В 2014 г. оснований для приостановления операций по счету в банке станет больше (Комментарий к ст. 53 Налогового кодекса РБ и иным законодательным документам, регулирующим порядок приостановления банковских счетов)

28 ноября 2013

За нарушения налогового законодательства налоговый орган может приостановить операции по банковскому счету плательщика

Налоговый орган вправе приостановить операции по счету при наличии одного из следующих оснований (п. 2 ст. 53 Налогового кодекса РБ, далее – НК):

1) плательщик (иное обязанное лицо) в установленные сроки не исполнил налоговое обязательство, не уплатил пени.

Приостановление операций по этому основанию возможно как в случае неуплаты текущих налогов, сборов (пошлин), пеней, так и в случае неуплаты указанных платежей, выявленной по результатам проверок, проведенных в порядке, установленном Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 510). Соответственно решение о приостановлении операций по счетам в случае неисполнения плательщиком (иным обязанным лицом) налогового обязательства может быть принято как на основании отраженных в акте (промежуточном акте) проверки фактов данного нарушения, так и по результатам камеральной проверки, выявившей наличие текущей недоимки;

2) плательщик (иное обязанное лицо) не представил в налоговый орган налоговые декларации (расчеты) по налогам, сборам (пошлинам);

3) плательщик (иное обязанное лицо) не представил в налоговые органы или их должностным лицам документы бухгалтерского и (или) налогового учета, специальные разрешения (лицензии), иные документы (сведения) для проведения проверки.

В отношении третьего основания для приостановления операций по счету отметим, что налоговое законодательство возлагает на плательщиков (иных обязанных лиц) ряд обязанностей по представлению в налоговый орган документов или сведений. Например, должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого плательщика (иного обязанного лица), а также у государственных органов, иных организаций и физических лиц, обладающих документами и (или) информацией, имеющими отношение к деятельности и (или) имуществу проверяемого плательщика (иного обязанного лица), на безвозмездной основе необходимые для проверки документы и (или) информацию, в т.ч. в электронном виде (абз. 4 п. 4 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом № 510, п. 1 ст. 75 НК). Лицо, которому адресован запрос о представлении информации и (или) документов, обязано в установленный в запросе срок направить или выдать их должностному лицу налогового органа, требующему указанные информацию и (или) документы, или сообщить об их отсутствии. Документы представляются в виде заверенной должным образом копии. При невозможности представления копий представляют подлинники документов.

Решение о приостановлении операций по счету принимает руководитель налогового органа или его заместитель. Такое решение доводится налоговым органом до руководителя (представителя) банка, а также плательщика (иного обязанного лица). Аналогичным образом указанные лица информируются об окончании приостановления операций по счету.

Новации 2014 г.

Проектом закона о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь устанавливаются дополнительные основания для приостановления операций по счетам плательщика в банке.

Так, в новом п. 2-1 ст. 53 НК предусматривается, что решение о приостановлении операций плательщика (иного обязанного лица) по его счетам в банке принимает руководитель (его заместитель) налогового органа в случаях:

• включения плательщика (иного обязанного лица) в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере.

Справочно: основания включения субъектов предпринимательской деятельности в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере и исключения из него установлены Указом Президента РБ от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств»;

• если сумма денежных средств, поступившая на счета юридического лица, индивидуального предпринимателя в банках за месяц, превысила 5 000 базовых величин и при этом руководитель этого юридического лица, индивидуальный предприниматель или иное уполномоченное в установленном порядке действовать от имени юридического лица, индивидуального предпринимателя лицо не располагает сведениями о фактических обстоятельствах осуществления предпринимательской деятельности, в результате которой поступили указанные средства.

Марина Лазарь, главный специалист отдела криминологической экспертизы проектов правовых актов об экономической деятельности ГУ «Научно-практический центр проблем укрепления законности и право

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться:
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.