Какие изменения в работе повлекут изменения в Закон Республики Беларусь «О транспортно-экспедиционной деятельности» с 18 февраля 2019 года


С 18 февраля 2019 г. вступают в силу изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь «О транспортно-экспедиционной деятельности», внесенные Законом Республики Беларусь от 09.11.2018 № 145-З  (далее – Закон № 145-З).

Вносимые изменения и дополнения носят в основном редакционный характер и направлены в т.ч.  на согласование отдельных норм Закона Республики Беларусь от 13.06.2006 № 124-З «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее – Закон № 124-З) с нормами других законодательных актов.

Остановимся на основных изменениях в Законе № 124-З  и проанализируем, необходимо ли проводить ревизию договоров транспортной экспедиции.

 

Понятийный аппарат. Сфера действия Закона № 124-З

Скорректирован понятийный аппарат Закона № 124-З: исключены термины «грузоотправитель», «грузополучатель», «перевозчик» и их определения, поскольку они установлены и регламентированы другими актами законодательства в сферах автомобильного, водного, воздушного и железнодорожного транспорта. Одновременно расширено определение клиента.

Справочно: клиентом в соответствии с внесенными изменениями может быть не только грузополучатель или грузоотправитель, но и любое лицо, заключившее с экспедитором договор транспортной экспедиции.

Для применения в Законе № 124-З единого понятия документов, используемых при транспортно-экспедиционной деятельности, введено определение сопроводительных документов.

Справочно: сопроводительные документы − это транспортные (перевозочные) и (или) грузосопроводительные документы, оформленные при выполнении перевозки груза в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь, а также международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза.

К транспортно-экспедиционным услугам отнесена в т.ч. организация процесса перевозки любым видом транспорта экспресс-груза, являющегося таковым в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза.

Напомним, что с 23 июля 2016 г.  транспортно-экспедиционные услуги не подлежат обязательному подтверждению соответствия*. Поэтому из текста Закона № 124-З исключена ст. 14 «Подтверждение соответствия транспортно-экспедиционных услуг требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации».

____________________________________________

* Указ  Президента Республики Беларусь от 20.07.2016 № 278 «О мерах по обязательному подтверждению соответствия» и постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21.10.2016 № 849 «О некоторых вопросах подтверждения соответствия в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь».

 

Исключены  положения, аналогичные нормам Гражданского кодекса

Разберем, какие же нормы исключены из Закона № 124-З, но не из реальной области правового регулирования.

Свобода договора, одностороннее расторжение договора, ответственность за неисполнение договора

Исключено положение о том, что участники транспортно-экспедиционной деятельности свободны в выборе договора, определении его условий, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь. Эта норма дублируется с положениями ст. 2 Гражданского кодекса (далее – ГК).

Исключена ст. 20, предусматривающая возможность одностороннего расторжения договора транспортной экспедиции. Однако это не говорит о том, что теперь участники договора транспортной экспедиции не могут расторгнуть договор в одностороннем порядке. Аналогичная норма содержится в ст. 759 ГК.

Исключена, как дублирующая,  норма о том, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору транспортной экспедиции экспедитор и клиент несут ответственность в порядке и размере, определяемых в соответствии с ГК.

 

Исключение Правил транспортно-экспедиционной деятельности

Из перечня актов законодательства, регулирующих транспортно-экспедиционную деятельность, исключены Правила транспортно-экспедиционной деятельности (далее – Правила). Однако основные положения, определяющие правовое регулирование транспортно-экспедиционной деятельности, ранее не содержавшиеся в Законе № 124-З, включены в него.

В связи с исключением Правил из области законодательства о транспортно-экспедиционной деятельности также упраздняются и установленные ими примерные формы поручения экспедитору, расписки экспедитора о принятии груза в свое ведение, заказа-поручения.

Все вопросы осуществления транспортно-экспедиционной деятельности, не урегулированные Законом № 124-З, будут устанавливаться сторонами договора.

 

Права и обязанности экспедитора и клиента

Статьи Закона № 124-З, определяющие права и обязанности экспедитора и клиента, претерпели изменения. Проанализируем, появилось ли действительно что-то новое в правах и обязанностях сторон договора транспортной экспедиции и нужно ли корректировать договоры транспортной экспедиции.

Права и обязанности клиента

Права клиента дополнены такими правами, как объявлять ценность груза, распоряжаться грузом или передавать право распоряжения грузом иным лицам, приостанавливать перевозку груза или изменять пункт назначения. Данные права, ранее отсутствовавшие в Законе № 124-З,  перенесены из Правил.

Статья 22 Закона № 124-З, определяющая обязанности клиента, изложена в новой редакции. Однако фактически она дополнена лишь некоторыми обязанностями клиента, перенесенными из Правил:

  • своевременно письменно уведомить экспедитора о необходимости изменения условий перевозки груза;
  • обеспечить оформление сопроводительных документов, если обязанность оформления таких документов возложена на клиента, нести ответственность за их полноту и достоверность;
  • если иное не указано в договоре транспортной экспедиции, обеспечить предъявление груза, требующего защиты от повреждения, в исправных упаковке, таре, соответствующих для них требованиям.

Одновременно из обязанностей клиента, установленных ст. 22 Закона № 145-З, исключена необходимость:

  • представить экспедитору документы и другую информацию для надлежащего исполнения договора транспортной экспедиции;
  • указывать особые свойства груза, вследствие которых может быть причинен вред самому грузу, третьим лицам или их имуществу, другим грузам или окружающей среде, а также свойства груза, подверженного быстрой порче.

Важно! Данное исключение не означает, что клиент больше не обязан исполнять эти обязательства. Эту обязанность на него возлагает п. 1 ст. 757 ГК.

Права и обязанности экспедитора

Статья 23 дополнена следующими правами экспедитора, перенесенными из п. 34 Правил:

  • выступать в качестве грузоотправителя или грузополучателя;
  • принимать груз в свое ведение по внешним признакам (количество мест, вид и состояние упаковки, тары) и сопроводительным документам;
  • в случае принятия в свое ведение груза вносить в транспортные (перевозочные) документы сведения, касающиеся его внешних признаков (количество мест, вид и состояние упаковки, тары);
  • в случае принятия в свое ведение груза проверять правильность погрузки и размещения груза в транспортном средстве и требовать от грузоотправителя устранения выявленных недостатков.

Рекомендуем указывать данные положения в договоре  транспортной экспедиции.

Из обязанностей экспедитора, установленных ст. 25 Закона № 124-З, исключена обязанность запрашивать у клиента дополнительную информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки и иную информацию, необходимую для надлежащего исполнения договора транспортной экспедиции, в случае представления клиентом неполной информации. Однако несмотря на исключение из Закона № 124-З, такая обязанность экспедитора сохраняется, так как установлена п. 2 ст. 757 ГК.

 

Порядок предъявления претензий и исков

Претерпела изменения ст. 30 Закона № 124-З, регламентирующая вопросы предъявления претензий и исков.

В связи с упразднением Правил, определяющих порядок и сроки предъявления претензии к экспедитору, эти нормы перенесены на уровень закона. Так, до предъявления к экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, обязательно предъявление экспедитору претензии, если иное не предусмотрено договором транспортной экспедиции. Физическое лицо вправе предъявить иск к экспедитору без предъявления ему претензии.

Если в перечень оказываемых транспортно-экспедиционных услуг входит организация перевозки грузов, претензии к экспедитору предъявляются:

  • в течение срока предъявления претензии перевозчику, установленного на том виде транспорта, которым осуществляется перевозка, не являющаяся смешанной;
  • в течение срока предъявления претензии перевозчику, установленного на том  виде транспорта, на котором имели место обстоятельства, ставшие причиной предъявления претензии, если осуществлялась смешанная перевозка;
  • в течение срока предъявления претензии перевозчику, установленного на том виде транспорта, которым осуществлялась доставка груза в конечный пункт назначения, определенный договором транспортной экспедиции, если осуществлялась смешанная перевозка груза и не известен вид транспорта, на котором имели место обстоятельства, ставшие причиной предъявления претензии.

Светлана Маковская, начальник управления таможенного транзита и законодательства БАМАП

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup