Что с 1 января 2021 года изменилось в Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь? (Комментарий к отдельным нормам Закона № 72-З1)


Закон № 72-З1 внес изменения и дополнения в НК2, которые вступили в силу с 1 января 2021 г.

Давайте рассмотрим наиболее значимые новации, внесенные в Общую часть НК2.

 

Документы:

1 Закон Республики Беларусь от 29.12.2020 № 72-З «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь» (далее – Закон № 72-З);

2 Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – НК).

 

Уточнена дата начала исчисления срока применительно к событию

В налоговом законодательстве порядок исчисления сроков регулируется ст. 4 НК2.

 Установленный налоговым законодательством срок определяется календарной датой или истечением периода, который исчисляется годами, календарными годами, кварталами, месяцами, неделями или днями. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, или на действие, которое должно быть совершено.

На практике последний способ определения срока нередко применяется с ошибками, поскольку зачастую события, к которым стороны договора привязывают начало или окончание течения какого-либо срока, не обладают признаком неизбежности наступления, так как зависят от воли и действий сторон.

В связи с этим в ст. 4 НК2 с 1 января 2021 г. уточнено, что «течение срока, установленного для наступления события, совершения действия и исчисляемого годами (за исключением календарного года), месяцами, неделями или днями, начинается на следующий день после календарной даты, наступления события или совершения действия, которыми определено его начало».

Внесенная новация призвана урегулировать вопросы, связанные с определением начала отсчета срока, который определяется событием, например, отсчета 180 дней для подтверждения факта экспорта товаров для целей НДС *.

 

* Какие сложности встречаются при расчете НДС

 

Уточнено определение термина «дивиденды»

Определение термина «дивиденды» содержится в подп. 2.4 п. 2 ст. 13 НК2. Дивиденды – это доход, начисленный организацией (кроме простого товарищества) участнику (акционеру) по принадлежащим данному участнику (акционеру) долям (паям, акциям) в порядке распределения прибыли, остающейся после налогообложения.

С 1 января 2021 г. это определение дополнено новой частью. С указанной даты к дивидендам приравниваются любые доходы, начисленные унитарным предприятием собственнику его имущества – юридическому или физическому лицу в порядке распределения прибыли, остающейся после налогообложения, а также приходящаяся на долю вышедшего (исключенного) участника часть прибыли, остающейся после налогообложения, полученная хозяйственным обществом с момента выбытия этого участника до момента расчета с ним.

В результате внесенной новации доходы участника хозяйственного общества в случае выхода (исключения) участника общества с ограниченной ответственностью, в виде выплаты части прибыли, приходящейся на его долю, полученной этим обществом с момента выбытия этого участника до момента расчета, приравниваются к дивидендам и подлежат налогообложению в порядке предусмотренном Особенной частью НК2.

 

Ко взаимозависимым лицам не относятся организации, у которых учредители или участники – госорганы

Взаимозависимые лица – институт исключительно налогового права. К ним относятся физические лица и (или) организации, которые:

1) имеют отношения, перечисленные в части второй п. 1 ст. 20 НК2;

2) оказывают и (или) могут оказывать непосредственное влияние на условия и (или) экономические результаты их деятельности и (или) деятельности представляемых ими лиц (п. 1 ст. 20 НК2).

Взаимозависимость имеет значение при контроле ценообразования в сделках между взаимозависимыми лицами (трансфертное ценообразование), а также в правиле «тонкой капитализации».

 

Справочно: трансфертное ценообразование – формирование цены между взаимозависимыми лицами, которая отличается от объективно формирующейся рыночной с учетом того, что отношения между такими лицами могут оказывать влияние на результат сделки и ее условия *.

 

* Контрольные мероприятия, осуществляемые налоговыми органами за трансфертным ценообразованием

 

С 1 января 2021 г. из-под действия ст. 20 НК2 выведены правоотношения плательщиков – организаций, у которых учредителями (участниками) являются Республика Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, во всех случаях, перечисленных в части второй п. 1 ст. 20 НК2.

При этом положения п. 4 ст. 20 НК2 сохраняются и тем самым устанавливают безграничные возможности для признания взаимозависимости для целей налогообложения.

 

Справочно: лица могут быть признаны взаимозависимыми в судебном порядке по основаниям иным, чем это предусмотрено частью второй п. 1 ст. 20 НК2, если отношения между этими лицами оказывают и (или) могут оказывать непосредственное влияние на условия и (или) экономические результаты их деятельности и (или) деятельности представляемых ими лиц (п.4 ст. 20 НК2).

 

Уточнен перечень бухгалтерской отчетности, которую надо представлять налоговому органу

Одна из обязанностей плательщика – представление не позднее 31 марта года, следующего за отчетным, годовой индивидуальной отчетности, составленной в соответствии с национальным Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности (подп. 1.4.2 п.1 ст. 22 НК2).

Закон № 72-З1 конкретизировал перечень представляемых документов путем внесения изменений в подп. 1.4.2 п. 1 ст. 22 НК2, которые необходимо рассматривать в совокупности с изменениями, внесенными в п. 4 ст. 40 НК2.

С учетом внесенных новаций плательщики обязаны не позднее 31 марта года, следующего за отчетным, представлять в налоговый орган в виде электронного документа:

– годовую индивидуальную отчетность, а также положение об учетной политике на текущий налоговый период.

Такая обязанность распространяется на организации, составляющие отчетность в соответствии с национальным законодательством о бухгалтерском учете и отчетности.

Под организациями понимаются юридические лица Республики Беларусь, их филиалы, представительства и иные обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, представительства иностранных и международных организаций, холдинги, простые товарищества (участники договора о совместной деятельности).

 

От редакции

Индивидуальная годовая бухгалтерская отчетность коммерческих организаций состоит:

– из бухгалтерского баланса;

– отчета о прибылях и убытках;

– отчета об изменении собственного капитала;

– отчета о движении денежных средств;

– примечаний к отчетности;

 

– отчет о показателях финансово-хозяйственной деятельности.

Данная обязанность распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей (далее – ИП), которые в истекшем отчетном году вели учет в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, а также на ИП, которые в истекшем отчетном году признавались плательщиками единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.

Указанная новация позволит избежать представления дублирующей отчетности в разные государственный органы и использовать ее из одного источника, коим будет налоговый орган.

 

От редакции

Организации представляют индивидуальную годовую бухгалтерскую отчетность:

– собственнику имущества (учредителям, участникам) организации и иным лицам, уполномоченным на получение отчетности законодательством или учредительными документами организации;

– государственным органам, иным государственным организациям, подчиненным Правительству, если отчитывающиеся организации находятся в их подчинении (входят в их состав) или являются хозяйственными обществами, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь или административно-территориальным единицам и переданы в управление этим органам, организациям;

– иным организациям в случаях, предусмотренных законодательством.

 

Нормы подпункта 1.4.2.1 п. 1 ст. 22 НК2 не коснутся следующих категорий плательщиков:

– бюджетные организации;

– некоммерческие организации, не осуществляющие предпринимательскую деятельность;

– иностранные организации, не осуществляющие деятельность, которая согласно ст. 180 НК2 рассматривается как деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство;

– Нацбанк Республики Беларусь и его структурные подразделения;

– крестьянские (фермерские) хозяйства, которые вели по состоянию на 31 декабря истекшего отчетного года бухгалтерский учет в книге учета доходов и расходов крестьянского (фермерского) хозяйства.

 

Причиной корректировки подп. 1.17 п. 1 ст. 22 НК2 стала цифровизация страны

Цифровизация – это внедрение современных цифровых технологий в различные сферы жизни и производства.

Благодаря им с 1 января 2021 г. измененная редакция подп. 1.17 п. 1 ст. 22 НК2 узаконила право:

юрлиц и ИП, открывших электронные кошельки и прошедших идентификацию в установленном порядке, получать электронные деньги от покупателей (потребителей) электронными деньгами;

физических лиц, открывших электронные кошельки и прошедших идентификацию в установленном порядке, использовать электронные деньги для совершения широкого спектра платежей, в т.ч. в торговых объектах, объектах общественного питания, объектах сферы услуг, общественного транспорта, интернет-среде и др. Перечисление электронных денег с электронного кошелька покупателя (потребителя) производится непосредственно в электронный кошелек юридического лица или ИП – получателя (продавца).

Аналогичный механизм может использоваться для осуществления платежей непосредственно с банковского счета покупателя на счет продавца. В стране созданы правовые условия для проведения безналичных платежей при приобретении товаров (работ, услуг) новыми способами инициирования платежей: при использовании QR-кодов и (или) мобильных приложений и совершения операций с электронными деньгами.

Кроме того, в п. 4 ст. 22 НК2 произведены на первый взгляд редакционные правки. Так, в абз. 3 части второй п. 4 слова «аудиторской организации (аудитора) иностранного государства» заменены словами «, указанных в пункте 10 статьи 180 настоящего Кодекса». Однако эта корректировка корреспондирует с корректировками пп. 10 и 11 ст. 180 НК2, которым установлены требования по представлению аудиторских заключений в целях подтверждения зарубежных затрат, а также содержанию аудиторских заключений.

 

Элементы налогообложения также претерпели изменения

1. Устранена правовая неопределенность, существовавшая в п. 1 ст. 31 НК2 (определяет, что есть реализация для целей налогообложения *) в отношении объектов интеллектуальной собственности.

 

* Какую реализацию товаров не облагают НДС, но отражают в декларации по НДС

 

С 1 января 2021 г. указанная норма дополнена новой частью, согласно которой передачей имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности признается:

– передача данных прав правообладателем полностью или частично другому лицу по договору, предусматривающему передачу (уступку) исключительных прав на такие объекты;

– предоставление правообладателем (лицензиаром) другому лицу (лицензиату) либо лицензиатом сублицензиату разрешения использовать соответствующий объект интеллектуальной собственности.

2. Уточнен действующий в п. 4 ст. 35 НК2 порядок управления плательщиком своего права на льготы.

Плательщик вправе:

– использовать льготы по налогам, сборам (пошлинам) с момента возникновения правовых оснований для их применения и в течение всего периода действия этих оснований;

– отказаться от использования льгот по налогам, сборам (пошлинам) либо приостановить их использование на один или несколько налоговых периодов.

Исходя из вопросов, возникавших на практике, связанных с разграничением таких понятий, как «неиспользование льготы» и «отказ от льгот», а также с учетом того, что плательщик может использовать налоговые льготы при наличии нескольких условий, одним из которых является отказ от их использования, новация фактически вводит порядок управления плательщиком своим правом на льготы, облекая в письменную или электронную форму волеизъявление плательщика.

3. Закреплено в п. 3 ст. 38 НК2 и одновременно в ст. 137 НК2 право на проведение зачета не только излишне уплаченной (взысканной) суммы налога, сбора (пошлин), пеней, но и разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.

 

Уточнены некоторые вопросы представления налоговых деклараций

По предложению бизнес-сообщества в п. 4 ст. 44 НК2:

– установлен срок представления налоговых деклараций при прекращении деятельности на территории Республики Беларусь иностранных организаций и их представительств по аналогии со сроком их представления при прекращении деятельности иностранных организаций через постоянное представительство – не позднее чем за 5 рабочих дней до прекращения такой деятельности;

– терминология приведена в соответствие с терминологией подп. 2.2 п. 2 ст. 72 НК2.

Корректировке также подвергнута часть первая п. 5 ст. 45 НК2. Согласно внесенным новациям налоговая декларация при реорганизации организации в форме присоединения представляется правопреемником этой организации в соответствии с требованиями части первой п. 2 ст. 40 НК2:

– не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем реорганизации;

– отдельно по деятельности присоединенной организации за период до внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи о прекращении деятельности присоединенной организации.

Данная корректировка позволит обеспечить единый порядок представления налоговых деклараций* правопреемниками реорганизованных организаций.

 

* Порядок и особенности заполнения налоговой декларации (расчета) по НДС в 2020 г.

 

Наталья Звороно, член правления, эксперт, советник по налоговым вопросам АБ «Горецкий и партнеры»

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup