Алгоритм действий организации по освобождению от административных взысканий за нарушения таможенного законодательства и уплаты пеней

15 января 2016

Организации, нарушившие нормы таможенного законодательства, при соблюдении определенных условий вправе получить освобождение от уплаты штрафа и пени.

Порядок такого освобождения определен Указом Президента Республики Беларусь от 23.07.2015 № 340 «О порядке освобождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий и уплаты пеней», которым утверждены:

  • Положение о порядке освобождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий и уплаты пеней (далее – Положение);
  • Положение о Межведомственной комиссии по освобождению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий и уплаты пеней;
  • состав Межведомственной комиссии по освобождению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий и уплаты пеней (далее – Комиссия).

Рассмотрим, что надо сделать организациям, претендующим на такое освобождение.

От каких «таможенных» взысканий организация может получить освобождение?

Уполномоченные на то должностные лица таможенных органов имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях по ст. 9.21, 11.26, 11.44, ч. 4 ст. 12.17, ст. 12.23, ч. 1–3 ст. 12.27, ст. 12.29, ч. 1–4 ст. 12.30, ч. 9 ст. 13.6, ст. 13.10, 13.11, 14.1–14.16, ч. 1 и 4 ст. 18.20, ст. 18.42, 18.43 (в части управления тяжеловесным и (или) крупногабаритным транспортным средством без специального разрешения, выдаваемого в порядке, установленном законодательством, или с нарушением условий, определенных в таком разрешении, или отклонения от маршрута, указанного в этом разрешении),  23.16, ч. 1 и 2 ст. 23.23, ст. 23.32, 24.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) (ст. 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

Однако нормы Положения можно применить не ко всем статьям КоАП, перечисленным выше (см. табл. 1).

Таблица 1

Статья КоАП

Наименование

Применение Положения

Ст. 11.26

Незаконное использование деловой репутации конкурента

+

Ст. 11.44

Нарушение установленного срока представления статистической декларации либо отсутствие такой декларации

+

Ст. 12.17

Нарушение правил торговли и оказания услуг населению

+

Ст. 12.23

Нарушение порядка оборота, перемещения, транзита алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта, табачного сырья и табачных изделий

+

Ст. 12.27

Незаконные перемещение, хранение табачных изделий и алкогольных напитков, производство, переработка, хранение, перемещение непищевой спиртосодержащей продукции, этилового спирта, табачного сырья, реализация этих продукции, спирта, сырья и алкогольных напитков

+

Ст. 12.29

Нарушение порядка вывоза товаров из Республики Беларусь

+

Ст. 12.30

Незаконное обращение нефтяного жидкого топлива в Республике Беларусь

+

Ст. 13.6

Неуплата или неполная уплата суммы налога, сбора (пошлины), таможенного платежа

+

Ст. 13.10

Нарушение порядка и (или) сроков исполнения поручений, решений органа Комитета государственного контроля Республики Беларусь, налогового или таможенного органа о перечислении, взыскании налога, сбора (пошлины), таможенного платежа, пени, а равно неисполнение указанных документов

+

Ст. 13.11

Неисполнение решения органа Комитета государственного контроля Республики Беларусь, налогового или таможенного органа о приостановлении операций по счетам плательщика, налогового агента, иного обязанного лица

+

Ст. 14.1

Перемещение товаров через таможенную границу Таможенного союза вне определенных законодательством мест или в неустановленное время

+

Ст. 14.2.

Недоставка, выдача (передача) без разрешения таможенного органа либо утрата находящихся под таможенным контролем товаров или утрата документов на них

+

Ст. 14.3

Покидание пункта ввоза или вывоза до завершения в отношении товаров таможенных операций, связанных с выпуском этих товаров

+

Ст. 14.4

Нарушение порядка убытия товаров с таможенной территории Таможенного союза

+

Ст. 14.5

Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров

+

Ст. 14.6

Нарушение требований и условий таможенной процедуры, порядка использования и распоряжения условно выпущенными товарами

+

Ст. 14.7

Использование находящихся под таможенным контролем транспортных средств в нарушение установленного законодательством порядка

+

Ст. 14.8.

Нарушение сроков представления таможенной декларации либо непредставление документов, на основании которых заполнена таможенная декларация

+

Ст. 14.9

Нарушение порядка ведения учета товаров либо порядка представления отчетности

+

Ст. 14.10

Несоблюдение порядка таможенного транзита

+

Ст. 14.11

Непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы

+

Ст. 14.12

Проведение операций с товарами без разрешения таможенного органа

+

Ст. 14.13

Изменение, удаление, уничтожение, замена, повреждение или утрата средств идентификации

+

Ст. 14.14

Нарушение требований и (или) условий временного хранения товаров

+

Ст. 14.15

Нарушение требований законодательства к местам хранения товаров, находящихся под таможенным контролем

+

Ст. 14.16

Нарушение требований, предъявляемых к зонам таможенного контроля

+

Ст. 9.21

Нарушение авторских, смежных и патентных прав

Ст. 18.20

Эксплуатация или допуск к участию в дорожном движении транспортного средства без договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Ст. 18.42

Осуществление международной автомобильной перевозки без разрешения или международного сертификата технического осмотра

Ст. 18.43

Нарушение порядка участия в дорожном движении тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств

Ст. 23.16

Непредставление документов, отчетов и иных материалов

Ст. 23.23

Нарушение порядка использования иностранной безвозмездной помощи

Ст. 23.32

Нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь

Ст. 24.3

Непринятие мер по частному определению (постановлению) суда или представлению об устранении нарушений законодательства, причин и условий, способствующих совершению правонарушений

 

Решения о полном или частичном освобождении организаций от административных взысканий и уплаты пеней принимает Комиссия.

Справочно: пени – денежные суммы, которые плательщик (иное обязанное лицо) должен уплатить в случае исполнения налогового обязательства в более поздние сроки по сравнению с установленными законодательством. Сумма соответствующих пеней уплачивается дополнительно к причитающейся к уплате сумме налога, сбора (пошлины) независимо от применения других способов обеспечения исполнения налогового обязательства, а также мер ответственности за нарушение законодательства (ст. 52 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее – НК).

Пошаговые действия организации по освобождению от административных взысканий и уплаты пеней

Шаг 1. Организация должна составить ходатайство для полного или частичного освобождения от административного взыскания и (или) уплаты пеней.

Форма такого ходатайства не утверждена. Однако есть требования к его содержанию.

Так, в нем необходимо указать:

  • причины, побудившие заявителя подать ходатайство;
  • обоснованные сведения о социальных и экономических последствиях наложения административного взыскания и (или) уплаты пеней и последствиях освобождения от него, включая информацию о значимости для Республики Беларусь (ее административно-территориальной единицы) результатов, которые заявитель обязуется достигнуть в случае освобождения его от административного взыскания и (или) уплаты пеней;
  • информацию о привлечении должностных лиц (иных работников), виновных в допущенных нарушениях, к дисциплинарной или иной ответственности, применении к ним иных мер воздействия;
  • информацию об органе принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов, исполняющем постановление о наложении административного взыскания (далее – орган принудительного исполнения);
  • просьбу о полном или частичном освобождении заявителя от административного взыскания и (или) уплаты пеней.

Обращаем внимание, что такое ходатайство организация может подать в течение 1 года со дня вынесения:

  • постановления о наложении административного взыскания;
  • решения, на основании которого производится взыскание пеней.

Справочно: заявитель не имеет права подать ходатайство:

  • в отношении исполненного (уплаченного, взысканного) административного взыскания (его части), уплаченных (взысканных) пеней (их части);
  • если он находится в процессе ликвидации (прекращения деятельности);
  • до погашения имеющейся у него задолженности по налогу, сбору (пошлине), в связи с неуплатой, несвоевременной или неполной уплатой которых наложено административное взыскание и начислены пени;
  • если вопрос об освобождении от административного взыскания и (или) уплаты пеней был рассмотрен Комиссией и заявителю отказано (полностью или частично) в удовлетворении ходатайства.

Шаг 2. К ходатайству надо обязательно приложить определенные документы.

К таким документам относятся:

  • годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность заявителя за предыдущий год, а также промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность на последнюю отчетную дату текущего года (в случае ее составления);
  • справка об основных экономических показателях заявителя по форме, утвержденной постановлением Минэкономики Республики Беларусь от 10.08.2015 № 47;
  • копия постановления о наложении административного взыскания в отношении заявителя (в случае обращения за освобождением от административного взыскания) и копия решения по жалобе (протесту) на постановление по делу об административном правонарушении (в случае обжалования или опротестования такого постановления);
  • копия решения, на основании которого производится взыскание пеней, начисленных в соответствии со ст. 52 НК.

Шаг 3. Ходатайство с документами надо направить в вышестоящую организацию, а при отсутствии таковой – в облисполком (Минский горисполком) по месту его государственной регистрации.

Справочно: ходатайство направляется заявителем – организацией:

  • находящейся в подчинении – в Управление делами Президента Республики Беларусь, Национальную академию наук Беларуси, республиканский орган государственного управления, иную государственную организацию, подчиненную Правительству Республики Беларусь, в подчинении (ведении, составе, системе) которых она находится;
  • не находящейся в подчинении (ведении, составе, системе) – в облисполком (Минский горисполком) по месту ее государственной регистрации.

Шаг 4. При получении положительного решения Комиссии в течение года со дня его получения отчитаться перед вышестоящей организацией или облисполком (Минским горисполкомом) о результатах, которых организация фактически достигла в случае ее полного или частичного освобождения от административного взыскания и (или) уплаты пеней.

Алгоритм действий государственного органа, Комиссии в части принятия решения об освобождении от административных взысканий и уплаты пеней и заявителя в части его исполнения представлен в табл. 2.

Таблица 2

Государственный орган, получивший ходатайство и документы

Данный орган должен:

  1. в течение 3 рабочих дней после поступления ходатайства и документов направить запрос о представлении ему информации:
  • о полной уплате налогов, сборов (пошлин), в связи с неуплатой, несвоевременной или неполной уплатой которых наложено административное взыскание и начислены пени, и о состоянии иных расчетов заявителя с бюджетом.

Направляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится или проживает заявитель;

  • о размере уплаченного (взысканного) административного взыскания;

Направляется в орган принудительного исполнения (таможенный орган, составивший административный протокол);

  1. не позднее 2 рабочих дней после получения запрашиваемых сведений уведомить таможенный орган, исполняющий постановление, о необходимости приостановления исполнения постановления;
  2. не позднее 5 рабочих дней после получения запрашиваемых сведений представить в комиссию через МНС:
  • заключение о целесообразности (нецелесообразности) полного или частичного освобождения заявителя от административного взыскания и (или) уплаты пеней по форме, утверждаемой МНС;
  • необходимые документы и сведения

Комиссия

1. В месячный срок со дня получения всех необходимых документов принять решение о полном или частичном освобождении заявителя от административного взыскания и (или) уплаты пеней либо об отказе в удовлетворении ходатайства.

2. В течение 5 рабочих дней со дня подписания протокола заседания комиссии письменно уведомить о принятом решении заявителя, государственный орган, а также государственный орган, организацию, вынесшие постановление, и государственный орган, организацию, исполняющие постановление.

 

Справочно: Комиссия вправе отложить рассмотрение ходатайства до очередного заседания комиссии с направлением заявителю рекомендаций для выполнения. В случае если рассмотрение ходатайства было отложено, вышеуказанный месячный срок исчисляется со дня получения информации от заявителя о выполнении (невыполнении) рекомендаций комиссии

Заявитель

Обязан в течение года после принятия Комиссией решения проинформировать государственный орган о результатах, которых он фактически достиг в случае его полного или частичного освобождения от административного взыскания и (или) уплаты пеней

 

Андрей Аброскин, экономист, специалист таможенного дела
Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Читайте также

Рубрики
Наверх
http://www.gb.by/aktual/gosudarstvennoe-regulirovanie/algoritm-deistvii-organizatsii-po-osvobo

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.