НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРАВОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ РАЗЪЯСНЯЕТ: С 10 августа 2015 г. начнут действовать новые правила осуществления расходных операций при приостановлении операций по счету организации и наложении ареста на денежные средства на нем (Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 07.05.2015 № 190 «О внесении изменений и дополнения в указы Президента Республики Беларусь»)


С 10 августа меняется порядок осуществления расходных операций при приостановлении операций по счетам и наложении ареста на денежные средства на счетах.

Уяснить суть происходящих при этом изменений в правах организаций по распоряжению средствами на их счетах можно исходя из положений 2 законодательных актов:

– порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 29.06.2000 № 359;

– Указа Президента Республики Беларусь от 15.05.2008 № 267 «О некоторых вопросах осуществления расходных операций и внесении дополнений и изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 29 июня 2000 г. № 359» (далее – Указ № 267).

Комментируемый Указ внес в эти акты комплексные изменения, которые мы и рассмотрим.

Возможные расходные операции и условия их проведения

Указом № 267 установлен единый правовой режим счета при приостановлении операций по нему независимо от того, каким из компетентных государственных органов (должностных лиц) приостановлены операции. При этом он не содержит никаких ограничений по предмету расходных операций по счету, допустимых при наличии в банке решения о приостановлении операций. Однако для большинства расходных операций установлены особые условия их осуществления. Рассмотрим условия проведения расходных операций по счету в период приостановления операций по нему (см. таблицу).
 

Предмет расходной операции

Условия проведения

Примечание

Платежи в бюджет (включая государственные целевые бюджетные фонды) и государственные внебюджетные фонды (включая ФСЗН), осуществляемые по обязательствам лица, операции по счетам которого приостановлены

Без каких-либо условий

Платежи могут осуществляться как по инициативе плательщиков (платежным поручением), так и на основании платежных требований соответствующих государственных органов, наделенных правом бесспорного взыскания средств со счетов

Платежи, связанные с исполнением банком решений налогового органа о взыскании налога, сбора (пошлины), пеней и (или) постановлений органов ФСЗН о бесспорном взыскании недоимки, начисленных пеней в бюджет ФСЗН за счет средств дебиторов плательщика – организации

1. Если в банке отсутствуют как решение о приостановлении операций по счету, принятое органом КГК, так и постановления (определения) о наложении ареста – без каких-либо условий.

2. Если в банке имеются решение о приостановлении операций по счету, принятое органом КГК, либо постановление (определение) о наложении ареста – при условии, что все органы (должностные лица), принявшие решение о приостановлении операций по счету, и органы (должностные лица), принявшие постановление (определение) о наложении ареста, дали разрешение на проведение платежа

 

 

 

 

 

 

С заявлением на получение разрешения обращается налоговый орган или орган ФСЗН

Иные платежи

При условии, что все органы (должностные лица), принявшие решение о приостановлении операций по счету, и органы (должностные лица), принявшие постановление (определение) о наложении ареста, дали разрешение на проведение платежа

С заявлением на получение разрешения могут обратиться:

1) владелец счета;

2) иные лица (взыскатели), которым законодательными актами или договором предоставлено право бесспорного (безакцептного) списания средств со счета;

3) банк (в целях возврата средств, зачисленных на счет ненадлежащего получателя в результате технической ошибки банка)

 

Все вышесказанное применительно к осуществлению расходных операций при приостановлении операций по счету актуально и для осуществления таких операций при наложении ареста на денежные средства на счете, но лишь в пределах суммы, на которую наложен арест. Сравним: при приостановлении операций по счету правовой режим счета меняется в целом, независимо от суммы недоимки, послужившей основанием для применения такой меры к организации.
 

Важно! Обратите внимание на уточнение в таблице, касающееся платежей в бюджет. Указом № 267 предусмотрено, что без каких-либо разрешений осуществление таких платежей возможно только по обязательствам лица, по счету которого приостановлены операции (исключение составляют случаи принудительного взыскания по решениям налоговых органов налогов, сборов (пошлин) и пеней со счетов дебиторов плательщиков – организаций, имеющих соответствующую недоимку). Из вышесказанного не следует, что в ситуации, когда операции по счету не приостановлены, налоги, сборы (пошлины) могут быть уплачены одним лицом за другое. Это допустимо только в случаях, прямо предусмотренных законодательными актами. Примером может служить часть третья п. 1 ст. 99 Закона Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь», согласно которой при взыскании таможенных платежей обязанность по их уплате за плательщика вправе исполнить иное заинтересованное лицо.

Максим Коршекевич, заместитель начальника отдела бюджетно-финансового, налогового и банковского законодательства управления законодательства о гражданских, финансово-экономических и экологиче

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться:
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.