, применяемых при исполнении договора и подтверждающих целевое назначение приобретаемого товара.
13. Организация импортирует проволоку бухтами по 100 кг, но перед продажей часть проволоки мотает в бухты по 5 кг и продает уже проволоку такого веса. Наименование товара остается прежним, как в инвойсе. Также по просьбе покупателя организация-импортер наносит логотип покупателя на товар. Можно ли расходы по перемотке проволоки в бухты с меньшим весом и расходы по нанесению логотипа отнести на увеличение отпускной цены импортера?
Частью второй пункта 5 постановления № 713 определены статьи затрат, включаемые импортером при формировании отпускных цен.
Расходы по перемотке проволоки в бухты с меньшим весом в часть вторую пункта 5 постановления № 713 не включены.
Одновременно отмечаем, что частью одиннадцатой пункта 11 постановления № 713 допускается увеличение импортером отпускной цены на потребительские товары на сумму расходов по фасовке (стоимость упаковочных материалов по цене приобретения, заработная плата работников, производящих фасовку, с отчислениями на социальные нужды, амортизация оборудования) в одноразовые упаковочные материалы, использование которых допускается техническими нормативными правовыми актами.
При этом под фасовкой товара понимается размещение (упаковывание и запечатывание) с предварительным или одновременным дозированием в упаковку или упаковочный материал, которое производится в отсутствие покупателя, при этом содержимое упаковки не может быть изменено без ее вскрытия или деформации, а масса, объем, длина, площадь или иные величины, указывающие количество содержащегося в упаковке товара, обозначены на упаковке (абзац десятый пункта 3 Инструкции № 55; Инструкция № 55 применяется в части, не противоречащей нормам постановления № 713).
С учетом изложенного при перемотке проволоки в бухты с меньшим весом с их фасовкой расходы, перечисленные в части одиннадцатой пункта 11 постановления № 713, могут быть отнесены импортером на увеличение отпускных цен.
Расходы субъекта хозяйствования по маркировке унифицированными контрольными знаками или средствами идентификации, обязанность нанесения которых предусмотрена Указом Президента Республики Беларусь от 10 июня 2011 г. № 243 «О маркировке товаров», являются обязательными.
Если расходы по нанесению на товар стикера (самоклеящейся этикетки), на котором размещается информация об организации, осуществляющей ввоз товара на территорию Республики Беларусь для его последующей реализации, наименовании товара, сведения об основных потребительских свойствах товара и др., осуществляются в соответствии с требованиями законодательства в сфере перемещения товаров через таможенную границу и оборота таких товаров на таможенной территории Евразийского экономического союза, то они относятся к иным расходам, связанным с выполнением установленных законодательством требований при импорте товаров.
Если расходы понесены импортером добровольно вне случаев необходимости соблюдения запретов и ограничений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу и оборотом таких товаров на таможенной территории Евразийского экономического союза, то такие расходы возмещаются за счет надбавки импортера.
14. Организация-импортер установила отпускную цену на товар согласно ч. 2 п. 5 постановления № 713 в размере 200 руб. Контрактная цена товара, выраженная в белорусских рублях, – 140 руб. Товар не реализован в течение длительного времени. Может ли организация-импортер продать этот товар по цене 100 руб.?
Согласно статье 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь предпринимательская деятельность – это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.
Для недопущения порчи товаров организацией, а также по иным причинам, по мнению МАРТ, может быть принято решение о проведении уценки товаров, которое оформляется распорядительным документом.
Справочно.
Приказ Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 10 июня 2021 г. № 130 «Об утверждении Методических рекомендаций по документальному оформлению и учету товарных операций, составу и учету расходов на реализацию в организациях торговли и общественного питания» не является нормативным правовым актом, разработан в целях обеспечения единых подходов к документальному оформлению и учету товарных операций, составу и учету расходов на реализацию в организациях торговли и общественного питания.
15. В объекте розничной торговли имеется цех по производству хлебобулочных изделий. Сырье для производства этих изделий поступает в цех из торгового зала по розничным ценам. Ограничена ли максимальная наценка общепита при формировании цены на хлебобулочные изделия? Можно ли повысить цену на продукцию собственного производства, если она продается только как в этом торговом объекте, так и иным организациям?
В соответствии с абзацем четвертым пункта 23 постановления № 713 требования данного постановления не распространяются на отношения, связанные с реализацией продукции общественного питания и реализуемых в объектах общественного питания в розлив и порционно потребительских товаров.
Следовательно, требования постановления № 713 не содержат ограничений при установлении цен на продукцию общественного питания.
Исходя из определений терминов «товары» и «торговля», изложенных в подпунктах 1.29 и 1.32 пункта 1 статьи 1 Закона № 128-З, продукция общественного питания, изготовленная в объекте общественного питания и переданная на реализацию в торговый объект, становится товаром, а предпринимательская деятельность, связанная с продажей таких товаров в торговом объекте, относится к виду деятельности «торговля».
В этой связи субъекты хозяйствования, реализующие продукцию общественного питания в качестве товара в собственном торговом объекте (торговой сети) или приобретающие продукцию общественного питания для ее последующей реализации в качестве товара в собственном торговом объекте (торговой сети), и этот товар регулируется в соответствии с постановлением № 713, при формировании цен руководствуются нормами постановления № 713 в части применения торговых надбавок в значениях, не выше установленных в приложении 1 к постановлению № 713.
Первый заместитель Министра И.В.Вежновец